Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Савву похоронили на Байковой горе. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. С самого рождения мальчик болел и через два года умер.
Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Вот таким образом и в годы болезни Врубель продолжал творить, пока полностью не потерял зрение. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Произведение удалось. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни.
В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Представители рода Врубелей (от польск. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров».
В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Федорова.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Постоянные перегрузки, общественная критика и семейная трагедия (сын родился с дефектом, а затем умер в возрасте двух лет), привели к тому, что психическое здоровье художника пошатнулось. Арцыбушева и С. И. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.
Работа не привела к улучшению. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Врачи констатировали, что он болен как человек, но как художник абсолютно здоров. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Это произошло благодаря сочетанию природной одарённости Врубеля и его позднему приобщению к художественному миру России вообще172. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Сильное, грозное произведение. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств. О популярности работ Врубеля можно судить и по похищенным полотнам.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве.
Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Художник явил миру множество уникальных картин, создав целое направление в живописи. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Баркова: «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и своими живописными достоинствами. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Синими искрами загораются стекла пенсне.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
В городе, увенчанном головами древних храмов и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Вспыльчивость, горячность, неожиданные решительные поступки и стойкость, когда приходилось преодолевать жизненные трудности, – это от отца. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Врубель целыми днями работал с большим напряжением. В 1891 году семейство Мамонтовых отправилось в Италию, причём маршруты строились с учётом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Мамонтова (оба – 1897). Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Однако слава пришла сквозь волну острой критики и непонимания. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Знакомые знали об этой черте художника и порой даже брали с него обещание не трогать уже завершенную работу, так как после переделки картины часто становились хуже. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. После окончания академии Михаилу повезло.
Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. Мы рекомендуем вам обратиться в петербургский Центр научной экспертизы им. О картинах Врубеля конца девятнадцатого столетия интересно высказывается известный критик В. М. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Однажды такое обещание он дал коллекционеру И. Терещенко по поводу завершенной картины «Моление о чаше». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Она поражает разнообразием этнического состава. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Врубель Михаил Александрович родился в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля.
Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Свадебное торжество проходило в Женеве. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Поразительна пластическая лепка лица и рук. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова.
Вся цветовая композиция приведена в единство. А глаза были материнские – карие. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Оценить картину Врубеля без опыта оценки и необходимого оборудования можно лишь условно. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Удивительна наследственность Врубеля. В результате долгих усилий картину вновь вернули в Армению. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
Афанасий» и «Христос Спаситель». Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В эти годы он вновь писал демонов. Однако в 2017 году работа была обнаружена уже в России российскими спецслужбами. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887).
Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Тщательное расследование ни к чему не привело и 22 года о картине не слышали.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.
Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Прошение было удовлетворено157.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Характерно, что окружающие его цветы— это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В 1910 году художник скончался после многих лет страданий.
Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна.
Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». С работавшими в Риме русскими художниками Врубель так и не сошёлся, постоянно задирал их своими рассуждениями о неумении рисовать, подражательстве ит. п.
Однако художник не смог сдержать свое обещание. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон.
Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Омск. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». На беду, под рукой был единственный и уже проданный холст «Моление о чаше», на котором художник и творил до поздней ночи, зарисовав всю картину образами красавицы-наездницы. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, аргументируя это в письме отцу необходимостью упрочить познания и повысить оценки. Кирилле», «Св.
Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. 17 марта 1856.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Долгие годы жизни он провел в психиатрических больницах. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14.
Как мы видим, старец не совсем обычный. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. В 1906 художник ослеп. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.
Учился в Академии Художеств. Так, в 1995 году из Музея русского искусства в Ереване таинственно исчезла картина художника «Ангел с душой Тамары и Демон». В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым.