Красный в портретах и натюрмортах иллюстрациях старинных книг и в жанровых картинах средневековых художников чудесным образом помогает усилить акцент и передать неповторимый колорит тех времен.
Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра. Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета.
Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. Он не отступает от византийского типа облипающей одежды.
С этим можно согласиться, но можно и поспорить. Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Так нам говорит официальная история. (дошли в оригиналах и копиях).
Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св. Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в». Возможно ли это вообще. Это была доступная всем и каждому связь с Богом, ведь многие люди в то время были неграмотными, а значит, не могли читать тексты молитв и вообще любые церковные книги. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. Средневековые портреты детей, как правило, создавались по заказу церкви. Еще отчетливей ведущая роль скульптуры в жанре портрета видна в бургундской пластике к. XIV-нач. Живопись того периода стала важным переходным этапом от мрачного символического искусства времен падения Римской империи и постоянных варварских набегов к новому качественному уровню, который берет свое начало в готической эпохе.
Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием.
1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков. В отличие от мастеров Древнего Египта, античности или позднейшего Нового времени, средневековые художники не преследовали задачу живого сходства образа с оригиналом. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план.
Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве. Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв.
Средневековье стало началом для возрождения литературы. И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. Студенты учились писать используя так называемые деревянные таблетки, покрытые зеленым или черным воском.
«Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. В готическом зодчестве она постепенно хиреет.
Кроме того исчезала необходимость торопиться, сопровождавшая написание картин при помощи темперы: составляющий ее основу желток очень быстро высыхал. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы).
Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы. На картинах хорошо видно, что изображённые на них люди живут среди руин былых цивилизаций и абсолютно не могут хотя бы привести их в приличный вид, не говоря уже о каком-то восстановлении. Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Шарль Луи Клериссо (Charles-Louis Clerisseau, 1721-1820) очень интересный художник, вернее весьма интересны его картины. Он получил название «готика».
Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий».
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом.
Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее.
Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль.
XV века9. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему. Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного. Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия.
На Салоне 1850 года эта работа вызвала отвращение у публики. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». была театром технически-художественных находок и событий.
Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. В 1420-30-е гг. 1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах.
Речь идет об изобретении масляных красок. Рафаэль учился у известного художника Перуджино и огромное влияние на его творчество оказал знаменитый Леонардо. На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Возникла масляная живопись. В этом жанре в поздней готике существовала потребность и он появился бы и без итальянских влияний.
Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности. Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. 1370-80, Вена, Музей города). В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана.
к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни. Художник изобразил сцену из XXX песни той части поэмы, которая называется «Ад». Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение.
Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте). Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство. Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч. Все эти черты с особой яркостью проявлялись в украшенных миниатюрами манускриптах изготовленных по заказу владетельных семейств. Но распространены они были и в других странах и в другие периоды.
Но это не так. Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Такими же оказываются портреты императора Карла IV и его сына Вацлава на алтарном образе, заказанном архиепископом Яном Очко (ок. Марии в Мюльхаузене).
Характерно, что с натуры художники не писали. Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья.
Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль). Но к концу XIII века положение начинает меняться.
Это был Ян ван Эйк. Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты. Основное выражение он получил в архитектуре.
Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи. То же самое прослеживалось и в живописи. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий.
Следя на протяжении XI–XV вв. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. XV века. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре.
Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям. 1267-1337). С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным. По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне).
Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Само итальянское слово fresco означает свежий. Продолжим ставить неудобные вопросы историкам и познакомиться с любопытными работами итальянского археолога, архитектора и художник-графика Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi).
Чуть позже появился готический стиль. Возможно ли это вообще. В 1430-х гг.
статью в разделе История искусства). Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными.
В некоторых картинах, похоже, у него признаки облысения по мужскому типу». Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры. худ., ок. 1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр). То есть либо Джованни – гений фантазии, либо он рисовал с натуры, что вполне могло и быть в действительности. Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника).
Их граждане гордились своими завоеваниями. Бугро долго работал над цветовой палитрой картины и изучал эстетические границы человека. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Потому имена многих мастеров того времени, не дошли до нас – ведь сапожник не будет ставить свою подпись на каждой паре созданной им обуви. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете.
Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Создавая свои панно, Джотто применял изобретенную к тому времени итальянцами технику фресковой живописи. Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия). Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ).
Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг.
Он получает важную роль в частной и государственной жизни. Другие пословицы указывают начеловеческую глупость. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется).
Во Фландрии были изобретены масляные краски. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. От византийской живописи итальянский проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного иногда даже на бытовом уровне восприятия действительности (тщательный акцент кисти художника в изображении средневековых костюмов и мелких бытовых деталей в своих картинах и фресках). Здесь решающую роль играл фактор времени ибо пигменты, нанесенные на влажный слой штукатурки, вступали с ней в химическую реакцию, образуя стойкие соединения.
Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Фрески и миниатюры XI-XII вв., выражая примат духовного над материальным, проложили путь для дальнейшего развития художественных направлений. Живопись Средневековья, кратко освещенная в статье, представляет собой огромный и по времени и по значимости культурный феномен. Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века. Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение.
Во-вторых, действие цветных стекол. Во 2-й пол. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Их произведения не лишены интереса. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены.
Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль). 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных.
Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир. Она была простой, тяжелой и очень прочной. Как и в Италии, здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, человек становится высшей ценностью в искусстве. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Давайте посмотрим на гравюры с точки зрения реальности изображённых на них событиях и видах.
К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши. Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени». Открывает топ реалистичное полотно итальянского мастера Микеланджело де Караваджо по мотивам ветхозаветной «Книги Юдифи».
Важным звеном в этом круговороте международных художественных связей стал Милан, где с 1378г. Почти везде фоном служат строения времен античности. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи. Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация.
Создание картин и фресок не было каким-то развлечением или хобби, у каждого полотна был конкретный заказчик, предъявляющий свои требования к автору. На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону.
А это значит, что изображали либо Иисуса, либо ещё нескольких библейских младенцев. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв.
Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла.
Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Тут остаётся довольно много места для того, чтобы каждый думал сам.
Все новых полотен – поначалу лишь на религиозные сюжеты – жаждали не только аристократы и служители церкви, но и зажиточные горожане. В большем относительно числе их сохранила Италия. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)10. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды.
За один сеанс расписывался красками лишь тот участок стены, который мастер успевал заполнить по еще не подсохшей штукатурке. Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок.
И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но возможно ли это вообще. Изображённые люди вообще по масштабу не вписываются в грандиозные постройки. Попробовав наносить слой за слоем, мастера убедились в открывшихся перед ними возможностях и перспективах – цвета играли абсолютно по-новому, а эффекты, которые получались таким образом, совершенно затмевали все прежние достижения.
Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Он не был единственным. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями.
Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса. Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала.
Французский художник XIX века Адольф Вильям Бугро очень любил поэму Данте «Божественная комедия». Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. В целых сериях его картин повторяются мотивы стога сена, водяных лилий на поверхности пруда, тополиной аллеей и другие – они запечатлены в разные часы дня, при разной погоде: то окутанные вечерним угасающим светом, то залитые сиянием полуденного солнца, Моне первым изгнал из своей палитры черный цвет, считая, что в природе такого нет и что даже тени в действительности цветные.
Стефана, ок. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. 1375, Лувр статуи Амьенского собора, 1373-75 статуи австрийских эрцгерцогов с южной башни Венского собора св.