Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов).
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель».
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Афанасий» и «Христос Спаситель». Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Как мы видим, старец не совсем обычный.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
17 марта 1856. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Оценить картину Врубеля без опыта оценки и необходимого оборудования можно лишь условно. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину.
Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри.
Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение.
О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Сильное, грозное произведение. Врачи констатировали, что он болен как человек, но как художник абсолютно здоров.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Художник явил миру множество уникальных картин, создав целое направление в живописи. Так, в 1995 году из Музея русского искусства в Ереване таинственно исчезла картина художника «Ангел с душой Тамары и Демон».
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока. А глаза были материнские – карие. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок.
В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Арцыбушева и С. И. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру.
Результатом свалившегося бремени на плечи Михаила Александровича стали постоянные депрессии. Воспитанием детей занимался также дядя— профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый внедрением развивающих игр, домашних представлений. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
Леший – и душа и тело этих перелесков и топкой равнины завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый из земли, мха, древесной коры и корней. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Врубель целыми днями работал с большим напряжением. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день.
Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. В эти годы он вновь писал демонов. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Савву похоронили на Байковой горе. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Представители рода Врубелей (от польск.
А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Надежда играла роль сестры Гретель. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь.
Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В результате долгих усилий картину вновь вернули в Армению. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Она поражает разнообразием этнического состава. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Слабый, болезненный ребенок, рано потерявший мать: она умерла после продолжительной чахотки. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Однажды такое обещание он дал коллекционеру И. Терещенко по поводу завершенной картины «Моление о чаше». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
О популярности работ Врубеля можно судить и по похищенным полотнам. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
О картинах Врубеля конца девятнадцатого столетия интересно высказывается известный критик В. М. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе.
Самой вероятной была версия кражи на заказ, так как похититель выставил окно рядом с картиной и не взял ничего, кроме нее. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. С самого рождения мальчик болел и через два года умер.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. форма, которая создана природой вовек. ». Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Произведение удалось. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
В качестве декораций художник выбрал российский лес. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Вся цветовая композиция приведена в единство. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Однако слава пришла сквозь волну острой критики и непонимания. Мамонтова (оба – 1897). На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки.
Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Синими искрами загораются стекла пенсне.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Омск. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
На беду, под рукой был единственный и уже проданный холст «Моление о чаше», на котором художник и творил до поздней ночи, зарисовав всю картину образами красавицы-наездницы. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Кирилле», «Св. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет.
Тщательное расследование ни к чему не привело и 22 года о картине не слышали. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Однако в 2017 году работа была обнаружена уже в России российскими спецслужбами. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Мы рекомендуем вам обратиться в петербургский Центр научной экспертизы им. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Федорова. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
После окончания академии Михаилу повезло. Артистически свободно написаны черный костюм, темнокрасный галстук, кресло красного дерева, ковер, кожаные корешки книг. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
Однако художник не смог сдержать свое обещание. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Большое влияние на творчество и мировоззрение русского художника постимпрессиониста оказали прерафаэлиты, художники итальянского Возрождения, а также писатели Вильям Шекспир, Гёте, Лермонтов и другие. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. всегда свой. ». Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138.
Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Постоянные перегрузки, общественная критика и семейная трагедия (сын родился с дефектом, а затем умер в возрасте двух лет), привели к тому, что психическое здоровье художника пошатнулось. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Более того иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича и в 1889 году он отстранил художника от работы. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Работа не привела к улучшению.
Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Учился в Академии Художеств. Долгие годы жизни он провел в психиатрических больницах. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Свадебное торжество проходило в Женеве. Это был Петербург 1896 года. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Удивительна наследственность Врубеля. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. В 1910 году художник скончался после многих лет страданий. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В 1906 художник ослеп. Вот таким образом и в годы болезни Врубель продолжал творить, пока полностью не потерял зрение.
Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Прошение было удовлетворено157. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
.