В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. И такой прием тоже приносит свои результаты. В центре внимания зрителя четыре стрельца: рыжебородый, черный, седой и чуть в глубине стрелец, прощающийся с народом. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ).
Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). И получилось именно то, что он хотел.
Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин).
Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Вот боярыня и просит его:Миленький. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым.
Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. Сидят они в яме, цепями прикованные. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. (8) Церковь. В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого.
В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. В 1884 – 1887 гг. А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат».
Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи в далекий сибирский городок Березов. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Страсти разгорались.
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода.
Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Однако противникам его удалось взять верх.
О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Но обстоятельства оказались сильнее его. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры.
Написана с храма Николы Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. А возле ямы страж ходит. Городок – старинная народная игра. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города.
В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.
Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума – к городу Искер. Первое большое историческое полотно Сурикова.
Выделяются они и своим душевным состоянием. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье. Все это обливалось водой. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы».
Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Высоко ценил творчество Сурикова П. М. Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).
Солдатам, кажется, нет конца. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Осуществляя коренную ломку старых порядков, тормозивших дальнейшее развитие страны, Петр действовал насильственными, варварскими методами, не считаясь ни с какими жертвами. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри.
После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени.
Правда исторической панорамы становится откровением. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Како крестишься и како молитву творишь. Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат.
В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Все получалось не то, не так. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка.
Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Низкая бревенчатая изба. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000). В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души.
Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка».
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. В углу иконы, зажженные лампады. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни».
Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. Раскольников стали преследовать. Тогда все сбивалось в кучу.
Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова.
В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. В одну из прогулок по Кремлю художник задумывается о создании картины на тему стрелецкой казни. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Суриков подхватил эту мысль. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна.
Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Исцеление слепорожденного Иисусом» – каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. Иногда персонаж находился случайно. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич.
Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Все творчество Сурикова состоит из его попыток отразить на своих полотнах реальную действительность, даже если она бывает порой нелицеприятна. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. Москва, XVII век. Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь.
У Петра всплывают детские воспоминания. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
Жизнь и творчество Сурикова всегда носили печать какой-то особой непререкаемости, ни один штрих не давал повода усомниться в чем-то. Каждый из них в последние минуты жизни полон внутренней серьезности, собранности, думает свою большую думу. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.
Еще одно большое историческое полотно. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат.
После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Еще только раннее утро, стоит туман. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.
Меншиков сидит у стола. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. Так же смелы и суриковские стрельцы.
Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах.
Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник.
– так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Грозному натиску дружины казаков, пестрое вооружение которых говорит о жизни, проводимой в боях и походах, противостоит сплошная масса разноплеменного войска, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Умирает его жена. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича.
Работа была завершена в 1881 году. В. Суриков. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры».
Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. Церковь раскололась. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.
С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Ведь они по своим нравам, обиходу, стремлениям во многом походили на тех людей, среди которых вырос художник.
Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Однако они продолжали превозносить своего атамана.
О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Оставшись без кормильца, она не пала духом и сделал всё, чтобы поставить на ноги своих детей. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника.
Каменный храм построили в 1703 году. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. – допрашивали ее увещатели.
Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск.
Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.
После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Приготовления к казни закончены. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу.
Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. И защитники и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, мыли в снегу. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. (1) Феодосия Морозова. Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь).
С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884).
В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева.
«Я исчезаю. » – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. В то время Спиридонову было 82 года. Они не соглашались по чужеземному образцу стричь усы и бороды считали, что крестный ход должен ходить только по солонь – по ходу солнца и т. д.
Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Стрельцы мужественно держались во время пыток, ни один из них не раскаялся, не склонил головы.
Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя Спаса, под которым стоит Ермак, повелительно простерший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара.