Екатерина II китайский дворец Шкатулкой с Драгоценностями называла. Из истории. Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием Собственная Дача. В годы Великой Отечественной войны на территории Ораниенбаума не было военных действий, но в результате 29-месячной блокады, артобстрелов и бомбежек частично пострадал и Китайский дворец.
Китайский дворец расположился на юго-западе парка. Китайский дворец в Ораниенбауме олицетворял собою эстетические пристрастия и модные влияния 18 в., убранство дворца выполнено с изумительной фантазией и выдающимся мастерством русскими и европейскими художниками и мастерами. Дворец Changchun, что в переводе с китайского языка означает Дворец Вечной Весны, является одним из шести дворцов в западной части Запретного города.
Многое из созданного по замыслам Екатерины по прошествии времени было утрачено, однако главное сооружение резиденции – Китайский дворец с его роскошным внутренним убранством – судьба уберегла от разрушения и забвения. Китайский дворец (Ломоносов) строился, когда русское зодчество находилось в переходном периоде. Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 – 1768 годах. Китайский дворец (Ломоносов) создан таким образом, что его внешний облик, сочетание объемов, соотношения и пропорции отдельных частей определяют расположение внутренних помещений.
Китайский дворец расположен в глубине Верхнего парка дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» и со всех сторон окружен зеленью. Китайский дворец возведен в верхнем парке в 1762 – 1768 годах. Согласно историческим документам изначально Китайский дворец носил название «Голландский домик». Китайский дворец строили и украшали талантливые мастера того времени – лепщики, мозаичисты, мраморщики, паркетчики, позолотчики, резчики по дереву и другие.
Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда — в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородов. Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями». В самом сердце Верхнего парка Ораниенбаумского комплекса возвышается Китайский дворец, утопающий в зелени. Китайский дворец вначале был одноэтажным.
Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда— в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородов. Китайский дворец стоит на невысоком выступающем стилобате, который образует своеобразную террасу. После 1917 года Китайский дворец стал музеем. Китайский дворец (СПб) средний по размеру имеет немного вытянутое здание. Эта информация необходима всем, кто собирается посетить Китайский Дворец.
Таким образом, складывается впечатление, что дубы связывают Китайский дворец с большим парком. Китайский дворец – это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда— в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородов. Китайский дворец Ораниенбаума является единичным случаем архитектурного сооружения в стиле рококо в России.
В середине XIX века китайский дворец меняет свой внешний облик – здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания. Как исторический музей Китайский дворец стал в 1922 году. Глядя на Китайский дворец в Ораниенбауме, туристы признают его шедевром русского зодчества.
Китайский дворец внутри выдержан в восточных мотивах. Китайский дворец — один из самых хорошо сохранившихся дворцов. Китайский дворец в Ораниенбауме — одна из красивейших построек на территории дворцово-паркового ансамбля в г. Ломоносов. Китайский дворец в Ораниенбауме (Санкт-Петербург) был построен таким образом, что объемы, внешний облик, а также пропорции отдельных частей здания определили размещение внутренних помещений. Но благодаря тому, что в середине XVIII века в Россию пришла мода на все восточное, в здании появился китайский и японский фарфор, а дворец официально сменил свое европейское название на азиатское.
Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача». Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц. Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда— в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородовL 6.
Авторами проекта являлись архитекторы Дж. За ними — еще один большой внутренний двор. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов советские войска отстояли «Ораниенбаумский пятачок», что не позволило немецкой армии оккупировать Ораниенбаум.
Человек будет на ней передвигаться и обслуживать здание, открывать «продыхи», чтобы уходила влага. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже.
Самым известным событием, происходившим в Зале Муз, можно назвать пышное торжество по случаю прибытия в Россию в 1818 году прусского короля Фридриха Вильгельма III, «приехавшего благословить колыбель своего новорожденного внука», будущего императора Александра II. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Название, которое получил Китайский дворец (Санкт-Петербург), условно. Самым важным из всех считалась земля, которая обозначала центр.
На островках располагались пять маленьких беседокL 2. Благодаря слаженной работе сотрудников КГИОП, Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Государственного Эрмитажа летом 2009 года произошло долгожданное событие – реставрация уникальных музейных предметов. Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз— Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена).
В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. Автором этих работ является французский художник Жан де Сампсуа (Сансуа), приехавший в Россию в 1755 году. В деревянные панели включены три живописных полотна — аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара — Якопо Гуарана. При этом средняя часть паркета решена в форме квадрата, в то время как плафон на потолке овальный.
Ответ крылся в старой русской пословице: «Терпение и труд все перетрут». В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Их исполнила М. -А. На одной его стороне изображена корзина с цветами и фруктами, а на другой— птица на фоне двух китайских пагодL 7. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Только после этого завершающего «штриха» стало возможным увидеть и понять первоначальный авторский замысел, главная задача которого состояла в достижении удивительной согласованности и целостности восприятия разных по художественному воплощению элементов декора такого необычного даже для своей эпохи интерьера.
С приходом новой хозяйки, супруги великого князя Елены Павловны, начался второй, не менее значительный этап жизни Стеклярусного кабинета – он переживает одну из своих первых реставраций, в результате которой разбираются пришедшие в полную негодность панели лазоревого цвета и знаменитый «мозаичной работы» пол из смальты. Потолок Большого Китайского кабинета украшен живописным плафоном, представляющим аллегорическое изображение «Союз Европы и Азии», которое трактуется и как «Китайская свадьба» его автором считается С. Бароцци. В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Вторая категория— это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины.
Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ). Собрание плафонов, хранящееся здесь, отличается высоким мастерством изготовления. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Он органично вписался в канву барокко и рококо.
Сегодня это и популярный у туристов со всего мира музей и место паломничества буддистов, по-прежнему используемое для проведения буддистских ритуалов (само название Потала отсылает к великой для буддистов горе, на которой обитает бодхисатва Ченрези (Авалокитешвара), которого на земле представляет далай-лама). Строительство Большого (Меньшиковского) дворца в стиле барокко началось в 1711 году, а дата освящения дворцовой церкви – 3 сентября 1727 года – считается его окончанием. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом — раковиной и гирляндами. Свой нынешний облик Будуар обрел в 1853 году, когда картины были заменены на ореховые панно, перемещенные из Камерюнгферской (или Туалетной) на половине императрицы Екатерины II. В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. Руски.
