В этой статье мы подробно остановимся только на двух работах, которые написал поздний Веласкес – картины с названиями «Менины» и «Пряхи». За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо.
Поздние картины Веласкеса столь необычны по замыслу, по взаимосвязи образов, многоплановому содержанию, что их истолкование и поныне вызывает оживленные споры среди исследователей. Самая знаменитая картина Веласкеса. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Подчеркнул прелесть инфанты в своей картине Веласкес.
В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Но я не думаю, что так Веласкес назвал картину. За спиной художника (это сам Веласкес) мы видим (точнее, не видим из-за плохого качества иллюстрации), две картины Рубенса и Иорданса – "Афина и Арахна" и "Аполлон и Марсий".
Веласкес вкладывает в картину свое представление об идеале женской красоты. Работы Веласкеса выставлены в «Музее Искусства Каталонии» в Барселоне, в частности, картина «Святой Павел». Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок.
Но Веласкес получил его после написания картины. Через несколько часов после написания картины Веласкес скончался. По возвращении в Мадрид Веласкес продолжал писать портреты членов королевской семьи, но в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника: «Менины» и «Пряхи». Картины Веласкеса украшают выставочные залы России, Великобритании, США, Германии, Венгрии, Италии, Австрии и, что понятно, Испании.
Неизвестно, было ли так на самом деле, но Веласкес изобразил картину так, как бы она смотрелась с ракурса короля и королевы. Картины Веласкеса сочетает свободу письма и осознанность, продуманность композиции, глубину цвета и лаконичность его полотен. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин.
В мифологической картине «Вакх» (вакх — древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 — 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом. Кисти Веласкеса принадлежат картины, написанные в самых разных жанрах. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Веласкес мастерски передавал фигуры и характеры людей и многие его картины отличаются сложной композицией.
Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Философы искусствоведы ведут не прекращающиеся споры по поводу картины Диего Веласкеса. Картины Веласкеса можно увидеть в его родном городе.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Его картины очень многоплановы.
Вероятно. Прекрасные живописные формулы Веласкеса используются как готовые находки, но уже в отрыве от того содержания, которое вкладывал и воплощал в них сам мастер. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
По свидетельствам современников, жестокость и подозрительность прекрасно уживались в этом человеке с острым умом, замечательной образованностью и несгибаемой волей. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Доминирующие в картине красные тона звучат особенно интенсивно в горячем свете, который пронизывает фигуру, придавая ей необычайную живость. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске.
Веласкес же интересовался подлинной жизнью, жизнью как она есть, обычными и простыми вещами окружавшей его действительности его интересовал зримый мир и он задался эстетической целью увековечить этот мир на своих полотнах.
В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.
Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. И нет этому конца и нет покоя. В картине присутствуют два плана.
Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Вместе с тем, очевидно, что Веласкес относился к обоим карликам с большим уважением – Мария Барбола и инфанта не случайно оказываются на одной параллели и их образы отчетливо пересекаются. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Она вызвала на состязание Афину.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. По возвращении в Испанию в 1631 году Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 году художник получил почётное звание гардеробмейстера. В этом заключался его великий подвиг и благодаря этому его творения живут до сих пор. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого.
Лица обеих групп реальны. В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы.
Но теперь, выбор типажей стал смелее, разнообразнее характеристики изображенных, более обобщенным и монументальным решение картины. Но, несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались помочь художнику, предстать перед монаршими персонами ему так не удалось. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Во времена Веласкеса все обстояло по-другому, художников приравнивали к ремесленникам. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Веласкес Диего, великий испанский художник. Сюжеты были строго регламентированы, как и техники исполнения.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом.
Но прежде всего Веласкес – художник. Веласкес творил в разных жанрах живописи. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
И почти невероятным. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра.
Одна из самых знаменитых картин Веласкеса — «Сдача Бреды» — посвящена подлинному историческому эпизоду — захвату испанской армией нидерландской крепости Бреды. Веласкес запечатлел момент, когда победитель принимает символические «ключи города» из рук побежденного. Иннокентий Х был известен своей двуликостью и корыстолюбием – с полотна на зрителей недобро смотрит явно коварный и жесткий человек. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Это и портреты, религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сценки.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. В этих работах, с их глубокими далями, сочными тонами неба, уходящими к горизонту рощами Пардо и покрытыми снегом горами вокруг Мадрида, Веласкес выступает предтечей современных пейзажистов. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Что можно сказать про следующее полотно, которое написал на закате жизни 58-летний Веласкес. Далее. Они изображены на переднем плане, в центре картины.
Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Собрание портретов исполненных Веласкесом, — это замечательная галерея, в которой представлены все слои общества: король Филипп IV и его две жены — Изабелла Бурбонская и Марианна Австрийская, принцы и принцессы от обоих королевских браков, два брата Филиппа IV, художники, поэты и придворные и наряду с ними — простолюдины, кухарки, продавцы воды на улицах, женщины за работой, шуты, карлики, слабоумные Богатство оттенков его красок постепенно увеличивалось, пока они не достигли спокойной и утонченной гармонии, как, например, в розовато-серебристых тонах портрета Филиппа IV, хранящегося в коллекции Фрика (США) или в портретах детей (Венский музей). Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
Она отражает своим величавым спокойствием вечную незыблемость и невозмутимость мироздания, которое не волнуют и не задевают человеческие страсти. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Таким мы видим его и на картине Веласкеса.
Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. В ХХ веке Пикассо пытается подвергнуть деконструкции знаменитые «Менины», а Дали включает в свои композиции отдельные мотивы из произведений мастера. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Успех этой картины принес художнику назначение придворным художником и привилегию стать единственным художником, которому разрешено рисовать короля в будущем.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи.
В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко. Осажденный город-крепость Бреда в Северном Брабанте, окруженный испанской армией под руководством испанского генерала Спинолы сдался после 12- месячной осады. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков.
Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Ничуть не бывало. А почему в мастерской находится инфанта. В левой части картины изображен сам художник.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Она очень мила. Если предположить, что крест пририсовал ему сам Филипп, то это всё равно не укладывается в концепцию картины.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Попробуйте мысленно поменять местами повернутого к зрителям молодого человека со стороны голландцев и сеньора с черной бородой и усами со стороны испанцев – по настроению в картине ничего не изменится. Мы наблюдаем это и в картине «Пряхи», в которой свету с его великолепной игрой принадлежит первостепенная роль. Все это коренным образом изменило подход к пониманию живописи. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.
К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос».
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов. Со временем техника мастера меняется, мазки становятся более смелым и открытым.
Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. 1625 год. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Очевидно, наследная принцесса уже выучила, что сдержанность в ее семье является главной добродетелью – известно, что король Филипп IV смеялся на людях всего дважды, а прожил он 60 лет.
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Но даже в самые парадные изображения он сумел вдохнуть жизнь и подлинную правдивость изображения. Своей особой философией дышит и природа произведения. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов.
Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. («Триумф Вакха»). А когда ему предлагали для картин религиозные сюжеты, он отходил от традиции. Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627). Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня.
Оба полководца окружены своими соратниками. С 1622 года он возглавил правительство. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Их позы и жесты живые, естественные.
Может быть, он забыл о работе. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. и о наличии вакансии на это место. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Однако этот сюжет он изобразил только на заднем плане черпая вдохновение из жизни, он дал нам то, что Ортега-и-Гассет назвал «логарифмом действительности»: фигуры занятых работой прях на переднем плане.
Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Ограничиваясь только самим процессом писания картины, Веласкес, в сущности, не показывает ни оригинала, ни изображения. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Марфа. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. В 1834-1835 гг. Художник и здесь выступает как гуманист. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. – харчевня или трактир).
Изображает сцену передачи ключей от города. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Побоявшись потерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему рассерженное письмо и в 1651 году художник возвращается в Испанию. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Веласкес правдиво воссоздавал окружавший его мир и он сумел воплотить в возвышенные образцы искусства сюжеты, считавшиеся до него недостойными кисти художника в силу ложного представления о живописи, которая якобы должна отображать лишь «благородное».
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Рядом с этой картиной во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде висит несколько портретов всадников. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Даже не так. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». скажи ей, чтобы помогла мне.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. С неё было сразу же сделано несколько копий. Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
«Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Индивидуальность и своеобразие Веласкеса проявляется уже в раннем творчестве живописца, к которому относят Севильский период – 1617 – 1623 гг.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Ему 57 лет.
Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. На это указывает отражение в зеркале.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Это период, когда Испания правила миром.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс.
Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Живопись для него – отражение реальности. Веласкесу несказанно повезло. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Каганэ. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Итак, время действия – 1656 год. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Ему дорого их здоровье и самочувствие. Но, как Арахна, он превращён в насекомое и, подобно ему, вечно ткущему паутину, должен до самой смерти быть прикованным к королевскому двору с его вечными подковёрными интригами, хитростью, кознями. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
До 1623 работал в Севилье. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. На втором показана мастерская художника.
Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Его жизнь протекала без приключений. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Каждый образ на редкость красноречив. Уже спустя 6 лет Диего был принят в сообщество художников Севильи, что давало ему определенные привилегии: он мог содержать собственную мастерскую и принимать заказы. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Великолепно, таинственно, непостижимо, более жизненно, чем сама жизнь – именно так характеризуют исследователи творчество Диего Веласкеса.
Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после.
Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Отношение к живописи как творчеству художника, появилось лишь в ХХ веке.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. На фрейлину она не обращает внимания. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Веласкес картины писал в особенной манере. Оно проявляется во многих его работах.
А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
На первом изображена мастерская, где происходит работа. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Именно вот таким образом Веласкеса понимают и любят люди всех рас и сословий. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Веласкес считал достойным художественного воплощения все, что человек видит вокруг себя.
Разумеется, нет. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Своей картиной художник как бы преподает урок «порядочности» и душевного благородства. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
Впоследствии оно только увеличивалось. Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Например, в картине «Христос у Марии и Марфы» главной темой стала не евангельская притча, а изображение прозаической кухни библейский же сюжет, низведенный до вполне человеческих масштабов, отошел на задний план.
Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16).
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание.
В 1617 получил звание мастера. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения.
28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. И в этом особенный трагизм. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Веласкес провел при дворе Филиппа IV 37 лет.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Веласкес был удостоен признания еще при жизни: современники называли его «Живописцем Истины». Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).
Нередко, художник выносит действие на природу, отчего освещение становится ровнее, а краски сверкают богаче. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.