Сикейрос написал картину -реквием. Это картина-символ, картина-протест против разрушительных войн. Но всё же основное творчество Сикейроса – монументальное. Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена потребностью в заполнении пробелов, необходимостью уточнения истории монументальной живописи, что крайне важно для создания объективной картины искусства XX в. Таким образом, в ходе данного диссертационного исследования нами был рассмотрен и проанализирован весь корпус монументальных работ Сикейроса и расширена география деятельности автора включением СССР, стран Западной Европы, США, Аргентины, Чили и Кубы.
Человеческие руки Сикейрос считал реальной силой, а в картинах – идейным смыслом произведения. Крепкая фигура и мощные руки на картинах Сикейроса – авторский символ рабочих и трудящихся. Портрет мёртвой девочкиБудучи в США, Сикейрос пишет картины, пронизанные пафосом политической борьбы: «Коллективное самоубийство», «Эхо плача», «Остановите войну. » и др.
Ему было четырнадцать, когда прогремела его первая выставка рисунков. Образ Прометея, сначала прикованного по приказу Зевса к скале, а затем приговоренного к забвению и свергнутого в мрачный Тартар, занимает главенствующее, довлеющее место в композиции. И Сикейрос написал. Его внутреннее благородство, врожденный такт не позволяли его страстям «выходить из берегов». Неиспорченными оказались уже называвшаяся роспись «Стихии» (энкаустика, фреска «Призыв к свободе» и некоторые другие. По заданию НКВД он участвовал в группе боевиков «Конь».
Четырнадцатилетним подростком был впервые арестован за участие в забастовке Д. А. Сикейрос. Коллекция состоит из 15 000 пар обуви. Анхелика Ареналь де Сикейрос, жена художника, впоследствии вспоминала, что «Полифорум» Д. Сикейрос считал важнейшей своей работой.
Сикейрос умел быть и сдержанным и хладнокровным. Рядом с ними сидит Плутарко Элиас Кальес, президент Мексики с 1924 по 1928 год. Не меньшее значение, чем графика X. Г. Посады имела для становления будущих художников-монументалистов и деятельность Херардо Мурильо (доктор Атль), обратившегося к студентам Академии Сан Карлос с призывом создать новую мексиканскую яшвопись, свободную от чуждых иноземных влияний. По сути это метод, широко распространенный в период Возрождения в Италии, где понятие «мастерская» обозначало тождественный процесс воспитания молодых мастеров монументальной живописи. «Мы содрогнулись, когда вошли туда, — пишет Л. Жадова. — Сразу подумалось о тех бедных больных, которые, попадая на лечение в это учреждение, должны пройти через это помещение.
Пришлось вместе с женой остаться в Америке еще на несколько месяцев, чтобы заработать на дорогу. Энкаустика (техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск). Это было его первое свидание с Северной Америкой. Никогда ранее в моей жизни не происходило столь волнующего события. Мало того, он стал присваивать рисунки, этюды и модели, которые делал Сикейрос при подготовке росписей.
В 1969 году группой пуэрториканских иммигрантов испано-язычного района (район по-английски эрия, а по-испански именно так – эль баррио), был создан культурный центр, музей – Эль Мюзео дель Баррио, предназначение которого – помочь приехавшим в пугающе новую страну (США) сохранить свои корни, свой язык, свою культуру. Зато, вырываясь на свободу, он брался за дело с особым размахом. Фреску вскоре закрасили, но не полностью. Умер Сикейрос в Куэрнаваке (Мексика) 6 января 1974 г. 1927-й год, когда Ривере был 41, оказался знаковым в его жизни. Все это он и изобразил на своей фреске.
Однако это были лишь неудавшиеся попытки. Мигель, слава Богу, остался художником. Он часто печатался, комментировал события в Латинской Америке, писал статьи об искусстве. После посещения старой столицы испанских королей Толедо Ривера написал свою первую снискавшую широкую известность работу – «Эль Греко», в которой, безусловно, ощущалось дыхание и кубофутуризма и итальян-ского футуризма, но и его собственное неповторимое художническое «я».
Признаки будущего экспрессионизма Ороско прослеживаются уже в самых последних фресках Препаратории — в переписанной после разрушения «Троице» (первый этаж) и «Цивилизации индейцев» (лестничный пролет). Хосе Клементе Ороско называл монументальную живопись «высочайшей, наилогичнейшей, чистейшей и наисильнейшей формой живописи» и, говоря о ее преобладающей роли над всеми остальными видами изобразительного искусства, писал: «Это. Возникновение и расцвет мексиканской монументальной жи- вописи относится к 20-м годам и связан в немалой степени с именем философа и писателя Хосе Васконселоса (1882—1959). Но следующее покушение, организованное уже другими людьми, удалось. включительно (временем определившим характер его творческой деятельности и последним десятилетием XX века, когда стали различимы ее последствия). Сикейрос и не заметил, как были истрачены все выделенные ему деньги.
Почетный член АХ СССР (1967). И этого уже не поправить. X. Васконселос, приглашая муралистов расписывать стены учреждений Мексики, ожидал совсем не тех результатов, к каким пришли X. К. Ороско и Д. А. Сикейрос в Национальной подготовительной школе (Препаратория) и Д. Ривера в Министерстве народного просвещения. Уже тогда «Нью-Йорк Таймс» назвала центр «институтом в процессе восхождения». Привлекает внимание китайское бинтование ног с применением небольших тапочек.
Уже первые росписи Двора труда: «Рабочие, спускающиеся в шахту», «Обыск шахтера», «Смерть революционера», «Сельская школа», «Сахарный завод» — отражали активный интерес мастера к социальным аспектам мексиканской жизни, его революционный настрой. 1930-х гг. Прославленному к тому времени художнику Д. А.
В 1940 г. участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике. К январю 1967 года была сделана первая модель «Капеллы Сикейроса» — модель большого здания прямоугольной формы, которое должно было расположиться на авениде Инсурхентес (улице Повстанцев) в Мехико. Гвозди получились бы замечательные. Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией, получившей название «Пластический этюд» (1933). Мы считаем, что это одно из последствий «отлива» интереса к политическому искусству после десятилетий его тотального преобладания, особенно в соцстранах в монументальных видах искусства.
и 1935 – 1936 гг. Художник либо себя делает сам, либо себя теряет». Статичность, покой лежат в основе фрески «Мир». Обращение к нему и ставила своей задачей монументальная живопись.
Мексиканская революция 1910—1917 гг. Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией, получившей название «Пластический этюд» (1933). Изучая наследие Сикейроса, мы применили ряд традиционных для искусствознания методов. Сикейрос путешествовал и учился в Европе.
Метаморфозы почему-то случаются, когда такие люди дорываются до власти. не имевшее себе подобных прежде. Уже в конце XVI в. г. Мехико называли Афинами Нового Света. Здесь он увидел, пишет Л. Осповат, «не варварское прошлое. А. Сикейрос «Стихии».
Это с него писал Джек Лондон своего мексиканца, который мыл полы для революции: «Гвозди бы делать из этих людей. ». Еще в детстве Фриду сразил полиомиелит, отсюда и хромота.
Замечательны полотна Роберто Монтенегро – архитектора, симво-листа, сюрреалиста. Хосе Сикейрос или Давида Альфаро Сикейрос (1896-1974) – мексиканский художник и график. Но и там он находил возможность творить. Глубоко восприняв новую веру, Мексика стала на все последующие времена оплотом католицизма. Типичными для него были ситуации, подобные случаю с росписью школы. Его первой женой была русская художница Ангелина Белова, славившаяся в Париже, где долго жил Ривера, не столько своей живописью, сколько красотой и экстравагантностью.
Этого знаменитого музыканта Сикейрос изобразил на одной из картин. В результате нападения никто не пострадал. «Давид Альваро Сикейрос – это вера, это действие, это моральная и интеллектуальная сила. Он любил спорить, убеждать. В 1922 ходу Сикейрос вместе со своими друзьями-единомышленниками в искусстве организует «Синдикат революционных живописцев, графиков и технических рабочих».
Он пришел к власти как сторонник революции, а теперь художник «содрал» с него «красную маску» и положил у ног мешки с деньгами. Участник Мексиканской революции 1910-17. Они не только посещали музеи, но и много спорили об искусстве. Как символ их неразделимости.
Очень любил принимать гостей. Отец Сикейроса был адвокатом. Изгнание положительно повлияло на творчество. Что это такое. В начале 20-х годов Давид Альфаро Сикейрос приступил к росписи Малого двора Препаратории. Первое из них многие современные исследователи Латинской Америки называют «центростремительным» направлением, второе — «центробежным» 6 первое обращено к автохтоиности, к поднятию на щит национального элемента второе, напротив, — к универсальности и интернациональности.
Писатель Хосе Ревуэльтас как-то сказал, что, если против Сикейроса выступали «на коне», он выезжал «на танке». Во фреске изображающей порабощение индейцев конкистадорами, художник прибегает к урокам Брейгеля: это произведение перекликается с «Избиением младенцев в Вифлееме» нидерландского мастера. Сикейрос Хосе Давид (собственно Альфаро Сикейрос, Alfaro Siqueiros) (1896-1974), мексиканский художник и график, общественный деятель. В начале века еще сохранялась мода пышно расписывать потолки домов.
Живописи он обучался в 1911г. Сначала Альфаро Сикейрос использовал для своих работ краску на основе пироксилина (1920-1940), основой которого являются синтетические полихлорвиниловые смолы. Причем словосочетание «латинская культура» подразумевает культуру латинос – выходцев из Центральной и Южной Америки, а это такой невообразимый коктейль крови, рас, традиций, нравов, обычаев, культурных посылов, преданий, символов, что и представить невозможно.
Мексиканский художник Д. А. Она сумела соединить в себе и чисто национальный колорит и боевой дух и подлинный интернационализм.
Американский художник А. Горки (1904-1948) в своем творчестве обращается к социальной тематике и мурализму. Первая фреска, которая называется «Марш человечества по направлению к буржуазно-демократической революции», начинается в южной стороне «Полифорума». Многие труды подчеркивали, были посвящены мексиканскому народу, его роли в мире и т. д. В то время в США, как и в Европе, многие симпатизируют левым идеям.
Наиболее показательна в этом отношении роспись Онкологического института Медицинского центра в Мехико, озаглавленная художником «Апология победы медицины над раком» (1958 пироксилин). В 1986-м году дом, а, следовательно и фреска снова поменяли хозяев. Результатом этих бесед стало воззвание к молодым художникам Америки, опубликованное в барселонском журнале «Vida Americana» в мае 1921 г. Этот манифест, названный «Три воззвания к художникам и скульпторам нового поколения Америки», вызвал большое волнение в среде мексиканской интеллигенции, однако об этом Сикейрос узнал уже по возвращении на родину в сентябре 1922 г. Затем Сикейрос направился в Италию, где впервые увидел монументальные росписи итальянских мастеров эпохи Возрождения, с особым вдохновением копируя фрески Мазаччо и Микеланджело. Огромный поток фигур, составляющих сцены гибели людей от страшной болезни и затем борьбы их с зловещими возбудителями этого недуга, проникнут безграничной, почти стихийной драматической силой. Его называли Прометеем, а сам он книгу своих воспоминаний озаглавил «Меня называли Лихим Полковником».
Здесь же Давид выходит на контакт с шахтёрскими профсоюзами. Статичные монументальные женские образы, поражающие жизненностью и одухотворенностью, встают перед зрителем в его фреске «Вдовы» (третий этаж). Первая заказанная им роспись носила символическое название «Действие сильнее Судьбы.
Родился в Чиуауа. Монолитность формы, очерченной четким контуром, скупая гамма цветов (коричнево-фиолетовый — фигур, буро-желтый — склона холма, насыщенный синий неба), ни одного лишнего элемента, разбивающего строгую, крепко построенную композицию, — это произведение. С 1919 по 1922 Сикейрос путешествовал и учился в Европе. Художники ушли в революцию.
Часто ездил в Москву. Это был бесконечный самоанализ.
Она для народа»2. Слова оказались вещими. Созданные Риверой фрески Двора труда (1923—1924), Двора празднеств, цикл «Всеобщая песнь» в Министерстве народного просвещения (1926—1928) явились прямым следствием столкновения художника с богатым прошлым и настоящим Мексики. Был членом Советской Академии художеств, лауреатом Ленинской премии в 1967 году. Живописцем она была замечательным, ярким, особенным, трудно, невозможно даже дать определение ее стилистике.
Большинство монументальных росписей, сделанных художниками в 1930-х гг., были заказом средних и специальных учебных заведений (Сикейрос – роспись фасада школы Шуинар, Ороско создал композицию «Прометей» в Помона Колледже, Ривера — в Калифорнийской школе искусств). Известно, что роспись была создана вскоре после возвращения художника из Испании. Все эти мастерские разместились в отдаленном, но весьма большом здании, расположенном в Колониальном сквере города Куэрнавака — «крае вечной весны». В преклонные лета познакомился с тюремными застенками. союз используя замечательную индейскую культуру своего континента. » 3.
Сама по себе фреска – наглядное свидетельство представлений художника и его жизненное кредо: «Есть белое и черное, есть жизнь и смерть, есть деньги и нищета. Немедленный развод и два года, как говорил он сам, «ползания у ног» и, наконец, вожделенная женитьба. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922 – 1923).
Это — лучшее пз творений художника. На церемонии открытия в стену летели комья земли. Непосредственным толчком к созданию «Полифорума» явилась прихоть одного заказчика, который мог финансировать работу.
Сикейрос принимал участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Прошел путь от кубизма к арт деко. Прямо напротив Кальеса – изображение хозяина мешков, американского финансиста Дж. П.
Это противопоставление выступает в самом почерке Риверы, выбирающего для характеристики индейцев светлые тона и округлые, мягкие линии, в то время как «злодеев» он изображает одетыми в мрачные жесткие одежды, очерчивает их фигуры линиями резкими и заостренными. Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). и 1935-1936 гг. Родился будущий художник в Чиуауа в 1896 г. С юных лет (с 13 лет) увлёкся политикой и до конца жизни сочетал политическую деятельность с профессиональными занятиями живописью. Учился в Академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). «Ноев ковчег», — шутили сами художники. Потому, наверное, столько (55. ) автопортретов. СИКЕЙРОС, ХОСЕ ДАВИД или Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros, Jos David) (1896–1974), мексиканский художник и график.
Администрация Рузвельта в рамках «Нового курса» государственной политики создала масштабный «Федеральный художественный проект» (WPA Art Project) по распределению госзаказов среди художников-монументалистов. Маркс, В. И. Ленин) Ривера помещает среди народных масс (фрески первого цикла Национального дворца в Мехико, 1929—1935). Сикейрос работал в США там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932) и основал экспериментальную мастерскую. в Препаратории, являют собой яркий пример третьего направления.
С 1924 г. Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии. По возвращении в Мексику вместе с Д. Риверой и Х. К. После долгих поисков было решено выстроить стены по сторонам 12-гранного многоугольника, который будет тяготеть не к кругу, а к эллипсу. Оба они были людьми самодостаточными, гордыми, нетерпимыми, к тому же увлекающимися. В 1932-1934 гг. С 1919 по 1922 гг.
Ее стены художники, как они сами говорили, поделили, как делят кусок хлеба. Создание масштабного произведения живописи обеспечивало рабочими местами с минимальной (равной окладу маляра), но гарантированной оплатой труда определенное количество художников. Умер Сикейрос в Куэрнаваке (Мексика) 6 января 1974 г. О Сикейросе, как о личности, рассказывать сложно, потому, что добавить хоть слово к его собственному рассказу о себе уже не приходится. Создание их потребовало от художника пристального и глубокого изучения росписей древних майя (Бонампак).
Один из основателей и крупнейший мастер мексиканской школы монументальной живописи. Созданная сразу же после второй мировой войны, эта роспись была символом нарождающейся после победы над фашизмом новой демократии. Все чаще у художника появляются ломаные линии, резкая игра света и тени, срезанные диагонали, что особенно заметно на фреске «Прометей», которую Ороско создал в 1930 г. для Памона-колледжа в Клермонте, США, где он пробыл с 1927 по 1934 г. Мастер не случайно выбирает для своей фрески древнегреческий миф о герое-титане, давшем человечеству огонь. В них художник видел реальную силу человека-борца, человека-созидателя.
Подражание работам римских монументалистов треченто с их обобщенными формами и несколько мрачными образами заметно и в росписи Сикейроса «Стихии» (1922—1923 энкаустика) в Малом дворе Препаратории. В 1919—1922годах Сикейрос жил во Франции и Испании. Так возникла ставшая еще более знаменитой «Тропическая Америка, угнетаемая и терзаемая империалистами». Вот таким образом естественно, что индейской проблематикой как таковой художники пе занимались.
Рассмотрено более 20 монументальных композиций, в том числе малоизученные, ранее не известные широкой общественности, считавшиеся утраченными и вновь открытые реставраторами, за счет чего значительно расширено понимание наследия художника. Такая вольность очень возмутила людей. Мрачные изображения так и обрушиваются на зрителя и страшным грузом ложатся на него» 17. В 1940 году они совершили покушение на Троцкого. В честь Хосе Сикейроса в Санкт-Петербурге назвали улицу.
Он ожидал изображения земного рая или «земли обетованной». Cам Сикейрос считал убийство Троцкого или его охранников «контрпродуктивным». Тяжелое властное лицо. В этих своих первых работах (кроме «Стихий») Сикейрос значительное внимание уделяет индейскому началу. Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией «Пластический этюд» (1933). В 1937-1939 гг. К власти пришел либерал Мадеро, который не спешил расправляться с латифундистами. Роспись охватывает три стены и потолок центрального зала Клуба электриков в Мехико.
Фреска «Огненный человек» представляет собой замкнутую в кольцо купола композицию, где вокруг схваченного огнем человека по кругу несутся, отталкивая друг друга, фигуры, олицетворяющие собой стихии. В 1940 участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике.
С 1919 по 1922 гг. Еще большей экспрессией и отходом от мексиканской действительности, питавшей его ранние произведения, характеризуется роспись Ороско на куполе и сводах детского приюта Кабаньяс в Гвадалахаре (1938—1939). Это явление уникальное. Руки в работах Сикейроса являются олицетворением могучей: силы человека труда. Сикейрос вспоминал: «Ривера был в Европе моим учителем, он познакомил меня с последними образцами западного искусства того периода», а тенденция расширения рамок концепций Сезанна «фактически определила все мое творчество».
«Всемирный интернационал», — со всей серьезностью поправлял их Д. Сикейрос. В то время как Ороско и Сикейрос работали в Препаратории (1922—1924), Диего Ривера приступил к росписям стен Минкстерства народного просвещения. Он был необыкновенно щедрым и гостеприимным. В Париже он примкнул и стал своим в кругу тех блистательных художников, которые «делали» современное искусство: Пикассо, Брак, Модильяни, Матисс, Метцинже.
Она должна была стать обвинительным актом фашизму, жестокости войны. Например, одним из них был композитор и пианист Джордж Гершвин. В 1932–1934 и 1935–1936 Сикейрос работал в США там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932) и основал экспериментальную мастерскую.
Другая фреска, разместившаяся на противоположной стене и части потолка, называется «Марш человечества по направлению к революции будущего». С 1919 по 1922 Сикейрос путешествовал и учился в Европе. Превосходная мощная живопись и графика.
Программа Синдиката была сформулирована в «Социальной, политической и эстетической декларации»: «Мы провозглашаем, что данный момент – это момент социального перехода от дряхлости к новому порядку: творцы нового должны вложить все свои силы в создание искусства, ценного для народа которое просвещает и направляет в борьбе». Первую фреску он сделал для Школы изящных искусств. Лозунгами восставших стали «Земля и свобода. » и «Образование для всех. ». Доброе начало, как считает великий художник, должно победить зло. В них еще ощущается надежда на перемены, которые должна была принести с собой революция.
X. К. Ороско сражался в действующей армии и в 1913—1917 гг. Мексика всегда была эпицентром культуры Западного полушария. в галерее первого этажа Большого двора Препаратории «Материнство» (энкаустика) явно навеяно произведениями Сандро Боттичелли. В Париже он познакомился с Диего Риверой (1886-1957 гг. ), другим художником из Мексики, который жил в Европе уже продолжительное время и был осведомлен обо всех новейших течениях западного искусства.
Художник Сикейрос был убежденным сталинистом. Третья фреска цикла занимает центральную часть потолка и две секции центральной стены. Заслужил звание полковника. С 1924 один из руководителей Мексиканской компартии и революционных профсоюзов.
В отличие от Ороско, с каждым годом все явственнее приходившего к теме противопоставления героя безликой человеческой толпе, Ривера, как справедливо замечает Л. Жадова, «от героя-человека все чаще переходит к герою-массе» 1б. К сожалению иногда мастеру не удается воплотить свой замысел в доступных народу образах. Родился в Чиуауа.
Названный метод помогает нам, также показать характерное для периода 1920-1930-х гг., но не выявленное исследователями, воздействие агитационно-массового искусства СССР на иконографию мексиканского мурализма (мотивы мученичества и смерти героя, которые впрочем, вполне сопоставимы с некоторыми мотивами католической иконографии, похороны революционера, апофеоз героя и т. п. ). В них чувствуются то этнические мотивы, то даже черты сюрреализма. Д. Сикейрос считал, что монументальная живопись не может создаваться художником-одиночкой и к созданию «Полифорума» он привлек много мастеров — гораздо больше, чем для какой-либо другой из своих работ. Но убийство не удалось: Троцкий и его жена спрятались под кроватью.
В росписи «Асьенда помещика-колонизатора», где большую часть занимает изображение сельскохозяйственных работ индейцев под присмотром управляющих, Ривера использует ритмичность живописных композиций древних майя. В результате расследования, Сикейрос был арестован 4 октября 1940 года1. Так, в реалистической фреске «Сельская школа» мастер на первом плане помещает группу учеников, сидящих на земле вокруг молодой учительницы, а на заднем — группу пашущих на лошадях крестьян связующим звеном между этими двумя группами выступает фигура всадника с ружьем наперевес.
Их дом (а это все-таки был единый дом) всегда полон. Его «Рабочие, спускающиеся в шахту» — это люди нового труда. Таково «Рыдание», созданное Сикейросом в 1939 г. Глубина отчаяния сконцентрирована художником в руках, полностью закрывающих лицо человека.
Художник строит композиции фресок на противопоставлении чужеродности злой силы белых завоевателей и единения с природой законного хозяина мексиканской земли — индейца. Между тем, многое в художественной культуре XX в. убеждает, что под знаком «ангажированного» возникали истинные искания и создавались произведения, получившие широкое признание. Эта роспись является как бы естественным продолжением темы, начатой Ороско в «Прометее». Снова скандал, снова шум.
Этот огромный исторический период, по мысли Д. Сикейроса, должен «спрессоваться» в один длинный день, длящийся с утра до ночи. Сикейрос позже тоже перешел полностью на акриловые краски. А. Они скорее горячие, кипучие, что подчеркивается резким контрастом светлого и темного. По словам Сикейроса, его работа символизировала простой тезис марксистской диалектики: «знание и борьба неизбежно приведут к освобождению». Это был настоящий триумф мексиканской живописи. Все в то время восхищались Сезанном, его живописью и высказываниями о структуре изображаемых форм.
Работали самозабвенно, не жалея себя. Эта тенденция прослеживается во фреске «Танец в Теуантепеке» (1924—1925) и особенно во фресках цикла «Всеобщая песнь», посвященного истории революционной борьбы мексиканцев. Дольше всех сопротивлялся новой технике Ривера, но он же и отстаивал ее впоследствии перед разработанной Сикейросом техникой, заключавшейся в использовании синтетических универсальных красок «политекс» и распылителя-аэрографа. Он встретил Фриду Кало. Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913).
Выставка «Борьба за знамя» 20 июня-4 июля 2008, Новый Манеж, Москва и сопутствующий ей каталог с серьёзным анализом искусства периода 1926-1936-х гг., включающий так же материал по монументальному искусству, отражают изменение отношения к этому наследию и его вкладу в развитие художественной культуры XX в. Сегодня вызывает некоторое недоумение явное пренебрежение и идеологическая ангажированность ряда историков искусства, среди которых влиятельный британский ученый Герберт Рид, заявивший, в частности, о необязательном включении мексиканской школы в общую картину развития современной живописи. Перенос начался лишь в 1998 году. XX в. процесс самоопределения мексиканского народа достиг окончательного утверждения. Уточнение это было согласовано, договор с заказчиком составлен, а будущее здание получило название «Капелла Сикейроса». А я изобразил на своей фреске человека, распятого на кресте. Хотя и начинает Давид как самый «архаичный» из троицы.
Цель акции – вынудить Троцкого покинуть Мексику. Он свято верил в художественную пропаганду и агитацию, а на открытие своих работ приглашал оркестры, которые должны были играть «Интернационал» и тем поднимать массы на борьбу. Трудно переоценить роль мексиканской революции 1910—1917 гг. Создатель (1922) и генеральный секретарь (1923-25) Революционного синдиката работников техники и искусства. Участие в боевых действиях гражданской войны (с 1913 по 1917 гг. ) стало очередным этапом на пути формирования собственной позиции и взглядов на искусство.
У него были еще старшая сестра и младший брат. Не менее выразительны и другие фрески галереи третьего этажа Препаратории, особенно «Мир» и «Революционеры». Сикейрос создал в 30-е годы меньше росписей, чем его коллеги Ривера и Ороско.
Альфаро проживал во Франции, в Испании. Когда в 1932 году Сикейрос появился в Лос-Анджелесе (был приглашен преподавать в Школе изящных искусств в Пассадене), его целью, как напишет он в своей записной книжке, было создание «величественной фресковой живописи на открытом воздухе – под солнцем и дождем – для широких народных масс». Невеселые, больше того, мрачные мысли вызывает роспись, расположенная сплошным фризом на трех стенах интерьера (четвертый представляет собой стеклянную стенку). Учился в Мехико в АХ (1911) и школе Санта-Анита (1913). Жадова пишет: «в росписях детского приюта находит самое грандиозное воплощение идеал христианского обновления человеческого духа через мучения»11.
Одна из самых значительных росписей, созданных Сикейросом в 30-е годы, — роспись здания профсоюза электриков в Мехико (1939). Но из созданных им здесь произведений сохранилось лишь незначительное число. Определяло сложение искусства этого региона. Сикейрос прожил бурную жизнь. Это объясняет его огромную уверенность в себе и в первую очередь в своих убеждениях. Сикейрос работал в различных жанрах живописи, в том числе и в портретном.
Если и есть еще элементы надуманного символизма в некоторых ранних фресках галереи первого этажа Большого двора, то уже такие росписи, как «Окоп» (1922—1924 первый этаж Препаратории «Силы реакции» (1922— 1924 второй этаж) и особенно росписи 1926—1927 гг., потрясают своим подлинным реализмом, обобщенностью и вместе с тем остротой видения мастера. Художник увидел слаженность и выразительность движений рабочих, красоту местных типов людей, красочность национальной одежды. Выполненное Ороско в 1922—1924 гг. В 1950-е годы Сикейрос добавил к числу своих живописных произведений мозаики на фасадах зданий университетского городка и монументальные живописные композиции для госпиталя Ла-Раса и замка Чапультепек (все в Мехико).
Монументальной живописи Мексики и в первую очередь «трем великим мексиканцам», представителям так называемого мексиканского Возрождения1, X. К. Ороско (1882—1949), Д. Ривере (1888—1957), Д. А. Сикейросу (1896—1973), посвящена монография Л А. Жадовой крупнейшими монументалистами Мексики занимались В. М. Полевой, JI. Кто-то даже попытался стрелять. Коллектив подобрался пестрый и многоликий.
Посада и доктор Атль дали толчок развитию национальной школы живописи и графики, обратив внимание всех последующих мастеров на народное творчество и на прошлое своей страны. Во всем Д. Сикейрос был неистов. Кстати сказать, мой отец потом с большой гордостью, при каждом удобном случае рассказывал всем: «Сын увеличил картину без всяких фокусов». С 32 – 36гг.
Следом за ней почетное место супруги рядом с Риверой заняла (уже в Мехико) тоже прославленная красавица Гвадалупе Марин.
Равенство было еще не в чести. Именно он был одним из основоположников мексиканских настенных росписей, одним из первых так называемых мексиканских муралистов (слово мураль в переводе с испанского – настенная, монументальная живопись). Сикейросу была предложена для росписи универсальная тема — «История человечества». Особенное впечатление произвело на Риверу посещение Теуантепека. Год художник провел в заключении, а после – выслан из страны.
Вера в мексиканцев, в их силу и стойкость наполняет эту работу Ороско. Искусство настенной росписи, вписанное в схему преодоления «Великой депрессии» было частичным решением проблемы массовой безработицы. С 1924 Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии. Совсем иначе строит Ороско композицию фрески «Революционеры», пересекая стену диагональю идущих слева направо фигур солдат и солдаток — «сольдадерас». Это привело к сложению определенного взгляда на искусство.
Может быть, как раз потому, что Ороско и Сикейрос были непосредственными участниками революционных событий (в отличие от Д. Риверы, который с 1906 по 1921 г. находился в Европе), они всегда более остро и глубоко отражали современную им жизнь Мексики и меньшую дань отдавали увлечению автохтонностш и стилизацией, свойственными искусству Диего Риверы. Сикейрос отвечает на это отъездом в Гвадалахару – второй по величине город после Мехико, «мексиканский Ватикан». В 1932-34 и 1935-36 работал в США, основал в Нью-Йорке экспериментальную мастерскую (1936). Первым его заданием стало расписать наружную стену здания Школы изящных искусств. оставался в русле литературного футуризма — футуризма Маринетти»46. Прививка современного искусства позволила Сикейросу в будущем избежать поверхностного увлечения шаблонными приемами и слепого подражательства.
Ворвавшись в его дом, нападающие открыли огонь. Кстати, ему не раз приходилось находиться в тюрьмах или ссылках. Увесистые кулаки скрещенных на груди рук. Искусство и политическая борьба для Д. А.
Бывший орган синдиката газета «Эль мачете» становится органом Мексиканской коммунистической партии, а Сикейрос и Герреро — ее постоянными издателями. на котором сверху торжествующе восседает орел, такой же, как на американском долларе. ». Полагаю, что аптекарь – главное лицо этой истории – был человек образованный, так как сказал мне примерно следующее: «Сначала изучи мастеров, а затем, падая и поднимаясь, сумеешь твердо встать на собственные ноги». В числе явлений, которые историки искусства все ещё обходят стороной наследие Сикейроса.
Он создавал монументальные композиции, в которых конкретные персонажи сочетаются с символическими олицетворениями социально- исторических сил использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил живопись во взаимодействие со скульптурными формами, применял новые художественные материалы (синтетические краски, керамическая рельефная мозаика и т. д. ). «Марш человечества» – одна из огромнейших фресок в мире. Его роспись «Авиация: эволюция форм, подверженных аэродинамическим нагрузкам», выполненная для административного корпуса Ньюаркского аэропорта состоит из десяти панно на полотнах. В 1914 – 1918 гг. Знакомство с реальной творческой практикой опровергает этот взгляд.
Это самая большая в мире роспись имеет площадь 8422 квадратных метра. Фреска «Огненный человек» представляет собой замкнутую в кольцо купола композицию, где вокруг схваченного огнем человека по кругу несутся, отталкивая друг друга, фигуры, олицетворяющие собой стихии. Доста-точно взглянуть на автопортрет, который мастер назвал со всей определенностью: «Сикейрос о Сикейросе» – это исповедь, обличение, приговор.
Мрачные изображения так и обрушиваются на зрителя и страшным грузом ложатся на него» 17. Не всегда это проходило гладко. Сикейрос принимал участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев.
Влияние такого рода дискуссий отражено в изучении фигуры Сикейроса. Сикейрос работал в США: украшал росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932), основал экспериментальную мастерскую. Был изгнан из США за фреску «Тропическая Америка», в Лос-Анджелесе. Железобетонные плиты расписаны индустриальными красками. Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией, получившей название Пластический этюд (1933).
По возвращении в Мексику вместе с Д. Риверой и Х. К. Обращение к нему и ставила своей задачей монументальная живопись. Но у Риверы это не просто историческая хроникальность, а зачастую и обличительная сатира (мозаика и роспись фасада театра «Инсурхентес», 1951—1953, Мехико) и раздумья о выборе пути для народа («Человек на перепутье», фрески, 1936, Музей изящных искусств, Мехико). В хроменькую дурнушку влюблялись (и подчас вызывали ответную влюбленность) такие значительные люди, как знаменитые фотоху-дожник Николас Мюрей, художник Игнасио Агупре, скульптор Исаму Ногучи, приобщивший ее к сюрреализму писатель Андрэ Бретон.
Стремление к коллективной творческой деятельности было широко распространено в то время. Таков, например, портрет американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина. Большое влияние на развитие монументального искусства Латинской Америки оказала деятельность Сикейроса в Аргентине (1933), Чили (1941-42), на Кубе (1943). Искусство как бы пережило вторую великую эпоху географических открытий.
В 1940 г. участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике. Но применить пироксилин в живописи до Сикейроса никому в голову не приходило. В росписях Министерства народного просвещения, Агрономической школы в Чапинго и в значительной степени во дворце Кортеса в Куэрнаваке, Ривера еще выделяет образы героических личностей (например, образ Сапаты в Куэрнаваке). Эти хронологические рамки дают возможность наиболее полно проследить не только эволюцию авторской манеры мастера, наглядно показав многообразие его форм, технических приемов, но прояснить их истоки.
Среди них – превосходная по реалистической ясности образа, силе чувства, выраженного в мощной пластике форм, картина «Рыдание». Хосе Сикейрос или Давида Альфаро Сикейрос (1896 – 1974) – мексиканский художник и график. Мехико, где центральным является образ вырывающейся из оков Новой демократии роспись в Центре национальной медицины – Аллегория будущей победы медицины над раком и Полифорум в Куэрнаваке – Марш человечества на Земле и в Космосе: нищета и наука (эту роспись заказал миллионер Мануэль Суарес). США в нач.
Вместе с сообщниками Рамон Меркадер ударил политика ледорубом по голове. Тогда же примкнул он к революционерам. Однако Д. Сикейрос мыслил свою жизнь по-другому. Он намеренно огрублял образы и линии, чтобы достичь выразительности. Если еще вполне оправданными можно считать росписи мастера на здании Министерства финансов (1946, Мехико), названные им «Реакция и реакционеры», где в монументальных образах словно оживают персонажи гойевской графической серии «Капричос», то в росписях вестибюля Онкологического института использование зловещих оттенков вряд ли правомерно.
Опыт войны проведёт некий раздел среди троих муралистов: Ривера будет увлечён «автохтонной» индейской культурой и стилизацией, Ороско и Сикейрос же будут исполнены злободневности.
Цикл «Жизнь и быт древней Мексики» выполнен Риверой с максимальным привлечением древнемексиканского материала. В сороковых и начале пятидесятых у них часто бывала пара гринго, то есть не мексиканцев. Стены этого здания он мечтал украсить одной громадной, почти безграничной фреской.
Подмастерья, естественно, не уступали ему по виду. Европейская критика назвала Сикейроса художником с вулканическим воображением. С 1920 по 1924 гг.
Выполненное в той же технике энкаустики8, «Мироздание» Риверы с ангелами и золотым сиянием выражало «национальное» лишь мексиканскими чертами лиц некоторых типажей. И даже в конце девяностых ей стоило больших трудов внести в экспозицию Tate Modern колоссальную антикапиталистическую картину Фужерона «Атлантическая цивилизация» (1953). Основные произведения Сикейроса росписи – в Национальной подготовит, школе (1922-23), в клубе профсоюза электриков (1939), во Дворце изящных искусств (1945, 1950-51), в Национальном музее истории (1959) рельеф с керамической мозаикой в Университетском городке (1952-60) – все в Мехико монументальные циклы росписей и скульптуры в городе Куэрнавака (1965) и Полифорум (1971 административное здание, расписанное снаружи и в интерьере монументальными, экспрессивными фресками, декорированное рельефами и круглой скульптурой) в Мехико станковые картины – Пролетарская мать (1929-30), портрет Дж.
В «Социальной, политической и эстети-ческой декларации» созданного ими в 1923 году Синдиката технических работников, живописцев и скульпторов в Мексике говорилось: «Творческие работники должны направить все усилия на создание искусства для родного народа искусства идеологически содержательного на то, чтобы сделать его. Это были ставшие большими друзьями Диего и Фриды – Жак и Наташа Гельман. О влиянии острой, меткой, реалистической графики Посады на их творчество указывали и Ривера и Ороско и Сикейрос, а впоследствии художники «Мастерской народной графики»5.
В отличие от Сикейроса — пламенного активного борца — Ривера целиком решил посвятить себя живописи, считая, что надо бороться данным им, художникам, в руки оружием — кистью и краской. Дед Сикейроса, будучи полковником республиканской армии и соратником президента Бенито Хуареса получил прозвище «Семь ножей», что отражало его кипучую энергию, суровый характер и выдающееся мужество. стран Запада кон. Функции культурного центра сохранились и после колонизации. Отвечая на предъявленное ему в свою очередь Риверой обвинение в космополитизме и отказе от национального стиля, Сикейрос говорил: «Да искусство национальное, но искусство национальное, связанное с мощными культурными традициями нации, но не искусство для чувствительных туристов, не спекулятивное искусство для снобов-формалистов, так называемых «мексиканистов»» 9. Главным героем этих фресок является народ.
Хосе Ороско – художник, монументалист, чьи росписи высоко ценимы по сию пору. К реалистичному изображению мира художник не стремился. Наряду с художниками-ветеранами, в группу Д. А. Руки становятся у Сикейроса главным идейным центром монументальных и станковых произведений.
Предпринятые для этого усилия были феноменальными. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922-1923). Сикейроса арестовали и сослали в Таско.
Словом, Сикейросом двигала воистину гремучая идеологическая смесь искусства и революции. В сравнении с росписями Ороско фрески Риверы менее монументальны. Ряд авторов минимально касались анализа формальной стороны творчества Сикейроса, скупо указывая на абстрактные эксперименты художественных поисков художника и связь с рядом выдающихся деятелей культуры США (Чаплин, Гершвин, Мерфи). В 1914-1918 гг.
Пока решались архитектурные вопросы, шла не менее напряженная работа у художников-живописцев. Но этого судьбе показалось мало и в 18 лет Кало попала в катастрофу. Будь Сикейрос жив, его бы точно позабавило, что третья его американская работа, в отличие от двух предыдущих, вовсе даже не предназначенная для обозрения широкой публики, стала нынче достоянием общественным и признана шедевром.
Троцкий вскоре впал в кому и в итоге не выжил. По возвращении в Мексику вместе с Д. Риверой и Х. К. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922 – 1923).
В 1940 г. участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике. Причем, чем сильнее его атаковали, тем сокрушительнее был отпор. Основал революционный синдикат в 22г., стал членом коммунистической партии Мексики.
Сикейрос принял участие в Гражданской войне Испании. идеал христианского обновления человеческого духа через мучения»11. Практически всегда Сикейрос сообщал своим произведениям актуальное политическое звучание. Три последних картины имели глубокий философский смысл. Воспитывались дети под присмотром бабушки, а потом деда дона Антонио в поместье Норио. И вскоре получил новый заказ.
В 1940-е годы в творчестве Риверы большое место занимает декоративное начало. А чтобы она не упала, старшая сестра обхватила ее своими руками. Ривера, Д. Сикейрос, X. Ороско, Р. Гуттузо).
Успел поучаствовать в гражданской войне, отслужить в звании офицера в армии. Эта грандиозная работа была создана в 1971 году и стала, пожалуй, самой яркой, но и самой последней из его крупных творений – в 1974 году (в 77 лет) художник ушел из жизни. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922–1923). В том же году он выполняет при участии Л. Ареналя, А. Пухоля и Х. Рено большую роспись «Портрет буржуазии».
Усталость и вместе с тем несгибаемость чувствуется в их чуть ссутулившихся спинах, в жесте протянутых вперед рук отставшей «сольдадеры» с привязанным за спиной ребенком. ход мыслей. участвовал в Мексиканской революции, был офицером армии президента Венустиано Каррансы. Сам Д. Сикейрос определил главную тему «Полифорума» как «победный марш человечества, начавшийся на заре цивилизации и устремленный сквозь Настоящее в Будущее».
Моя загрунтованная материя, как и их плафоны, должна была высохнуть в течение 24 часов.
В то время как Ороско и Сикейрос работали в Препаратории (1922—1924), Диего Ривера приступил к росписям стен Минкстерства народного просвещения. Практически все фигуры исполнены движения. Её авторитет в своем регионе сравним со значением Греции в европейской цивилизации.
Вплоть до начала XX в. искусство Мексики ориентировалось на Европу: в колониальное время — на Испанию и Фландрию (XVI — начало XIX в. ), в XIX в. —на Францию. Форма выражала прежде всего содержание, а оно было экспрессивным и эмоциональным. Прежде чем приступить к созданию «Капеллы», надо было организовать просторные мастерские, где бы можно было создавать проект здания и подготовить десятки панелей, покрытых живописью. Они не имеют ничего общего со стилизаторством и заимствованием, свойственным его первой росписи «Материнство». он жил и творил в Соединенных Штатах Америки, украшая фасады зданий росписями. Невеселые, больше того, мрачные мысли вызывает роспись, расположенная сплошным фризом на трех стенах интерьера (четвертый представляет собой стеклянную стенку) Огромный поток фигур, составляющих сцены гибели людей от страшной болезни и затем борьбы их с зловещими возбудителями этого недуга, проникнут безграничной, почти стихийной драматической силой. Она пластически объединяет две предыдущие фрески и именно в ней воплощен победный «Марш человечества».
Искусство Мексики соединило в себе современную технологичность Северной Америки, а так же присущие ей дух авантюризма и стремление к модернизации и прогрессу, с природной мощью древней культуры Южной Америки. В росписи (пироксилин) для Музея изящных искусств в Мехико, начатой в 1944 г. и оконченной в 50-е годы, Сикейрос передает образ «Новой демократии» через изображение могучего обнаженного женского торса с протянутыми вперед мощными руками, силящимися разорвать сковывающие их цепи. Сикейрос работал в США там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932) и основал экспериментальную мастерскую.
В трехлетнем возрасте (после ранней смерти матери в 1899 г. ) Хосе, вместе со своим младшим братом переезжает в поместье своего деда по отцовской линии – дона Антонио Альфаро Сьерра. Создал чудесные фрески и живопись, такие, например, вещи, как знаменитый «Малыш», ряд интереснейших книжных и газетных иллюстраций, карикатурных портретов, в том числе портрет Диего Риверы. В этой же стилистике написаны картины Марии Изкуиэрдо и Леоноры Каррингтон. Эпичностью, величавостью веет от этого произведения Ороско. Основу коллекции составляет обувь XIX и XX веков. Художники начали работать не кистями и шпателями, а распылителями и пульверизаторами. В 30-е годы художник жил в США – в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
Она для народа»2. А Сикейрос признался в участии в первом покушении. Там всё застроено католическими церквями, население же всегда было предельно реакционно. способствовала появлению абсолютно нового типа героя — человека из народа индейца. В звании подполковника он бьется с фашистами в легендарной бригаде Энрико Листера. делал графические карикатуры для редактируемой доктором Атлем прогрессивной газеты «Авангард».
В 1937 – 1939 гг. Гершвина (1936), Революционер (1957) – все в Музее современного искусства, Нью-Йорк многочисленные литографии, рисунки. Лестничные пролёты в школе, залы в театре, фасад академии Движение «муралистов» (мурали – живопись на архитектурных сооружениях) образовалось в Мексике после свержения мексиканского диктатора Порфирия Диаса. С 19 по 22г. По краям фрески – оборванных, гневных рабочих, в центре – революционера, такого же, как и сам автор композиции, «агитатора, горлана, главаря», раздающего народу винтовки и прокламации. Впрочем и в жанровых ее картинах мы снова и снова видим Фриду Кало, перевоп-лощающуюся в своих героинь, как, например, в ее предельно натуралистических «Родах».
В ответ на критику художник приводил в пример X. Г. Посаду, который не смущался «народностью» своих гравюр и делал надписи зачастую через весь графический лист. Портрет Д. ГершвинаВот ещё один необычный портрет. В два года Давид из рядовых выходит в капитаны, становится членом главного штаба.
И уже ничто не могло свернуть его с избранного пути. Сам Сикейрос по этому поводу писал в своих воспоминаниях: «Над нами хохотала вся Мексика. Сикейроса вошли художники или никогда не работавшие с великим мастером или просто очень молодые, еще начинающие. Побеждай. ». путешествовал и учился в Европе (Франция, Испания).
Десять лет кровавой гражданской войны: крестьянские армии, возглавляемые Сапатой и Вильей, боролись против помещичьей камарильи и жестокого диктатора Порфирио Диаса, по прозвищу Кровосос. Родился в Чиуауа. А. Сикейрос.
На протяжении своей долгой жизни Альфаро Сикейрос постоянно участвовал в революциях, войнах, был активным профсоюзным деятелем, одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии, главным редактором «левой» газеты El Mundo. Одним из всемирноизвестных центров добычи серебра был провинциальный городок Таско. К нач. В 1937-1939 гг.
За организацию студенческих волнений в Мехико 1960-1964 гг. Хосе Клементе Ороско называл монументальную живопись «высочайшей, наилогичнейшей, чистейшей и наисильнейшей формой живописи» и, говоря о ее преобладающей роли над всеми остальными видами изобразительного искусства, писал: «Это наиболее незаинтересованная форма, так как она не может служить личным целям: ее нельзя спрятать для выгоды определенного, привилегированного меньшинства. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922–1923). Говорит обо всем грубо и прямолинейно. С 1924 г. Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии.
Член Мексиканской коммунистической партии (МКП) с 1922 года. Вероятно, под влиянием дона Антонио, который был «врагом священнослужителей, но не питал вражды к Богу и его небесной свите» у Сикейроса сложилось особое отношение к религии. Одним из характерных признаков стало то, что значительно ослабли или вообще сошли на нет традиционные регионально-географические барьеры.
Жадова пишет: «. Это учебное заведение готовило творческие кадры для всей Латинской Америки.
В 1921году он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а в 1922 году основал «Революционный синдикат работников техники и искусства». Здесь он увидел, пишет Л. Осповат, «не варварское прошлое нет, — безмятежное, гармоничное, классическое детство Америки, ее первобытный рай, память о котором пронесло через века искусство индейских народов» 12. Он аргументировал это тем, что мексиканцы «. Эль Мюзео дель Баррио – добрый в этом деле помощник. Что может быть более открытым и «общественным», чем стены города, в котором человек живёт. Адекватному восприятию личности Сикейроса и его вклада в мировую художественную культуру препятствуют стереотипы и многочисленные ярлыки, которыми в разное время характеризовали творчество мастера, особенно часто употребляя термин «ангажированный». В 50-60-х гг.
он участвовал в Мексиканской революции, был офицером армии президента Венустиано Каррансы. И когда краска высохнет, она превратится в порох». До него здесь уже работали такие мастера как X. К. Ороско и А. Р. Мартинес. Эти панно, написанные в 1935-1936 гг.
Иногда фрески подвергались уничтожению полицией. Влияние мексиканского мурализма и Сикейроса в частности, на становление новейшего искусства США оставалось фактически не выявленным (а со стороны американских искусствоведов принципиально замалчиваемым) на протяжении долгого периода. Он неоднократно выполнял заказы магнатов, но при этом твердо следовал революционным идеям. Подобно Хосе Ороско (Диего Ривера тогда учился за границей), Сикейрос воевал в рядах освободительной армии Венустиано Каррансы, заодно с Эмилиано Сапатой и Панчо Вильей, параллельно занимаясь рисованием.
Ороско достигает этого впечатления, помещая в центр композиции построенную треугольником скульптурную по лаконизму и монументальности группу людей. В 1927, 1955, 1958, 1972 Сикейрос посетил Москву.
Он писал: «Большинство книг по американскому искусству двадцатого века либо игнорируют период «Великой Депрессии» в целом или же содержат панегирики одному или двум художникам». Сикейрос воевал в Испании на стороне республиканцев. За политическую деятельность был несколько раз арестован.
Этот варварский акт по-разному подействовал на Ороско и Сикейроса. Как раз в это время в Мексике пала диктатура Порфирио Диаса. Сикейрос подружился с Леже и Браком. Ривера более скрупулезен в проработке деталей, формы его произведений отличаются меньшей обобщенностью. В это время Ривера и Ороско создают свои наиболее гармоничные фрески.
С 1924 Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии. Ничто не сдерживает его в выражении личных чувств. Но вряд ли Ривера имел право судить ее строго ибо и его первая роспись в амфитеатре «Боливар» Национальной подготовительной школы, названная художником «Мироздание» (1921— 1922), была так же далека от новой национальной живописи, как и роспись доктора Атля. За политическую деятельность был несколько раз арестован.
Когда они познако-мились, Сикейрос еще трудился над «Тропической Америкой». 23 июня Коммунистическая партия Мексики выпустила официальное заявление, что никто из членов партии к нападению на Троцкого непричастен, а все нападавшие были «неконтролируемыми элементами и провокаторами». В то время Ривера был увлечен идеей создания искусства, максимально доступного народу. Жестокость и неприми-римость.
Но анализ этих работ показал, что выбранная для «Капеллы» прямоугольная форма является не лучшим пространственным решением: в прямых углах между стенами и между стенами и потолком живопись практически «не работала». Малый двор Национальной подготовительной школы (Мехико)В 1924 г. Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии. Мало кому удавалось так органично объединить в себе искусство и жизнь. И стал писать, не прибегая к тому, что, как я узнал позже, называется работой по сетке, а копируя прямо «на глазок». Таким искусством для художников Синдиката стала монументальная живопись. Монументальной живописи Мексики и в первую очередь «трем великим мексиканцам», представителям так называемого мексиканского Возрождения1, X. К. Ороско (1882—1949), Д. Ривере (1888—1957), Д. А. Сикейросу (1896—1973), посвящена монография Л А. Жадовой крупнейшими монументалистами Мексики занимались В. М. Полевой, Л. С. Осповат, А. Г. Костеневич.
Хосе Сикейрос (Jos Siqueiros) появился на свет в 1896г. Наиболее характерным примером такого рода являются росписи второго цикла Национального дворца в Мехико (1942—1946), названного Риверой «Жизнь и быт древней Мексики». За обращение к прошлому ратовал Диего Ривера, видевший в нем ту почву, на которой вырастут плоды нового американского искусства: «Так же как Европа объединилась на греко-латинской культуре, Америка может осуществить свой союз используя замечательную индейскую культуру своего континента» 3. СИКЕЙРОС, ХОСЕ ДАВИД или Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros, Jos David) (1896 – 1974), мексиканский художник и график. в росписях детского приюта находит самое грандиозное воплощение. Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией, получившей название Пластический этюд (1933).
Сикейровский шедевр (десять метров в длину, два с половиной в высоту) – красочные портреты коррумпированных политиков и бедных крестьян, сгруппированных вокруг внутренних стен теперь уже полуразру-шенного патио, – достался супругам Блумингдейлам. Именно работа с пироксилином привела к изобретению современных акриловых красок. В одиннадцать лет Пепе, увидев, как работают масляной краской маляры, воспроизвел на полотне одну из рафаэлевских мадонн, чем привел в восторг своего отца, который тут же поспешил нанять мальчику учителя рисования Эдуардо Саларес Гутьерреса, живописца, принадлежащего к школе романтического натурализма. Интересные, всегда чрезвычайно любопытные выставки сменяют друг друга. По сухой, опаленной зноем земле уходят от зрителя в глубь фрески фигуры трех революционеров и двух «сольдадерас».
На всю роспись пошло более трех тонн красок. Надежда на силу человеческого разума проглядывает у художника даже в самых пессимистических и скорбных произведениях: «Война», черно-белая фреска (1940, Библиотека Габино-Ортис, Хикильпан) «Битва» (1940 там же).
Мексиканец, как и все другие народы, должен, прежде всего, принадлежать своему времени и с позиций сегодняшнего дня углублять национальное наследие. Американец У. Спратлинг в нач.
Линии очень часто небрежны. Сикейрос путешествовал и учился в Европе. Архитектурный аспект был недостаточно разработан ранее. Еще большей экспрессией и отходом от мексиканской действительности, питавшей его ранние произведения, характеризуется роспись Ороско на куполе и сводах детского приюта Кабаньяс в Гвадалахаре (1938—1939). До XX в. это было фактором, отягчающим вассальное положение в культуре, но затем стало способом передачи новых веяний инструментом обновления. Этот внешний национализм ведет к творческому бесплодию. Особенное впечатление произвело на Риверу посещение Теуантепека.
Мать умерла, когда сыну было всего три года. Великий художник, его творения отражают его великий мощный ум», – так характеризовал Сикейроса Херардо Мурильо, «доктор Атль», один из родоначальников мурализма. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922–1923). Вернувшись на родину в 1939 году, художник пишет несколько станковых картин.
способствовала появлению абсолютно нового типа героя — человека из народа индейца. Если еще вполне оправданными можно считать росписи мастера на здании Министерства финансов (1946, Мехико), названные им «Реакция и реакционеры», где в монументальных образах словно оживают персонажи гойевской графической серии «Капричос», то в росписях вестибюля Онкологического института использование зловещих оттенков вряд ли правомерно. В сорок принял командование бригадой испанских республиканцев. 1930-1960-х гг.
У него всегда была наготове мощная «артиллерия» аргументов. Действительно, фрески Дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929) представляют собой качественно новое явление в мексиканской монументальной живописи даже по сравнению с более ранними работами самого Риверы. Международная Ленинская премия За укрепление мира между народами (1966). Десятки «событий этого дня» и будут символизировать переломные моменты истории и высшие точки духовной жизни человечества, а также его самые черные, самые тягостные провалы. И потому должно отвергать все, что предназначено только для кого-нибудь одного».
Она покрывает поверхность здания сложной формы. Родился в Чиуауа. были уничтожены во время войны. Таки образом, для человека, поднимающегося по лестнице или едущего по дороге на автомобиле (впоследствии Сикейрос создаст мураль, рассчитанный на движение со скоростью 60 км/час. ) рисунок начинает динамически «развёртываться», открывать то одни детали, то другие. Вообще-то известны три монументальных фресковых полотна, написанные Сикейросом в период его первого, восьмимесячного пребывания в Соединенных Штатах.
А оттого они не могли быть друг без друга. Фрески Ороско, созданные в 1922—1924 и 1926—1927 гг. Публичным искусством художники грезили с давних пор. – выявить влияние Сикейроса и мексиканских муралистов на становление новейшего искусства США, Франции и др. Сикейроса занимают проблемы синтеза искусств. Важно отметить, что положительный результат всей акции на многие годы укрепил его веру в действенность политической борьбы.
В 30г. Эта стилизаторская роспись вызвала весьма резкое осуждение Д. Риверы7. Художник создавал монументальные композиции, в которых конкретные персонажи сочетаются с символическими олицетворениями социально-исторических сил использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил живопись во взаимодействие со скульптурными формами, применял новые художественные материалы (синтетические краски, керамическая рельефная мозаика и г. д. ). В то время как весь европейский художественный мир пытался вывести «оторванные от народа» изящные искусства из затхлых классов академий и музеев в повседневную реальность, американское народное образование искало пути включения студийных программ по искусству в программы высших школ и нахождения места искусства в пантеоне наук. Сикейроса никогда не разделялись.
Тогда же были представлены эскизы грандиозной росписи «Марш человечества в Латинской Америке». Соответственно в том же духе он воспитывал малолетних внуков. Эта роспись является как бы естественным продолжением темы, начатой Ороско в «Прометее».
В 1932 – 1934 гг. Художник удивительно точно передал заложенную в названиях росписей мысль. Так, почему же мы, современные художники, должны постоянно оглядываться назад. Хозяйка школы предложила расписать наружную стену здания: «Давид, напишите что-нибудь про Америку, желательно в своей восхитительной муральной манере».
Но полностью сохранилось только одно из них. Это гра- вер-самоучка Хосе Гуздалупе Посада и преподаватель живописи официальной Художественной академии Сан Карлос Херардо Мурильо (доктор Атль). Объективная самооценка соседствовала с гипертрофированными теориями. Нет, это не был умилительно-розовый брак. Наиболее последовательным было творчество Диего Риверы.
К сожалению иногда мастеру не удается воплотить свой замысел в доступных народу образах. Прогрессивным шагом в системе художественного образования в Америке, связанным с приездом мексиканских художников стала своеобразная практика «мобильной мастерской», суть которой заключалась в том, что художник жил в кампусе школы во время работы над фреской, вовлекая студентов в свою работу. Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). Дадли Мерфи позвонил и пригласил художника на свою виллу в Санта-Монике. Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913).
Конечно, в такой ситуации художник был ограничен в творчестве. С 1919 по 1922 Сикейрос путешествовал и учился в Европе. Приехав в США в 1932 г., Сикейрос был далеко не первым мексиканским художником-монументалистом, оказавшимся в этой стране.
СИКЕЙРОС, ХОСЕ ДАВИД или Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros, Jos David) (1896–1974), мексиканский художник и график. Бешеная страсть, взрыв желаний, сгусток чувств.
Не отступивший от марксизма коммунист. Перемены произошли на всех уровнях и радикально изменили ситуацию. Эту мысль развивает Ван де Вельде: «Искусство нужно создавать для народа. Работая над «Полифорумом», художник, как всегда, много экспериментировал с новыми материалами, решал проблемы композиционного сочетания скульптуры и живописи он много размышлял над тем, как сделать так, чтобы настенные росписи и многоцветные металлические скульптуры можно было использовать для украшения улиц и парков, чтобы они могли выдержать любую непогоду. Конечно, художник мог бы отдать свои силы искусству и не участвовать непосредственно в борьбе, оставаясь при этом глубоко социальным и революционным в своем творчестве. Вместе с ними многократно выставлялся, в том числе в Салоне Независимых.
Но он никогда не заходил так далеко, как Амадо де ла Куэва и некоторые другие художники, для которых все европейское становилось чуждым и вредным, а возвращение к индейской живописи и технике считалось «национальным очищением». И изображенные им на потолке мужчина и женщина полны надежд на счастье. Наташа эмигрировала из Чехословакии. Смысловая направленность и содержание многих росписей, часто вызывали недовольство реакционно настроенной публики и чиновников. JI.
Есть космонавты, которые высаживаются на далеких планетах. Начатые им в 50-е годы поиски в области синтетических композиций (здание ректората) привели художника к созданию в конце жизни сложного архитектурно-скульптурно-живописного комплекса «Полифорум», расположенного в одном из парков Мехико. В 1950-е годы Сикейрос добавил к числу своих живописных произведений мозаики на фасадах зданий университетского городка и монументальные живописные композиции для госпиталя Ла-Раса и замка Чапультепек (все в Мехико).
И как писал. С 37 по 39гг. Тем самым росписи Сикейроса подчас теряют свое основное назначение — обращение к широким народным массам. JI. Специалисты полагают, что Сикейрос набрасывал эскизы, стоя в гостиной основного дома. Именно потому, что становление нового искусства в Мексике по времени совпало с годами революционных бурь, это искусство родственно русскому авангарду. участвовал в Мексиканской революции, был офицером армии президента Венустиано Каррансы.
Родился в Чиуауа. С 1919 по 1922 гг. Художник, отсутствовавший в Мексике 15 лет, был захвачен необычайным колоритом жизни индейцев Теуантепека, буйством красок природы, отточенностью линий каждого предмета. Вот таким образом и образы вождей революции (К. Был нежным и заботливым мужем, любящим отцом и дедом».
Рекомендуемый сюжет – веселый тропический рай. Он скорее похож на жанровую сцену. — Время культурной революции в Мексике. Художник утверждал, что такая живопись должна свободно «расплескиваться» в пространстве, а аккуратные прямоугольные стены сковывали этот богатырский «всплеск». Наиболее показательна в этом отношении роспись Онкологического института Медицинского центра в Мехико, озаглавленная художником «Апология победы медицины над раком» (1958 пироксилин).
Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Приняв к сведению сей рецепт – как-никак он был получен от аптекаря, - я взялся за дело. С. Осповат, А. Г. Костеневич. В 1932 – 1934 и 1935 – 1936 Сикейрос работал в США там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932) и основал экспериментальную мастерскую.
«Злобный вой моих противников мне дороже всех похвал. » – говорил художник. В результате, в 1933 году по программе «Общественные работы» было привлечено более трех тысяч мастеров, которые исполнили более семи тысяч росписей, а так же более восьми тысяч станковых произведений. Развивается революционная графика к социальным и политическим проблемам обращаются в своих отмеченных экспрессионистическим драматизмом произведениях Д. Левин и Б. Шан («Похороны Сакко и Ванцетти» 1931- 1932, Нью-Йорк). Наряду с лицом не меньшую роль играет рука и в «Автопортрете» (пироксилин, 1943, Музей изящных искусств, Мехико): выброшенная вперед и намеренно значительно увеличенная в объеме, она как бы призывает к действию.