Картины Ван Дейка имеют общую черту, которая выделяет их из всего ряда произведений фламандских художников. Картины Антона ван Дейка выполнены в лучших традициях Ренесанса и станут прекрасным украшением Вашей жизни. Знакомство во время первой поездки в Англию ко двору Якова I с английскими собраниями итальянских картин Возрождения побудило Ван Дейка посетить саму Италию.
В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека (Портрет кардинала Г. Бентиволе). 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16портретов), государственные деятели и философы (12портретов), художники и коллекционеры (52портрета). Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий.
«Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства. В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. С конца 1621 Ван Дейк жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал характерный для себя тип парадного аристократического портрета, в котором важную роль играют поза, осанка, взгляд и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция).
В 1624году Ван Дейк, чья слава и положение светского художника после поездки в Англию значительно укрепились, получил приглашение от вице-короля Сицилии Эммануила Филиберта Савойского посетить Палермо. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Так, в декабре 2009года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3миллиона фунтов (13, 6миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. Антонис ван Дейк вошёл в историю живописи, как непревзойденный мастер портрета, художник религиозных и мифологических картин.
Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой. Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства.
Эти картины имеют также большую иконографическую ценность, являясь как бы «историей в лицах». Чувственно-осязателен женский образ, дети играющие в «золотые ворота», грациозны и изящны мягкость и притушенность колорита картины хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. Он родился в начале XVII века в Бельгии в семье весьма зажиточного купца, что позволило ему получить блестящее образование. Став придворным художником английского короля, Ван Дейк посвятил себя почти исключительно портретам и стремился отобразить в них сложившийся в английском обществе идеал аристократа— духовно-утонченную личность.
Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира— от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена. Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично.
Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. За свою жизнь он написал сотни портретов людей. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом.
От четырехлетнего путешествия потомкам остался Итальянский альбом Ван Дейка. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии.
В то время как картина написана гладким слоем густой краски, а иногда корпусными мазками, так что можно проследить движение кисти (это характерно для манеры Ван Дейка), художник, чтобы выделить лицо портретируемой, пишет его технически по-иному – тонким эмалевым красочным слоем цвета слоновой кости, мягко моделируя объем нежно-розовыми и желтыми оттенками. В это же время художник впервые написал детский групповой портрет.
1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель Юпитер и Антиопа, ок. Ван Дейк— один из них. Традиции его портретной живописи до сих пор сохраняются в искусстве уже в течение столетий. На своих портретах он изображал людей разных сословий, разного социального уровня изображаемые им характеры различны по душевному и интеллектуальному складу. Скандал в благородном семействе.
Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане.
Большинство полотен с религиозно-мифологическим содержанием в тот период были написаны под большим впечатлением от произведений самого Рубенса. В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. В 1632 году по приглашению короля Карла I Ван Дейк едет в Англию и становится главным живописцем на службе Их величества, получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Формально на 3-м месте в списке самых дорогих работ должна была бы стоять картина «Вздыбившийся жеребец», в 2008 году проданная на Christies более чем за 6миллионов долларов, втрое выше эстимейта. Оплакивание снятого со креста Спасителя, страдание его на кресте, самоотверженность св.
Иосиф и фигурки младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько театральный характер. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Это мгновение и запечатлел Ван Дейк. Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок.
Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом. Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный. Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Он совершил две поездки в Париж. Большой признательности заслуживает издание ван Дейком сборника гравированных портретов своих знаменитых современников, часть которых исполнена им самим (Антверпен 1636 г. ).
Портрет— жанр особенный. Поездка вышла на редкость удачной— с конца 1620до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин. Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам. Историки назвали его вундеркиндом – художником от природы. К тому же последствием этой связи оказалась нежелательная беременность Анны Саксонской.
К этому времени ван Дейк практически сам ужене пишет картины, прорисовывает только детали, а задними планами и фоном занимаются многочисленные ученики. Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности, внешней декоративности, ощущение внутреннего тока жизни исходящего от его образов, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599 – 1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Дерево наклонилось, чтобы создать больше тени. Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х — начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом. Ван Дейк создал около 900 живописных полотен.
Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником. В 1633 г. он женился на дочери лорда Рутвена. Одно из них – принести стеклянную шкатулку из подземного царства. По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Вместе с тем автопортрет Ван Дейка — своего рода идеал творческой натуры.
К этому раннему периоду его деятельности относятся: Христос и 12 апостолов (в Дрезденской галерее), Пьяный Силен (в Брюсселе), Несение Креста (в антверпенском соборе) и несколько портретов. С неподражаемой правдой и редким умом художник передавал тонкости характеров тех лиц высшего слоя общества, которых преимущественно приходилось ему изображать в своей мастерскою. Антонис ван Дейк – наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622—1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника, фаворита, любимца судьбы. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов Иконография) раскрыть богатство духовной жизни своих современников. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).
Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра— «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи— сэра Антониса ван Дейка. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: Самсон и Далила (в Вене), Сусанна в купальне (в Мюнхене) большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Пьета (в Антверпене) Святые семейства в Мюнхене, Париже, Петербурге, Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге (Св. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра).
Это портреты самого Карла I, его жены – королевы Генриетты-Марии, а также придворных – Томаса Уортона, графа Денби и других лиц. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. К числу его лучших сюжетных композиций принадлежит эрмитажная «Мадонна с куропатками». Между тем славе художника это не мешало: 18октября 1634 года гильдия св. Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)— самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период. Ван Дейк же возвел эту науку в ранг высокого искусства— кстати и в многочисленных автопортретах этого периода тоже. Большинство портретов ван Дейка, находящихся в разных европейских галереях, относится также к этому периоду его деятельности.
Две его дочери, увековеченные художником, умерли от горя, а королева бежала из Англии. В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников.
Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант— не сохранился 2-й— Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок.
Это юноша двадцати одного года, его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест, тем более что он видит успех и богатство Рубенса». Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). Свои портреты заказывают у него членызнатных семейств, духовенства.
В эти дни в ГМИИ им. Вплоть до последнего времени картина считалась копией. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Следующими пунктами его остановки были Болонья и Венеция, в которой он изучал преимущественно Тициана и П. Веронезе. Иосиф вместе с Марией и младенцем отправились в путь.
Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утонченный вид. Это в полной мере отразилось на его живописи. Сильнее всего его интересовало творчество Тициана— он стремился перенять некоторые его композиционные схемы, научиться так же работать с цветом и передачей различных фактур и текстур ткани, да и вообще всех поверхностей изображаемых на холсте. За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла (Портрет Карла верхом, Карл на охоте, Карл в трех ракурсах), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику.
Положение второго живописца Фландрии не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Здесь он создает полотна, (часто в нескольких вариантах) на религиозные темы: «Мученичество святого Себастьяна», «Коронование терновым венцом» «Святой Мартин и нищие», «Несение креста» и другие картины.
Возвратиться в Лондон его заставляет приглашение быть придворным художником при Карле I, который посвящает Ван Дейка в рыцари и дарует ему статус королевского художника. А. С. Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея», на которой экспонируются 10крупноформатных групповых портретов второй половины XVI — конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи. Писал он также картины на религиозные и мифологические сюжеты (Распятие св. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника.
Петра, ок. Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). Последний из известных портретов королевы в образе святой Екатерины, по неясным причинам скрытый под несколькими слоями краски другого произведения, был обнаружен лишь совсем недавно. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. он работал в мастерской Рубенса.
Преодолев длинный переход, святое семейство остановилось на отдых. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью.
Антонис ван Дейк родился вбогатой и уважаемой семье торговца тканями. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. Для чего ему это было нужно. К последнему десятилетию творчества Ван Дейка, когда он жил в Лондоне и работал в качестве придворного живописца английского короля, относится ряд больших парадных картин эрмитажной коллекции. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал.
музей, Вадуц). Луки. Написана в Лондоне. Сюжет для картины взят из «Метаморфоз» Апулея. Это одна из последних работ художника. Она написана поверх светлого грунта, по старофламандской традиции.
В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). Между тем яркая, заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость напряженным, словно беспокойным ритмом, что во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием. В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий— «Иконографию»— сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. С юных лет ван Дейк обращался к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос.
Этому воспротивилась его мать Венера. Но происхождение подкачало. Сделать это, видимо, было не просто историкам известно письмо, полученное Хауэрдом в июле 1620 года от своего поверенного и содержащее такую характеристику художника: «Ван Дейк живет у господина Рубенса и его произведения начинают цениться так же высоко, как и работы его учителя. Однако настоящим его призванием стало искусство портрета.
1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок. Елена Гримальди, маркиза Каттанео в черном элегантном платье словно проходит перед зрителем. Ранние картины Антона ван Дейка характеризуются изяществом и элегантностью. В истории европейской живописи XVII века Ван Дейк — баловень судьбы, которому всегда сопутствовала удача и шумная слава. В семье было двенадцать детей, Антонис был седьмым по счету.
В январе 2012 года картина была вновь выставлена на торги. Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже— ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. Ван Дейк также известен и как придворный художник. Мастер портретной живописи. Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (Маркиза Улена Гримальди, Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли, Паола Адорно с сыном, Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли, Маркиза Бальбиани, Семейство Ломеллини, Старый сенатор).
Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. Антони ван Дейк был одним из любимых учеников самого Рубенса. Множество его картин на религиозные и мифологические сюжеты имели незаурядный спрос у церковных и светских заказчиков.
Ван Дейк – не только портретист. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. А. С. Уже в 14 лет Антонис пишет свой первый шедевр — портрет старика, а в 16 лет у него имелась собственная мастерская, в которой он с другими молодыми художниками пишет серию работ «Головы апостолов». В тот же период ван Дейк создает цикл произведений изображающих Христа и апостолов. Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат.
Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе. А в 18 стал сотрудничал с Питером Рубенсом.
Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Но с этой работой связана очень интересная история. Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и теплоту. Он перенимал форму его живописи, учился секретам создания потрясающих полотен, передачи драматической светотени, построению композиции и так далее.
В это же время он стал писать картины совместно с Питером Паулем Рубенсом (1577-1640). К числу работ, в которых с особой яркостью проявился реалистический дар Ван Дейка, относится «Портрет молодой женщины с ребенком». По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла.
Ван Дейк запечатлел сложный, не лишенный противоречий образ. Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7250500долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7миллионов долларов. Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами.
В 19 лет юный Антон ван Дейк становится членом живописной гильдии Святого Луки. Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны. Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами.
В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен. Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека).
Себастьян), Дрездене, Берлине. Антонис ван Дейк (22. 03. 1599, Антверпен — 9. 12. 1641, Лондон) — знаменитый фламандский портретист и исторический художник, сын живописца на стекле Франса ван Дейка, родился в Антверпене 22 марта 1599 г. Поступив в 1609 г. учеником в мастерскую Гендрика ван Балена, он, 19-ти лет от роду, он сделался настолько искусен, что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию св.
Зимой 1641года у четы Ван Дейк родилась дочь. 1620—1621, Виндзор, Королевское собрание).
Пушкина). Психея была третьей дочерью в семье смертных людей. Сцене, где изображены мадонна с младенцем, св. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены.
В 1649 ему отрубили венценосную голову. Третий результат Ван Дейка— 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. Так что у Питера Пауля Рубенса вполне мог быть сводный брат или сестра из венценосной фамилии.
Эти детали имели аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза и лилия – цветы Марии яблоко – напоминает о том, что она искупает грех Евы подсолнечник, который всегда тянется к солнцу, – намек на возвышенные помыслы богоматери куропатка – символ беспутства – улетает). 1623, Эрмитаж, Ленинград). Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант— Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант— Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Тщательно выписаны красивые холеные руки, аристократически небрежен костюм, романтически развились кудри. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). В марте 2011года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств.
Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами и больших воротниках из накрахмаленных кружев. К тридцатым годам ван Дейк становится известным и модным художником — портретистом. 1618—1620, 1-й вариант— Мадрид, Прадо 2-й— Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Получил блестящее образование.
Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Но групповой портрет построен на противопоставлении: простой буржуа, добившийся высокого дворянского титула (Эндимион Портер) изображён как простоватый человек, на лице которого не прослеживаются черты врождённого благородства. Себя же художник изобразил в непринуждённой изящной позе, в трёхчетвертном повороте, позволяющем увидеть красивую форму головы, тонкие черты лица. Но ван Дейк отдал должное и приятельским отношениям: их левые руки символически лежат на камне. Но и здесь подчёркнуто благородство художника – на его кисть надета перчатка. Уних рождается дочь. Иосиф отправился на поиски приюта, оставив Марию с ребенком под деревом.
Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. В Англию он вернулся тяжело больным. Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенского купца (в современной Бельгии). По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти».
Спокойная репрезентативная композиция с величественно восседающей в торжественной позе дамой (как полагали, Балтазариной ван Линник – родственницей бургомистра Антверпена Рококса, портрет которого находится рядом) производит удивительно живое впечатление. Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Ван Дейк Антонис (van Dyck), фламандский художник. Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. Ренесансный дух, который отличается гуманистичностью, пронизывает полотна Ван Дейка.
На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую.
Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9декабря 1641года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне. Обогащенный итальянскими впечатлениями, Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, занятого дипломатической деятельностью, практически становится первым художником Фландрии. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века.
1623, Палаццо Питти, Флоренция). Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике ван Дейка. Питер Пауль Рубенс был сыном крупного юриста – Яна Рубенса, блестяще образованного и, по-видимому, неотразимого мужчины. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579 – 1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж.
Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии. Это был период наивысшего творческого расцвета художника. В конце 1620 – начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I. В этот период (Семейный портрет, 1621, ГЭ) определились стремление Ван Дейка к интимности и одухотворённости образов, внимание к особенностям эмоционального и интеллектуального склада человека.
Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую. Прожив и проработав в Англии год, художник совершает поездку в Италию.
С 1618 по 1620 гг. Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского втуринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене, Лондоне, Париже, Дрездене и Мюнхене.
Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях.