Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками.
Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. И получилось именно то, что он хотел. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске.
Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Она поворачивает в другую сторону. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Впрочем, свой главный трюк Суриков без стеснения использует в каждом из этих полотен. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Биография Сурикова и будет представлена ниже. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.
Его работы видели сотрудники. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину», — писал Суриков.
В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей.
Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Его интерес к этой теме был не случаен.
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Все это обливалось водой. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Справа – солдаты, о судьбе которых генералиссимус писал в «Донесении о швейцарском походе» следующее: «На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверзтые и поглотить готовые гробы смерти. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Конец.
Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. И суть фокуса в том, что логичной развязки не происходит. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Так, в данном случае он хладнокровно согрешил против исторической правды.
Суриков изобразил в картине момент перед казнью. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». Како крестишься и како молитву творишь. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.
пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Сидят они в яме, цепями прикованные.
В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. И вообще никакого выхода нет. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.
Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Тут и остяки и вогулы и сами татары. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума.
Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли засобой такие пирамиды черепов. Биография Сурикова неотъемлема от истории России.
Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Страсти разгорались. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни.
Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года.
В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. А возле ямы страж ходит. Но Смута добралась и туда.
Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Правда исторической панорамы становится откровением. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники.
Он давал ему копировать работы старых мастеров. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет.
На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Однако у Сурикова все наоборот. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Близко к отцу сидит и сын, с болезненным лицом, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.
Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Солдатам, кажется, нет конца.
Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Приготовления к казни закончены. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени.
На этот раз его попытка завершилась успешно. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Согласно истории, однажды кТамерлану обратились женщины Багдада иДамаска, которые жаловались насвоих мужей, погрязших вгрехах иразврате. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». В углу иконы, зажженные лампады.
Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916. Но его преследовали сердечные расстройства.
Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова.
Хмурое небо нависает над Красной площадью. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Суриков никогда не брал заказов на портреты, но часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе. И защитники и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, мыли в снегу.
Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П. П. Кончаловским. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Да таких, что случайному взгляду они не всегда заметны.
Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Это известная с семнадцатого века семья. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе.
Меншиков сидит у стола. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Это был его родной дед. В 1910 году художник путешествует по Испании. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.
Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души.
Его могучая, но теперь вся как-то обмякшая фигура, его заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Свадьба с эрцгерцогом Максимилианом III Австрийским также сорвалась из-за того, что он не захотел принять православие. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников.
Суть его передал еще Даниэль Дефо в «Робинзоне Крузо» : «Ожидание опасности всегда страшнее самой опасности». Иногда персонаж находился случайно. Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Работа продолжалась около двух лет.
И нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры, что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. На картинах Сурикова ожидают не опасность, а смерть.
Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.
С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.
Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». И все: с площади нет никакого выхода.
Еще одно большое историческое полотно. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Первое большое историческое полотно Сурикова. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. В этом городе родился будущий художник. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ).
Раскольников стали преследовать. Она тоже была родом из казачьей станицы. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды.
Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик.
Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии.
Однако противникам его удалось взять верх. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее.
И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Вот боярыня и просит его:Миленький.
С одной поправкой. Тогда все сбивалось в кучу. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.
В мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Василия Блаженного, белокаменные стены Кремля, толпа народа, запрудившая Красную площадь. Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.
Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Суриков подхватил эту мысль. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Многих такой подход шокировал. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря».
К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Умирает его жена.
Но обстоятельства оказались сильнее его. Исход битвы предрешен. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра.
Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густый туман облаков при шумных водопадах, с каменьями, с вершин извергающимися, увеличивали сей трепет Страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины, где многие убивались» Словом, лозунг «Да, смерть. » соответствует этому полотну просто идеально. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Он знаменит также своими портретами. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах.
Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Церковь раскололась. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов.
В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». – допрашивали ее увещатели. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком.
Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Он часто покупал картины мастера. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.
Корабли, боеприпасы, вооружение — на протяжении почти двух недель этот груз тянули около 5 тысяч человек. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Написал порядочное количество. Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, чтобы чуть приглушить толпу, а образ боярыни был ярче. Самые яркие образы из толпы находятся справа, у края картины.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. «Я написал много этюдов все лица характерные. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.
Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Все получалось не то, не так. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Всем известный персонаж с косой на полотно так и не является, оставляя зрителя в напряжённом предчувствии и предвкушении. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра.
Низкая бревенчатая изба. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» – все они выстроены по железному канону любого произведения в жанре хоррор.
Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7пирамид изголов. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).
Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Тогда Петр I разработал план: он отправился в Архангельск — как все должны были думать, чтобы отразить возможную атаку неприятеля. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Дознание шло девять лет. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. «Пишу татар.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Обреченность. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым.
Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Выделяются они и своим душевным состоянием.
Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Городок – старинная народная игра.
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. В то время Спиридонову было 82 года. Известно, что художник происходил из казачьего рода. В. Суриков.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Однако поступить в Академию Суриков не смог.