Сюжет картины Письмо запорожцев султану, который задумал художник, был основан на реальных исторических событиях в 1676 году, после письменного ультиматума турецкого султана Магомета четвертого, что вызвало бурю отрицательных эмоций у запорожских казаков. «казак Мамай» – украинская народная картина Львов, 1960. Но не все знают, почему казак на переднем плане картины нарисован без рубашки.
Бигартшоп представляет его картины: «Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона», «Тревога в крепости». Если вы принадлежите к казачьему роду и у вас есть снимки ваших родственников – казаков, вы также можете заказать картину с эффектом масляной живописи по фотографии в подарок. Дерево – дуб изображенное на картинах, всегда символизировало силу и долголетие казака. В роли колоритной натуры старого казака, что в белой папахе позировал писатель-журналист Гиляровский, для натуры писаря Репин выбрал историка Яворницкого Д. И. Картина с запорожцами экспонировалась во многих городах России и Европы, впоследствии ее популярности полотно мастера было куплено за 35 тысяч целковых самим царем Александром третьим. В картине Репин хотел показать смелый и независимо-горячий характер запорожских казаков, таких каких он себе представлял.
Отдельно следует сказать о натурщиках: атаман Сирко, колоритный персонаж картины и истории, написан с киевского генерал-губернатора М. Драгомирова, старый казак в белой папахе – с «акулы пера» того времени Гиляровского, а вот образ писаря воплотил Д. Яворницкий. На картине столкнулись две противоборствующие стихии: православные казаки и татары под предводительством хана Кучума. Фигуру каждого казака Репин вырисовывал с особой тщательностью, добиваясь портретного сходства каждого персонажа картины.
При создании данного образа Суриков достиг невероятных высот выразительности. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. На пересечении ул. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием» 2.
А персонажа Запорожцев он писал не с живого Мартыновича, а с гипсовой маски, снятой с лица молодого художника. Картина всем знакома с детства. Группа кажется шумной толпой, которой присущ украинский национальный колорит: чубы-«оселедцы», усы, рубахи и шаровары, а писарь готов написать следующую порцию площадной брани, которая выплеснется на турецкого султана. В его взоре тревожность. Запорожцы якобы ответили на это письмо своим письмом, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря».
Понимание этого приходит когда читаешь Историю Запорожской Сечи, Реестр Войска Запорожского. За ним оседланная лошадь привязана к казачьей пике, вкопанной в землю. В Краснодаре на пересечении ул. что козаки с ясаком привозили из походов себе красавиц в жёны. Эти изображения казаков и казачек гораздо более реалистичны, колоритны и образны.
Между прочим, Ф. И. Стравинский был еще и неплохим художником и в свое время долго колебался — куда поступать: в консерваторию или в Академию художеств. Репин подарил его Яворницкому. Тут же изображено скептически настроенного казака в желтом капилюше. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину.
«Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Множество изображений казаков появилось в период войны 1812 года. Великий русский художник родился в Красноярске, в казачьей семье. На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром.
Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Можно увидеть и тревогу испуг на лицах у некоторых казаков. После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей.
Он сосредоточенно думает о том, как бы «обласкать» Мухаммеда. Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил.
При дележе 70 шло сиротам и вдовам погибших, 10 из оставшегося атаману Сечи. Множество карикатур на бегство Наполеона из России изданных в 1813 году изображали казаков, которые легко и просто пленяли и разбивали противника: «Казак так петлей вокруг шей – французов удит как ершей» (автор неизвестен), «Чем победил он врага своего. Зауервейд, А. Гарньер, Ж. Зиппель. Жил Репин в период 1844 – 1930 годов.
Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Взгляд дерзкий. А также большой медальон с изображением иконы – оберега.
Натурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. Донцы себя считают потомками запорожцев и до сих пор помнят об этом. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга.
но Репин видел его таким. Ноги казака, несоизмеримы с размером туловища, скрещены по-турецки. Они считаются одними из основателей Красноярска. Не все казаки котировались одинаково. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее.
Это Георгий Петрович Алексеев. Репина «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», начатое в 1878 и законченное после многих перерывов в работе в 1891 году. Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи. – Писал И. Е. Картина «Запорожский казак» как-бы предвещает сложное время в жизни целого народа.
Это отличные иллюстрации к мемуарам некоторых участников тех событий. Прототипом его оказался профессор Петербургской консерваторииАлександр Иванович Рубец. Дело в том, что в 1917 году Дон стал оплотом контрреволюции. Тот, просмотрев несколько страниц, заулыбался и в таком виде попал в окончательный вариант картины. Произведения Самокиша находятся во многих музейных и частных собраниях. На картине юноша представлял собой образ Андрия – младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из за любви к прекрасной польской девушкеА вот этот огромный раненый в голову казак — это одесский художникНиколай Дмитриевич Кузнецов (Он же Микола). К слову сказать, у Запорожской Сечи было министерство финансов, был свой Военный Суд, министерство иностранных дел.
Увидев, как племянник с трепетом относится к ним, он подарил их ему. Особая связь с казачеством была у В. Сурикова3. Гравюры помечены инициалами Р. Ш, однако авторство их не установлено. К тому же периоду относится несколько раскрашенных гравюр Х. -Г. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский. Здесь он являет собой образ казака Голоты. Ну а напротив сыновей застыл и сам Тарас. Это, по понятию Игоря Грабаря, определенного рода «физиология смеха». Сюжетов связанных с донским казачеством было на порядок меньше. Первая изображает решающий момент важного исторического события – сибирского похода Ермака.
Среди них: акварели «Казак и пехотинец», «Казак на плацу», «Выезд забайкальских казаков», «Атаманцы», «Знамя 1-го Нерчинского полка Забайкальского казачьего войска», «Погоня» и др., рисунки «Казаки на марше», «Казаки в 1813 году», «1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска», «Тревога у Тун-хуан-сяна 29 мая», «Переправа черезъ р. Мудан-дзянь» и др., картины маслом «Спешившийся астраханский казак стреляет из карабина из-за лошади», «Поход запорожцев в Крым» и др. Остальное поровну на всех. В XVIII веке количество изображений казаков значительно возрастает. Однако в оставшейся части говорится о вольнолюбивой казачьей душе, о том, как день и ночь думает, как ему победить, уговаривает себя не «журится», как молодой «Булава» ляхов бьет «аж» рука онемела.
Да и вообще корнями запорожские козаки уходят к скифам и славянским амазонкам- омуженкам. Он не носит бороды, брит по-польски. Запорожец с повязкой как будто просчитывает неминуемые бои с турками, будущие потери. Очевидно изображение копирует более раннее. Оригинальные, яркие пятна обыденных цветов своей мажорности созвучны тому что происходит. Историчесеий персонажХудожник долго искал для него походящий образ, остановившись, в конце концов, на генералеМихаиле Ивановиче Драгомирове, тогдашнем командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии — киевском генерал-губернаторе. Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский.
Можно сказать, что это один из генераторов идей письма. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. И несмотря на академическое образование, у автора картины были основания и смелость проявлять себя и следовать веяниям времени. Верховой казак изображен в кожаной обуви (чириках) и в онучах, в коротком кафтане, в шапке и с пистолем в руке – поскольку саблей владеет гораздо хуже низовых, а стрельба не считалась в те времена особым искусством им мог быстро овладеть любой. Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка.
Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч. ) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать. Если внимательно рассмотреть, то далеко не все казаки поддаются радости и веселью. Низовые выглядят гораздо богаче, обуты в сапоги, не носят постоянно огнестрельного оружия, предпочитая саблю (белое, благородное оружие), ходят с непокрытой головой. Он писал портреты иконы исторические и бытовые сцены. После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей.
Станичный атаман – старик со специальным посохом – насекой, на котором гравировались (насекались) имена всех станичных атаманов и годы их правления. Помимо карикатур и лубков казаки изображались на батальных гравюрах: «Сражение при Дрездене 15 марта 1813 года» по оригиналу Мартине, «Сражение при Лейпциге 16, 18, 19 октября 1813 года» – гравюра К. Раля по оригиналу И. Клейна, «Вступление союзных войск в Париж 31 марта 1814 года» неизвестного художника и многих других. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Впоследствии его приобрёл император Александр Третий. На втором плане видим мы и самого Ермака, твердой рукой отдающего приказания. Турчанок, ногаек, гречанок, болгарок и др. Едва ли не единственный из изображенных владеющий грамотой.
Идея его создания принадлежит администрации города. Автор статьи изучил имеющуюся учетную документацию, включая и дореволюционные источники. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». Эти книги, к примеру, в электронном виде имеются в свободном доступе в инете. Статный, широкоплечий, смуглый, чернявый, зачастую с орлиным носом мОлодец.
Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. Познакомившись с картиной поближе, мы можем осознать особенный стиль её художника. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины. Типичныйбурсак, подстриженный подмакитру (под горшок) и не успевший еще отрастить усов — художникПорфирий Демьянович Мартынович. Любовь к музыке победила. Беззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье).
Такие «кулинарные представления» под открытым небом привлекали множество зрителей. Так, офицер Матвей Муромцев в своих воспоминаниях писал: «Для нас, солдат, жизнь была хороша в Париже. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества казачества. Этим хочу подчеркнуть обособленность запорожских казаков от остального малороссийского народа. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий.
Вот таким образом за столетия сформировался определённый генотип. Многие современники Репина, наблюдавшие процесс создания этого полотна, были недовольны его окончанием. Есаул, кроме посоха, носит за поясом нагайку – символ неизбежного наказания за неповиновение атаману или командиру, сохранивший значение вплоть до начала XX века. Портрет изображает немолодого казака, во всем вооружении, с лядункой атаманского полка. Главное достоинство этих картин – то, что это прижизненные или копии с прижизненных (как Сагайдачного) изображения.
Которое имело дипломатические сношения со всеми монархическими дворами Европы. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Памятник открыт в 2008 году, через 120 лет после посещения Репиным Кубани в целях сбора натурного материала для картины. Серию из 45 акварельных работ на тему «Les Cosaques Russes Paris» – «Русские казаки в Париже» создал Георг Эмануэль Опиц.
Исторический эпизод Репин взял как повод для того что бы изобразить безудержный хохот. Двоюродный брат его деда был атаманом Енисейского Казачьего полка. Изображенный на картине мужчина уже немолод художнику хорошо удалось передать его хитрый, пытливый, немного безумный взгляд.
Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Создание этого письма явно доставляет ему удовольствие.
Написана она вертикально. Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна. Исследуя их, можно убедиться в разнице между низовыми («старинными, родовитыми» казаками) и верховыми («новопришлыми, голутвенными»). В коллекции музея имеется картина, которую неизвестный народный украинский художник назвал «Запорожец». Кстати родился он в Варшаве и по национальности был поляком (клятым ляхом), однако, все-таки составил компанию запорожцам. А этот красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — внучатый племянник известного русского композитораМихаила Ивановича Глинки.
В одной запорожской песне поется: «Как я заиграю, то любой попляшет, а потом ни один вражий сын заплачет» или «В бандуру заиграю, с товарищем погуляю», так как о вольной свободной казачьей жизни казаки любили и поговорить и послушать. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве.
Мысль о том, что мы во вражеском городе, даже в голову не приходила» 1. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок. Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Тематика казачества в войне 1812 года оставалась весьма популярной вплоть до 60-х годов XIX столетия: «Нападение казаков» – литография А. Адама (1830-е годы) и другие, «Преследование» Г. Доре (1857 г. ) и др.
Известно, что художник гордился своим происхождением. Люлька для казака всегда играла важную роль. Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой. В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента.
Композиция картины представляет собой четко выраженный центр, вокруг которого автор выстраивает несколько «кругов», наполненных разным смысловым содержанием. Эта «заряженность» смеха убирает историческую дистанцию между вопиющей стариной и событиями, воспринимаемые как то что происходит сейчас и теперь. Известны портреты середины XVII века неизвестных художников изображавшие Богдана Хмельницкого, Петра Сагайдачного, гравюра неизвестного художника изображающая Даниила Апостола (конец XVII века).
Суворова в Санкт-Петербурге: «Донской казак 1780-х – начала 1790-х годов» и «Офицер Донского казачьего Войска 1780-х – начала 1790-х годов». К тому же времени относятся гравюры запорожцев к изданию Ригельмана, а также стилизованное изображение казака на паланочных печатях (печать Кошевого Малашевича 1734 г. ). Идея его создания принадлежит администрации города. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни. Сюжет полотна основан на легенде о письме, написанным в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV: прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться. Люльки украшались камнями, различными бляшками, надписями, например: «казацка люлька – добра думка» или «люлька душу услаждает». Сурикову доставляло удовольствие изучать историю казачества, двум эпизодам которой посвящены его масштабные полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин».
Личность, надо сказать, уникальная. Хотя могут быть и исключения.
Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославским этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. В частности, для фигуры писаря Репин выбрал историка Дмитрия Яворницкого, а натурщиком для атамана Сиркостал журналист Владимир Гиляровский. Почему всё время говорю козаки, а не казаки. Военной добычи т. е. Сотворение композиции картины обладает динамикой и в это же время неумолима уравновешена.
Даже в праздник Пасхи казак, принеся пасху из церкви и поставив ее на стол, мог сказать своим сыновьям: «А нуте, сынки, беритесь за люльки». С кого там писал великий художник, это его дело.
История же запорожского козачества уходит в глубину веков. От него и пошло Донское Казачество. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. На картину попал не только В. В. Тарновский, но и его кучер, Никишка.
Таким образом, ключевая идея Запорожцев получилась идея выразить вольный дух людей, которые объединились как говорится «братскими узами», вместе как воюющих, так и веселящихся, совокупность любви к жизни, витальная, непокорная энергия. После Опица тему казачества в Париже 1814 года развивали О. Домье, А. И. Рассмотрим «ближний круг». В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем. Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Справа изображен дуб, на его ветке висит шапка с кисточкой сумка.
Она отображает перемены, которые наполняли живопись того времени. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского. Одна из наиболее знаменитых картин, посвященных казачьей тематике – творение И. Е. Донская старшина изображена во всем великолепии собственных регалий: так, войсковой Атаман изображен с нагрудным образом Императрицы (очевидно, Елизаветы Петровны), с атаманской булавой и посохом, в богатом кафтане и высокой шапке.
И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого. ) снимали маску, усмехнулся и усмешка так и осталась на маске. Иже художник написал рассказ от лица казака изображенного на картине, о его жизни. Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский. Но, чтобы преодолеть расстояние между мгновенным карандашным наброском и гениальным полотном, Илье Ефимовичу пришлось много потрудиться. По легенде, письмо было написано в 1676году кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются.
– писал Репин А. С. Суворину. Следующий по часовой стрелке – запорожец, который подавился смехом, потом – человек, который чуть ли не падает со стула от хохота, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст. под общим названием «Казак Мамай», «Казак Запорожец», «Запорожец Иван Пугач». В общем, генерал, как и И. Д. Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра. Бандуру казаки называли: «моя золотая». Тогда же интерес к казакам проснулся и во Франции.
И не только передана его структура, но и его движение, жизнь на теле казака. На картинах обязательно изображались трубка – люлька. Он «в волнении», он уже был «в действии» и готов к нему снова. Гейслера, выставленные в Государственном военно-историческом музее им.
На «Печати славного воiска запорозкого низового» изображен казак, главными атрибутами которого являются большое ружье – рушница, сабля, фляга и пика. Это, прежде всего, 17 гравюр изображающие типы донских казаков: «Печать Войска Донскаго» – «Елень, поражен стрелою», «Изображение Войска Донскаго войскового старшины», «Изображение Войска Донскаго старшины», «Изображение Войска Донскаго есаула», «Изображение донскаго станишнаго Атамана», «Изображение донскаго Казака», «Изображение донскаго Казака» (конная фигура с пикой), «Изображение верхних подону станиц данскаго Казака», «Изображение донских старшинских жен по нынешнему обряду», «Позимнему обряду», «Изображение донских старшинских жен по прежнему обряду», «Подомашнему обряду», «Повдовьему обряду», «Донской девичей обряд богатых людей», «Домовой девичей обряд», «Казачка», «Казачка верховых станиц». Теребенева).
Казаки ответили могущественному монарху так, что это оскорбление можно смыть только кровью. Мы зачитывались эпосом Украины и Серов, пробыв в киевской гимназии около двух-трех лет, уже прекрасно смаковал суть украинского языка. Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. В настоящее время шесть их них находится в музее «Карнавале» в Париже, четыре – в Национальной библиотеке в Париже и еще десять можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Благодаря этим «зарисовкам» мы можем составить полное описание жизни казаков в Париже в 1814 году.
Свою радость писец выражает достаточно сдержанно, как подобает человеку «ученому». Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар). Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату. Внешность такова из-за того. Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности.
Его проще всего узнать и смеется он от души. В Краснодаре на пересечении ул. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник.
В его взгляде осуждение и тревога. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Нагайкою. » (раскрашенная гравюра И. И. Глаза карие, тёмно-серые. Репин подарил его Яворницкому.
Они словно противопоставлены друг другу. Люди вполне понимают цену своей шутки. Лескову. Сюжет картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» основан на одном из преданий. Во внешнем «круге» особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове.
Репин подарил его Яворницкому. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году.
В нём поимённо вписаны все те кому платили царское жалование. Вместе с оружием на многих печатях изображена христианская символика. – Чего только тут не было. Репин своему другу, писателю Н. С. И одна из вершин в творчестве великого русского художника.
Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф.
А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. Об этом картина. Копия была сделана в XVIII веке.
Насчёт ясакА. Он им неинтересен. Казаки стали достаточно большим разделом творчества известного русского баталического живописца, рисовальщика и аквафортиста Н. Самокиша. Рассказ состоит из тринадцати строчек.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Очень поэтично описал которых Сергей Алексеев. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. В итоге его прототипом на картине стал не менее заслуженный военный деятель – генерал Михаил Драгомиров, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На ура проходили сюжеты с запорожскими казаками, казаками Разина, Пугачева, Ермаком.
Один из полков был направлен на Дон. Общее настроение письма вдохновило русского живописца. В русском языке оба варианта идентичны. Лица татар, напротив, дики, перекошены от злобы и предсмертного ужаса. Написаны они очень выразительно и дерзко.
Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Я его представлял немного иначе. В центре – писец.
Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее.