В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Василий Суриков писал замечательные портреты, пейзажи, натюрмортные и интерьерные композиции имеющие и вполне самоценный эстетический смысл. 24 января 1848 года родился Василий Суриков, художник, чьи картины представлены в собраниях Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Петербурге, в Красноярском художественном музее. Критики называли картины Василия Сурикова «парчовыми коврами», ругали за «кашу» из лиц и скучность композиций. Перед Вами картина Сурикова, посвященная подвигу Александра Васильевича Суворова и русского соладата. Эта картина принесла Василию Ивановичу Сурикову известность.
В Русском музее в Петербурге можно увидеть картину Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Предыдущим шедеврам Василия Сурикова не уступает картина Взятие снежного городка, написанная им в 1891 году и посвященная Масленице.
На венчании во Владимирской церкви присутствует семья Петра Ивановича Кузнецова. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Перепелкина. По окончании уездного училища Суриков становится учеником 4-го класса красноярской гимназии, но оставляет её через 3 года. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому.
Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. В углу иконы, зажженные лампады. В глубокое, трудное раздумье погрузился странник – все они живут одними мыслями и чувствами с Морозовой, прощаются с ней, поклоняясь ее подвигу. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка.
Так же смелы и суриковские стрельцы. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. В качестве вольнослушателя Суриков попадает к педагогу П. П.
Ему присваивается звание действительного члена Академии (1893), поступает сразу несколько предложений на преподавательскую работу. Это известная с семнадцатого века семья. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками.
Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Кидаешься ты на врагов, как лев». Низкая бревенчатая изба.
А возле ямы страж ходит. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин). Она тоже была родом из казачьей станицы. Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет.
Такбиография Василия Сурикованаправляется в плодотворное русло. Произведения Василия Ивановича Суриковавысоко оценивает Академия художеств Петербурга. Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8. Пленный перс тоскует напротив атамана. И всё думалось о чьём-то заточении, действительно трагично-бесконечном. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть.
– допрашивали ее увещатели. По возвращении в Россию завершается картина «Боярыня Морозова», принятая публикой неоднозначно. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Церковь раскололась.
Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Он давал ему копировать работы старых мастеров. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй.
Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим, недалеко от Красноярска. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой.
Остальные стрельцы ожидают своей очереди. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры». Вот таким образом он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3.
К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Потом музеи Австрии, парижский Лувр, Италию. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века.
На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, без шапки, весь подался вперед, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Этот год ознаменован завершением первого значительного полотна «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге». Быть может, гнетет его сознание собственного бессилия, невозможность действовать, в то время как враги его предают дело Петра, губят Россию. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Первую картину купил П. Н. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. Однако они продолжали превозносить своего атамана. Москва, XVII век. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
Сидят они в яме, цепями прикованные. Но неясны пути крестьянской революции. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник.
И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. В 1884 – 1887 гг. После завершения исторических полотен «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря», Суриков становится членом Союза русских художников и покидает Товарищество передвижников.
В этих произведениях Суриков проявил свое стремление тщательно изображать архитектуру, уделяя большое внимание композиции работы. Раскольников стали преследовать. Свадьбу празднуют в Санкт-Петербурге. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники.
Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова.
В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.
И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск.
Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Потом ещё были работы, которые прославили имя художника.
К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Выделяются они и своим душевным состоянием.
Он знаменит также своими портретами. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. И только младшая Александра, более простая, живая по характеру, жизнедеятельная оптимистка, еще на что-то надеется, у нее еще возможно будущее. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. В то время Спиридонову было 82 года.
000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000). Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Гонорар за фрески позволяет Василию Сурикову сделать предложение своей петербургской невесте, Елизавете Шаре. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга.
Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.
Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Это случилось после смерти любимой жены.
По преданию, в конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич полевал – грабил – в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Однако противникам его удалось взять верх. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. В нем художник изобразил бурную эпоху петровских преобразований, переломный момент в истории русского государства. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей.
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Так же и Пётр готов уничтожить всё, что стоит на пути его власти, того нового курса, которым он собрался вести Россию к процветанию. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Все получалось не то, не так.
Тогда все сбивалось в кучу. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Потом, спасаясь от преследователей, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, где лежали места пустые, леса черные, речки и озера дикие, богатые солью, рыбой, всяким зверьем. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Высоко ценил творчество Сурикова П. М. Вот боярыня и просит его:Миленький.
– Это именно та Морозова, про которую ее наставник протопоп Аввакум сказал: «Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости – городка и разрушить на взлете верхнюю перекладину. Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин.
На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница.
С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши.
Но обстоятельства оказались сильнее его. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Решил проехаться по всей Сибири, собрать материалы для «Ермака». В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Он перестал писать.
Суриков подхватил эту мысль. На обратном пути Елизавета Августовна тяжело заболела и в 1888 г. умерла в Москве, ей было всего тридцать лет. Приготовления к казни закончены. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Картины имеют успех на выставках Передвижников и молодойхудожник Василий Суриковстановится полноправным членом Товарищества. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино.
Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну.
Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Все это обливалось водой. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Завершает трилогию о ключевых событиях России 17-18 веков «Боярыня Морозова». пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел.
Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. Первое большое историческое полотно Сурикова. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. Он часто покупал картины мастера. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Многих такой подход шокировал. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума.
Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Появилась жизнерадостность, почувствовалась необычайная сила сибирского народа.
Первым после студенческих работ воплощается замысел «Стрельцов» в 1881 году и сразу же приходит видение картины «Меньшиков в Берёзове» во время жизни в деревне Перерва с женой и дочерьми. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове».
В 1910 году художник путешествует по Испании. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. На этот раз его попытка завершилась успешно. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело.
дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Еще одно большое историческое полотно. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души».
Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Стрельцы мужественно держались во время пыток, ни один из них не раскаялся, не склонил головы. Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев».
Солдатам, кажется, нет конца. И получилось именно то, что он хотел. Како крестишься и како молитву творишь. В один год он осваивает трёхлетнюю программу курса и за успехи в рисунке как «первый ученик» переводится в натурный класс. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Он отказывается.
Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Вот старик, георгиевский кавалер, с суровым и решительным лицом, осеняет крестом лоб, перед тем, как ринуться в пропасть. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии.
Но его преследовали сердечные расстройства. В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. Работа была завершена в 1881 году. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат.
Однако поступить в Академию Суриков не смог. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки.
Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики.
И такой прием тоже приносит свои результаты. Биография Сурикова и будет представлена ниже. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры.
Вскоре умирает жена и мастер уезжает с детьми в Красноярск, где постепенно оправляется от горя и пишет «Взятие снежного городка». И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства. Позже сам приезжает в Красноярск, в музее которого остаются его пейзажи 1914 года: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», множество акварелей.
Суриков изобразил в картине момент перед казнью. А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». Публика и знатоки воспринимают его как автора жанровых исторических полотен. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. «Вставил в картину – всех победила» — вспоминает мастер.
Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. В августе 1869 года его приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.
В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. Еле уговорил позировать, сидя на снегу.
Нищенская избушка, низкий потолок, заперты дождём. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века.
Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. Меншиков сидит у стола. Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. Умирает его жена.
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Тяжкую думу думает атаман. В. Суриков. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».
Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Известно, что художник происходил из казачьего рода. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка».
Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Городок – старинная народная игра. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Страсти разгорались.
Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Тут и остяки и вогулы и сами татары.
Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. Работа продолжалась около двух лет.
Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Ученическая акварель «Плоты на Енисее» хранится сегодня в музее-усадьбе Суриковых. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Петр задумал ликвидировать стрелецкое войско ради формирования более современной и боеспособной регулярной армии. Отныне он полноправный студент Академии художеств.
Иногда персонаж находился случайно. Правда исторической панорамы становится откровением. Его работы видели сотрудники.
Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. В этом городе родился будущий художник. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке.
В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. После приобретения Павлом Третьяковым полотна «Меньшиков в Берёзове» Суриковы отправляются в поездку по Германии, где художник посещает Дрезденскую галерею. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. «Кузнецов рыбу в Петербург посылал, — рассказывал мастер Волошину, — я с обозом и поехал».
Это был его родной дед. После этюдов в Туруханске, на Оби и на Дону рождается полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».