Ансамбль «Собственная дача» расположился в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
Значит, нам для работы оставались только эти 60 см. Мраморная скульптура Тритон, спасющий детей (ск. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана,, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). Композиции создавались группой русских мастеров под руководством Г. Шталмеера, вероятно, по рисункам С. Бароцци, поскольку именно он написан плафон для этого зала, называемый «Союз Европы и Азии» им же были расписаны падуги потолка. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно.
По «малой дороге жизни» уникальные предметы декоративно-прикладного искусства перевезли и передали в фонды Эрмитажа и в Исаакиевский собор. Автором картины «Афродита и Адонис», представленной в Штукатурном покое, был итальянский художник XVIII века Пьетро Ротари. Балдасев восстановил поломанную во многих местах резьбу рам Стеклярусного кабинета. В центре него находятся партеры с большим количеством редких цветов.
Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. Любительница «строить и сажать», Екатерина за свою жизнь создаст немало дворцов и парков, но именно здесь, в Ораниенбауме, реализовались ее самые первые смелые идеи и мечты. Вторая категория— это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. Торелли прибыл Россию в 1758 году, оставив службу при Саксонском королевском дворе.
Всего во дворце 17 помещений. Этот блестящий образец стиля рококо прежде всего знаменит своими стеклярусными панно. Все работы проводились «под смотрением» А. Ринальди и по его чертежам. Не менее знаменитый дворец Китая— Потала— располагается в тибетских горах. Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт. В 1860 г. сделана мраморная лестница-спуск к воде. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым.
Рядом с Розовой гостиной, на оси малой анфилады, находится Штофная опочивальня. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Это Ломоносов.
По всей видимости, панно от каминного экрана и два десюдепорта были накатаны на один вал. 27 июля 1774 года императрица «в зале жаловала к руке. Однако сейчас появились доказательства, что их сделали девять русских женщин-золотошвей. Многочисленные панно, настенная живопись, плафоны занимают важное место в его интерьерах. После такого «обновления» исчезает объемность рисунка, а доминирующим цветом интерьера становится малиновый. Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова.
Но так случилось, что в 1727 году господин Меньшиков был отправлен императором в ссылку. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. Главный вход тоже находится на южной стороне.
Эта комната из-за своей миниатюрности (менее шести квадратных метров) именовалась еще и «Кабине-тиком». От фасада вниз идут террасы. Рисунки для изготовления стеклярусных панно были выполнены «вольным живописных дел мастером», Серафино Бароцци, который работал в Петербурге, в 1762 г. Стеклярус изготовили на Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, организованной неподалеку от Ораниенбаума М. В. Все картины посвящены теме любви и отражают возвышенные чувства героев. Один из таких пригородов расположен в 40 км от города. Десюдепорты Штукатурного покоя – «Венера» и «Тоскующий Марс» – также принадлежат кисти Торелли. Все декоративное оформление Зала Муз подчинено единому художественному замыслу, что придает этому удивительному интерьеру гармоничный облик.
В древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почтение. иностранных министров», а затем состоялся торжественный ужин зз «четырьмя круглыми столами» с участием дипломатов, дававшийся в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира, который закреплял победу России в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Кабинет венчается плафоном работы Г. Дициани – аллегорическим изображением «Фортификация».
Кисти Бейдемана приписывается и большая авторская работа «Тритон и Нереида», оформляющая пространство стены вокруг камина однако эту композицию нельзя отнести к творческим удачам известного художника, так как ей недостает выразительности и динамики. Среди них – работа С. Торелли «Селена и Эндимион», которая считается одним из лучших произведений итальянского мастера. В 1935 году Ораниенбаум был взят под государственную охрану как уникальный историко-культурный комплекс.
Прежде его называли Ораниенбаум. Летом 1946 года Китайский дворец первым среди других историко-художественных объектов Ораниенбаума принял посетителей. Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок. Одноэтажные крылья с левой и правой стороны примыкают к главному корпусу. Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз— Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Фасады всех главных зданий дворца обращены к югу.
Уже с 1770-х гг. – Когда эти работы начались, я не представляла, что это будет так тяжело, – вспоминает Елена Кальницкая. Монументальность этой постройке придает его расположение на возвышенности. В половине Павла находились: розовая гостиная, штофная опочивальня, будуар, кабинет. Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора и это не случайно.
В 2009 году благодаря финансовой поддержке ОАО «Газпром», концерна BASF и компании «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» впервые за всю историю музея в залах дворца начались полномасштабные исследовательские и консервационно-реставрационные работы с комплексным подходом, включающим в себя изменение прежде всего климатического состояния дворца. Камерюнгферскую украшают великолепные изображения придворных дам «Малого» (великокняжеского) двора, представленных в маскарадных костюмах и олицетворяющих времена года, части света и стихии. В глубине алькова размещен и детский портрет Павла Петровича работы Алексея Антропова. Ломоносовым. Атрибутом старца является лежащая у его ног коса, а женщина держит в руках циркуль. Китайский дворец подобен шкатулке с драгоценностями.
Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно.
Китайский дворец— единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. Он не повторяется и в каждом помещении напольный рисунок разный. На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями. Центральный медальон его выделяется на фоне березы. Еще две комнаты— Передняя и Гардеробная— связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом.
С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуямиL 4). Типичный пример паркета первой группы— это Большой зал, где только центральная часть пола выполнена в светлой гамме, а по направлению к стенам идет усиление насыщенности цвета дерева.
К июлю 2008 года, после проведения обследования, разрабатывается методика реставрации, а уже через год после начала работ первые шесть панно (три – с восточной, два – с западной, одно – с южной стороны) были приняты комиссией. Музы изображены в простенках между окнами на розово-лиловом или светло-голубом фоне каждая живописная композиция обрамлена золоченым и белым лепным орнаментом. Сюда она приводила особенно важных гостей.
Это все непросто, так как это здание более двухсот лет живет абсолютно по-особому. В 1850-е годы настенные росписи Торелли в Передней заменили на архитектурные пейзажи неизвестного художника XIX века «Диана и Актеон» и «Пейзаж с руинами». Вот эти полукруглые своды делали подполья совершенно недоступными для эксплуатации. Всего во дворце 17 помещений. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана,, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). Их заменили на паркетные, ныне существующие.
В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. 12 панно работы французских мастерой де Шен, вышитые синелью (ворсистым шелком) по фону из стекляруса, дали название Стеклярусному кабинету. И в середине XIX века, чтобы подновить их взяли и покрасили. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Антонио Ринальди, вероятно, не сумел точно оценить суровый северный климат и высокую влажность либо не рассчитывал на долгое бытование дворца и строил его больше как парковый павильон, нежели жилое помещениеL 3.
Проблемой оказывается буквально все. С этого места Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. ТореллиL 3. Особняком стоит Китайский дворец, входящий в ансамбль собственной дачи Екатерины II. по столу, за каждым заседали 8 персон по билетам». Здесь же можно увидеть разнообразные предметы из китайского и японского фарфора, а также мраморную скульптуру «Мальчик на дельфине» – мастерски выполненную в середине XIX века копию с работы итальянского скульптора XVI века Лоренцо Лоренцетто, в свою очередь отсылающую нас к рисунку Рафаэля, которым была навеяна эта работа. У нас так не принято, в России очень жесткое законодательство о сохранении культурного наследия, мы не можем внедряться в памятник.
Тьеполо. Панно вышивались в течение двух лет, с июля 1762 по апрель 1764 года, девятью русскими золотошвеями: Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Авдотьей Петровой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей и Матреной Петровыми, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой под руководством бывшей актрисы французской труппы Марии де Шель. Стеклярусная комната (позднее она стала называться «кабинет») получила свое название благодаря панно, которые украшают три его стены. Браунштейн. К примеру, реставрация паркета.
Дворец не зря называют Большим. В деревянные панели включены три живописных полотна— аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара— Якопо Гуарана. Строительство дворца осуществлял архитектор Антонио Ринальди. На панно множество изображений одного из самых главных талисманов Китая – колокольчиков. Руководитель работ Я. Мартини 12 декабря 1767 года сообщал об их окончании: «Имеющиеся во Ораниенбауме масаишные полы имеются в готовности и на месте поуложены и мастеровые у той работы не находятся».
Безукоризненным является и выбор цветовой палитры шелковых нитей. Шедель и И. Ф. Они имитируют стволы деревьев, увитые цветами, листьями и гроздями винограда.
Осуществление своего замысла Екатерина поручила итальянскому зодчему Антонио Ринальди (1709/1710-1794). велись работы по замене полов на наборный паркет, который также выполнен по рисункам Ринальди «столярных дел мастерами» И. Петерсеном., И. Шульцом, Я. Ланги и Витте совместно с русскими столярами Зиновьевым, И. Кузьминым, Горшковым, Крашенинниковым, Коноваловым, Колпаковым, Демидовым и другими. Директор музея признается, что у нее бывали периоды полного отчаяния, когда казалось, что справиться с проблемами Китайского дворца невозможно. Первоначально в большей части комнат полы были из искусственного мрамора, но десятилетие спустя после окончания постройки дворца мрамор был заменен на паркет с сохранением первоначального рисунка. На каминах представлены изысканные китайские и японские фарфоровые вазы.
Декоративные элементы включают в себя неизменные атрибуты «китайщины» : легкие зонтики, мостики, пагоды, трельяжные решетки и беседки, увитые цветами, а сами птицы отдаленно напоминают росписи пернатых на вазах, привезенных из этой далекой страны. В XVIII веке Зал Муз именовался «Живописной галереей», что соответствовало главенствующей роли живописи в его убранстве. Ведь реставраторам приходилось вступать в ежедневное единоборство с природой. (Де Шель – сценическое имя, ее настоящая фамилия – Фош. ) Всего через один месяц после восшествия на престол Екатерина II издает указ «об отдаче находившихся при дворе золотошвей в смотрение и для исправления должности к мадам де Шель». Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому.
С мифом о Венере перекликается и живописный плафон Ф. Цуньо «Орфей, встречающий солнце», который трактовался и как «Гимн Венере»: юноша Орфей играющий на арфе, воспевает красоту богини любви.
Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Еще две комнаты — Передняя и Гардеробная — связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. Вновь вырезаны из липы были только голова, два крыла и три хвоста драконов, бронзированные ввиду отсутствия золота. По всей видимости из-за невозможности полностью очистить холсты от появившихся загрязнений и в попытке придать яркость потускневшим и выгоревшим шелковым нитям бесценная вышивка раскрашивается яркими красками. Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно.
Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). Это уникальное сооружение, которое заслуживает детального изучения. На панно изображены галантные сценки из китайской жизни на фоне колоритного пейзажа.
Это создает впечатление, что дворец словно парит над берегом. В своих «Записках» она вспоминает 1757 год: «Мне пришла фантазия развести себе сад. Созданы эти уникальные композиции группой мастеров во главе с Г. Шталмеером.
Гварана, Ф Цуньо, Д. Маджатто, Ф. Цукарелли. – Мы ведем очень дорогие и сложные работы по реставрации музейных предметов. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно. Маджотто, Г. Дициани, Д. Гуарана, Ф. Цуньо и Д. Б.
Сейчас уже готов проект гидроизоляции здания и предложена так называемая «система отсечки». Внутри покоев замечателен паркет на полу, для его изготовления использовано минимум 36 самых разных пород дерева. Однако интерес этот был более формальным, без углубления в сложности восточной философии. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно. В экстерьере здания не улавливается ничего, даже отдаленно напоминающего «китайщину».
Стиль «китайщина», который был широко распространен в искусстве дворцового интерьера XVIII века, получил свое яркое воплощение в Большом и Малом Китайских кабинетах дворца. А ведь не зря дворец князя Меньшикова называют Большим. Передняя расположена в центре южного фасада дворца и в XVIII веке являлась неким вестибюлем— первой комнатой при входе во дворец. С. Торелли и С. Бароцци создали еще четыре плафона.
Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Во внешнем облике здания нет ничего общего с архитектурой Китая. В каждой комнате – свой рисунок пола, связанный с декоративной отделкой интерьера.
Этот Дворец был первым из китайских объектов занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества (в 1987 г. ). Живописные десюдепорты «Тоскующий Марс» и «Венера», также работы С. Торелли, согласуются по цвету с наборными поверхностями дверей и дополняют интерьер.
Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок. Чиньяролли (сюжет взят из поэмы Л. Ариосто «Неистовый Роланд»), «Селена и Эндимион» в исполнении С. Торелли.
Если смотреть на Запретный город с высоты Угольной горки — любимого парка императора, то увидишь желтые крыши и красные стены. Входить туда мог только сам император да евнухи. Особую гордость Екатерина испытывала, показывая стеклярусный кабинет. Рядом с Большим дворцом Меньшикова был красивый Нижний сад.
Ещё две комнаты— Передняя и Гардеробная— связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. XVIII век, подаривший нам праздный и чувственный стиль рококо, эстетика которого включала в себя создание новой рафинированной и куртуазной культуры, отводил особую роль слабому полу. Чарующая, выполненная Альберто Джанни в технике намазной лепки, отделка становится прекрасным обрамлением плафона «Фортуна и Зависть» кисти Гаспаре Дициани. Передняя и Гардеробная соединяют малую восточную анфиладу с Большим залом. Работа над этим панно длилась около двух лет: с 1762 по1764 гг. Здесь он прожил много лет, обретя на русской земле вторую родину.
В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы. Он небольшой и полный прекрасных интересностей. «Афродита и Адонис» – редкий в творчестве Ротари пример большого полотна со сложной композицией на мифологический сюжет. В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. По традиции, сад украшен миниатюрными фонтанами и скульптурами из белого мрамора. Квалифицированные мастера-краснодеревщики во главе с бригадиром И. И.
Однако в 50-е годы XIX века с южного фасада по проектам архитекторов А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта был надстроен второй этаж. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. На стенах изображены музы, на падугах – амуры. Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом.
Породы дерева использовались самые различные— это клен, липа, береза, груша, орех, яблоня, сосна, ольха, дуб, а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное, табачное, черное эбеновое, амарант, розовое и красное сандаловое дерево, самшит, палисандр, тис, туя и др. В переднюю часть входили передняя и гардероб. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). В своём нынешнем виде дворец Потала строился в XVIIв. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ).
Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. К сожалению, к XIX веку мозаика на полу пришла в негодность и ее заменили на наборный паркет, как и в других помещениях, сохранив при этом первоначальный рисунок. К тому же в XIX веке там сделали дополнительные своды, очевидно, усиливающие конструкцию. Для будущего наследника строится потешная крепость Петерштадт, а в крепости возводиться небольшой дворец (по проекту А. Ринальди).
Еще дальше к северу — частные покои императоров их семей и придворных. chinoiserie), что дословно переводится как «китайщина». Стеклярусная комната продолжала дарить людям подлинное эстетическое наслаждение. – Это в полной мере европеизированный памятник русского искусства. Потрясающие окрестности Северной столицы вызывают не меньший интерес среди туристов. Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок.
В числе «персон» тогда были австрийский, прусский, шведский, датский, голландский посланники, английский посол, саксонский министр, а также их супруги и близкий к императрице вельможный круг. Опытный резчик И. Н. К ним примыкают Кухонный и Фрейлинский флигели. Сейчас мы запросили эти деньги в Министерстве культуры по целевой программе. Большинство посещений Собственной дачи Екатериной II заканчивалось ужином в Большом зале.
Впрочем, как и все в Китае. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). Вторая категория — это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины.
В композиционный строй включена живопись на любовную тему— это «Венера и Адонис» П. Ротари, «Анжелика и Медор» работы крупного итальянского живописца Дж. Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок. Их исполнила М. -А.
В 1762 году начинается строительство Собственной дачи и, прежде всего, – «каменного домика и горы». Особенность именно дворцовых крыш Китая— жёлтая черепица, символ императорской власти. На островках располагались пять маленьких беседок.
Попутно были отремонтированы те места, где стеклярус осыпался с ветхих ниток. Топить собираемся не до комнатной температуры, а до плюс 5 – 8 градусов. Скромный внешне дворец поражает своим внутренним убранством.
Комната в плане представляет собой квадрат, ее стены затянуты холстами с росписью маслом. Спрятанный в глубине парка дворец сначала удивляет простотой и строгостью внешнего облика. Однако Великая Отечественная война в одночасье оборвала недавно начавшуюся жизнь музея. в 10 часов ЕИВ (Ее Императорское Величество.
Современники писали о том, что нет в Российской империи равного дворца по площади и роскоши. Питтони), которые группировались вокруг крупного живописца-декоратора того времени Д. Б. После женитьбы Петра Федоровича на Екатерине Алексеевне (Екатерине II) в Ораниенбауме обосновывается малый великокняжеский двор.
Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт. Китайский дворец— единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. Перед южным фасадом дворца находится неправильной формы небольшой пруд. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно.
От фасада спускаются террасы. Их значение трудно переоценить. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана ПильманаL 1L 8L 10, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). Что же касается самих панно, то поновления затронули и их. Дело в том, что в XVIII веке был необычайно популярен стиль шинуазри (фр.
Реставрация этих двух столов будет стоить четыре миллиона. Традиционная «китайская» крыша— изящная, многоуровневая, с загнутыми вверх углами, часто украшенная фигурками птиц и зверей— не только особенность национальной архитектуры, но и ноу-хау местных строителей, тем самым добившихся ещё большей долговечности конструкции.
По стенам текли струи воды. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета.
По углам пруда располагались статуи. «Грациозной декоративной фантазией XVIII века» назвал А. Бенуа плафон «Китайское жертвоприношение» исполненный Я. Гуарана, – своеобразную театрализованную композицию, которую отличают красота рисунка и богатство колорита. Мы это видели в Швеции. Он так велик, что там могут поместиться 20 000 человек.
В течение этого времени художники компании ООО «Петрорестком» провели первоочередные противоаварийные консервационные работы по декоративной художественной отделке, сделали расчистки с раскрытием первоначальных цветов на стенах и падугах потолка для определения соответствующих колеров, закончили реставрацию плафона. Анфиладу комнат Павла Петровича завершает Будуар. Он символизирует высокое положение и ритуал. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны.
Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова. Рисунки-картоны к стеклярусным панно выполнил в 1762 году «вольный живописных дел мастер» Серафино Бароцци, работавший в Петербурге более 10 лет – с конца 1750-х до 1771 года.
Уже с 1770-х гг. Маляры (бригадир А. В. Совсем не такими, как при Екатерине II. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Ринальди принялся воплощать в жизнь свой жемчужный замысел в 1762 году. Итальянец по происхождению, он приехал в Россию по приглашению К. Г. Разумовского. Дворцы, выкрашенные в красный, возводились здесь уже 2000 лет назад.
Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. И нам обязательно нужно, чтобы здесь им ничего не повредило. В 1770-х годах их заменили наборными паркетами из разнообразных пород дерева (их насчитывается до 36) – дуба, клена, березы, палисандра, самшита, красного и черного дерева, персидского ореха, сахардана (коричневого дерева), амаранта и других. Он называется Вумен (полуденные ворота), здесь император инспектировал свои войска. Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора и это не случайно.
Изображения выполнены в сложной технике пастели – как говорили в XVIII веке, «сухими красками». Чиньяролли (сюжет взят из поэмы Л. Ариосто «Неистовый Роланд»), «Селена и Эндимион» в исполнении С. Торелли. Породы дерева использовались самые различные — это клен, липа, береза, груша, орех, яблоня, сосна, ольха, дуб, а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное, табачное, черное эбеновое, амарант, розовое и красное сандаловое дерево, самшит, палисандр, тис, туя и др.
Их исполнила М. -А. Записи об этом часто встречаются в камерфурьерском журнале: так, 19 июля 1769 года «.
Западная состоит из личных комнат Екатерины II: Китайской опочивальни, Туалетной, Портретной, Кабинета (Золотого кабинета). Зимой 2010 года сотрудники фирмы ООО «Дедал» завершили комплекс работ по реставрации золоченого багета Стеклярусного кабинета, в ходе которых мастерам удалось воссоздать утраченные ранее на западной стене у камина нижнюю резную раму и две фигурки драконов. Крючков) и позолотчики (бригадир А. Н. Камин, выполненный из искусственного мрамора, создан в XVIII веке «штукатурных дел мастером» итальянцем Альберто Джани, много работавшим над изготовлением первоначальных мраморных полов Китайского дворца.
проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже.
По его проекту перед южным фасадом Китайского дворца вырыли большой прямоугольный пруд, на левом берегу которого построили Фрейлинский домик, а на правом отвели место для кофейного домика (проект этой постройки так и не был осуществлен). Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Благодаря названию этих комнат – Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня – у «новопостроенного дома» императрицы к концу XVIII века появляется наименование «Китайский».
Разнообразная обстановка Кабинета включает китайские стулья черного лака с золоченым орнаментом, японские шкафчики черного лака с росписью и чеканкой, коробки и шкатулки красного и черного лака, деревянную скульптуру – изображения бога Шоу Синь и богини Си-Ванму, бронзовые с эмалью курильницы – традиционные предметы китайского экспорта, почти обязательный элемент «восточных» интерьеров. Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. Петр III изменил дворцовые интерьеры.
Потолок украшен плафоном итальянского художника Франческо Цуньо «Время, похищающее Истину» имеющим также и второе название – «Время и Знание». Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. – Мы планируем в декабре показать стеклярусные панно в Эрмитаже. Его окружают ряды стройных кленов, елей и лип. Как мы уже упоминали, Большой дворец в Ораниенбауме построил первый хозяин – князь Меньшиков (1710-1727).
Ореховые панно, подлинная отделка XVIII века, в центре украшены живописью, выполненной C. Бароцци. Пришлось устраивать временные мастерские прямо в реставрируемых залах. Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова. Этот княжеский дворец размерами (его площадь— 60 тыс.
Колло, ученица Э. Фальконе, по специальному заказу Екатерины IIL 2. Пришлось даже придумать и разработать конструкцию специальной тележки. Живописные десюдепорты «Тоскующий Марс» и «Венера», также работы С. Торелли, согласуются по цвету с наборными поверхностями дверей и дополняют интерьер.
Переднюю украшает наборный паркет XVIII века, составленный из нескольких пород дерева – ореха, амаранта, березы, сандала, яблони, розового и красного дерева его рисунок, созданный Ринальди, словно отражается в лепном декоре потолка, что придает завершенность оформлению интерьера. Может быть, думали, что из-за них меньше воды будет стоять. Бригада мраморщиков во главе с бригадиром И. И. Ослабление цвета идет от середины к краю композиции.
В деревянные панели включены три живописных полотна – аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма». И здесь опять-таки приходится проявлять чудеса находчивости и профессионализма. Уже с 1770-х гг проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Двенадцать панно ручной работы выполнены предположительно по рисункам С. Бароцци в 1762-1764 годах девятью мастерицами-вышивальщицами: Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей, Матреной и Авдотьей Петровыми, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой под руководством француженки Мари де Шелль, бывшей актрисы, организовавшей мастерскую «шитья для комнат Ее И. В. обоев и других уборов». Она прекрасно сознавала изысканную роскошь и художественную ценность интерьера ее «редкой драгоценной игрушки» и видеть восхищение иностранных гостей ей было особенно приятно. Дворецким реставрировала камин и панели, сделанные из искусственного мрамора.
Изначально при строительстве дворца по проекту Ринальди, пол был выполнен из искусственного мрамора (стюка). Казалось, что так будет всегда. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце. В композиционный строй включена живопись на любовную тему — это «Венера и Адонис» П. Ротари, «Анжелика и Медор» работы крупного итальянского живописца Дж.
Его строительство было начато в 7 в. н. э. В 1743 году императрица Елизавета Петровна дарит земли Меншикова со всеми постройками своему племяннику, наследнику престола Великому князю Петру Федоровичу (Петру III). Каждая комната имеет свое решение, а главное, в декоре интерьеров Китайского дворца мы видим сочетание различных материалов и разнообразных фактур – это лак, фарфор, стеклярус, вышивка, смальта, моржовая кость, резьба по дереву, наборные полы, живописные плафоны, тонкая низкорельефная лепка разнообразного рисунка, позолота и, конечно искусственный мрамор (стюк). Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. Малый Китайский кабинет в XVIII веке имел и второе название – Предопочивальня, так как он предшествует спальне Екатерины II – Китайской опочивальне, которая открывала малую (западную) анфиладу ее покоев. На крыше таял снег и через многочисленные пробоины в кровле от града зенитных осколков, падающих с неба при отражении воздушных налетов противника, проникал ручейками воды в интерьеры дворца».
земли, которою они владели возле самого Ораниенбаума. Своей изысканной и нарядной отделкой Передняя «задает тон» облику последующих покоев и настраивает на ожидание не менее изящного убранства. Лишенный парадности и монументальности внешне, внутри он поражает нарядностью и изысканностью оформления. Оказалось, что выносить его из дворца категорически нельзя – дерево настолько привыкло к определенному температурно-влажностному режиму, что в изменившихся условиях его запросто может «повести», что означало бы катастрофу.
Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами.
Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями. Ведь здесь же постоянно горели свечи, на всем оседала копоть, стекло потускнело, нитки запачкались.
Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли. Китайский дворец — единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями. В результате панно предстали в абсолютно новом свете. Отдельного внимания заслуживают редкостные паркеты Китайского дворца.
Блестящий образец стиля рококо в России, Китайский дворец считается жемчужиной дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум». Как ни странно, спасение пришло от Совета народных комиссаров. Кроме главного сооружения – дворца – на территории Собственной дачи были возведены Катальные горы с павильоном, появились оранжереи, парк со множеством увеселительных построек. Основным элементом декора здесь выступает обильная золоченая лепка на стенах и потолке (именно вот таким образом комнате дано такое название— Штукатурный покой).
Если же вспомнить, что изначально пол в Кабинете был набран из смальт (плиток цветного стекла) изготовленных также на Усть-Рудицкой фабрике, то можно легко представить созданный эффект необыкновенной сказочной феерии, окрашенной восточным колоритом. Облик этого парадного зала строг и величав, его декор изысканно-благороден и лаконичен. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Он располагается на северо-западе столицы и занимает огромнейшую территорию (порядка 290 га. ) с обширными Императорскими садами, красивейшим рукотворным озером Куньмин и возникшим благодаря его устройству холмом Долголетия с буддийскими храмами на вершине.
Хозяевами Ораниенбаума в разное время были светлейший князь Александр Меншиков императрица Екатерина II, наследники российского престола великий князь Петр Федорович (будущий император Петр III) и великий князь Александр Павлович (будущий Александр I). Для внутреннего убранства парадных построек XVIII века характерна анфиладная система расположения комнат. Две малые анфилады персекают главную. В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрациюL 5.
Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. Основная черта этих рисунков пола — это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому — небольшие размеры комнат). Но это всего лишь два предмета, а их сотни Именно вот таким образом финансовая помощь от спонсоров так важна. Акварели с изображениями залов дворца и деталей их убранства вошли в состав альбома под названием «Офорты, фасады, планы и разрезы Китайского дворца в Ораниенбауме исполненные бывшими учениками С. -Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица», сформированного в 1911 году и хранившегося в личном собрании Елены Георгиевны ныне альбом находится в Государственном Эрмитаже. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом— раковиной и гирляндами. Китайский дворец органично оформлен ценнейшими образцами декоративной живописи.
В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы. Каждый из них оставил здесь свой след, о каждом напоминают архитектурные памятники. Специалисты полагают, что все дело в песчаной линзе, через которую вода идет от расположенного неподалеку Китайского пруда прямо под одну из стен дворца.
Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты. Этот воскресный день был отмечен божественной литургией в храме Святого Пантелеймона, а затем состоялась парадная трапеза в честь завершения строительства дворца: преосвященные архиереи, архимандриты вместе с вельможами обедали и «пили за Высочайшее Ея Императорского Величества здоровье». Спустя некоторое время на этой территории появился Большой дворец.
Открывает анфиладу Зал муз (Музыкальный зал), украшенный лепкой, живописью и позолотой. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Основная черта этих рисунков пола— это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому— небольшие размеры комнат).
И панно стали довольно яркими, полихромными. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар).
В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. РускиL 7. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли. Над одной из дверей помещена картина неизвестного итальянского художника XVIII века «Селена и Эндимион». Но при этом Китайский дворец («драгоценная шкатулка» и «любимая игрушка» великой императрицы) был объектом искреннего восхищения для современников и предметом гордости самой Екатерины. Их заменили на паркетные, ныне существующие.
В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ). Складывается впечатление, как будто Китайский дворец парит над землей. За воротами — внутренний двор, который пересекает небольшая Золотая речка.
Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце. Задуманный еще в 1406 году, он на протяжении веков был закрытым для простых смертных (отсюда происходит и название дворца). Комната в плане представляет собой квадрат, ее стены затянуты холстами с росписью маслом. Вместе с чаем и фарфором из Поднебесной хлынули предметы мебели. Живописный плафон «Геометрия» исполнен Г. Дициани: изображенные на полотне аллегорическая женская фигура с глобусом и циркулем в руках и амуры, рисующие геометрические фигуры, говорят о том, что комната предназначалась для учебных занятий юного наследника.
Китайская опочивальня также принадлежит к блестящим образцам стиля «шинуазри» («китайщина»). Панно находятся в рамах с золоченой резьбой. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель.
Плафон Венера и грации, росписи стен и падуг выполнены итальянским художником С. Торелли. Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт. Что делать со зданием, которое стоит практически без отопления, да еще и прямо на земле. Подполья здесь есть, но они очень небольшой высоты – всего 60 см. Бронзовые скульптуры Аполлино и Венера Медицийская – копии первой половины XIX в. с античных оригиналов.
Вторая категория— это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. У комнаты было еще одно название, как нельзя лучше определявшее характер ее убранства в XVIII веке – «Живописный антик». Стоять они должны были молча, затаив дыхание, дабы не нарушить священную тишину. В аллегорической форме автор изображает борьбу двух противоположных начал: светлого, доброго – в образе богини судьбы Фортуны и темного, злого – в виде фигуры Зависти.
с сонатами Гайдна и Моцарта». Подражание так называемому «китайскому стилю» помогало достичь в восприятии декоративности фантазийной, почти сказочной атмосферы. Уже c 1770-х гг проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. кв.
Сразу по окончании войны все внутреннее наполнение Китайского дворца вернулось на место. Использован также клен, подкрашенный медным купоросом для придания зеленоватого оттенка. В 1925 году дворцы и парки были переданы Музейному отделу Ленинградского отделения Главнауки и подчинены Управлению Петергофскими дворцами-музеями и парками. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами.
Панно инкрустировано пластинками из моржовой кости. Основным элементом декора здесь выступает обильная золоченая лепка на стенах и потолке (именно вот таким образом комнате дано такое название — Штукатурный покой). Углы и стены плавно закругляются. Он вошел в состав паркового комплекса Большого дворца. Столешницы с волнистыми краями украшены сложнейшими композициями, набранными из цветных ломоносовских смальт даже подстолья и ножки этих изящных столиков отделаны смальтой оранжевого цвета. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам.
Это великолепное сооружение было возведено в 1762-1768 годах. Чугунные садовые скамьи выполнены на Каслинском заводе на Урале в середине XIX в. 17 небольших помещений дворца поражают изысканной и тонкой отделкой. Хуже обстояло дело с резными рамами. В 1983 году был создан Государственный музей-заповедник, в состав которого вошли три ансамбля – Большой (Меньшиковский) дворец с Нижним садом, Петерштадт и Собственная дача. Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова. Нижний сад является эталоном садово-паркового искусства.
Они охотно уступили мне ее. Панно сложены из нескольких пород дерева – карельской березы, амаранта, палисандра, персидского ореха, самшита, клена, груши, яблони, чинары лица людей и листья деревьев исполнены из моржовой кости. Тогда же в интерьере появились полотна, выполненные русским художником А. Бейдеманом: два холста с изображениями амуров – с рогом изобилия и виноградной кистью, а также вольные копии с эрмитажных оригиналов – фрагмент «Мадонны с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани. Восстановить их не удалось и стены были оклеены бумажными обоями.
В декоре немало таких элементов, как гирлянды цветов, пилястры, орнаменты, лепнина. Желтый и красный — главные цвета Императорского дворца. «Китайский дворец – единственный в своем роде перл, художественное произведение до того цельное, до того гармоничное, так изумительно исполнено – такая грациозная изящная безделушка, что, глядя на него, нельзя не залюбоваться. », – писал известный историк искусства А. Бенуа. Причем далеко не все из них находятся в черте города. В деревянные панели включены три живописных полотна— аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара— Якопо Гуарана.
Екатерина II, будучи еще великой княгиней, облюбовала для себя в Ораниенбауме «заветный» уголок. Антонио Ринальди, великий зодчий времен Екатерины II, был очень увлечен этим направлением. Работа по набору мозаичных полов, начавшаяся в 1763 году, продолжалась четыре года. Совсем близко к дворцу Ихэюань когда-то располагался не менее прекрасный дворец Юаньминюань («Сады абсолютной ясности»), также называемый Старым летним дворцом. В деревянные панели включены три живописных полотна— аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара— Якопо Гуарана. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом— раковиной и гирляндами. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар).
Первоначально полы во дворце были исполнены из искусственного мрамора. Темперные росписи живописца-декоратора С. Торелли покрывают стены и падуги, а плафон работы этого же мастера «Венера и грации» («Торжество Венеры»), выполненный маслом, венчает зал. Но сейчас у них уже есть конструктивные планы по борьбе с опасной сыростью. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли. На островках располагались пять маленьких беседок. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом— раковиной и гирляндами.
К третьей категории он относит паркетные полы маленьких помещений— Кабинеты Екатерины II и Павла, Китайской опочивальни. Частично это собрание сохранилось и сегодня.
Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Как музей Китайский дворец открылся в 1922 году. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). Сад Мира и Гармонии (другое название— «Сад чистой гармонии», Ихэюань)— не менее популярный дворцовый ансамбль Пекина, более известный как Летний императорский дворец. В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию.
Именно дамы в это время становились властительницами мыслей идей и придворного этикета. Долгое время исследователи считали, что панно изготавливались во Франции. Надеемся их получить. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам.
Красота и необычность интерьера, практически полностью выполненного из стекла, не могли оставить кого-либо равнодушным. Колло, ученица Э. Фальконе, по специальному заказу Екатерины II. Мягкий переход к центральной плоскости медальона выполнен из ореха. Колло, ученица Э. Фальконе, по специальному заказу Екатерины II.
А гостей здесь побывало немало. Рисунок паркета отличается изысканностью цвета и высоким мастерством исполнения. Скорее павильон для приемов, который использовался всего несколько раз в году.
Весь он был построен и обставлен так, чтобы поразить воображение любого гостя. императором Цяньлунем из династии Цин для своего фаворита— князя Хэшэня. Холодная гамма серебристых, голубых, бледно-розовых тонов позволяет передать изысканность юных дам, составлявших двор наследника престола Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Парадная анфилада состоит из Зала муз, Голубой гостиной, Стеклярусного кабинета Мозаичный покой), Большого зала, Сиреневой гостиной (Штукатурный покой), Малого и Большого китайских кабинетов.
Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце. В XVIII веке эта комната, стены которой были затянуты живописными холстами, называлась «Живописным кабинетом». И путь к этому уже не кажется бесконечным и непроходимым. На протяжении 1925 года в мастерских Государственного Эрмитажа отреставрировали плафон кабинета «Фортуна и Зависть», пришедший к этому времени в удручающее состояние. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10, 4 метра. Автор и ведущий Александр Марголис. Видео взято из общедоступных источников.
А после этого они вернутся в Китайский дворец. Основная черта этих рисунков пола— это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому— небольшие размеры комнат). 2 июля 1818 года в этом зале «после фейерверка дан был блистательный бал». Для него знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди возвел здесь «потешную» крепость Петерштадт и миниатюрный дворец.
Китайский дворец— единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. В 1770-е годы императрица часто посещает Ораниенбаум и принимает здесь высоких гостей: с визитами прибывают не только «чужестранные» министры, но и царственные особы – король Швеции Густав III, австрийский император Иосиф II. Свое название эта комната получила в XVIII веке, когда ее стены были затянуты светло-зеленым (селадоновым) штофом с рисунком в виде волнистых серебристых дорожек, перевитых белыми и розовыми цветами. В Передней сохранился живописный плафон работы С. Торелли «Аполлон и Искусства»: покровитель искусств Аполлон и изображения женских фигур, олицетворяющих «три знатнейшие художества» – живопись, скульптуру и архитектуру, – излюбленный сюжет в искусстве того времени. В XVIII веке ризалиты образовывали собой миниатюрный дворик, в центре которого находился вход во дворец.
магазина Конторы строения отпущено двадцать видов заморского дерева». За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Новоселье в Китайском дворце императрица отпраздновала 27 июля 1768 года.
С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворцеL 3. На стене помещен живописный портрет «Екатерина II перед зеркалом», авторское повторение шведского художника Вигилиуса Эриксена.
Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. В его духе было оформлено несколько интерьеров резиденции, остальные были украшены подлинными произведениями китайского искусства. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Причем Зависть изображена поверженной у ног Фортуны. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ). Так что будем обсуждать вопрос о протапливании зимой помещений Китайского дворца. Они представляют собой холсты, на которых выполнена вышивка стеклярусом (из трубочек молочного стекла), а также ворсистым разноцветным шелком (синелью – от фр. «chenille»). Его белизна и хрупкость тут же стала тонким эпитетом девичьей красоты.
Даже самые мелкие детали имеют потайной смысл и значение. Декором Китайского дворца занимались русские и итальянские мастера живописи и скульпторы. В 1897 году наименование вновь меняется – теперь кабинет упоминается как «Бисерная комната». Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора и это не случайно. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). Светлые тона паркета соответствуют общему розовато-голубоватому колориту этого нарядного, полного света и воздуха помещения, решенного в типичных формах рококо.
Территория дворцового комплекса Гунванфу вмещает более 30 строений в различных стилях. Но особенно богато украшены залы дворца. Стены этого помещения разделяются золочеными резными рамами на несколько отдельных панно.
Второй, самый важный китайский цвет — желтый, цвет черепицы Запретного города. Сама архитектура приобретает здесь мягкость переходов различных сложных конструктивных форм. В интерьере появляется мебельный гарнитур, обитый малиновой тканью из такого же цвета материи шьются портьеры на окна и, как следствие, с 1862 года наряду со старым названием в обиход входит новое – «Малиновый кабинет». Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др. Первоначальная необычная отделка пола дала Кабинету второе название – «Мозаичный покой». Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна.
Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. В Стеклярусном кабинете хранятся два подлинных шедевра декоративно-прикладного искусства – уникальные столики, выполненные на Петергофской гранильной фабрике под руководством мастера Якоба Мартини. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. на высоте почти 4 тыс.
К XVIII веку запретный город приблизился к зениту своего великолепия. Затянутые белым атласом стены комнаты в конце 1760-х – начале 1770-х годов были расписаны в «китайском вкусе» мастерами Федором Власовым, Федором Даниловым (ставшим через двадцать лет академиком живописи) и Якимом Герасимовым росписи тонко гармонируют с решением плафона, украшающего Опочивальню. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями.
Завершаются эти пристройки Восточным и Церковным павильонами. В этом дворце по особо торжественным для государства дням восседал на троне император. В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. М. Фонтана, И. Г.
Четкие прямоугольные архитектурные плоскости, контрастные, звучные цвета и строгие геометрические орнаменты в сочетании с затейливым растительным узором и тонко прорисованными сценками из китайской жизни создают неповторимый облик этого интерьера. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. де Сент-Илером, можно представить весь масштаб и грандиозность созданной резиденции.
По размеру и роскошному декору ему не было равных в Петербурге и пригородах. Таким он был вырыт в 1770 году по проекту Антонио Ринальди. Позднее Ораниенбаум становится летней резиденцией императрицы Екатерины II.
Если какой-либо чиновник или члены его семьи одевались в желтое или использовали этот цвет иным образом — например, в оформлении интерьера или покрывали свои дома желтой черепицей их ждала суровая кара, вплоть до смертной казни вместе со всеми чадами и домочадцами. Их всего двенадцать: десять расположены на стенах кабинета и два десюдепорта. В числе десюдепортов – «Амфитрита» и «Нептун» Я. Гуарана и «Итальянский пейзаж» Ф. Цукарелли над зеркалом – картина «Два амура» кисти неизвестного художника.
С помощью архитектора Антонио Ринальди будущей императрице удалось воплотить в жизнь проект не только дворца, но и целого комплекса различных по своему назначению построек, впоследствии получивших название «Собственная дача». В скругленных углах сложные нарядные композиции из золотисто-розового дерева. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Так называемую «Собственную дачу» императрицы составили Китайский дворец (1762-1768), павильон Катальной горки (1762-1774), построенные А. Ринальди, а также окружающий их Верхний парк.
В западной части был устроен лабиринт фигурных прудов с шестнадцатью небольшими островами, соединенных между собой подъемными мостиками. Запретный город (Императорский дворец Гугун в Пекине) — самый обширный дворцовый комплекс в мире. Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. Их заменили на паркетные, ныне существующие. Если Вы являетесь автором и считаете что Ваши авторские права нарушены, сообщите нам и мы незамедлительно примем меры.
Это не дворец в прямом смысле слова. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. В период же с 1771 по 1782 гг. Под перезвон колоколов его окружали волнами фимиама управляющие, сановники и вельможи. Желтый — самый чистый из всех известных цветов, это цвет земли — центра мироздания. Правда, это всегда был избранный круг. Он симметричен Большому Китайскому кабинету, находящемуся в западном корпусе дворца.
Их авторство приписывается Якопо Гуарана исполнившему также плафон Будуара «Зефир и Флора». Руководил работами итальянский «штукатурных дел мастер» Альберто Джани. Всего во дворце 17 помещений. Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат.
Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам. В феврале 1763-го Екатерина II выплачивает Марии де Шель «за всю выполненную работу 4100 рублей», а в мае 1764 года накладывает резолюцию: «Выдать 1000 рублей за работу и отпустить в отечество. ». Комнаты с использованием в декоративной отделке стекляруса и вышивки уже существовали в Европе и сама Екатерина в детстве могла видеть аналогичную в замке в Арнштадте. В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. Руски.
На фоне стекляруса ворсистым шелком (синелью) вышиты композиции изображающие фантастических птиц на фоне живописного пейзажа. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. Это столы из смальты. С 1796 года Ораниенбаум принадлежал великому князю Александру Павловичу (будущему императору Александру I), а в 1831 году резиденция перешла в единоличное владение его брата Михаила Павловича. В ходе работ мастером Гютоном создается деревянный паркет, полностью повторяющий рисунок прежнего смальтового пола. Интерьеры Китайского дворца хранят первозданное убранство XVIII века: редкостную коллекцию живописи итальянских художников, прекрасные образцы восточного и западноевропейского фарфора, мебель русских и европейских мастеров. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета.
Основная черта этих рисунков пола— это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому— небольшие размеры комнат)L 3. Художник разворачивает перед нами динамичную сцену похищения, в центре которой изображены две фигуры – крепкого, мускулистого крылатого старца, олицетворяющего Время и его быстротечность и женщины, представляющей Истину (или Знание). Их заменили на паркетные, ныне существующие. В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. Мотивы орнамента отвечают тематике зала. К ним пристроены кухонный, а также фрейлинский флигели.
Но не такие, к каким мы привыкли сегодня. Голубая гостиная богато оформлена живописью XVIII века.