Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни. Картина Шардена была создана для только что построенной в Петербурге Академии художеств. Что касается жанровой живописи, то такие картины Жана Шардена отображают повседневную домашнюю жизнь, наполненную покоем и любовью. Картина французского художника Жан-Батиста Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств» наилучшим образом отражает идеал эпохи Просвещения, когда главным в живописи становится жизнь духа и разум.
Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж). С чисто французской зоркостью художник запечатлел тончайшую игру изменчивых чувств, начиная с нерешительного зарождения взаимной симпатии. Центральная тема Шардена — натюрморт.
Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779.
1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). 1740-е гг. — время расцвета жанровой живописи Шардена. Ученик П. -Ж. Умело передает он воздушную среду. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж.
В таких картинах, как «Прачка» или «Молитва перед обедом» (зал 287) Шарден с большой теплотой изображает будничные сценки, характерные для быта представителей городских низов, показывая их труд, семейные отношения, обычаи, наконец, саму обстановку, окружающую людей. Как одни предметы отражаются в других. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Она ничего не дала ему. В 20—30-е гг.
Связывая композиции с решением интерьеров рококо, художник предпочитал светлый колорит, строившийся на розово-красных, белых и нежно-голубых тонах. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Шарден строит композиции в неглубоком пространстве, скупо дает выразительные детали, метко характеризующие обитателей. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Наиболее известные между ними – "Карточный замок", "Молитва перед обедом", "Трудолюбивая мать", "Битый заяц и охотничьи принадлежности", "Плоды на мраморном столе" и "Атрибуты искусства" (все – в Луврской галерее), "Три мальчика, пускающие мыльные пузыри" (в гаврском музее), "Кухонный стол с провизией и посудой" (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), "Девушка, читающая письмо", "Возвращение с рынка", "Кухарка, чистящая репу" и повторения "Молитвы перед обедом" (в королевском дворце в Берлине), повторение "Карточного замка" и "Молитвы перед обедом" и "Прачки" (в Эрмитаже), "Молодая женщина, вышивающая ковер", "Служанка, наливающая воду в кувшин", "Битый заяц и медный котел" и повторения "Прачки" и "Молитвы перед обедом" (в стокгольмском музее) и "Мать и дитя" (в галерее князя Лихтенштейна). Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году.
Здесь царят здоровые нравственные устои. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Среди них — предметы обихода художника. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками.
Натюрморт со скатом, 1727–1728. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Кроме того, поразительно зрение Шардена, умевшего разглядеть за простотой содержания сложную жизнь предметов в воздушной среде, рефлексы цвета игру цвета и света игру цвета и контура все это Шарден умел передавать исчерпывающе полно, до иллюзии реальности и с изысканной прямотой, как великие голландцы. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей).
Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Он делает это вдумчиво и серьезно, без анекдотичности или морализирующих выводов. Однако публицистические тенденции его творчества были известным откликом на требования времени. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом.
После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Возможно, черная кошка на этой картине намекала, что в обаянии Олимпии вместо божественного есть что-то колдовское, «ведовское», что тоже отделяло ее пропастью от добродетельно-набожных нравов Второй империи. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Для заведения парижского цирюльника, а заодно и хирурга Шарден написал дуэль, закончившуюся кровопролитием и весь Париж съезжался смотреть на душераздирающую сцену и восхищаться мастерским изображением людей, лошадей, карет Непонятно, зачем Шарден написал эту вывеску.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. Шапиро.
Лувр, Париж. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Несмотря на следование голландской школе, в картине уже прослеживается индивидуальность автора.
Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Каза, Н. Н.
Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Шарден.
Работа с натуры была основой его творчества. Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Поэтичные и искренние, скромные по размеру картины Шардена лишены какой-либо парадности. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность.
Шарден – блестящий мастер натюрморта. Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (1704—1788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. 1733 г., Париж, Лувр). Холст, масло, 114146 см. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок.
Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Грани между театром и жизнью почти стираются. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность.
Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Но уже в следующее мгновение, когда зритель встречается с его взглядом, недоумение исчезает Мы узнаем художника, который также внимательно, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре).
«Автопортрет» — шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Ему не были интересны аллегории или исторические сцены. Благодаря этому зритель вовлекается в сферу видения натуры художником, одухотворенный его чувством. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии.
Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина.
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху.
Шарден не получил академического образования. Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) —одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте.
Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» — не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. Молодой художник ставит перед собой чисто эстетическую задачу: его интерес к живописи как особой реальности затмевает робкое желание быть как все избирать себе значительные и возвышенные темы. Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности.
Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам. Латур. Для денег.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Шарден почти не получил художественного образования. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Ради эксперимента. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения.
Он никого не пускал в мастерскую, работал очень медленно, вдумчиво. Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Не знаешь, в чем именно кроется очарование ибо оно разлито повсюду» В четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы — фигурку Меркурия, папку с рисунками, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. Критерием оценки мастерства художник считал всеобщее признание, о чем свидетельствует орден на муаровой ленте. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник.
Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Буше. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок.
Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
Французский художник. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Не случайно один из последних избрал центральным объектом своих ядовитых критических нападок на художника именно черного кота и закончил он свое эссе следующим образом: «Что же можно сказать про черного кота, оставляющего грязные следы на постели. ». С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Он строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.
В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. А. С. Иногда в картинах Ватто любовь — лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (1703—1770).
Большое место в творчестве художника занимают образы детей.
Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Подбор предметов, включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, как во всех аллегориях века Просвещения, без усложненности повествует о профессии художника, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. Холст, масло, 112140, 5 см. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе — Ленинград, Эрмитаж).
В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист.
Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи — оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им — светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. В 1770-х гг. «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. 1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели». «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности.
Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви, — герои его нарядных картин. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности. Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы — домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де лЭпине (ок.
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). В скромных жилищах ремесленников художник находил темы для бытовых картин, натюрмортов и портретов. Атрибуты искусств, 1765. Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет.
Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. Каждый предмет на его полотнах подан с особой интимной интонацией.
Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Куапеля, Ж. Б.
Его искусство не было ни пышным, ни бравурным его область — поэзия обыденного, простые и скромные вещи, встречающиеся в жизни на каждом шагу. Он любил изображать вещи, прожившие с ним жизнь, ставшие ему как бы близкими друзьями. Его слова — предвосхищение высказываний французских импрессионистов, великих революционеров, которых тоже интересовали прежде всего возможности искусства, а не те сцены или сюжеты, которые можно создать с его помощьюШарден пишет каждую картину как единое эстетическое целое, сочетая на полотнах простоту и совершенство. Пушкина.
Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Лувр, Париж.