Сегодня знаменитые картины в стиле романтизма, созданные великими европейскими мастерами, украшают залы лучших музеев мира многие из них стали украшением частных коллекций.
Романтизм (фр. romantisme)— идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Были таланты, но большей частью произведения производили впечатления сильные по внезапности, а не такие, которые бы проникали глубоко и оставались бы надолго. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов.
Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Конец XVIII – начало XIX века ознаменовался возникновением мирового романтического движения в художественной культуре, тогда же и появились первые картины в стиле романтизма.
Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др. ). Распространилось на различные сферы деятельности человека. Фридриха и Й. А. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». Особенно высоко ценится, наряду с великими, незаурядными личностями, личность художника.
В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Таковы Гарви Берч из «Шпиона», Натти Бампо, Чингачгук, Ункас из книг о Кожаном Чулке. Пожалуй, лучшие страницы писателя – те, где изображена нетронутая грандиозная и поражающая воображение природа Нового Света. Давида дАнже, А. Л. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков.
В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой. Обычно внутри художественного стиля романтизм выделяют несколько различных направлений. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён.
Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции.
И это слово было услышано и современниками и потомками. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Началось действие совсем иной книги-робинзонады влюбленных, которым «и рай в шалаше». Джеку Лондону не изменило мастерство: морские пейзажи были все так же великолепны, приключенческая интрига развертывалась по-прежнему стремительно. Как я узнал, за несколько дней до смерти Джек Лондон занес в блокнот: «Морской волк» развенчивает ницшеанскую философию, а этого не заметили даже социалисты.
Живопись не была исключением. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). Он намного сложнее – художественный талант писателя был без преувеличения щедрым, помогая ему подняться над всей эпохой и шагнуть к читателю сегодняшнего дня. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. В основе произведений живописи в стиле романтизм всегда выделялись чувства и воображение. 2) романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более, что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема в поэзии Байрона, на полотнах Делакруа).
Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Толстой и др. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах).
Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела).
Артист, поэт, музыкант— излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Всё это граничит с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Россини последующий этап (1830—50-е гг. )— творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. основные черты стиля романизм – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Бари, Ф. Рюда).
По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). Кюи, П. И. Чайковский (Россия). Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ).
В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Нередко основные мотивы в картинах романтистов облекаются в форму иронии и гротеска. Александр Гессе (род. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма.
Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Жерико, Делакруа и его последователи. Его приглушенный вой долетал и сюда». Мне кажется, что «Морской волк» – роман очень необычный и необычность эта заключается в том, что здесь почти нет диалогов, а вместо них автор через размышления героев показывает читателю, какие мысли, переживания и «споры» живут в их душах. А развитие романтизма в США граничит с утверждением национальной независимости.
Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Даргомыжский, М. А. Давид) и драматическая составляющая в картинах Э. Делакруа. Его произведения имеют схожесть с произведениями Джека Лондона.
В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Раньше я уже был знаком со многими произведениями этого автора.
Мусоргский, А. П. Это «романтический историзм» и «индивидуалистический субъективизм». Одно из последних произведений, которое я прочитал в свободное от занятии время, был роман великого американского писателя Джека Лондона «Морской волк».
Отсюда тема рока, сверхъестественных сил, фатума очень сильна в романтизме. Рассматривая живопись европейских романтиков, трудно удержаться от восторга перед силой их воображения и мастерством внушения высоких эмоций. Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность.
Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Ирвинг, Купер, У. К. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р. У. Творчески писатель еще не был готов вывести на смену героя-социалиста, Ларсену противостоял в романе либерально настроенный интеллигент Ван-Вейден и капитан – «Призрака» не раз и не два опровергал его умозрительные аргументы жестокими истинами, почерпнутыми из практической жизни. Жизнь – это изнурительная борьба за кусок хлеба, безработица, трущобы и бесправие.
Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году.
Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Сказанное подводит к выделению двух важнейших идейных комплексов романтизма. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза».
Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Палитра романтиков яркая, насыщенная, резкие цветовые контрасты выразительно передают накал страстей, бушующих на полотнах. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер».
Жизнь сердца – вот в чем видят романтики противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Гофмана, Гауфа, портретный жанру Т. Жерико, Э. Делакруа и др. ). Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя. Отсюда и проистекает такая важнейшая черта романтического мировоззрения как «индивидуалистический субъективизм», – черта, подпитываемая сознанием глубокого одиночества человека во враждебном мире.
Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. И если разум претендует на всеобщность, то чувства глубоко индивидуальны. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин). Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро.
В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.
Но, в отличие от литературы сентиментализма, эта литература не отгораживалась от общественных и политических проблем. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
Тема одиночества— едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. Но работа гладкая, слитная, повсюду одинаково обдуманная и одинаково ко всем частям картины относящаяся, как у Давида, не могла бы выразить то, чего искал Делакруа. Не была исключением и живопись.
Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение. 465, 5 х 651 см.
Художественный стиль в живописи романтизм представляет собой идейное направление в европейской и американской живописи, которое развивалось в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого веков. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Данное направление противостояло классицизму. Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея «синтеза искусств».
В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». Но он «сломался» где-то в середине. В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. Роман «Морской волк» написан в 1904 году. В этом произведении рассказывается о молодом интеллигентном человеке Хэмфри Ван-Вейлене, который после кораблекрушения, чтобы добраться до материка, был вынужден плыть на другом корабле в окружении невоспитанного и вульгарного экипажа. Я думаю, что Джек Лондон вложил в эту книгу всю свою любовь к морской стихии.
Причем реальная действительность, «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру. В искусстве портрета в начале девятнадцатого века все большее внимание уделяется изображению творческой интеллигенции, поэтов и художников России, а также обычных людей и крестьян. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя. Особенно надолго «останется» в моей памяти капитан шхуны «Призрак» – Волк Ларсен.
«Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
В романтизме много обращений к сказочным историям, народному фольклору, мистицизму и таинственности. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Ларсен отождествляет понятие «жизнь» с понятием «буржуазная цивилизация» и после этого ему не так уж трудно доказать ее порочность. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. «Портрет М. Ю. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819).
Его пейзажи поражают читателя мастерством их описания, а также правдивостью и великолепием: «затем временем шхуна «Призрак», покачиваясь, ныряя, взбираясь на движущиеся водяные валы и скатываясь в бурлящие пропасти, прокладывала себе путь все дальше и дальше – к самому сердцу Тихого океана. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей».
Я слышал, как над морем бушует ветер. Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Нельзя не отметить мастерства Купера в построении сюжета произведения, создании ярких драматических сцен, образов, ставших олицетворением национального характера и одновременно «вечными спутниками человечества». Изменилось их место в обществе. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом.
Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Несмотря на ранние попытки пионеров – Эль Греко, Эльсхаймера и Клода Лоррена, стиль, который мы знаем как романтизм, не наберет силу практически до конца18 века, когда героический элемент неоклассицизма получил главную роль в искусстве того времени. Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. Я был просто поражен повелением этого героя, который, несмотря на все препятствия, остался верен своим убеждениям. Вообще роман «Морской волк» произведение очень непростое. Предпосылками развития стиля можно считать значительное разочарование в буржуазной цивилизации, включая социальный, промышленный, научный и политический прогресс.
Лонгфелло, Г. Мелвилл и др. Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. И ещё один жанр литературы утвердился в России, благодаря В. Жуковскому, – элегия. Романтиков интересовали различные исторические эпохи их своеобразие, а также экзотические и таинственные страны и обстоятельства. «Синтез искусств» – это прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С.
Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме.
В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых – "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Вальдмюллер). Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»).
Особенно его привлекают красочные ландшафты, либо покоряющие глаз мягкой прелестью (Мерцающее Озеро в «Зверобое»), либо величаво-суровые, внушающие тревогу и трепет. Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства.
Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Бородин, Ц. А. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм.
Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями.
Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Аргументированно спорить с «волком» мог бы только человек, понимающий «природу» общественных отношений. Как заметил В. Вейдле, «романтизм – есть одиночество, все равно бунтующее или примиренное». Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена).
Художественный язык писателя отличается эмоциональностью, диапазон оттенков которой различен – от торжественного пафоса до трогательной сентиментальности. Романтики в очередной раз зарядили европейскую культуру пафосом сохранения и реставрации. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя.
Ж. Гро, Ф. Рюда, Ж. -Л. После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. Наконец, третье направление бегства от мерзкой действительности – сокровенные уголки своего «я», уход в собственный внутренний мир. В конце 18-19 века культура, уставшая от классических и идей Просвещения, обращает свой взор на романтизм, который пытался показать красоту человека, его духовность, чувственные переживания. Романтик чужд идее застоя или возврата к прошлому, даже если скорбит о нем. Тем самым романтизм может рассматриваться как продолжение нововременной традиции и перенос принципов свободной конкуренции, личной свободы и инициативы в область морали искусства, духовной жизни в целом.
Разочарование романтизма—это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация—лишь одна ее сторона. К сожалению, Жерико через немного лет после этой картины умер, не исполнив дальнейших своих художественных намерений.
За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С.
Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Холст, масло.
Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Едва рассказчик, Хэмфри Ван-Вейден, сбежал с «Призрака», пустившись в шлюпке вместе с поэтессой Мод в рискованное плавание, завершившееся на необитаемом острове. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств.
Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. 491 х 716 см. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Романтики считали классиков пассивными и холодными, считали, что в их работах не хватает жизни и исправили все эти «недочеты» созданием нового направления. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Романтизм получил распространение в европейских странах. Второе направление бегства – уход от действительности в иное время. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. В операх XVII—XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей.
Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто абсолютно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок).
Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Рунге, К. Д. Возникает вопрос – можно ли считать романтизм «буржуазным» стилем, поскольку он возник как ответ на запросы класса буржуазии, восходящего на историческую арену.
В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось. Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма).
Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов). В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Романтизм (фр. romantisme)— идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Часто романтизм в картинах художников проявлялся в ироничной или даже трагичной форме. Насколько романтизм был настроен на практическую, направленную в будущее деятельность, можно судить, например, по работам Новалиса «К Бонапарту», «К новому столетию», «К народу Европы», «Против старой морали». Распространилось на различные сферы деятельности человека. П. И. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте.
Выбеленные тела Г. И. Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э. Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма, картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И. Айвазовского—вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами. Наконец, в случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера). Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Так в чём же между ними разница.
Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены.
и разрушение города Помпеи близ Неаполя. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). М. Ю.
Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей.
Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно: 1) уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда – критика города идеализация простых тружеников, в особенности сельских интерес к ихдуховности, выраженной в фольклоре). Любимец романтиков – конечно же, Наполеон. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность.
С другой стороны, она же служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность отдельных видов, различных школ, подобно тому как общество развивалось как совокупность «атомарных» индивидов. Романтиков интересовали все страсти и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно.
Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Думаю, что ответ не может быть однозначным. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св.
Я думаю, что Джек Лондон был отнесен к классикам для юношества слишком поспешно. Главное его достоинство — колоритность. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830).
Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму.
Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым.
Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Противостояние этого стиля классицизму и академизму – несомненный факт, но нельзя игнорировать и того факта, что романтизм опоэтизирует действительность, то есть, говоря проще – приукрашивает и приподнимает её над правдой жизни, а это не свойственно «буржуазному» мировоззрению.
Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Основные отличительные черты романтизма – свобода и раскрепощённость изображение индивидуальности и неповторимости в человеке, свобода чувств и эмоций, всё это пришло на смену строгости и чётким рамкам классицизма.
Холст, масло. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое: его нравы, образ жизни (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд) и многие другие конструируют предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком. Только лишь после прочтения всей книги я понял, что автор здесь затрагивает огромное количество «вечных» проблем и споров. Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины. Изменилось их место в обществе. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами.
На исторических полотнах романтиков особую роль играет коричневый цвет, который называли «патиной времени» — благородный коричневый цвет символизировал для романтиков течение времени, неспешный, но необратимый ход истории. Читать далее об исторической живописи романтиковСкрытьЛюбитель исторической живописи романтиков – человек с обостренным чувством справедливости, для него свойственно бросаться в крайности – то требовать к себе повышенного внимания, то надолго уходить в себя. В «морских» романах Купер столь же ярко рисует изменчивую, грозную и чарующую стихию океана. Важное место почти в каждом романе Купера занимают тщательно выписанные батальные сцены.
Верди. Романтизм — направление живописи, основанное в первой половине XIX века. Однако, если вдуматься, не «мировая скорбь» и утонченная любовь к руинам (в прямом и переносном смысле), которые часто отмечали как определяющие черты романтизма, а инициатива преобразования составляет существо романтического мировоззрения. Мною были прочитаны такие его романы, как «Зов предков», «Белый клык», «Смок Белью», а также большое количество рассказов. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр.
Одни требовали от художника прежде всего умственной работы, другие — воодушевления чувством. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Ари Шеффер любил изображать страсти не столь пылкие и тревожные, однако глубоко проникающие в сердце, чем отличается от Делакруа, но тем не менее он — романтик.
Среди других художников – романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Романтический герой всегда одинок. П. Заболотский.
В основе романтического мировосприятия стоит разлад идеала и социальной действительности, он был противопоставлен утилитаризму и нивелированию личности. Романтический герой всегда одинок. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу.
«История американского флота», свидетельствующая о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство Купера. Купер считается ранним романистом. Большее внимание автор здесь уделяет персонажу – капитану шхуны «Призрак». Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Купер – выдающийся мастер литературного пейзажа. (Хотя увлечение фольклором и национальными хрониками было связано не только с любовью к старине, но и с ориентацией на демократическую традицию и с ростом национального самосознания, тоже во многом инспирированными романтиками).