Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Работы Шагала не иллюстративны. Она смотрит— о, её глаза. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, Шагал или Чарующая буря, 1948). У его ног горит семисвечный светильник. У него был один брат и пять сестёр13. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить.
Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Решено. — я тоже. Умер во Франции в возрасте 98 лет. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Первая выставка в Беларуси состоялась в 1987 году. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее: он дарит галерее и ГМИИ им. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Марк родился в простой семье торговца селедкой, у него было 8 младших братьев и сестер.
Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». В 1922 году художник перезжает в Литву, затем в Германию, а в 1923 году – в Париж. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года.
У художника появились последователи. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Похоронен на местном кладбище.
В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Я все еще держала цветы.
Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения изПарижа, апотом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». Счастье написано на лицах этих двоих. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Марк Шагал (1887-1985).
Кисточки окунались в краски. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными.
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. На этой картине Шагал изобразил двоих влюбленных, которые счастливы, что встретились и могут быть вместе. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.
Как решить задачу, я не знаю. Она стала одной из лучших в коллекции художника. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В этом был весь Марк Шагал. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях.
На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Стихию онрисовал ввиде петуха срастущим изтуловища птицы огненным деревом. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. На бледном лице сияют глаза. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события.
С 1906 года учился живописи у другого белорусско-еврейского художника Юделя Пэна. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.
Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. Покинув школу Пэна, Шагал стал работать ретушёром, но в свободное время изучал живопись. И я понял: это моя жена.
Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, неоставляют равнодушным никого. В небе горестно причитают евреи. Это главное в жизни. Родился в Витебске, в "местечковой" семье.
Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Высылать ничего не буду.
Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. А. С. Пушкина свои работы. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Шагал Марк Захарович (наст. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой.
Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Это мои глаза, моя душа. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут.
Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Или перед нами искупительная жертва. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона.
(картина Рождение ребенка 1911 г). Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. С 1920 года, по протекции А. М.
Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Акрасный цвет стех пор означал для художника ижизнь исмерть одновременно.
Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Свободное русское искусство было просто на взлёте.
Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Тем не менее одним из самых верных последователей новых идеалов того времени был художник Марк Шагал. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Сегодня твой день рождения.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Люди в панике.
После окончания религиозной еврейской школы Мойша поступил в гимназию, хотя в царской России евреям не разрешалось посещать русские учебные заведения. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Она молчит, я тоже.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Родился в Витебске, но большую часть детства провел в небольшом местечке недалеко от города – Лиозно. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819.
Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Но запомни: денег у меня больше нет. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Большие, выпуклые, чёрные. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Но в 1910 году ему удастся поступить в школу искусств Е. Званцевой. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Среди всех авангардистов особенно выходят на передовые позицииКандинский и Малевич, которые в 1918 году становятся главными худож-никами Петрограда. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы.
То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Шагал посчитал, что 2 года в этой школе были пустой тратой времени. Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Позже художник расскажет, что именно поэтой причине онвсю жизнь испытывал тягу кперемене мест (кроватку смладенцем вовремя пожара постоянно переносили изугла вугол) итак часто насвоих картинах изображал огонь, пощадивший его. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
Настоящее имя Мойше Сегал. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Ты закружил меня в вихре красок. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Это всё, что я могу наскрести. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Шагал удостоился премии Карнеги. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. В то время он был в Европе. Как ивсе другие его жены, она была избогатой семьи. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание.
Им больше никто не нужен. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Они родили дочь Иду ипрожили влюбви исогласии 19лет, пока Белла нескончалась вАмерике.
Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн).
Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
НоВирджиния оставила мужа, влюбившись вфотографа иШагал через несколько лет снова женился— наВалентине Бродской, дочери фабриканта исахарозаводчика. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене, Белле Розенфельд. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. После этого он переезжает в Петербург, но постоянно наведывается в родной город. Белорусско-еврейско-французский художник.
Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. Можешь не рассчитывать». «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Его освещает яркий луч света.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Он возвращается в Париж в 1947 году. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения.
Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно. Безысходная нищета.
В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Их переполняют эмоции.
Столица империи представлялась ему землей обетованной. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Все те работы, что написал в Улье Марк Шагал (картины с названиями: Скрипач, Голгофа, Посвящение моей невесте, Вид Парижа из окна), стали его визитной карточкой. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. В работах художника прослеживаются черты как сюрреализма, так и экспрессионизма. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги.
Это уже своего рода мировая consecration. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.
В 1914 он возвращается в Витебск где женится на Белле, которая станет его музой. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. В 1919 году Шагал открывает Витебское художественное училище. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
Эти полотна представляют лишь малую часть обширной серии его работ периода Первой мировой войны. Ползал и подбирал. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. В 1922 вместе с семьей уезжает в Каунас, где проходит его выставка, а затем в Германию.
В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства).
Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Течение русского авангарда было многогранно. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им.
Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Стихия нетронула лишь несколько домов, втом числе итот, где родился Шагал.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Но и до того он вот уже десятки лет принадлежит к тем художникам имена которых получили всесветную известность, про которых критики не пишут иначе, как пользуясь готовыми штампованными формулами, а это является выражением величайшего почитания. Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, Горящие огни). Там он проучился 2 месяца.
Сам знаешь. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. Стой, не двигайся. Осенью 1923 по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту.
Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка.
По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья изящные туфельки и влюбленные глаза. И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Постреволюционные настроения, вера в счастливое будущее, романтика молодой любви – все это отражено на полотне.
Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя.
Но когда он берется за кисти и краски, на него что-то накатывается и он делает то, что ему велит распоряжающееся им божество — так что выходит, что вина божества, если получается все одно и то же. В ранних работах художника уже прослеживалась фантастическая сказочность сюжета и метафоричность образов. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью.
В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Он действительно подошел к эпохе, он шевелит в людях такие чувства, которые почему-то тянет испытывать.
Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. По заказу француза в 1923–1930 годах Шагал создает иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя и басням Лафонтена. Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки.
Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).