Сейчас в Третьяковской галерее проводится выставка картин Верещагина. Основная тема картин Верещагина – битвы, войны. Батальные картины Верещагина полны реализма и мельчайших подробностей. Увидеть вживую картины художника вы можете с 20 апреля по 24 июля в Государственном Русском музее на ретроспективной выставке «Василий Васильевич Верещагин.
2 июля всех желающих приглашают в книжный «Москва», где состоится лекция о картинах Верещагина, которые никогда не удастся увидеть своими глазами. В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. Эта картина – самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин. Заказать репродукцию понравившейся вам картины Верещагина можно всего в несколько шагов в интернет-магазине картин АртПостерГалерея.
В экспозиции многих российских музеев можно увидеть картины Петра Верещагина, а коллекционеры, собирающие академическую живопись, считаю за честь обладать его полотном. В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами. Сам Верещагин назвал эту картину натюрмортом, так как, не считая ворон, на ней изображена мёртвая природа. В картинах Верещагина оживало великое прошлое Индии: древние храмы, роскошные дворцы, величественные гробницы.
Самой известной картиной Василия Верещагина считается Апофеоз войны. «туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Картины Василия Верещагина пронизаны духом старины и самобытности.
В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.
Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами.
В них художник попытался передать характер «большой войны». За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. Но она была вовремя остановлена.
К числу лучших картин Верещагина этой серии бесспорно относятся две: «Перед атакой. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Нет бога кроме бога». Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник.
В план поэмы с самого начала входила картина известная в настоящее время под названием «Апофеоз войны» (1871). Он распадается на части – первая из них состоит из трех картин: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872). Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. В 1863 году он сделал по этому эскизу большой картон сепией, удостоенный «похвалы Совета Академии».
Плевна. Под «чепухой» он разумел искусство условное, основанное на мифологических представлениях, не отвечающее нынешнему уровню научных знаний, трезвому взгляду на жизнь. В следующем году Верещагин отправился на Дунай там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня.
Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. В то время художник много работает над психологическими портретами.
В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. В 1877—1878 годах — участник действующей армии в русско-турецкой войне, тяжело ранен. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина.
Главным событием творческой биографии Верещагина стала его балканская серия — о русско-турецкой войне 1877— 1878 годов. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Показав в картине «Перед атакой» поле боя перед началом сражения, в картине «После атаки» Верещагин изобразил последствия состоявшегося боя.
Дата рождения: 1842Дата смерти: 1904 «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Благодарят всевышнего». Он решил отойти от классицизма. Несколько месяцев займет поездка в Восточные Гималаи, а потом длительное и сложное путешествие в Кашмир и Ладак.
Причина этого лежит в ее построении. Самым капитальным произведением Верещагина туркестанского периода явился цикл картин, объединенных под общим названием «Варвары» (художник называл этот цикл поэмой). Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа.
Вглядевшись, различаешь, что все поле усеяно трупами, которые даже не зарыты глубоко в землю, а лишь прикрыты сверху слоем земли. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). И в 1879 и 1880 гг. Мира в действительности на Земле никогда не было.
Изображен двор самаркандской крепости. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Василий долго бродил среди разлагающихся тел погибших, стараясь его отыскать и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление.
В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
Интерес к ней был огромен.
Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Зато много такой войны, о которой не принято говорить.
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами.
Жизнь и творчество Верещагина дают яркое тому доказательство. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в Лондоне, в 1873 г. и произвела сильное впечатление.
Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Но содержание этой картины далеко не сразу раскрывается зрителю. Небольшой героический русский отряд был перебит. Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист.
Массовый характер современной войны был передам Верещагиным в картине «Перед атакой» через изображение бесконечных и однообразных цепей пехоты, залегших в ожидании сигнала к атаке. Некоторые крупные художники этого периода организационно не входили в Товарищество. И он написал — красками на холстах. Наотрез отказывался от всех званий, чинов и наград единственный орден, который носил, — Георгиевский крест, полученный за храбрость в бою. Однако Академию он не закончил. Все было новым, ярким и технически и сюжетно.
Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Штурм не удался. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности.
Его палатки не вмещают огромного количества раненых искалеченных людей. Василий Верещагин выезжает на русский север. Мудрые цари и бесстрашные полководцы повелительным жестом посылают в сражение свои верные полки, кони благородных кровей выгибают под ними свои лебединые шеи, офицеры и генералы свиты сверкают позументами парадных мундиров. В 1869 году он был в Туркестане вторично. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. К дулу пушек привязаны мятежники.
После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна.
И так да конца жизни: работа — путешествия — работа. Оно производит на него глубокое впечатление. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Действие следующей картины, названной художником «Торжествуют» (1871–1872), происходит в Самарканде на площади Регистан перед зданием медресе Шир-Дор. Уже в серии 1871 – 1873 годов Верещагин поставил перед собой задачу изображения войны без прикрас, во всей ее суровой правде.
И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. В этом смысле чрезвычайно характерной является картина «Смертельно раненный» (1873). Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Под Плевной» (1877–1878) и «После атаки.
По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Напротив — кровь, отрубленные головы, убитые и раненые русские солдаты. Но в отличии от своих братьев, которые сделали карьеру на военном поприще, Василий Васильевич после небольшого периода службы бросил военное дело и поступил в Петербургскую Академию художеств. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Даже когда был успех.
Пусто и мертво там, где прошла война. Но радость победы испытывают не все. Мы живем в цивилизации войны. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. В 1860 году он окончил Морской корпус и в том же году поступил в Академию художеств.
Но по первоначальному замыслу она должна была называться «Торжество Тамерлана». Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения.
Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Поскольку он все это не наблюдал в натуре, то работа по воображению дается ему с трудом, чего не скажешь, глядя на его полотна.
Никто не выразил желания ее приобрести. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, – эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки».
На обочине пыльной дороги расположился перевязочный пункт. Жестокая правда войны выступает в этой картине в своем обнаженном виде. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.
Немало повидал он на своем веку. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Жил в Москве, Мюнхене, Париже, много путешествовал, устраивал свои выставки, писал статьи и очерки.
В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Из-за этого передний план оказался занятым второстепенными деталями, тогда как наиболее существенная для понимания смысла картины фигура муллы оказалась отодвинутой на второй план и написанной с тем же отношением, что и малозначащие подробности. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером.
В 1867 году Верещагин совершил свою первую поездку в Туркестан. Среди них должен быть в первую очередь назван Василий Васильевич Верещагин (1842–1904). Перевязочный пункт под Плевной» (1877–1878).
Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Но правительство отказалось приобретать этот цикл, который должен был быть общественным достоянием, а не принадлежать одному частному лицу. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука.
Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Вся коллекция состоит из 121 нумера. После атаки.
Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Результатом этих двух поездок явилось большое количество картин, написанных уже позже (1871–1872) в Париже, Ташкенте, Мюнхене и изображающих быт феодального Востока. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Следующие три картины переносят зрителя в стан победителей. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года. Этот замысел состоял в том, чтобы показать жестокость и изуверство феодальных обычаев. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре» и многие другие.
Из них в Третьяковской галерее представлены: «Самаркандский зиндан» (подземная тюрьма), эскиз картины 1873 года, «Политики в опиумной лавочке», «Хор дервишей, просящих милостыню», «Продажа ребенка-невольника» и другие. Верещагина с избытком. В 1867—1869 годах В. Верещагин — доброволец в военных туркестанских походах, за личную храбрость награжден Георгиевским крестом. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны.
Он дал картине название «Апофеоз войны» и, по-видимому, передвинул ее с предпоследнего места, которое она должна была занять в серии, на последнее. Как только вспыхнула русско-японская война, Верещагин счел своим нравственным долгом ехать на фронт. Картина так и называется «У гробницы святого. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой.
Верещагин снова вынужден уехать вначале в Индию, затем на Ближний Восток. Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. Первая из них – «Представляют трофеи» (1871–1872) – дает понять, чем кончилось сражение, перипетии которого были показаны в трех картинах первой части.
Василий Васильевич Верещагин, автор картины и посвящения к ней, прожив полную драматических событий жизнь художника и человека, завершил ее вовсе трагически —в пучине Тихого океана вместе с командой броненосца «Петропавловск» во время русско-японской войны. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. И наконец, третья картина изображает эмира и его двор у гробницы святого, когда они благодарят «всевышнего» за одержанную победу. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену.
Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Его картины баталий отражают победы и поражения армий, тяжелый труд и мучения солдат и народа. Верещагин до конца жизни оставался неутомимым тружеником, человеком, чья любознательность не угасла с годами. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». А три картины посвящены партизанской войне.
«На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение.
Но неожиданно для всех Верещагин разрезал и сжег этот картон для того, чтобы «уже наверное не возвращаться к этой чепухе», – как объяснял он свой поступок. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству.
Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Действие картины происходит на недавнем поле боя. Душевное страдание и ужас обессилили его. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Заключительной картиной балканской серии является «Шипка – Шейново» (1877–1878). Работа над этой серией была прервана начавшейся в 1876 году русско-турецкой войной.
В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее.
Успех был неимоверным. Картина эта изображает солдата, раненного в грудь. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. История повторяется: В. В. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником.
Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать».
В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. Художник для зрителя совершил открытие неведомого.
Обучение Верещагина в Академии шло весьма успешно. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. В 1862 году им был представлен в Совет Академии эскиз на тему: «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом», за который получена вторая серебряная медаль.
Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Мы много знаем о войнах. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце.
Для этого старого человека, как и для всех других, стоящих в одном ряду с ним, страшна не физическая смерть, а надругательство над человеческим телом, которое будет разорвано пушечным снарядом. Он рос добрым и впечатлительным мальчиком, его гуманное отношение к людям еще больше укрепилось во время учебы в кадетском корпусе. Рисованием Верещагин увлекался с детства, в кадетском корпусе его стремление непременно стать художником только укрепилось. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. Лучшей из этих картин является «Торжествуют». И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года.
Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Но разве генералам было до этого дело. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Всех ошеломил неожиданный подход к теме.
Еще одно мгновение.
«На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. А доблестные войска — аккуратные послушные солдатики с ружьями наперевес или гарцующие всадники с саблями наголо — стройными рядами под звуки фанфар и бой барабанов сокрушают неприятеля.
Дружным Ура.
В их числе: «Монастырь Хемис в Ладаке», «Посмертные памятники в Ладаке», «Главный храм монастыря Тассидинг», «Буддийский храм в Дарджилинге», «Всадник в Джайпуре», «Всадник-воин в Джайпуре», «Повозка богатых людей в Дели», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Раджпугур. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Таким образом, темой картины является тема победы, но решена она по-верещагински. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. В процессе работы над поэмой «Варвары» в мировоззрении Верещагина произошел существенный сдвиг.
Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе.