Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Колорит – контрастный. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно1. Рассмотренный потерянный, не может быть малейшего сомнения, что именно эта живопись, прибывает фактически из коллекции Лукреции дэ Эсте, внучки Альфонсо I. Живопись, с ее замечательными цветными контрастами красного, зеленого и белых цветов и ее восхитительные женские фигуры, является одним из описаний Тицианом идеала женской красоты.
В двадцатых годах Тициан, картины которого стали символом города, был признан лучшим живописцем Венеции. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Особенно это проявилось в таком шедевре как «Положение во гроб». К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан.
Выбрав нужный момент, Тициан покрывал эти остовы рядом повторных мазков. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Эта работа новатора.
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Он чувствует себя независимым. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. После того как художник отдал дань памяти Джорджоне, он обращается к изображениям дам из высшего общества и библейской тематике. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Описание картины: одно из самых узнаваемых полотен Рубенса. Картины Тициана этого периода характеризуются монументальностью, которая наполнена пафосом и динамикой. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Тициан поистине мыслил краской.
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Много и охотно художник писал женские портреты.
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Все фигуры вписаны в круг. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Так называли современники Тициана. Что бы дать возможность высохнуть картине он переходил к следующей, производя с ней те же манипуляции.
В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. На одном из них, мюнхенском, монарх показан немолодым, усталым, больным человеком. Петра. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Как ясно, ожидали, не полного сходства, но, что картина отдаст лестное воскрешение ее внешности, когда она была молодой. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Тициан покрывал свои полотна красочной массой, которая служила фундаментом будущего творения, затем энергично сделанными подмалевками исполненными густонасыщенной кистью, в чисто красном тоне намечал полутон.
Могущественный, покорный и строгий он на последнем своем автопортрете. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.
В ногах невесты спит собака – символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие. На этом фантасмагорическом черном фоне особенно выделяется светящееся белизной тело Себастьяна, страдающего от ран.
Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
Необычно исполнение картины. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
У них родился сын Персей. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Несомненно, Пьета считается одной из величайших картин мирового художественного наследия. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Актуальность. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. На грунт первым всегда наносился подмалевок, по которому художник мог накладывать слой лессировок. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. В величаво-спокойной позе Венеры, в плавных очертаниях ее тела, в самом композиционном решении холста ощутима та приподнятость, которая делала образ венецианки олицетворением земной, чувственной красоты, возвышенной и идеальной. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Картины подобного рода – и есть «чистая живопись», отдельные их моменты – «куски живописи», будто ничего, кроме живописи, там и нет, живописи как стихии цвета и света, которой возглавляет гений художника. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
Рядом с ней находится в рубище св. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро».
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Описание картин их просмотр говорят о том, что его зрелые работы не содержат ярких светящихся оттенков. Венера и зритель видят в нем отражение нежного румянца, белоснежной кожи, золотых волос, жемчужных серег. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.
И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Помимо этих открытий, не менее значительным оказался опыт Тициана в продвижении мифологического жанра, пейзажа и портрета.
Именно это и повлияло на создание автопортретов с кистью у Веласкеса и Гойи и цепочку подобных автопортретов у многих последующих художников. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.
Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Точная дата его рождения неизвестна. Рубенс прославился изображением пышнотелых женщин.
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Крупные, вылепленные с большой пластической энергией складки одежд подчеркивают одухотворенность прекрасного, спокойного, чуть печального лица Спасителя написанное легкими, прозрачными, почти сливающимися мазками, оно как бы светится изнутри излучая кротость и легкую печаль. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Художник одет в простую и дорогую одежду. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Над темным морем он несет её на Крит. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Это отразится в его автопортретах.
Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Декоративный эффект усиливается разноцветными тканями. С таким умением при помощи лишь 4 мазков вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Ту же кисть Тициан окунал то в красную, то в черную, то в желтую краску, тем самым вырабатывал рельеф освещенных частей.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы.
Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Франциска. Это – то, почему эта картина часто копировалось. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело.
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Созданные им образы обладают мощными силами. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина.
Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.