В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.
И такой прием тоже приносит свои результаты. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Все творчество Сурикова состоит из его попыток отразить на своих полотнах реальную действительность, даже если она бывает порой нелицеприятна.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Однако противникам его удалось взять верх. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Сидят они в яме, цепями прикованные.
Страсти разгорались. В углу иконы, зажженные лампады.
Все получалось не то, не так. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру.
Меншиков сидит у стола. Низкая бревенчатая изба. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. У Петра всплывают детские воспоминания. Первое большое историческое полотно Сурикова.
Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. И защитники и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, мыли в снегу. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой.
Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. Суриков изобразил в картине момент перед казнью.
– допрашивали ее увещатели. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали.
К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Работа была завершена в 1881 году. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Однако они продолжали превозносить своего атамана. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Раскольников стали преследовать.
Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Каждого из персонажей картины художник тщательно прорабатывал, продумывал жесты и костюмы и долгое время не мог найти типаж для главной героини полотна. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену.
Умирает его жена. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения.
Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя Спаса, под которым стоит Ермак, повелительно простерший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим.
Еще только раннее утро, стоит туман. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
Вот боярыня и просит его:Миленький. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Церковь раскололась. Городок – старинная народная игра. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году.
Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Творчество Василия Сурикова получило продолжение в 1877-м, когда художник создал эскизы четырех Вселенских Соборов для росписи московской церкви Христа Спасителя. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Все это обливалось водой. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва).
Тут и остяки и вогулы и сами татары. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова».
Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. В одну из прогулок по Кремлю художник задумывается о создании картины на тему стрелецкой казни.
Но обстоятельства оказались сильнее его. Како крестишься и како молитву творишь. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники.
6 марта 1916 года великого русского художника не стало. «Я исчезаю. » – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Он изобразил Александра Меншикова, фаворита Петра I, которого за государственные интриги отправили в ссылку под Березов.
Приготовления к казни закончены. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.
После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка».
В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Еще одно большое историческое полотно. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Суриков подхватил эту мысль.
Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. А возле ямы страж ходит. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова».
«Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Исцеление слепорожденного Иисусом» – каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка.
дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Солдатам, кажется, нет конца. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.
Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой.
1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника.
Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. Выделяются они и своим душевным состоянием. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). В. Суриков. Тогда все сбивалось в кучу. Вот богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, по-детски наивными глазами, сидит прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века.
Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916. В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. Правда исторической панорамы становится откровением.
Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого.
В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика.
Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. И получилось именно то, что он хотел.
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В то время Спиридонову было 82 года. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. Его могучая, но теперь вся как-то обмякшая фигура, его заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
– так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Иногда персонаж находился случайно.
Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.