Il Cortegiano), также «Книга о придворном» — литературное сочинение итальянского гуманиста Бальдассаре Кастильоне. Придворный (итал. Il Cortegiano), также «Книга о придворном» — литературное сочинение итальянского гуманиста Бальдассаре Кастильоне. Чтобы лучше понять главное произведение Кастильоне «О придворном», необходимо остановиться на основных моментах жизненного пути автора. Бальдассаре Кастильоне (6 декабря 1478 – 2 февраля 1529), количество Casatico, был итальянский придворный, дипломат, солдат и выдающийся автор эпохи Возрождения.
Чтобы лучше понять главное произведение Кастильоне «О придворном», необходимо остановиться на основных моментах жизненного пути автора. Реферат по дисциплине Философия на тему: Б. Кастильоне и его трактат О придворном понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год. Придворный1 (итал. Il Cortegiano), также «Книга о придворном»источник не указан 439 дней — литературное сочинение итальянского гуманиста Бальдассаре Кастильоне.
Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Царившая при урбинском дворе атмосфера творческих поисков, разнообразия интеллектуальных интересов вдохновила Кастильоне на создание широко прославившей его «Книги о придворном». LXXIII). LXXIII).
Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл. С 1504 года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е.
Кастильоне акцентирует еще одну и притом весьма важную черту своего героя – эстетическую безупречность поведения, которую именует грациозностью, раскованностью, но без излишней аффектации и нарочитости, легкостью, элегантностью, «безыскусной и чарующей простотой, которая столь располагает к себе души людей» (I, XXVII). Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Ты побуждаешь природу творить, а то, что рождается, — развиваться в жизни. Родился в знатной, но небогатой дворянской семье близ Мантуи. Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно ясным и однозначным. Бембо оказался главой сонма петраркистов (поэтов, последователей Петрарки), текст Кастильоне основывался на взглядах Бембо, а составителю «Хрестоматии» профессору Борису Ивановичу Пуришеву даже захотелось посвятить отдельную страницу выпуска (ссылка в конце) — замечательные воспоминания оставили о нем его ученики и просто современники.
Ему даже предлагалось изучить формы и природу шуток. Есть у меня дома маленький буклетик «Музеи Венгрии», выпущенный на русском языке — видимо, для советских туристов, а в этом буклетике — «Портрет юноши» Рафаэля, одна из жемчужин Будапештского музея, «посетившая» Москву в прошлом году. по кн. : Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 523-524). Наоборот, она здесь всячески превозносилась.
Нам остается надеяться, что современной России потребуется для этого меньше времени. Список литературы 1. «Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения», М. : Музыка, 1966 2. Л. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che gi s detto convenirsegli» (гл. VI), т. е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. Придворный должен быть очень сведущим на греческом и латыни и должен знать достаточно, чтобы быть в состоянии различить между хорошим и плохим письмом (а также другие искусства) для себя, не полагаясь по-рабски на слово других.
14), который ничему не удивляется, ничего не ждет и способен отлично защитить свои права. История также помнит его не как дипломата, а как истинного дворянина. В качестве другого и тоже основного примера чисто возрожденческого, притом по преимуществу платонического, быта может послужить трактат Бальдассаре Кастильоне «Придворный», где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах изящно ездить на лошади изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим.
Он покинул Урбино в 1508 году, но даже спустя двадцать лет любовно оттачивал и уточнял свой отчет о том утонченном и образованном обществе, создавая памятник своему собственному золотому веку. Они веселятся, сочиняя образ идеального человека.
В 1521 Папа Лев X признал ему тонзуру (сначала священническая церемония) и вслед за этим начал вторую, духовную карьеру Кэстиглайона. Главное из них – грация.
Придворный должен был уметь достойно выглядеть во многих мужественных упражнениях (борьбе, беге, верховой езде), а также свободно рассуждать о литературе, уметь разговаривать на нескольких языках играть на музыкальных инструментах, сочинять изящные вирши (см. В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. В 1513 г. он занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим.
Он был идеалом, с которым сверяли свои прегрешения и ошибки, эталоном. Здесь следует отметить книгу Л. М. Баткина «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» и его же работу «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», а также книгу М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История западноевропейской литературы. Его идеальный придворный должен обладать и многими другими совершенствами и достоинствами. Доказательство мы находим в произведении Джованни Делла Каза «Галатео или О нравах», написанном в начале 1550-х годов, т. е. немногим более двадцати лет спустя после первого издания «Книги придворном» Кастильоне. Гуманистическая мораль – внутреннее убеждение каждого человека.
Но все же, отступая от этих принципов, Кастильоне полагал, что многогранной, абсолютной личностью может быть лишь аристократ, а разумно организованное общество -- это княжество, управляемое государем с помощью мудрых советников из знати. «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). Ему необходима и культура самой речи (ХLIV, LII). Нет, дело здесь вовсе не в безусловном отрицании антично-средневековых абсолютов, что будет происходить уже в послевозрожденческие века.
Но во всем этом будет мало проку, если мысли, выраженные в словах, не будут прекрасными, умными, острыми изысканными и серьезными, как необходимо» (I, XXXIII). Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. М. Баткин, «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления», М 1979 г. 3. Л. На вопрос какая музыка лучше всего.
Большое влияние на современников оказала его книга диалогов, посвященная Лукреции Борджиа, «Азоланские беседы», («Gli Asolani», 1505) в которой он развивает идею высокой спиритуалистической любви, почерпнутую им из лирики Петрарки, сочинений Платона и итальянских неоплатоников XV в. Беседу ведут трое венецианских юношей и три придворных дамы в пышном саду, в прохладной тени лавровых деревьев. К его моральной элегантности (его личное совершенство) должен быть добавлен духовная элегантность, присужденная знакомством с хорошей литературой (т. е., гуманитарные науки, включая историю). Гуманистическая мораль – внутреннее убеждение каждого человека. Именно его двор описал Кастильоне, создавая портрет идеального придворного. Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл. Только так и можно понять Марсилио Фичино и Бальдассаре Кастильоне.
Но эта книга одновременно и моральный трактат, зерцало для начинающих придворных, пособие, наставляющее их благонравию изысканным манерам, чего требует жизнь при дворе и замечательное художественное творение, которое кто-то остроумно назвал «рафаэлевской прозой». LXXIII). И не то чтобы средневековая ортодоксия начисто отрицалась.
Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. Бальтасар Кастильоне снискал мировую литературную славу книгой диалогов «Придворный» («Il Cortegiano», 1528), в которой нарисовал идеального придворного. Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. Вы просто обязаны ее прочитать». Эти два самых ярких примера бытовой эстетики Ренессанса, т. е. Император, который так жестоко подвел его, грустно заметил: «Сообщаю вам, что умер один из совершеннейших благородных людей в мире». Позднее Кастильоне довелось общаться с людьми по-настоящему могущественными и великими. Он не обязательно происходит из благородного рода (хотя обычно это было так, так как рожденные в высших слоях общества имели и досуг и возможность заниматься искусствами), но признание того, что «учтивость», «обходительность» есть свойство ума, а не происхождения, во многом объясняло успех и широкое распространение этой книги.
Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. Рубин был арестован и расстрелян). Но с другой стороны, заворожила меня именно эта книга, моя «Хрестоматия» 1938 года. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е.
При этом художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества. На вопрос какая музыка лучше всего. располагающее выражение лица и взгляд, который, сообразуясь с содержанием слов, наделял бы их привлекательностью (grazia). М. Баткин, «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», М 1989г. Не то чтобы здесь отрицалась античная космология.
Во всякой канцоне, в которой рассуждают о любви, рассказывается о подозрениях, оскорблениях, вражде, войнах, а это еще в любви не самые большие страдания. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель, автор комедии «Каландрия», будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным.
Наоборот, она здесь всячески превозносилась. Согласно Питеру Берку, один способ суммировать успех Кэстиглайона «в предложении», «должен был бы сказать, что он помог приспособить гуманизм к миру суда и суда к гуманизму». Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл.
Кастильоне уезжает ко двору в Урбино, одному из самых центров культуры того времени и проведет там девять лет, вначале на службе герцога Гвидубальдо да Монтефельтро, а затем у сменившего его Франческо Мариа делла Ровере, также выполняя разного рода военные и дипломатические миссии. Разумеется, было и различие: в «малом обществе» двора, на вечерах герцогини собирались «благородные кавалеры» и дамы, тогда как в кружках интеллектуалов бывали лица самого разного социального положения их главным отличием были познания и талант. Рубин знал 15 языков). господина).
В 1450 году он начал строительство дворца (см. Его сонет Superbi колли e voi, крестцы ruine («Гордые холмы и Вы, священные руины187), письменный больше писателем, чем поэт в Castiglione, тем не менее содержит намеки предромантичного вдохновения.
В 1511 г. он участвует в осаде городка Мирандола, а годом позже – в завоевании Болоньи. приводимый отрывок из «Книги о придворном» Кастильоне). Мне кажется ошибкой, что Кастильоне стал сочетать старый гуманистический идеал «универсального человека» с идеологическими установками дворянина-землевладельца, считающего высшей доблестью служение монарху. Нет, ему были не по душе обыденные плоды работы новомодных печатных станков он нанимал тридцать – сорок писцов, дабы все его книги были «написаны пером, а не напечатаны и потому не стали бы потом презираемы».
В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного. Культура речи предполагает, кроме прочего и эстетическое совершенство.
Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск. На мой взгляд, сокрушительное поражение демократических партий на выборах в Государственную Думу и безоговорочная победа «партии власти» и прочих «придворных» партий и объединений, убедительно свидетельствуют о том, что либеральные идеи идеи подлинного гуманизма пока в России не прижились.
В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е. Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным. Она же может ему помочь выделиться в круге их придворных. Только так и можно понять Марсилио Фичино и Бальдассаре Кастильоне. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году.
Придворный – это человек, принадлежащий к реальному и конкретному обществу, наделенный определенными качествами, присущими этому обществу. И так как вследствие долгого опыта они заметили, что ничто не является более несомненным несчастием и бедствием, чем любовь, то они преимущественно обозначили жизнь любящих этими двумя прозвищами, как преимущественно им принадлежащими, так что во всякой книге, во всяком листке всегда читается и пишется о жалком любящем, о несчастном любящем. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Начало работы датируется 1514 г. первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция датируется 1524 (без посвящения) она была напечатана в Венеции в 1528г.
Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. по кн. : Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 523-524). Красноречивая гуманная модель идеального оратора (кого Цицерон назвал «честным человеком187), на котором базируется Придворный, предписывает для оратора активную политическую жизнь обслуживания в страну, ли во время войны или мира.
по кн. : Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 523-524). За ним пошли новые поэты-петраркисты. Средние века и Возрождение». Но я говорю поистине, сколько нужно и, может быть, нисколько не больше того, что нужно. А на работах последнего — юноши с такими же благонравными взорами, записками в руках и пейзажами на заднем плане» (из статьи о московской выставке 2010).
В числе его друзей и близких знакомых не только отпрыски старинных именитых родов, владетельные особы, «князья церкви», но и яркие представители культуры и искусства Италии первых десятилетий XVI в. – Пьетро Бемпо, Бернардо Биббиена, Якопо Садолето и, конечно, Рафаэль, оставивший потомкам замечательный живописный портрет Бальтасара Кастильоне (ныне в коллекции Лувра), с которым его связывали отношения сотрудничества и общность эстетических устремлений. Обращались итальянские композиторы также к текстам Данте, Петрарки, Боккаччо, Саккетти. С 1501года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. Эта работа интересовала и отечественных исследователей 8. Этико-эстетические позиции писателя имеют в основе гуманистические принципы. Кастильоне родился близ Мантуи.
Антипод грации – аффектация и всякого рода нарочитость, манерность, неестественность – решительно осуждаются участниками диалога в «Книге о придворном». (Кастильоне. (La cortigiana Пьетро Аретино – пародия на эту известную работу. ) описание Кэстиглайона того, как идеальный джентльмен должен быть образован и вести себя, оставалось, для лучше или для худшего, пробного камня поведения для всех высших сословий Европы в течение следующих пяти веков. Мы не говорим о несчастной любви Пирама и Фисбы, о необузданном и запретном пламени Мирры и Библи, о преступном и долгом заблуждении Медеи, о всех их печальных смертях, но если мы даже предположим, что все эти истории неверны, то они во всяком случае были рассказаны древними сочинителями для того, чтобы научить нас, какою может быть истинная любовь но о Паоло и Франческе уже никто не сомневается, что в самом пылу их желаний оба они умерли одной и той же смертью, пораженные одним и тем же железом, как бы пронзенные одной и той же любовью.
В качестве другого и тоже основного примера чисто возрожденческого, притом по преимуществу платонического, быта может послужить трактат Бальдассаре Кастильоне «Придворный», где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах изящно ездить на лошади изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. Участники также сожалеют о том, что они рассматривают грубыми и неразвитыми манерами французских, которые они говорят взгляд вниз с презрением на том, что они называют «клерком» (или кто-то, кто может читать и написать), хотя надежда выражена для Фрэнсиса Валуа, будущего короля Франции. приводимый отрывок «Против любви»), Джисмондо произносит пространную речь в защиту любви (см. Бальтасар Кастильоне выполнял также дипломатические поручения при дворе понтификов Льва X и Клемента VII последний отправил Кастильоне послом (на языке церковной дипломатии эта должность именовалась апостолический нунций) к королю Карлу V в Толедо, в Испанию, где он и умер в 1529 г., заболев чумой. Название «Портрет молодого человека» выглядит убедительнее, если отрешиться от юного лица, на нем изображенного. Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге абсолютно свободно.
Я считаю, что процесс либерализации страны вообще очень медленный и постепенный. рис. А затем еще один, но уже бесплатно, просто из уважения. Это был один из многих итальянских диалогов и трактатов, написанных в течение Ренессанса, который исследовал идеального джентльмена, включая Гражданский Разговор Стефано Гуаццо (1581) и Galateo (1558) Джованни Делла Казой, составленной из первоисточников книгой для более поздних гидов этикета. Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск. Гуманистическая образованность (знание не только латинского, но и греческого языка как ее основа) в начале XVI в. была нормой для высших слоев общества Италии и придворная среда не могла быть исключением, тем более что широкая эрудиция нового плана отличала и многих итальянских государей.
Гуманистическая мораль – внутреннее убеждение каждого человека. В «Придворном» Кастильоне читателей привлекали не только художественные достоинства этого яркого литературного произведения, богатство этических и эстетических идей, но, возможно и гуманистический идеал всесторонне развитой личности, преломленный в образе идеального придворного эпохи Возрождения, равно как и романтизация придворной жизни. А кончается этот трактат панегириком Амуру, подателю всех благ и всего довольства, включая душевное спасение, панегириком, конечно, в чисто платоновском стиле. Я считаю, что процесс либерализации страны вообще очень медленный и постепенный.
В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е. Внезапная смерть в Испании не позволила автору увидеть успех книги в Италии и в других странах Европы, в которых вскоре вышли многочисленные переводы (в 1534 г. на испанский язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на английский и в 1593 г. на немецкий). Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. В 1516 Castiglione вернулся в Мантуе, где он женился на очень молодой Ипполите Торелли, потомке другой благородной семьи Mantuan.
С 1519 на службе у Федериго Гонзага. 4. В известном проходе друг Кэстиглайона Лодовико да Каносса, взгляды которого возможно представляют собственного Кэстиглайона, объясняет «таинственный источник изысканной изящности, качество, которое заставляет придворного казаться естественным дворянином»: sprezzatura. Идеальный придворный у Кастильоне – человек именно дворянского происхождения, он наделен всеми чертами присущего ему благородства. И не то чтобы средневековая ортодоксия начисто отрицалась.
Но зачем я говорю об этих цветах, об этих травах. Эти два самых ярких примера бытовой эстетики Ренессанса, т. е. «История западноевропейской литературы. Родился 6 декабря 1478 г. в Казатико, в окрестностях Мантуи, в знатной семье. Мне кажется, что «Книга о придворном» – шедевр итальянской прозы – явилась своеобразным итогом развития гуманистической мысли, отразившим настроения гуманиста-аристократа Бальдассаре Кастильоне.
Только так и можно понять Марсилио Фичино и Бальдассаре Кастильоне. Пероттино начинает говорить против любви (см. Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии.
Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра». С античным неоплатонизмом у него есть общее: он старается оправдать, возвысить и превознести материальный мир, увековечить его при помощи идеалистических категорий основных представителей античного неоплатонизма Плотина (III в. ) и Прокла (V в. ). Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. Большей частью они не были опубликованы при жизни автора. «О придворном» – Цит.
В 1511 г. он участвует в осаде городка Мирандола, а годом позже – в завоевании Болоньи. по кн. : Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 523-524). «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат).
Бальдасар Кастильоне (Baldassare Castiglione, 1478–1529) — политический деятель и писатель. LXXIII). Жаль, конечно, что у меня нет доступа к полным текстам книг Бембо и Кастильоне. Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге абсолютно свободно.
«Книга о придворном», ставшая очень популярной, очевидно, смогла достичь цели, поставленной ее автором: она стала своеобразным эталоном поведения при дворе, научала ренессансному этикету, а также этико-эстетическому самоформированию дворян в их стремлении выделиться на государевой службе. В историю литературы вошел своей «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano», написанной между 1514–1518 гг. ), в которой изображается беседа блестящего придворного общества в Урбино. (Кастильоне.
На стиле «Азоланских бесед» ясно сказывается влияние украшенной прозы Боккаччо. В 1508—1513годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Словом, форма речи – тоже одно из проявлений грации: «.
Во-первых, тут были реальные прототипы, а во-вторых и это, пожалуй, главное – «дабы усмирить иных высоко мнящих о себе и ни на что не годных глупцов, которые надеются стяжать имя хорошего Придворного» (I, XII). помимо благородного происхождения имел бы от природы не только ум, красивую осанку и лицо, но и некую грацию и, как говорят, породу, что с первого взгляда делало бы его приятным и любезным всякому. Наоборот, она здесь всячески превозносилась. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che giа sи detto convenirsegli» (гл. VI), т. е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»).
«О придворном» – Цит. В дани их дружбе Рафаэль нарисовал свой известный портрет Castiglione, теперь в Лувре. Нам остается надеяться, что современной России потребуется для этого меньше времени. В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра».
Главная задача при этом – он всем своим обликом и манерами не должен выказывать искусственность поведения, но быть максимально естественным ибо это и составляет истинную суть грациозности, которая делает человека чрезвычайно привлекательным и любезным людям (I, XXVI). И тут тоже не в меньшей степени, чем у флорентийцев, полное слияние неоплатонизма и гуманизма, религиозной веры (вместе с учением о спасении души) и совершенно светского жизнеутверждения, а также чистейшей эстетики платонизма и всяких возможных украшений и достоинств земной и притом блестяще земной, жизни. рис.
В 1513 назначен Франческо Мариа Делла Ровере посланником в Риме. Поэзия на вольгаре, несмотря на то, что вызывала значительный интерес в 16 столетии, представляет собой достаточно успешные поэтические «опыты», в которых ощутимо значительное влияние петраркизма. Там он был дружелюбен по отношению ко многим художникам и писателям включая Рафаэля, которого он уже знал из Урбино и кто часто обращался за его советом.
На вопрос "какая музыка лучше всего. На вопрос «какая музыка лучше всего. » Бальдассаре Кастильоне отвечал устами некоего мессера Федерико: «Прекрасной музыкой кажется мне та, которая поется с листа уверенно и с хорошей манерой но еще лучше пение под виолу ибо в музыке соло, пожалуй, заключается прелесть красивая мелодия и манера игры замечаются и слушаются с гораздо большим вниманием ибо уши заняты лишь одним голосом при этом легче примечается каждая малейшая ошибка, чего нет при пении совместном, где один помогает другому. А жаль, было бы интересно сопоставить мощный лоб, орлиный нос и горькую складку на переносице с нежными чертами в работе Рафаэля. Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного.
(Кастильоне. При этом дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск. «Казалось, это не дворец, а город в виде дворца, – утверждал Кастильоне, – и обставлен он был не только привычными серебряными вазами, богатыми занавесями из парчи и шелка и другими подобными вещами, но герцог добавил к его украшению бесчисленные древние статуи из мрамора и бронзы, редкие картины» В этой двойной роли поклонника древних искусств и покровителя современных художников и скульпторов Федериго был олицетворением Ренессанса. На мой взгляд, сокрушительное поражение демократических партий на выборах в Государственную Думу и безоговорочная победа «партии власти» и прочих «придворных» партий и объединений, убедительно свидетельствуют о том, что либеральные идеи идеи подлинного гуманизма пока в России не прижились. Скоро его обязанности, включенные, официально представляя суд Гонцаги например, он сопровождал своего маркиза для входа Руаяля в Милане Людовика XII. Несмотря на это, главным в труде Кастильоне остается ренессансный идеал абсолютного человека и общества как содружества гуманистов. Мне кажется ошибкой, что Кастильоне стал сочетать старый гуманистический идеал «универсального человека» с идеологическими установками дворянина-землевладельца, считающего высшей доблестью служение монарху.
В атмосфере Урбино формировался талант молодого Рафаэля, с которым впоследствии Кастильоне находился в тесных Дружеских отношениях (он познакомился с ним в Риме, когда был послом при дворе папы Льва X). Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях.
Проблемы, поднятые Кастильоне в трактате «Придворный», по-прежнему актуальны и сегодня, особенно в современной России. В настоящей статье сделана попытка рассмотреть образ идеального придворного у Кастильоне как бы в «интерьере двора» и проследить дальнейшую трансформацию гуманистических представлений о человеке в определенном социальном ракурсе уже у другого видного итальянского автора XVI в. – Джованни делла Каза. И среди всего этого подлинно возрожденческого быта Марсилио Фичино перевел на латинский язык всего Платона (1477), всего Плотина (1485), частично Дионисия Ареопагита, античных неоплатоников Порфирия, Ямвлиха и Прокла и других античных философов и писателей. В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при всём этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат).
Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества. Книга Кэстиглайона изменила это. И среди всего этого подлинно возрожденческого быта Марсилио Фичино перевел на латинский язык всего Платона (1477), всего Плотина (1485), частично Дионисия Ареопагита, античных неоплатоников Порфирия, Ямвлиха и Прокла и других античных философов и писателей.
Ты собираешь воедино элементы согласия. Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества. Хотя французы благородным делом признают одно лишь военное дело, все же другие занятия не ставят ни во что» (I, Х1ЛУ). Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году.
Разговор имеет место по промежутку четырех дней в 1507 году. «Придворный» явился результатом размышлений над четырьмя годами пребывания при маленьком дворе в Урбино.
Многое изменилось со времени Кастильоне: образ придворного претерпел изменения к худшему. Джулио Романо поставил ему монумент в церкви города Мантуя. Но при всём этом, он остается на службе у Гонзага до 1524 г., когда папа Климент VII посылает его в качестве апостольского нунция ко двору императора Карла V в Мадрид. Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл. Из высказываний Кастильоне: «Любимая женщина подобна музыке» («Musica e donna amata»). Получил гуманистическое образование в Милане. По философскому направлению трактат Кастильоне «О придворном» следует отнести к ренессансному индивидуализму и неоплатонизму.
Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. по кн. : Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 523524). Вот таким образом эстетика Ренессанса не космологична и не теологична, но антропоцентрична. Средние века и Возрождение». Ученые соглашаются, что Castiglione привлек в большой степени из знаменитого трактата Цицерона Де Оффисии («Обязанности Джентльмена187) известный всюду по Средневековью и еще больше от его Де Оратора, который был открыт вновь в 1421 и который обсуждает формирование идеального оратора-гражданина.
В живых диалогах Кастильоне стремится обрисовать образ идеального придворного, который представляется ему наделенным чертами «универсального человека» возрождения. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. А в книге мне приглянулись тексты Пьетро Бембо и Кастильоне. По философскому направлению трактат Кастильоне «О придворном» следует отнести к ренессансному индивидуализму и неоплатонизму.
Жанр – также то же самое в Придворном и Де Ораторе: удобное, неофициальное, открытое обсуждение, в Красноречивой риторике, названной sermo (разговор), в который участники изложило различные стороны аргумента в товарищеской встрече (а не соперничающий) путь, привлекательные читатели, как тихие участники, чтобы решить правду для себя. В мае 1523 в составе свиты Изабеллы дЭсте путешествует в Падую и Венецию. Огромная урбинская библиотека была созданием и заслугой Федериго.
Его мать, Луиджа-Алоизия (так он сам будет называть ее в письмах), была родственницей семейства Гонзага, синьоров Мантуи. Может быть, наиболее ярким возрожденческим бытовым типом было то веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие, о котором говорят нам документы Платоновской академии во Флоренции конца XV в Здесь мы находим турниры, балы, карнавалы, торжественные въезды, праздничные пиры и вообще всякого рода прелести даже будничной жизни, летнего времяпрепровождения, дачной жизни, обмен цветами, стихами и мадригалами, непринужденность и изящество как в повседневной жизни, так и в науке, в красноречии и вообще в искусстве, переписку, прогулки, любовную дружбу, артистическое владение итальянским, греческим, латинским и другими языками, обожание красоты мысли и увлечение как религией, так и литературой всех времен и всех народов.
Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che giа sи detto convenirsegli» (гл. VI), т. е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. Это потом завязалась цепочка. Франческо Мария делла Ровере (племянник и наследник Герцога и Герцогини Урбино) и Чезаре Гонцага, кузен и Castiglione и Герцога. господина). Во время Мешка Рима (1527) Папа Римский Клемент VII подозревал Castiglione в том, что питал «специальную дружбу» для испанского императора: Castiglione, Папа Римский верил, должен был сообщить Святому престолу намерений Карла V, поскольку это была его обязанность исследовать то, что Испания планировала против Вечного Города. Положения гуманистического придворного этикета и требования, предъявляемые к культуре движений, Бальдассаре Кастильоне сформулировал так: Есть упражнения, которыми можно заниматься и на людях и приватно, например танец придворному танцующему в присутствии других и в таком месте, где теснится множество людей, приличествует сохранять известное достоинство, смягчаемое легкой грацией движений пусть он выдерживает размер и темп избегая тех быстрых и громких, с двойным притоптыванием, шагов, которые столь подходят (придворным танцорам), но, пожалуй, не к лицу знатному человеку, хотя в своей комнате, наедине можно позволить себе и это Проблемы, поднятые Кастильоне в трактате «Придворный», по-прежнему актуальны и сегодня, особенно в современной России. В 1508-1513 принимал участие в Войне Камбрейской лиги.
Это было музыкой, на которую положили, как шестью Мадригалами части Джироламо Конверси и перевело, среди других, Эдмунда Спенсера и Джоакима дю Беллэ. Это изображает изящный философский разговор, над которым осуществляет контроль Элизабетта Гонцага, (чей муж, Гуидобальдо инвалид, был прикован к постели) и ее невестка Эмилия Пия. В беседах на заданную тему (таким был и разговор об идеальном придворном) гости герцогини оказываются равноправными участниками. Даже итальянское слово, когда-то обозначавшее придворную даму, – «la cortigiana» (куртизанка) – стало синонимом проститутки высокого полета. Кастильоне родился близ Мантуи.
В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е. «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). В годы ее создания Рафаэль был еще под сильным влиянием живописи своего учителя Перуджино. «Книга о придворном» – яркое свидетельство влияния гуманизме на придворную среду.
Опираясь на авторитет Петрарки, которого он почитал высшим проявлением «хорошего вкуса» в поэзии, Бембо повел также борьбу с прециозным стилем галантной лирики конца XV в. Как поэт и теоретик Бембо канонизировал поэтическую манеру Петрарки, его лирические жанры, образы, эпитеты и пр., положив таким образом основание для широкого развития поэзии петраркистов XVI в., видевших в Бембо своего признанного главу. Кастильоне мог бы гордиться такой эпитафией.
«О придворном» – Цит. Любители загадок выдвинули очередную версию — «Портрет юноши» нужно понимать как портрет, написанный юношей. Воспитанник юридического факультета Санкт-Петербургского университета (окончил обучение в 1911 году). В качестве другого и тоже основного примера чисто возрожденческого, притом по преимуществу платонического, быта способен послужить трактат Бальдассаре Кастильоне «Придворный», где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах изящно ездить на лошади изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим.
Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che giа sи detto convenirsegli» (гл. В 1524 Папа Римский Клемент VII послал Castiglione в Испанию как Апостольский посланник (посол Святого престола) в Мадриде и в этой роли он следовал за судом императора Карла V в Толедо, Севилью и Гранаду. С этим портретом не все в порядке. Если «Государь» Макиавелли напоминает логическое упражнение, то «Придворный» Кастильоне – это дышащий жизнью портрет идеального человека. На мой взгляд это произошло потому, что Реформация защищала определенную религию (христианство) и хотела углубить религиозные основы нравственности, т. е. выступала в духе устоявшихся традиций и воспитания подавляющего населения страны. Гуманисты же не признавали над собой иных судей, кроме собственной совести, не признавали запретов для разума.
Не то чтобы здесь отрицалась античная космология. Учебник»). господина).
В качестве другого и тоже основного примера чисто возрожденческого, притом по преимуществу платонического, быта может послужить трактат Бальдассаре Кастильоне «Придворный», где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах изящно ездить на лошади изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. Книга Придворного поймала «дух времен» и была быстро переведена на испанский, немецкий, французский, польский и английский язык.
Несмотря на это, главным в труде Кастильоне остается ренессансный идеал абсолютного человека и общества как содружества гуманистов. Ханс Бэрон классно назвал его «гражданским гуманизмом». В 1513 г. он занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим. Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно.
Но кому это пошло на пользу, если находится много, даже бесконечно много людей, которые отчетливо видят, как им льстят и тем не менее отдают предпочтение льстецам и не выносят тех, кто говорит правду. Конечно, речь не шла в «Книге о придворном» о творчестве в сфере гуманитарных дисциплин или искусстве – придворный должен быть эрудитом, способным к самостоятельным суждениям по разным вопросам – от военного искусства до поэзии и живописи. Чтобы лучше понять главное произведение Кастильоне «О придворном», необходимо остановиться на основных моментах жизненного пути автора. Арон Ильич Рубин (11 января 1888 – 6 января 1961) — советский философ, переводчик, литературовед. Кастильоне воссоздает атмосферу придворной жизни у герцогов Урбино, возможно, немало идеализируя ее, но как бы продолжая намеченную еще Боккаччо в обрамлении к новеллам «Декамерона» утопическую идиллию микросоциума. Следствием широкого интереса к сочинению Кастильоне была и неизбежная популяризация его идей, равно как и корректировка тех норм поведения, которые были поданы им на столь высоком дворянско-придворном уровне.
Им написаны несколько малых поэтических произведений на итальянском и латинском языках. Кастильоне, однако, облекает идеализацию в одежды правдоподобия, поименно перечисляя «благородных кавалеров», подолгу живших в Урбино или часто посещавших двор герцогов «так что беспрерывно сюда приезжали поэты, музыканты, всякого рода острословы и другие наиболее прославленные на той или иной стезе люди Италия» (I, V). Сочинение написано в форме изящных и непринужденных, пересыпанных шутками и смехом бесед, будто бы происходивших в течение четырех мартовских вечеров 1507 г. в придворном обществе, которое собиралось вокруг Елизаветы Гонзага, супруги урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро и дает блестящую картину обычаев и нравов итальянского общества того времени (Монтень часто заимствовал из этой книги примеры различного рода).
Не то чтобы здесь отрицалась античная космология. Кто может пройти с беспечальной душой или с сухими глазами мимо отчаяния, возмущений, мщений, цепей, ран, язв, смертей. Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии.
Наоборот, она здесь всячески превозносилась. Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл. Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным. Правда, слово «юноша» в названии картины можно прочесть и как характеристику автора, а не портретируемого. И не то чтобы средневековая ортодоксия начисто отрицалась.
«О придворном» – Цит. Возрожденческий неоплатонизм не удовлетворяется ни античным политеизмом, ни средневековым монотеизмом. С античным неоплатонизмом у него есть общее: он старается оправдать, возвысить и превознести материальный мир, увековечить его при помощи идеалистических категорий основных представителей античного неоплатонизма Плотина (III в. ) и Прокла (V в. ). Нет, дело здесь вовсе не в безусловном отрицании антично-средневековых абсолютов, что будет происходить уже в послевозрожденческие века.
В изображении Кастильоне она предстает настолько естественно, что может показаться, будто автор «списал» ее с жизни урбинского двора начала XVI в. Между тем сама эта «безыскусная правдивость» – тонкий художественный прием, входивший в замысел Кастильоне и мастерски использованный им в его сочинении. В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). Герой Кастильоне умён и красив, широко эрудирован в самых разных областях знания, одарён творчески— поэтически и музыкально, наделён всевозможными добродетелями, скромен, приветлив и обходителен. BALDASSAR CASTIGLIONE – БАЛЬДАССАР КАСТИЛЬОНЕ (1478 – 1529) и его трактат «О ПРИДВОРНОМ» Граф Бальдассаре ди Кастильоне, живший при дворе герцога Гвидобальдо де Монтефельтро в Урбино, был представителем аристократической ветви гуманизма. К сожалению, литературы по данной теме, особенно по творчеству Кастильоне, мне удалось найти на удивление мало. Придворный должен всегда казаться немного более скромным, чем его станция требует. Здесь следует отметить книгу Л. М. Баткина «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» и его же работу «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», а также книгу М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История западноевропейской литературы.
Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. «Я не удивляюсь тому, что вы сумели изобразить идеального придворного, – написал ему некий друг, – так как вам стоило лишь поставить перед собой зеркало и вы бы увидели его там». " (Кастильоне. В 1528, за год до его смерти, книга, которой Кэстиглайон является самым известным, Книга Придворного (Il Libro del Cortegiano), была издана в Венеции Альдинским Тиражом наследниками Aldus Manutius.
Нам остается надеяться, что современной России потребуется для этого меньше времени. «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат).
приводимый отрывок «В защиту любви»), третий юноша, Лавинелло, говорит об истинной платонической любви, которая обращается к божественному и вечному, по сравнению с которой земная красота — лишь бледный отсвет и мимолетная тень (о взглядах Бембо на платоническую любовь см. По философскому направлению трактат Кастильоне «О придворном» следует отнести к ренессансному индивидуализму и неоплатонизму. И тут тоже не в меньшей степени, чем у флорентийцев, полное слияние неоплатонизма и гуманизма, религиозной веры (вместе с учением о спасении души) и совершенно светского жизнеутверждения, а также чистейшей эстетики платонизма и всяких возможных украшений и достоинств земной и притом блестяще земной, жизни.
Основным содержанием мадригала стала лирика, в частности любовно-лирические сюжеты, что не исключало, однако и иную образность» (из книги Т. Ливановой «История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения). На вопрос какая музыка лучше всего. В ренессансном духе прописан в «Книге о придворном» и этикет урбинского двора, поданный не главной сюжетной линией произведения, но достаточно выразительным фоном. Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях. В последующие годы (в течение примерно двадцати лет) зарабатывал на жизнь переводами художественных и философских произведений (А. И. Изучение «Книги о придворном» имеет давнюю историографическую традицию 7.
Могила сам Сократ начала изучать цитру когда старик. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che giа sи detto convenirsegli» (гл. VI), т. е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. Он превратился либо в жеманного щеголя, либо в честолюбивого интригана изо всех сил стремящегося пробраться на вершины общества.
Кастильоне рассказывает о беседах, которые происходили при урбинском дворе в марте 1507 г. и в которых он сам не принимал участие, находясь в Англии. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году.
В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. Вот таким образом эстетика Ренессанса не космологична и не теологична, но антропоцентрична. Брат экономиста Исаака Рубина, отец китаеведа Виталия Рубина.
«Он один решился сделать то, что не делали тысячу лет и более: создать самую лучшую библиотеку со времен древности». Проблемы, поднятые Кастильоне в трактате «Придворный», по-прежнему актуальны и сегодня, особенно в современной России. Несмотря на это, главным в труде Кастильоне остается ренессансный идеал абсолютного человека и общества как содружества гуманистов. Внесу и свою лепту в разгадывании искусствоведческой загадки.
« хрестоматийный «Портрет юноши» кисти Рафаэля, он висит сразу перед входом и единственный закрыт защитным пластиковым боксом. Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного. Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск.
Получил гуманистическое образование в Милане. На мой взгляд это произошло потому, что Реформация защищала определенную религию (христианство) и хотела углубить религиозные основы нравственности, т. е. выступала в духе устоявшихся традиций и воспитания подавляющего населения страны. Но если природа наградила человека, этим даром не сполна, ущерб можно восполнить трудом и усердием – упражнениями, тренировкой тела, воспитанием душевных свойств (I, XXIV). Кастильоне (Castiglione), Бальтасар, граф Новилара (1478, Casatico, окрестности Мантуи, Италия – 1529, Толедо, Испания) – итальянский писатель.
господина). Более поздние комментаторы нечасто не обвиняли его в защите поверхностности (с «небольшой справедливостью» согласно Июню Осборн), все же это также назвали, Самый важный единственный вклад в распространение итальянских ценностей всюду по Европе. В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. Известная еще до публикации, «Книга о придворном» была отдана в печать сразу двум известным издателям: Мануцию в Венеции, где она вышла в апреле 1528 г. и Джунти во Флоренции, где она появилась несколькими месяцами позже.
Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях. Сто восемь выпусков были изданы между 1528 и одним только 1616. Портрет работы Пьеро делла Франческа показывает нам человека, в котором сила сочетается с терпимостью (см. Эти два самых ярких примера бытовой эстетики Ренессанса, т. е.
Ибо, если бы любовь не соединила двух раздельных тел, способных порождать себе подобных, то ничего не было бы порождено, ничего бы не родилось. Днем члены этого сообщества заняты делами, но каждый вечер они встречаются вновь под председательством герцогини (так как герцог тяжко страдает подагрой и рано уходит на отдых). Такого придворного, которого «я никогда не встречал и, думаю, никогда не было, а возможно и не будет, хотя он мог бы быть», – признался было Кастильоне, но затем вымарал эти слова из предисловия, видимо решив, что книга сама скажет за себя. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е.
В 1513 г. он занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим. Соблюдая свое достоинство, проявляя смелость, когда того требуют обстоятельства, придворный, однако, должен избегать безрассудства – решаться на поединок, например, ему следует лишь в том случае, если задета честь (Книга I, главы XIV, XVII, XXI, XXII), Традиционные рыцарские доблести – а военное дело Кастильоне считает главным призванием придворного – лишь одна из граней облика приближенного ко двору, который создает Кастильоне. Но когда Кэстиглайон написал, эти республики заменялись королевскими судами». Даже если отбросить версию 1504 года, не десятилетний же художник нарисовал эту картину. На вечерах, устраиваемых герцогиней, все ее гости рассаживаются, не соблюдая чинов, титулов и придворной иерархии, но так, как удобно каждому (I, VI).
В августе 2010 года в Музее изобразительных искусств им. Именно грация позволит придворному обрести милость государя. Итальянский дипломат, деятель культуры, писатель.
В 1537 году его перевели на французский, в 1549-м – на испанский, в 1561-м – на английский, а через двести лет после того, как герцогство Урбино перестало существовать, Сэмюэл Джонсон одобрил эту книгу фразой, навсегда вознесшей ее на пьедестал: «Лучшая из книг, когда-либо написанных о хорошем воспитании, – это «Придворный» Кастильоне, человека, выросшего при маленьком урбинском дворе. Здесь ценятся ум, познания, уважение к чужому мнению, острословие, шутка. LXXIII). плавный выговор, подобающие манеры и жесты. Известны также «Письма» Бальтасара Кастильоне, важные с точки зрения литературной истории.
Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях. Отсутствие гуманистической образованности должно в нем восполняться разносторонностью искусного царедворца и образцово светского человека, умелого в обхождении с дамами искусного в физических упражнениях искушенного в военном деле, умеющего рисовать, петь играть на нескольких музыкальных инструментах. Но и со средневековым неоплатонизмом у него тоже есть нечто общее, а именно культ самостоятельной и универсальной личности, не сводимой ни на какие природные и материальные данности. рис.
И не то чтобы средневековая ортодоксия начисто отрицалась. Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра». Идеальный придворный, тогда, должен действовать с благородным sprezzatura и Canossa утверждает, что, так как идеальный придворный должен человек рук, квалифицированных в искусстве верховой езды, он должен иметь благородное рождение. Он должен обладать крепким, тренированным телом, отлично владеть оружием.
Тонкие черты лица, пушистые волосы, длинные пальцы, будто опирающиеся на раму картины (типичный элемент ренессансного портрета). Пушкина в Москве экспонировалась выставка картин из музея изобразительных искусств Будапешта под названием «От Рафаэля до Гойи». В начале обсуждения Каносса также настаивает, что искусство того, чтобы быть прекрасным придворным является чем-то, что не может преподаваться (то есть, ломаться к ряду правил или предписаний) и вот таким образом, он объявляет (риторически — и с sprezzatura), что он откажется преподавать его. Хотя идеал Кастильоне имеет четкий социальный адрес – придворную среду, этот идеал обретает в его сочинении более широкий смысл, примыкая к традиции гуманистического учения о человеке. LXXIII).
С 1504года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Пьетро Бембо (Pietro Bembo, 1470–1547) — писатель-гуманист, законодатель итальянской поэзии начала XVI в. Родился в Венеции, получил гуманистическое образование, в 1506 г. был при урбинском дворе, в 1513 г. сделался секретарем папы Льва X, в 1529 г. получил должность историографа Венецианской республики, в 1539 г. принял кардинальский сан. В сочинении Кастильоне «грация» – понятие ключевое, многозначное, на нем строится вся этико-эстетическая концепция автора. В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»). Согласно тому же самому закону все любящие друг друга делают вечною свою краткую жизнь.
16). Незначительные работы Кэстиглайона менее известны и все же интересные, включая любовные сонеты и четыре канцоны Amorose («Любовные Песни187) о его платонической любви к Элизабетте Гонцаге, в стиле Франческо Петрарки и Пьетро Бембо. Прелестные птицы преследуют в обширном воздухе одни других. Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл.
«И если мне в моем описании не удалось приблизиться к образу оного, то еще меньше старания употребят придворные, чтобы делами приблизиться к конечной цели, какую я им начертал» (I, Ш). Когда Папа Лев X был избран в 1512, Castiglione послали в Рим как посол из Урбино. На мой взгляд это произошло потому, что Реформация защищала определенную религию (христианство) и хотела углубить религиозные основы нравственности, т. е. выступала в духе устоявшихся традиций и воспитания подавляющего населения страны. Средние века и Возрождение».
Поддерживает дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Льва X: Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем, Микеланджело, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо. «О придворном» – Цит. господина). Здесь следует отметить книгу Л. М. Баткина «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» и его же работу «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», а также книгу М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История западноевропейской литературы.
«Итак, я хочу, чтобы Придворный. В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»).
Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге абсолютно свободно. И тут тоже не в меньшей степени, чем у флорентийцев, полное слияние неоплатонизма и гуманизма, религиозной веры (вместе с учением о спасении души) и совершенно светского жизнеутверждения, а также чистейшей эстетики платонизма и всяких возможных украшений и достоинств земной и притом блестяще земной, жизни. В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. Малые произведения Кастильоне состоят из небольшого числа стихотворений на латыни и на вольгаре, написанных еще в молодости, эклоги «Тирси», хвалебного текста, написанного для рода Монтефельтро. Она может рассматриваться как один из первых образцов пасторальной драмы – именно того литературного жанра, который получит очень широкое распространение во второй половине 16 века и достигнет значительных результатов в творчестве Торквато Тассо. Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного. Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества. И тут тоже не в меньшей степени, чем у флорентийцев, полное слияние неоплатонизма и гуманизма, религиозной веры (вместе с учением о спасении души) и совершенно светского жизнеутверждения, а также чистейшей эстетики платонизма и всяких возможных украшений и достоинств земной и притом блестяще земной, жизни.
Портрет Рафаэля относят к 1504 году, к так называемому «первому флорентийскому периоду». Пусть это будет и украшением, которым исполнены и пронизаны все его действия и очевидным признаком того, что человек сей достоин общества и милости любого великого государя» (I, XIV). Sprezzatura или искусство, которое скрывает искусство (в словах другого древнего риторика, Куинтиллиэна), не является просто своего рода поверхностным сокрытием, поскольку изящество может также быть результатом такой усердной практики, которая, что каждый делает, становится второй натурой и кажется врожденной.
Чистоте и изяществу итальянского языка, охране его от «варваризмов» (французских и испанских слов) и неотесанности простонародной речи в сочинении Кастильоне посвящен обширный пассаж, включавший читателя в дискуссию первых десятилетий XVI в. о путях формирования литературного итальянского языка (в ней принимали участие Пьетро Бембо и многие другие писатели). Издание основывалось на последней рукописи, которую Кастильоне из Испании передал Бембо И Рамузио. Внезапная смерть в Испании не позволила автору увидеть успех книги в Италии и в других странах Европы, в которых вскоре вышли многочисленные переводы (в 1534 г. на испанский язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на английский и в 1593 г. на немецкий). С античным неоплатонизмом у него есть общее: он старается оправдать, возвысить и превознести материальный мир, увековечить его при помощи идеалистических категорий основных представителей античного неоплатонизма Плотина (III в. ) и Прокла (V в. ). Только так и можно понять Марсилио Фичино и Бальдассаре Кастильоне.
приводимый отрывок). господина). Но опять таки — разница в возрасте.