В 5 лет Михаил начал рисовать. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Пан подобен лукавому лешему. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. В результате долгих усилий картину вновь вернули в Армению. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Работа не привела к улучшению.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Первое впечатление: сумасшедший. Первые уроки в Академии были связаны со станковой живописью, как распространенным видом живописи XIX века. 17 марта 1856.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В свое время он пытался занять позицию «над схваткой», отстраниться от социальных и политических проблем, уйти от действительности, замкнуться в очерченном им круге чувств и образов. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Талант Михаила стал постепенно проявлять себя и в девятилетнем возрасте тот уже с легкостью по памяти писал копии полотен Микеланджело, увиденных в саратовской церквушке. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Так, в 1995 году из Музея русского искусства в Ереване таинственно исчезла картина художника «Ангел с душой Тамары и Демон». На беду, под рукой был единственный и уже проданный холст «Моление о чаше», на котором художник и творил до поздней ночи, зарисовав всю картину образами красавицы-наездницы. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».
Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Это был Петербург 1896 года. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Савву похоронили на Байковой горе. Синими искрами загораются стекла пенсне. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Федорова. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Однако в 2017 году работа была обнаружена уже в России российскими спецслужбами. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В 1906 художник ослеп. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через несколько дней он полностью ослеп155. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Художник явил миру множество уникальных картин, создав целое направление в живописи. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.
Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля.
Мы рекомендуем вам обратиться в петербургский Центр научной экспертизы им. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». всегда свой. ». Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Сидящий демон — словно исполин. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Мелисинда прилетает к нему как видение божественной Красоты в прозрачном жемчужно-розовом платье, с распушенными длинными волосами. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Омск. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи.
Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Удивительна наследственность Врубеля. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь.
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Прошение было удовлетворено157.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником). Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина). Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.
Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы — птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Художник написал эту картину в 1890 г., выразив в ней всю программу своего творчества. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В 1910 году художник скончался после многих лет страданий. Постоянные перегрузки, общественная критика и семейная трагедия (сын родился с дефектом, а затем умер в возрасте двух лет), привели к тому, что психическое здоровье художника пошатнулось. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Художник прекрасно построил композицию картины — фигура кажется устойчивой глыбой. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Долгие годы жизни он провел в психиатрических больницах. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика.
В качестве декораций художник выбрал российский лес. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В эти годы он вновь писал демонов. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Оценить картину Врубеля без опыта оценки и необходимого оборудования можно лишь условно. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Арцыбушева и С. И. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Сильное, грозное произведение. Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя.
Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста.
Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства.
Представители рода Врубелей (от польск. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Врачи констатировали, что он болен как человек, но как художник абсолютно здоров. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. форма, которая создана природой вовек. ». Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Искусство Врубеля трудно ограничить четкими рамками какого-либо одного направления.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Реставраторам пришлось поистине совершить чудо, восстановив рисунок по кусочкам, на которые он был разорван.
Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Свадебное торжество проходило в Женеве. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Учился в Академии Художеств. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Вместе с ними тот посещал цирк, водил знакомство с участниками труппы и судьба свела живописца с будущим покровителем Саввой Мамонтовым.
В 1898 году Врубель отправился на Украину. Она поражает разнообразием этнического состава. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Он огромен, его фигура будто вырублена из камня.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.
Более того иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича и в 1889 году он отстранил художника от работы. Однако художник не смог сдержать свое обещание.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Произведение удалось. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Кирилле», «Св. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Пан согнулся от старости и устал от жизни. И все же вспомним слова А. Блока: «В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное». На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. Мамонтова (оба – 1897).
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25. Врубель целыми днями работал с большим напряжением.
Врубель шел к этой мечте, но, осознав несбыточность ее в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть — «Демон поверженный» русского искусства. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Вот таким образом и в годы болезни Врубель продолжал творить, пока полностью не потерял зрение.
Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.
Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу. Сквозь безумие проглянул гений».
Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Каждому, кто бывал в Третьяковской галерее в Москве, наверное, запомнился «Демон» Врубеля.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. » имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Тщательное расследование ни к чему не привело и 22 года о картине не слышали. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Афанасий» и «Христос Спаситель».
На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым — к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна — того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая». Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.
Однако слава пришла сквозь волну острой критики и непонимания. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. «При всей страсти к событиям, — писал о нем А. Блок, — в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, — судьба современного художника. »126. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Надежда играла роль сестры Гретель. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей и детство болезненного мальчика было счастливым. Вся цветовая композиция приведена в единство. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Сразу выражение его лица изменилось. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». О популярности работ Врубеля можно судить и по похищенным полотнам. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. После окончания академии Михаилу повезло. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40).
Однажды такое обещание он дал коллекционеру И. Терещенко по поводу завершенной картины «Моление о чаше». Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. С самого рождения мальчик болел и через два года умер.
Его вид совсем не вызывает страха. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Как мы видим, старец не совсем обычный. Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем». А глаза были материнские – карие. Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца.
Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков.
Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.