Марк Шагал картины свои всегда наполнял мифологией, аллегориями и фольклорными мотивами. Данная картина была написана Шагалом в 1923 году. Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и массивные букеты и меланхоличные клоуны и парящие в облаках влюбленные и мифические животные и библейские пророки и даже скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства. Безмятежную жизнь дореволюционного Витебска Шагал изобразил в картине «Я и деревня». Многие из тех, кто увидел картину, скажут, что в ней нет замысла и вспомнят пошловатую песню группы «Ленинград» «Люди не летают», но не останутся равнодушными к произведению Шагала.
«автопортрет с музой» — одна из самых известных картин Шагала. Ее второе название — «Видение». Картины авангардиста М. Шагала уходят на аукционах за баснословные деньги, становятся предметами кражи во многих экшенах, а критики до сих пор не знают, ругать или хвалить автора за его над гротескную манеру изображения. Шагал Марк, картины которого выставлены в самых престижных музеях, воспринимал окружающий мир очень субъективно, перенося свои впечатления на холст в присущей только ему манере. Шагал, нарисовал эту картину спустя 13 лет после того, как покинул родной Витебск.
В 1887 году, 7 июля, появился на свет будущий художник мирового уровня Шагал Марк, картины которого на протяжении всего 20-го века вызывали оцепенение и восторг у посетителей многочисленных вернисажей, на которых выставлялись полотна знаменитого авангардиста. Вся многогранность творчества Шагала раскрывается именно в этой картине: тут и кубические формы домов и футуристические большие фигуры и по-французски наивная любовь. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».
Создавал Марк Шагал картины с названиями иногда, казалось бы, странными: то «Розовые любовники», то голубые, то зеленые, то серые и на всех изображал Беллу – музу всей своей жизни. Картина Марка Шагала, написанная в 1938 году, через две недели после трагической Хрустальной ночи, когда он посещал Европу. В 1934 году картины Шагала, которые хранились в музеях Берлина, были публично сожжены по приказанию Гитлера. Другая картина Шагала Девочка на диване (второе название — Портрет сестры Марьяски) близка к работе Гогена Цветы Франции 1891 года. На картинах Шагала можно увидеть зеленые деревья, дома, животных, одежду и даже лица людей. Для живописца зеленый был любимым цветом и символизировал жизнь и любовь.
«над городом» – одна из самых знаменитых картин Шагала. Гравюры, рисунки, картины, витражи и рельефы объединились в «Библейское послание» Шагала. Наряду с картинами Марк Шагал в послевоенные годы большое внимание уделял созданию витражей и мозаик.
В 1906 году, в год, когда была написана эта картина, Марк Шагал учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, а затем переехал в Петербург. Любовь и вера – главные темы картин Марка Шагала. Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет.
Но это только моё мнение конечно, картины Шагала с трудом можно назвать прекрасными. Абстрактные цветовые плоскости, контрасты, динамика лунного света и ночного неба придают картине, как отмечают исследователи работ Шагала, черты сакральной живописи.
В Америке он встретился со многими представителями современной культуры, провел выставку своих работ и оформил балет «Алеко» в постановке Л. Мясина. В Париже Шагал обращался также к религиозным сюжетам («ГОЛГОФА», 1912). Так, полотно «ПРОДАВЕЦ СКОТА» (1912) стало откликом на время, проведенное у деда в Лиозно. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта.
Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». В 1912 году Шагал впервые выставил свои работы на Осеннем Салоне. Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Сегодня твой день рождения. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Шагал особенно страдал из-за войны в России и свою боль выражал в близких ему образах детства и Витебска, которые часто приобретали огненный красный цвет («НАВАЖДЕНИЕ», 1943 «СЛУШАЯ ПЕТУХА», 1944). Сам знаешь. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. У него был один брат и пять сестёр13.
Я все еще держала цветы. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. С 1950-х гг. Годы на родине были насыщены событиями. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Стой, не двигайся. В Париже Шагал поселился в знаменитом «Улье», колонии художников на Монпарнасе, где знакомится с П. Пикассо, Ж. Браком, А. Модильяни, Г. Аполлинером. С 1950 года начал работать в керамике, в 1951 году сделал первые скульптурные работы, с 1957 года занимался витражами, с 1964 года – мозаикой и шпалерами.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту. В Москве Шагал познакомился с режиссером Камерного еврейского театра А. Грановским. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск.
Быть может, эта картина означает и поворот в самом творчестве Шагала, желание его отойти от прежних соблазнительных потех и в таком случае можно ожидать от него в дальнейшем других подобных же откровений. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Среди всех авангардистов особенно выходят на передовые позицииКандинский и Малевич, которые в 1918 году становятся главными худож-никами Петрограда. Шагал удостоился премии Карнеги.
Другая серия того же времени посвящена цирку («ГОЛУБОЙ ЦИРК», «БОЛЬШОЙ ЦИРК», «НАЕЗДНИЦА»). Свободное русское искусство было просто на взлёте. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Уже в этот период, у Шагала проявилась способность к гармоничному соединению в своих работах бытовых сюжетов с такими вневременными понятиями как: жизнь, смерть, рождение, любовь и т. д. Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд.
Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей из Петрограда. Для этого театра художник выполнил семь панно, среди которых были «ВВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР», «ЛЮБОВЬ НА СЦЕНЕ», «ТЕАТР», «ЛИТЕРАТУРА», а также оформил спектакль по произведениям Шолом-Алейхема. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Это всё, что я могу наскрести. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
Характерны также мотивы «местечкового» пейзажа, быта вместе с символикой иудаизма. В 1918 Шагал по рекомендации А. В. В Париже Шагал жил в одной из мастерских в «Улье», на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Наследие Марка Шагала в равной степени принадлежит художественным школам России и Франции, так как после первой же поездки во Францию художник почувствовал свою глубокую связь с этой страной и «мировой столицей искусства» — Парижем.
Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Даже в ранних картинах преобладают темы детства, семьи и смерти («Суббота»). Бакст. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве.
Но и до того он вот уже десятки лет принадлежит к тем художникам имена которых получили всесветную известность, про которых критики не пишут иначе, как пользуясь готовыми штампованными формулами, а это является выражением величайшего почитания. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. В Москве художник пишет ряд больших настенных панно. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Таковы панно «ИСТОЧНИКИ МУЗЫКИ» и «ТРИУМФ МУЗЫКИ» для Метрополитен-опера в Нью-Йорке и плафон для парижской Гранд-Опера на тему опер и балетов великих композиторов.
Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
В 1948 году он окончательно поселился во Франции. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».
Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле — во всех странах, где он жил и работал. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Как решить задачу, я не знаю. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее.
Осваивает различные гравюрные техники, создал островыразительные иллюстрации для «Мертвых душ» Николая Гоголя и «Басен» Лафонтена. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.
В этот период его определяют два направления: библейская тема и современная история. В ранних работах художника уже прослеживалась фантастическая сказочность сюжета и метафоричность образов. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. После этого Шагал работал ретушером у местного фотографа и учился рисованию у единственного в Витебске профессионального живописца Иегуды Пэна, который был учеником П. П.
Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родился Марк Шагал в Витебске в 1887 году. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Женщина изображенная на полотне, парит над действительностью, молодой человек тоже готов оторваться от земли. Среди них были Эль Лисицкий и В. Ермолаева, по приглашению которой в 1919 в Витебск приехал К. С.
Решено. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Является одним из лидеров мирового авангарда двадцатого века. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой.
В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Мы, вслед за А. Глезером, предполагаем, что явление русского авангардизма настолько значительно, что, возможно и все развитие живописи в России могло бы пойти другим путём, если бы не было заторможено тоталитарным режимом, установившим вРоссии абсолютный контроль во всех областях жизни.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках («Бубновый валет» в Москве, «Современное русское искусство» в Петрограде). В то время он был в Европе.
Творчество Шагала изначально является автобиографичным и лирически исповедальным. Тогда он начал посещать школу при Обществе поощрения художеств, но занятия не удовлетворили его и в 1908 году он поступил в частную художественную школу Е. Званцевой, где преподавали М. В. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Вот коснулся губами моего уха и шепчешь.
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Это ему не удалось, но он познакомился в Берлине с издателем П. Кассирером, для которого выполнил несколько циклов книжных иллюстраций, в том числе к своим воспоминаниям «Моя жизнь». В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Монументальные живописные работы не отвлекли художника от занятий графикой.
Именно там он впервые ощутил особую связь человека и животного, которую пронес через все свое творчество («Я И ДЕРЕВНЯ», 1911). В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку.
Это мои глаза, моя душа. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Безысходная нищета. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года.
Особую роль Шагал отводил цвету, который приобретал иногда даже мистический оттенок. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени.
Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. ЗАОЛШЬЕ», 1915, ГТГ). В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья изящные туфельки и влюбленные глаза.
В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Шагал Марк Захарович (наст. Высылать ничего не буду. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Училища он не окончил, покинув его в период 1904-1905. Все возникает как попало и невозможно найти в этой сплошной импровизации каких-либо намерений и законов. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед.
Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, Шагал или Чарующая буря, 1948). Персонажи его картин, например из серии портретов стариков, сохраняли связь с привычным бытом и в то же время были вырваны из обыденности («НАД ВИТЕБСКОМ», 1914-1920 «ПРОДАВЕЦ ГАЗЕТ», 1914). Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Кисточки окунались в краски. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Самое прельстительное и, безусловно, прельстительное в Шагале, это — краски и не только их сочетание, но самые колеры, каждый колер, взятый сам по себе. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. В последней части художник заменил фигуру Ленина фигурой Христа, который стал центральным героем его искусства 1920-1940-х («БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ», 1938).
«Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. Большие, выпуклые, чёрные. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
После путешествий в Грецию Шагал открыл для себя мир античности и создал циклы иллюстраций к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» и «Одиссее». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон».
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Там было человек пятьдесят сирот.
В 1920 году он переехал в Москву, работал декоратором в Еврейском камерном театре, а через два года навсегда покинул родину и вернулся во Францию. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. В 1923 Шагал переехал из Берлина во Францию по приглашению А. Воллара. В Марселе Шагал был арестован гестапо, но американским друзьям удалось спасти художника.
Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Впоследствии этот храм будет часто появляться в полотнах художника.
Я не самая большая поклонница авангардных направлений в живописи, не очень люблю примитивизм и к поэзии современного рифмоплета-хулигана Андрея Орлова (в сети более известного как Орлуша) всегда относилась весьма прохладно. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Шагал писал, что всю жизнь рисовал лошадей, которые похожи на коров или ослов, которых он видел у деда: «Среди лошадей и птиц я их брат и сын».
Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
С 1920 года, по протекции А. М. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Из своего детства и религиозной среды он вынес почтительное отношение к животным, которые приносят себя в жертву человеку («КАНУН СУДНОГО ДНЯ», 1912).
Он обращался к образам музыкантов и создавал самостоятельные работы на тему музыки. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Люди в панике. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой.
В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. В нем появляется образ летящего времени в виде крылатых старинных часов, к которому Шагал возвратился в картине «ВРЕМЯ — РЕКА БЕЗ БЕРЕГОВ» (1930-1939).
Все те работы, что написал в Улье Марк Шагал (картины с названиями: Скрипач, Голгофа, Посвящение моей невесте, Вид Парижа из окна), стали его визитной карточкой. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально.
Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Но запомни: денег у меня больше нет. В этом был весь Марк Шагал. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина.
У его ног горит семисвечный светильник. Шагал познакомился с ней еще в 1909 году в Витебске, спустя несколько лет парижских скитаний, о которых мы уже писали, женился и прожил с ней три десятка лет, вплоть до ее смерти в 1944-м. На бледном лице сияют глаза. Репина.
Начиная как бытописатель, художник быстро переходит в сказочные мотивы. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.
И я понял: это моя жена. — я тоже. Он иллюстрировал «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. В центре картины очень крупным планом изображен художник, который трудится над своим очередным произведением. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. В левом верхнем углу изображение Эйфелевой башни, в правом — в куче белых облаков виднеется небольшая церковь в окружении небольших одноэтажных домиков. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Чистякова и другом И. Е. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов.
В небе горестно причитают евреи. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Эти произведения были написаны маслом на холсте. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события.
Шагал Марк Захарович – график, художник иллюстратор, выходец из России. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Выезжает в 1922 году в Берлин, после живет во Франции, в излюбленном художниками городе Париже и на юге страны, которую временно покидает с 1941 по 1947 год. Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112.
В Америке Марк Шагал работал над театральными зарисовками и оформлением театральных постановок. Женщина в работах Шагала уподоблена ангелу. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Помимо живописных он создал в это время большое количество графических работ. Пролог катастроф на Земле художник видел на Небе и выражением этой метафоры явилось полотно «ПАДЕНИЕ АНГЕЛА» (1923-1947).
Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. У художника появились последователи. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Впоследствии художник добавил к библейскому циклу серию цветных литографий, после чего все произведение в целом переросло жанр книжной иллюстрации и составило комплексное произведение «Библейское Послание». Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Прежде всего он отправляется в Лувр.
В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить. Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен. Им больше никто не нужен. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.
Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Столица империи представлялась ему землей обетованной.
Художники-академисты видели в авангардистском течении проявление кризиса буржуазного искусства и его распад. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Можешь не рассчитывать». Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
Женитьба привнесла в искусство художника тему любви, которая получила воплощение в обобщенных образах влюбленных («"ГОЛУБЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1914 «ТОЗОВЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1916 «"СЕРЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1917). Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Шагал обращался к мотивам своих прежних работ («ВЛЮБЛЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ», 1928 «НАЕЗДНИЦА», 1931), а также к образам Витебска («ЖЕНЩИНА И СВИНЬИ», 1926 «ОТЕЦ ЗА СТОЛОМ», 1925 «МОЯ ДЕРЕВНЯ», 1923— 1924). Жена художника, в то же время его Муза, подобно ангелу обладает возможностью возноситься над обыденностью («НАД ГОРОДОМ», 1914— 1918, ГТГ «ПРОГУЛКА», 1917-1918, ГРМ).
Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс.
Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Путешествует по странам Европы и Средиземноморья, бывает в Израиле. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком.
Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. В последние десятилетия своего творчества Шагал работал не только как художник и график, но обращался также к скульптуре, керамике, мозаике, гобеленам и витражам. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В его картинах нарушается привычный порядок вещей (летающие по небу и кувыркающиеся люди, невероятные ракурсы и перспективы) и одновременно частность (жизнь провинциального городка) вырастает до уровня универсальных обобщений человеческого бытия. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут.
Она стала одной из лучших в коллекции художника. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Над городом в небе летят мужчина и женщина. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Малевич. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
Добужинский и Л. С. Полотна «СУББОТА», «МАСТЕРСКАЯ» и «УРОЖАЙ» написаны в 1910 по парижским впечатлениям, цвет и свет являлись главными средствами в выражении духовного начала. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Отныне он – Марк Шагал. Гоголя, а также басни Ж. Лафонтена, в которых его особенно привлекала тема животных и их величия («ВОРОН И ЛИС», «СОСТАРИВШИЙСЯ ЛЕВ»).
Для этого он изучал витражи собора в Шартре. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Это главное в жизни.
В 1944 году он потерял жену Беллу и только в 1945-м смог вернуться к творчеству. Как жадно они рисовали. Природа стала для художника олицетворением изначальной чистоты и свежести, а воплощением этих качеств природы стали цветы («ЛАНДЫШИ», 1916, ГТГ «ИНТЕРЬЕР С ЦВЕТАМИ», 1918).
Он стал больше внимания уделять чистому цвету, насыщенному свету, мастер создал целый ряд натюрмортов, которые назвал «Опытами в цвете и свете» («ЦВЕТЫ МУРИЙОНА», 1926). И вот их-то я учил рисованию. Живет в Петербурге, Петрограде, Витебске, Москве, в Париже. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. В Париже Шагал много работал в области книги по заказам Воллара.
Иисус показан как символ страданий всего человечества. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Его освещает яркий луч света. Такая интерпретация имела национальные корни. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами.
В конце 1940-х он освоил новую для него технику лависа (рисунок тушью с размывкой), в которой выполнил цикл иллюстраций к «Декамерону» Боккаччо. В 1906 году приезжает в Петербург, где посещает рисовальную школу. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. Работы Шагала не иллюстративны. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Ползал и подбирал. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Это уже своего рода мировая consecration. В годы Первой мировой войны Шагалом было написано много пейзажей («ОКНО НА ДАЧЕ.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги.
Спустя время на первый план у художника выходит тема любви к первой жене – Белле («Над городом»). Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. В это же время Шагал обратился к книжной иллюстрации и создал серию рисунков для «Фокусника» И. Переца и к сказкам Дер-Нистера. Ты закружил меня в вихре красок.
Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Теперь многие его произведения были связаны с Беллой и маленькой дочерью Идой («БЕЛЛА С ИДОЙ У ОКНА», 1916, собрание семьи художника «КУПАНИЕ РЕБЕНКА»). Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил.
С 1950-х гг. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Летом 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», затем отправился в Витебск.
Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Их переполняют эмоции. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, Горящие огни). Разочарование в новых социальных ценностях страны Советов еще не наступило, хотя оно было уже не за горами.
Можно отметить явное портретное сходство фигур с самим Шагалом и Розенфельд, поэтизацию пейзажей Витебска. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Или перед нами искупительная жертва.
В 1938 году он завершил работу над картиной «РЕВОЛЮЦИЯ», которую в конце 1940-х разделил на триптих: «СОПРОТИВЛЕНИЕ», «ОСВОБОЖДЕНИЕ» и «ВОСКРЕСЕНИЕ». Она смотрит— о, её глаза. Она молчит, я тоже. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). В 1930-е тематический репертуар искусства Шагала претерпел некоторые изменения. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн).
Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. (картина Рождение ребенка 1911 г). Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Там он проучился 2 месяца. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. В Париже художник не забывал о мире своего детства и много писал по воспоминаниям. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985.
Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Только в конце 1910-х он ненадолго обратился к кубизму («КУБИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»). Шагал принял сначала Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию в России, он радовался освобождению от религиозных и национальных притеснений. Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. С 1955 началась работа над Библией Шагала – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Набрасывались на краски, как звери на мясо. Получил религиозное образование.
Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Течение русского авангарда было многогранно. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Счастье написано на лицах этих двоих. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Тема выражена через противопоставление собора на дальнем плане и огромного деревянного дома на первом в картинах «СЕРЫЙ ДОМ» (1917) и «ГОЛУБОЙ ДОМ» (1920). Мир, в котором прошло детство художника, хранил национальные обычаи. И эта признанность может считаться вполне заслуженной.
После возвращения во Францию художник создал цикл картин, посвященных Парижу («ПЛОЩАДЬ БАСТИЛИИ», 1954 «ПЛОЩАДЬ ЛА ТУРНЕЛЬ», 1953). Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Находясь на этой должности, Шагал организовал в Витебске Народное художественное училище. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи.
В 1910 году он отправился во Францию с намерением продолжить образование. В это время Шагал уже выполнил первые полотна «СМЕРТЬ» (1908) и «РОЖДЕНИЕ» (1909).