Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Это и неудивительно, поскольку культура Индии разительным образом отличается от привычного Западного мира. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».
Но предприятие могло быть осуществлено перед зимой: он перебирал идею за идеей, приводящие к миру. Но в это время уже разразилась партизанская и народная война, Сеславин, Фигнер, Давыдов непрерывно со своими славными, неустрашимыми воинами нападали врасплох на французские отряды, конвоировавшие провиантские обозы, разбивали их на голову, причем конечно забирали все запасы, а где не поспевали храбрые партизаны, там довершали дело крестьяне. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Это маленькие, темненькие, грязные, полные разного сору и насекомых каморки. Интерес к ней был огромен. Этот истинный скромный героизм и стойкость русского солдата составляют главное содержание картины.
Эти картины-этюды можно признать документально точными. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным.
И вот все растаяло исчезло, как дым. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Особенно впечатляет полотно Побежденные. «Пришедши раз довольно холодным днем в календархан (в притон), я застал картину, которая врезалась в моей памяти: целая компания опиумоедов сидела вдоль стен, все, скорчившись, как обезьяны, прижавшись один к другому большая часть недавно, вероятно, приняла дозу опиума на лицах тупое выражение полуоткрытые рты некоторых шевелятся, как будто шепчут что-то многие, уткнувши голову в колени, тяжело дышат изредка передергиваются судорогами.
Сегодня творческое послание Верещагина актуально настолько, что от исторических и социальных параллелей становится не по себе. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Дети должны расти на родине.
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Наполеон оказался побежденным. Новый Прометей, он слишком многого хотел.
В своих автобиографических записках он указал причину, толкнувшую его в опасное путешествие: «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал». Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. После окончания штурма Плевны и Русско-турецкой войны Верещагин написал: «Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде полей сражения в Болгарии. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам.
В 1877 – 1878 годах он участвует в русско-турецкой войне на Балканах. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов.
Такие «неудовольствия» первых лиц страны часто звучат как призыв к травле не только у нас. Плевна.
И несчастные солдаты отыскивали в снегу трупы павших лошадей, питались ими, оспаривая у воронов эту ужасную пищу и многих находили испустивших свое последнее дыхание на трупе лошади, не будучи в силах отрезать от нее желанный кусок мяса, который продлил бы это жалкое существование. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. 1868 год он проводит в Средней Азии, участвует в боях, выдерживает вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получает орден Св.
Это были его собственные слова. Вот тут-то и понадобились ему деньги. (бенг – опиум).
В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в ряды обороняющихся. Мира в действительности на Земле никогда не было. Она не только о войне.
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Все они были переколоты штыками. И снова как убежденный антимилитарист пишет «Побежденные. Пожар начал утихать, так как, во-первых, просто уже нечему было гореть, а, во-вторых, прошел проливной дождь.
Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Столько дворцов. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. Никто не выразил желания ее приобрести. В Средней Азии созданы «Дервиши в праздничных нарядах» и «Хор дервишей, просящих милостыню».
Верещагин увидел и пережил страшные бедствия и ужасы нескольких войн, воспоминания о которых как кошмар преследовали его многие годы. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Что за люди.
Такое творческое и человеческое усилие требовало паузы – художник едет в Индию и Гималаи. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Штурм не удался. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. А доблестные войска — аккуратные послушные солдатики с ружьями наперевес или гарцующие всадники с саблями наголо — стройными рядами под звуки фанфар и бой барабанов сокрушают неприятеля. Изображен двор самаркандской крепости.
Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. За это его объявили мятежником, нигилистом и революционером. Под сильным-то ничего не создашь. Что это значитъ. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов».
Тысячи французов избивались или забирались в плен. Впервые лично увидев «опиумоедов», Верещагин был потрясен: «Наркотики у них заменяли собой алкоголь, который на Востоке, в силу культурных и религиозных традиций, был мало распространен», написал он. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Он был несколько раз ранен, потерял здоровье, потерял младшего брата.
Под этим подпишется любой фотограф-стрингер, работающий сегодня в горячих точках. Наступило 6-е сентября. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Но радость победы испытывают не все. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны.
В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Позже он напишет в воспоминаниях: «Страстной любви к Востоку у меня не было, черт побери. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Василий Верещагин выезжает на русский север.
В 1888 – 1894 годах художник путешествует по Золотому кольцу и Северу. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края.
Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо.
Впрочем по присвоению Нобелевской премии мира его прокатили, заявив, что он русский и значит был шпионом. Подробно фиксирует мавзолей Тадж-Махал и буддистские праздники. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. К дулу пушек привязаны мятежники. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план.
Мы живем в цивилизации войны. художник отправился на свою последнюю войну – на Дальний Восток. Россия оказалась непобедима. Богема — известные артисты, художники, писатели, поэты — создавали закрытые клубы любителей опиума.
Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Среди них — «Апофеоз войны», самая знаменитая, знакомая нам с детства по репродукциям в учебниках: гора черепов на фоне разрушенного города, черные птицы — символ смерти — летающие над ними.
Они объясняют, почему Верещагин пишет «После удачи» (басмачи с головой русского солдата) и «После неудачи» (русский воин прикуривает трубку около груды тел своих противников). Ровно 150 лет назад, в 1867 году, сразу после завоевания Туркестана царскими войсками, молодой, но уже знаменитый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём секретарем-художником. Он представляется утопией, мечтой, а война – реальностью и повседневностью на планете Земля.
Какое невероятное решение. Но разве генералам было до этого дело. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Ужасно. На самом деле тут все сложнее.
Даже когда был успех. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне.
В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. А между тем давно ли. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Перевязочный пункт под Плевной».
Противники превосходили силы русских чуть ли не в восемьдесят раз. Тогда ли, когда он решил, что ей надо сидеть за роялем в русском народном костюме и жемчуга нарядного кокошника заставили светиться бирюзой ее светлые глаза. Ташкент» появилась в результате второй поездки художника в Туркестан.
Это зелье считали надежным обезболивающим лекарством, легким средством от алкоголизма. Это они сами. Верещагин согласился отправиться в опасное путешествие. Положение порой становилось просто катастрофическим. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Последний раз Верещагина подробно показывали 25 лет назад к предыдущей круглой дате. Верещагин пишет несколько небольших картин-этюдов изображающих типы среднеазиатских нищих, в число которых помимо «Политиков», входят «Нищие в Самарканде», «Хор дервишей, просящих милостыню», «Дервиши (дуваны) в праздничных нарядах».
Эти призраки были солдаты Великой армии. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли засобой такие пирамиды черепов. В собрании Русского музея хранятся, в частности, выразительные скетчи «Мингрелец», «Кумык-оружейник из Пятигорска», «Мальчик Алексей с почтовой станции Казбек», «Армянин Антон из Моздока». Французы отступали по разоренной местности. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.
И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Критика и сплетни обрушились на Верещагина.
Впрочем, муза Верещагина была далека от теософской созерцательности.
Вон здесь торчат чьи-то ноги, там высунулась скорченная рука, ноги лошади виднеются тут же, вон штык от ружья, а там колесо, потом еще какие-то беспорядочные обломки и так на много, много верст растянулась эта гигантская гекатомба богу войны, равной которой не знает история. Сначала загорались конюшни, расположенные около дворца, где имел пребывание Наполеон, а затем Арсенальная башня, находящаяся в северо-восточном углу Кремлевских стен, на спуске против нынешнего Исторического музея. Еще одно мгновение.
Однако Академию он не закончил. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Немало страниц в «Записках», рисунков и три большие картины художник посвятил еще одному «великому завоевателю Азии», унесшему едва ли не больше жизней, чем баталии, — наркотикам. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года.
И все потому, что ознакомившийся с полотнами Верещагина император Александр II, как писали тогда газеты, «очень резко выразил своё неудовольствие», а наследник, будущий император Александр III, вообще изрек: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Более того: на арену истории он выступил как личность, отмеченная трагическим перстом рока. На большом полотне «Шипка-Шейново. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Он же теперь не буйный.
Нет числа картинам и портретам, начиная с больших масляных полотен и кончая гравюрами изображающими Наполеона в разнообразнейшие моменты его полной грандиозных событий жизни, от самых счастливых и до самых несчастных. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. И вот началось поддержание в Москве порядка.
Конечно, в то время было принято силой оружия «насаждать» мир, а художник показал отвратительное лицо войны. Во всем XIX веке не найдется другой исторической личности, которая так-же сильно, как Наполеон, привлекала бы воображете художников всех стран.
Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. Близ базара есть множество конур, в которых живут диваны (дервиши), опиумоеды. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Зато много такой войны, о которой не принято говорить.
«На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение.
У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Но сначала Верещагин съездил на Кавказ и в Закавказье, где много рисовал. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения.
Вот как рассказывает в мемуарах о своих впечатлениях сам художник. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя.
Пусто и мертво там, где прошла война. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы.
Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. И он написал — красками на холстах. Мы много знаем о войнах.
Но важнее всего слова «черт побери». Душевное страдание и ужас обессилили его. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Не станем распространять этот рецепт.
Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны.
После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Следующая выставка Верещагина запланирована в Третьяковке на март 2018 года. Художник закрылся в своей мастерской и даже уничтожил несколько своих картин.
Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину.
Картины являлись сами собой, я не искал их». И действительно для французов уже наступали черные дни. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Этот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали настоящее положение дел.
Другая скандальная картина «Политики в опиумной лавочке. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Оба сюжета – головы и дервиши – ему скоро пригодятся. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. А Наполеон был такою личностью. Художник подмечал массовый характер нищеты и связь бедности с попыткой иллюзорного бегства от нее — трагедию наркомании.
К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите.
Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки.
На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть.
Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Верещагин Василий Васильевич глубоко заинтересуется Индией и он посетит ее повторно в 1882-1883 г. Он живет и в крупных городах – в Бомбее, Агре, Дели. Тогда Третьяковка выставила все, что у нее имеется: 138 картин и эскизов, 400 рисунков. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд.
Все свои визуальные взгляды по Отечественной войне 1812 мы сформировали благодаря гениальным работам Василия Верещагина. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.
Вся простота русского человека и величие его души, не показная, а истинная отвага раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, томительного бездействия, напряженного ожидания. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. 1867 год стал датой рождения того Верещагина, которого мы знаем сейчас.
Путешествуя по разным странам мира, художник всегда вел дневники – «Записки». Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». На первый взгляд они представляют простую зарисовку городских нравов. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Успех был неимоверным. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык.
Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки.
Надпись на раме гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». На втором курсе студент Верещагин получает малую золотую медаль за графический эскиз к программе «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. От их огня ряды мужественных защитников самаркандской цитадели сильно редели. Это скифы. ».
Панихида», «После атаки. Там было свободнее, вольнее, чем на Западе. В горных пейзажах ему явно не хватает эзотерики, которую найдет Николай Рерих. А то, что он довольно скоро становился наркоманом, как-то не замечали.
Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Художник этнографически изображает одежду бродяг, поющих молитвы.
Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск» близ Порт-Артура. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. К. Симонов так написал о судьбе художника: «Всю жизнь любил он рисовать войну. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Вооружились чем попало. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя».
Немало повидал он на своем веку. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Какого сорта был этот порядок, мы достаточно хорошо знаем по бесчисленным историческим свидетельствам, сохранившимся от того времени. Увлечение опиумом пришло из Китая. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Оно производит на него глубокое впечатление.
Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7пирамид изголов. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Он опубликовал 12 книг, множество статей, как в отечественной, так и в зарубежной прессе.
Этого было мало. Впереди был Париж, занятия в Академии изящных искусств в мастерской модного французского ориенталиста Жан-Леона Жерома, автора эрмитажной картины «Бассейн в гареме». После атаки. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание.
Дружным Ура. В это время В. В. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. Наркотики из Индии навезла и «королева морей» Англия.
Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Но она была вовремя остановлена. Позже он создаст и другие серии настоящих шедевров.
Он погиб вместе с адмиралом С. О. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.
Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. Даже в мастерской Верещагин хранил картины в рамах и Третьякова просил их возить только в них, несмотря на то, что вес картины увеличивался в разы (счет шел на десяток-другой пудов), а ящики с картинами занимали целые железнодорожные платформы. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». А три картины посвящены партизанской войне.