Молодой простодушный охотник справа восторженно идоверчиво слушает, атретий, вцентре, ухмыляется, недоверяя рассказу «бывалого». 22). Семен Шедрин (1745--1804) пользовался в свое время известностью как изобразитель императорских загородных парков. Исследователи русского искусства отмечают «стремление удивить зрителя необыкновенным эффектом, что есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма», с другой стороны «нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений». Художник Н. Н.
Верещагин поставил себе целью показать вискусстве неприглядную, страшную сторону войны. дон. э. ), основан научении омировой гармонии. льшую часть холста, пейзаж подчиняется им, дополняя эмоциональное содержание картины.
Картина описывает сюжет из жизни самого Пукирева – он даже изображен на самой картине. В1863году впетербургской Академии художеств произошел «бунт 14-ти»: четырнадцать лучших выпускников потребовали право свободного выбора темы дипломной работы. Искусству А. Иванова свойственна удивительная полнота и емкость многогранного и глубокого содержания.
В пейзажной живописи это стремление прежде всего выразилось в подчеркнутом интересе лучших живописцев к национальной русской природе изображению родного края. Куинджи (1841-1910), И. И. 26). Пейзажи 50-х годов во многом отличаются оттого, что дало искусство 60-х годов. После отмены крепостного права происходит смена героя портретов: если раньше это были представители дворянского сословия– «лучшие люди» страны, то теперь впортретах «царит» творческая интеллигенция– «властители дум» целого поколения людей.
ВПетербурге работали почти все представители академического направления, которые взначительной степени придерживались вживописи старых правил инорм: рано умерший Константин Дмитриевич Флавицкий (1830–1866), автор «Княжны Таракановой» талантливый Генрих Ипполитович Семирадский (1843–1902), который блеском ияркостью красок «оживил» умирающий академизм («Светочи христианства (Факелы Нерона)» идр. ) артистичный, блистательный художник Константин Егорович Маковский (1839–1915), отразивший «солнечное», жизнерадостное начало вжизни («В мастерской художника» идр. ). Репин оставил нам множество портретов современников, физиономически-острых, динамичных, необычайно правдивых («Протодьякон», Портрет Н. И. Пирогова», «Портрет П. А. Стрепетовой» идр. ). «Явление Христа народу» достойно открывает топ самых известных картин русских художников.
32). 21). Небольшие картины А. К.
Характерным примером петербургской школы может служить творчество Архипа Ивановича Куинджи (1842 (. ) – 1910), которого называли «кудесником света» врусской живописи. Фигуры детей занимают бо. Изменяясь, мир вбирает в себя надежды, замыслы и дерзания человека. Свеликолепным мастерством написано измученное, полное глубокой скорби «не освоем горе» лицо писателя. В связи с этим и в пейзаже мастера ищут правдивое изображение действительности.
На картине изображены известные персонажи русских народных сказок. Здест и крестьянство и барство и дети и работа и Храм – все приметы русской жизни. Особенно интересна живопись серии «Малые гавани в Сорренто», где голые береговые утесы испещрены зеленовато-голубыми и зеленовато-охристыми отблесками моря. «Левитан– истина, то, что именно нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего насвете», – писал А. Бенуа. Сгорбившись вкресле, царь сжимает край простыни, накоторой лежит умерший царевич. Постепенно искусство середины XIX века вступает на путь реалистического развития.
В. П. Сукачева. Его картина «Оттепель» по настроению перекликается с работами жанристов, в ней умело передана атмосфера той суровой зимы, которой противопоставлял своих оптимистичных и веселых «Грачей» Саврасов (Рис.
Скобелев подШипкой», «Панихида»). Коровин (1861-1939), А. М. В нескольких крупных картинах – «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн», – созданы величественные образы моря с использованием типичной для романтической картины темы кораблекрушения. Им нечего ждать подаяния отэтого пастыря, демонстративно неглядящего вих сторону.
Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа. Ярким представителем фантастической ведуты является Франческо Гварди. Его взгляд на действительность был сродни демократической поэзии. Одним изпервых напуть критического реализма вступил Василий Григорьевич Перов (1834–1882). Героическая «неприступность» пейзажа смягчается фигурами горцев напереднем плане.
Картины, на которых изображены леса, море, горы, реки, поля, поистине завораживают. Один изсамых интересных художников 2. Вэтой прославленной картине художник создал один изсамых ярких иромантических образов бури. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Романтическое направление русского пейзажа.
Лебедев, как отмечают критики, сумел ощутить внутреннюю напряженность жизни природы. Многие великие художники посвятили свое творчество рисованию пейзажей. Природа вего картинах становилась более таинственной ивеличественной, чем вреальности. Русские просторы и покой на знаменитых картинах На пашне.
Вначале 1770. И в каждой картине есть несколько строгих вертикалей-столбиков, отдельно стоящих фигур первого плана, обелисков и т. п. Пословам В. Петрова, одного изкрупнейших исследователей творчества Саврасова, в«Грачах» живет «сердечная мысль ожажде света итепла, о небе какисточнике идвигателе жизни вприроде идуховной жизни». Венецианские художники-пейзажисты, к примеру, работали в таких направлениях, как видовой пейзаж (другое название – ведутный) и архитектурный (или городской).
С ними Щедрина сближал интерес к «местному колориту», но его собственное искусство характеризуется как более «возвышенное, пронизанной тягой к идеалу свободной, естественной жизни». Русский художник Александр Иванов прославился картиной «Явление Христа народу», которую рисовал целых двадцать лет. Наарену исторической иособенно художественной жизни России вышла разночинная интеллигенция, обостренно ощущавшая ответственность за«униженных иоскорбленных». Итем неменее север настолько очаровал Борисова, что ничего другого онбольше неписал.
Клодт по своему утверждает в пейзаже красоту и мощь родной природы (Рис. Временная граница между ними может быть проложена в середине 1820-х годов. Вначале 1860. Неоднозначным было отношение и к искусству И. Шишкина.
Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». За начало первого периода развития русской реалистической пейзажной живописи условно принимают появление в 1851 году на ученической выставке в Московском Училище Живописи и Ваяния волжских пейзажей Солова, картин «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Зимний пейзаж» Саврасова и пейзажей Аммона -- трех пейзажистов, окончивших в том году Училище (Рис. Пройдет еще несколько минут, солнце опустится вморе — ицветовая гамма преобразится. Чтобы написать картину «Бурлаки на Волге» автору потребовалось лишь 200 рублей на путешествие.
Этот художник занимал особое место в искусстве. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. В русском обществе появляются два противоположных направления: западники и славянофилы.
Буйство стихии, вздымающиеся волны, брызги пены, разбивающейся о борт накренившегося судна или тихая, безмятежная гладь, озаренная заходящим солнцем – морские пейзажи восхищают и поражают своей натуральностью и красотой. Многие картины великих русских художников все мы знаем с раннего детства. Это было большим завоеванием русского пейзажа.
А здесь мы видим равнинный пейзаж с засеянным ржаным полем. Сейчас картина находится всобрании Иркутского областного художественного музеяим.
После этого боя турецкая эскадра вбеспорядке отошла вЧесменскую бухту, где была заблокирована русской эскадрой. То, что в западноевропейской (французской по преимуществу) живописи сделал Коро как создатель пейзажа настроения, в русской живописи принадлежит Левитану. Расцвет творчества Левитана падает на рубеж 80-90-х годов. Васнецов (1856-1933) открыли нам душу русской природы, воспевая тишину ее полей, шелест леса, волшебное таинство заросших прудов, зеркало ее рек и озер.
Сегодня мы поговорим о творчестве великих живописцев разных времен. Наверняка все эти картины или хотя бы большая часть из них, вам знакомы. Передвижники организовывали выставки своих картин вразных городах страны, втом числе ивглубокой провинции. Последние лучи догорающего заката освещают безрадостный зимний пейзаж. Известно, что Алешу художник рисовал с сына Мамонтова, в чьем имении и висела картина.
Почему именно «Неравный брак». Михаила Клодта часто называют мастером лирического пейзажа. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. Со временем восклицательный знак потерялся и картина стала называться просто «Грачи прилетели». В «Прогулке в Академию Художеств» Батюшков оригинален в чертах жанровости лирического восприятия города, показав его в повседневной обыденности. Картина была исполнена вовремя совместной поездки Васильева иРепина наВолгу.
А. Орлов, главнокомандующий русской военной эскадрой, поприказу ЕкатериныII доставил самозванку вПетербург, где она была заточена водиночной камере Петропавловской крепости иумерла, помнению историков, невовремя наводнения 1777года (какгласит литературная версия исюжет картины), аотчахотки в1775году, так иневыдав тайну своего происхождения. Венецианова, представлявшее огромной важности прогрессивное явление своего времени. Не случайно так любил изображать Левитан осень, осенние размытые дороги. Огромные размеры полотна создают эффект присутствия зрителя среди бушующего моря.
Напервом плане справа флагманский корабль русского флота. И в «Московском дворике» и в элегических по настроению картинах «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег», «Золотая осень» – во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по существу, очень простую истину: поэзия и красота содержатся вокруг нас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе (Рис. Вдохновлялся автор, конечно же, сюжетами из Библии и она стала далеко не первой работой художника на религиозную тематику – Иванов знал, что понравилось всем в первой картине и воплотил еще раз – в последний раз. Накартине «Вечер вКрыму. Русские мастера пейзажной живописи А. К. Воснове сюжета картины лежит литературная легенда, вероятно изкниги писателя начала XIXвека Д. Дмитриева «Авантюристка».
Илья Ефимович – выходец из Украины, в детстве никогда не видел больших кораблей, бурлаков и уж тем более Волги. В самом центре нарисован Илья Муромец, в руке которого копье, слева – Добрыня Никитич, вынимающий из ножен меч, а справа – Алеша Попович с луком и стрелами. «Боярыня Морозова» русского автора Василия Сурикова является одним из наиболее важных экспонатов Третьяковской галереи и по совместительству, одной из самых известных картин русских художников.
Картину назвали современники не просто потрясающей, а самым важным событием в их жизни. х годов, еще дознаменитого «бунта 14-ти», Академия художеств начала поощрять актуальные темы изрусской действительности. Другой человек замер вожидании опасности, приготовился кпрыжку. «Весной русского пейзажа» называли ее современники. ВПетербурге «правила» Академия художеств, вкоторой несмотря наснятие запрета набытовые иостросовременные сюжеты редко можно было встретить интимно-глубокое проникновение внациональные русские основы жизни. Среди русских художников картина «Утро в сосновом бору» Шишкина – самая узнаваемая и часто критикуемая в недостатке реализма. Вот какое впечатление производили картины Айвазовского на современников: «На картине этой («Неаполитанская ночь») вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся.
Эта картина, написанная после путешествия художника вТурцию, произвела сенсацию упублики. Пейзажи онувековечивал нахолстах, асовременников-живописцев— накарте. Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим (Рис. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал.
Эти черты угадываются в большом и сложном пейзаже «Новый Рим. А остальные богатыри схожи с членами семейства самого Васнецова. Во время блокады Ленинграда он лично дежурил на обледенелом чердаке своего дома, охраняясвои картины от зажигательных бомб.
Иногда он бывает ликующим, как в «Марте», но чаще грустным, почти меланхолическим. «Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки», – говорил сам автор. 25).
Ф. Я. Художник изображает типичное дляРоссии этого времени явление– узаконенный детский труд. Его фантазии и технике исполнения могут позавидовать даже современные художники-пейзажисты. Шишкин (1832-1898), К. А.
Кстолу робко приблизились двое нищих– инвалид войны (унего награды наодежде. ) имальчик влохмотьях, которых отгоняет служанка. Искусство твое высоко и могущественно, так как тебя вдохновляет гений» (Рис. Так, вглядываясь в картину «Владимирка» И. Левитана невольно перед глазами всплывают образы каторжников, сосланных в Сибирь. Крымская природа привлекала художника своей переменчивостью. Второй самой известной картиной русских художников по праву является загадочная «Незнакомка» Ивана Крамского.
С самых незапамятных времен люди всегда восхищались природой. Уже его первое, по сути, ученическое произведение «Осенний день.
«Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Ялта» художник сумел передать блики закатного солнца. Это трудно выразить словом, — это так похоже на музыку», — писал он.
И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Творчество Ивана Ивановича Шишкина знаменует собой важнейший этап в развитии этого жанра. Его картины «Украинская ночь», «После дождя», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Пифагорейцы поклонялись божественному огню солнца какдуше всего живого. Композиция предельно лаконична ивыразительна. Всвоих лирических пейзажах, написанных вразных уголках среднерусской равнины, он выразил «сокровенную суть» русской природы. 34).
Ту же реку с крутыми глиняными откосами писал в летнее время другой ученик А. Г. Венецианова. Вместе с сезоном меняется настроение природы, которое с легкостью кисти художника передают картины в живописи.
29). Главным произведением А. Иванова была большая картина «Явление Христа народу» и этюды к ней, в которых он очень тщательно изображал ветки, ручьи, камни у дороги (Рис. Их роль в русском искустве трудно переоценить.
Восход солнца воспринимается здесь каксимвол преодоления сил хаоса иразрушения. Аполлинария Васнецова называют мастером эпического пейзажа. В глубине дороги, среди высокой ржи мы видим крестьянские головы в красных платках. После многочисленных изображений горестных сцен изжизни «униженных иоскорбленных» эта картина выглядит попыткой художника улыбнуться, увидеть радостную сторону жизни. 35). Очаровательное слияние красок илунного света наполняет картину высшим эффектом».
Свет и воздух становятся «героями» его замечательных полотен и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью. Ф. М. Русская живопись ценится во всём мире. Они не просто прославляют его в своих работах, но и выражают свою личную любовь к нему.
Левитан был ярким представителем московской школы, учеником А. Саврасова. Пукирев выставил насуд «общественного внимания» типичную жизненную ситуацию вРоссии того времени. Характерно, что взрелых работах этого мастера исчезает лучезарное свечение красок (какуего предшественника П. Федотова), преобладает серо-коричневая гамма, какнельзя более точно отражающая тягостное настроение уныния итоски. Она словно появляется изморской глубины ивзмывает вверх, растворяясь воблаках. Матвеев (1758--1826), проведший большую часть своей жизни в Италии, работал в духе своего учителя, Гаккерта, которому подражал также М. М. Вэто объединение входили почти все знаменитые мастера второй половины XIXвека исключений было немного (например, В. Верещагин). 31).
Трагическая повседневность древнеримской истории передана художником снеобыкновенным реалистическим мастерством, безтрадиционной академической «красивости». Левитан (1860-1900), А. И. Василий Переплетчиков— еще один художник, влюбившийся внеласковую северную природу. Напротяжении 12лет художник отправлялся вдлительные поездки, как онсам говорил, «опять кЛедовитому океану, кбольшим сильным людям».
Вовторой лодке мы наблюдаем разные человеческие характеры: один энергично работает веслом, другой проклинает свою судьбу, потрясая кулаками, третий, сняв шляпу, словно «приветствует» свою близкую гибель Нахмуром небе, надмутной пенистой волной вдруг возникает радуга. В 1830-х годах он работал в Италии, в окрестностях Рима. Конечно, были исключения изэтого правила влице таких ярких мастеров, какА. Саврасов, И. Репин, В. Суриков, И. Левитан идр. Ученику А. Г. Отреки поднимается «ядовитый» желтый туман, анапротивоположном берегу сквозь дымку проступают узнаваемые силуэты храмов холодного, равнодушного города Москвы.
Даже маленьким детям известно о полотне, правда они называют его «мишками», так как они изображены на шоколадных конфетах с одноименным названием. Встороне отпередвижнического реализма развивалось творчество Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Вих произведениях люди должны были узнавать себя совсеми своими радостями игорестями, апонимание картины должно было быть доступным непросвещенному обывателю идаже крестьянину.
Увидев любую из этих работ, невозможно её забыть, как и самих авторов. Саврасов даже в самом названии старался передать неуловимую радость от ожидания весны. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». «Человеком-школой», «верстовым столбом в развитии русского пейзажа» называл его И. Крамской, с восторгом и уважением отзывались о нем В. Стасов, И. Репин и другие. ВПетербурге жил иработал идейный вдохновитель ируководитель Товарищества передвижных художественных выставок Иван Николаевич Крамской (1837–1887)– портретист, педагог, проницательный художественный критик.
Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Водной изних рулевой веслом пытается отвести удар, развернув шлюпку. Самые приставучие возражают, почему медвежат именно три, ведь у медведицы редко бывает такое потомство. Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму.
Отдельные занимательные подробности прописаны скрупулезно, детально. Недаром этот пейзаж был назван «историческим». Кстати, такие художники-пейзажисты называются маринистами. Последняя, прерванная смертью художника работа «Озеро», однако, полна солнца, света, воздуха, ветра. Н. Кукольник восторженно отозвался вжурнале «Иллюстрация» оновой работе своего друга: «Освещение дерзко, ноисполнено удачно зной разлит вкартине так осязательно, что кажется, ощущаешь его влияние.
Вновь художник покоряет своим восторгом перед величественной гармонией мироздания. Его самое знаменитое полотно Последний день Помпеи стало триумфом русского искусства. Венецианова – А. Тыранов. Между тем, в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок. Бронников «воскрешает» длязрителей главный обряд пифагорейцев: они встречают восход, вознося молитвы ипеснопения надсказочно прекрасной, наполненной светом исолнцем долиной, окруженной серебристоголубыми горами.
«Радостные» гримасы людей, поднимающих тост замолодых, больше напоминают гротескные маски, нежели живые лица. Таким образом, в первой четверти XIX столетия активно развивалось романтическое направление пейзажной живописи, освобождаясь от черт умозрительного «героического пейзажа» классицизма, написанного в мастерской и обремененного грузом чисто познавательных задач и исторических ассоциаций. Это собирательный образ русской природы, родины. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна.
Так же, как и другие пейзажисты его поколения, Клодт привязан к точному рисунку. Валентин Александрович Серов, в отличие от предыдущих авторов, после написания картины «Девочка с персиками», стал одним из наиболее значимых художников в империи. Справа квершине холма поднимаются стройные греческие женщины скувшинами наголовах, навозвышении сверкает белоснежным мрамором колоннада античного храма Поэтическое упоение красотой мира, которое присуще самому Бронникову, чудесно совпало сосмыслом картины– поклонением солнцу какисточнику красоты игармонии мира. Васильев (1850-1873), И. И.
Одной из самых известных картин русских художников считается невероятно глубокое по смыслу полотно Василия Пукирева «Неравный брак». Встороне уклетки спопугаем стоит поэт В. К. Тредиаковский, ждущий очереди дляпрочтения новой оды». Картина «Весенняя полярная ночь» была приобретена Павлом Третьяковым для галереи прямо свыставки, авместе сней— еще около 60картин иэтюдов Александра Борисова, вдохновленного путешествиями поНовой Земле. Картина рассказывает оважнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768–1774годов. Картина «Московский дворик» согревает душу своим теплом и простотой.
Это место привлекло Айвазовского нетолько красотой природы, ноиисторическими событиями. 24). Именно тогда он создает свои знаменитые пейзажи «Березовая роща», «Вечерний звон», «У омута», «Март», «Золотая осень» (Рис. Дляодного изэтюдов ему позировала деревенская девочка. Картина исполнена позаказу П. Третьякова. Замок св. Один из самых одаренных художников этого круга Г. Сорока писал виды в окрестностях усадеб, расположенных в Тверской губернии.
Шишкина называют «царь леса», потому, что больше всего у него лесных пейзажей. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа. Айвазовского складывается уже к 40-м годам XIX века.
Центральное место вкомпозиции занимает небо, покоторому стремительно проносятся облака. Будучи офицером (окончил Морской кадетский корпус вПетербурге), он лично участвовал внескольких военных кампаниях второй половины XIXвека. Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Сокольники» было замечено критикой и куплено Третьяковым.
В картине «На пашне» от тщательно прорисовывает борозды первого плана, фигуры в центре картины и даже вдалеке. Первый период в развитии русского реалистического пейзажа, включающий в свой круг произведения 50-х годов – картины на иной идейной основе им было свойственно новое эстетическое качество. Алексеев (1753--1824) слыл русским Каналетто изображал памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска (Рис. Нанего обрушивается огонь турецких кораблей, ноСпиридов ведет «Евстафия» прямо нафлагманский турецкий корабль «Реал-Мустафа». Сним произошла похожая история– его возлюбленную выдали замуж забогатого человека.
«Художник, который пишет повпечатлению», как называл Васнецова Константин Коровин, создавал поэтюдам собирательный былинный образ. Недаром произведение имеет подзаголовок «Русь». АДостоевский подметил, что вбурях Айвазовского «есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя вживой, настоящей буре». Сейчас «Бурлаки на Волге» одна из наиболее показательных картин русских художников, которая заслужено входит в топ-10.
Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту природы прежде всего в том, с чем «граничит счастье и довольство человеческой жизни». Именно там художник слушал комментарии филолога М. Прахова к«Слову ополку Игореве», после которых появилась картина «После побоища Игоря Святославича споловцами», налугу встретил девочку, ставшую главной героиней картины «Аленушка», увидел поле, накотором ожидают врага герои его главной картины «Богатыри». Ему удалось точно передать нетолько индивидуальные черты его внешнего облика, нои«следы» прожитых дней, его духовной биографии.
Здесь мастер показывает немощную стихию моря, амогучую, таинственную силу исполинских кавказских гор. Другая большая картина Васильева «Мокрый луг» говорит о мужественной позиции художника, о потребности утверждения позитивного идеала в искусстве. Например, друг художника, видавший виды воин полководец А. Ермолов так описывал свои впечатления отего полотен: «Я приходил вужас отбури ипогибал вволнах, выбираясь изних безнадежды наспасение».
Действие большинства жанровых иисторических картин передвижников разворачивается словно натеатральной сцене, но«спектакль» разыгрывается позаконам реалистического театра «настроения», анеусловной драмы эпохи классицизма. Вкомпозиционном центре картины– головной корабль подкомандованием Спиридова «Св. Евстафий Плакида». Ге сказал о Васильеве, что «он открыл живое небо». Одна из самых обаятельных картин в русской живописи. Провинциальный романтический пейзаж, так же, как и другие виды живописного жанра, развивается в XIX столетии независимо от того, что происходит в «верхах» искусства. Пейзаж отличается особой свободой исполнения, рельефной «открытостью» мазка. Эти картины являются примером того, насколько русская живопись может быть прекрасной, глубокой, трогательной.
Антелла», еще сравнительно традиционном по своему замыслу и становятся более отчетливыми в пейзаже «На острове Капри» (Рис. Ниводной европейской стране небыло столь долгого бытования вживописи критического реализма– исторической модификации реалистического направления, вкотором художники ставили задачу непросто изобразить жизнь «в форме самой жизни», ноипоказать самые неприглядные стороны действительности. Необходимо отметить, что «Владимирка» Левитана отмечена печатью всех тех успехов и завоеваний, которые свойственны передовой живописи 19 века. Сражение показано какяркий фейерверк нафоне лунной ночи.
Визитная карточка Поленова.
20). А. Бенуа писал: «Зритель отходит откартин Перова, получив своеобразное наслаждение, похожее нато, которое получается отпрочтения меткого иточного психологического анализа». Творчество пейзажиста Исаака Ильича Левитана (1860–1900) заканчивает векXIX иоткрывает векXX. Вот таким образом неудивительно, что в 1865 году за полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» И. И. Шишкину дали звание академика.
Накартине мы видим разгар боя. Одно из наиболее известных его произведений – «Площадь провинциального города» (Рис. Саврасов (1830-1897), Ф. А. Его картины– вершина русского реализма, «энциклопедия» пореформенной России. Именно эта картина, кажется, лучше всего соответствует словам П. Третьякова, обращенным кхудожникам: «Дайте мне хоть лужу грязную, ночтобы вней была поэзия». Современники сбольшим интересом следили заработой Переплетчикова иназывали его «восторженным певцом дальнего Севера». Это прозаический перевод стихотворения выдающегося английского пейзажиста Тернера. Тусклыми огнями свечей горят окна кабака с«говорящей» вывеской «Разставанье», укоторого стоят полуразвалившиеся сани содинокой, замерзшей девушкой, вероятно, давно поджидающей кого-то изблизких, кто загулял изабыл оней Широкая зимняя дорога убегает вдаль кбескрайнему горизонту, вбесконечные просторы русской равнины.
– 23 июня 1852 г. ) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. Пробудившиеся отдолгого зимнего сна тонкие искривленные березки «прорастают» кнебу. Сам же автор ничего не упомянул. Для передовых художников начала века Петербург был не только великолепной «Северной Пальмирой», величественной столицей империи, но и центром их интеллектуальной деятельности. Всем знакомы имена Айвазовского, Брюллова, Сурикова, Поленова, Васнецова и других. 23).
«Когда Шишкина не будет, – писал Крамской, – только тогда поймут, что преемник ему не скоро сыщется». Это его и погубило. Замерзшая река превратилась вширокую улицу, накоторой возведены специальные павильоны. Панорама Кремля, все соборы и башни прорисованы Воробьевым с величайшей точностью.
Сам Костомаров, увидев полотно, взял в жены молодую девушку. Пейзаж завораживает жизнью неба– клубящимися вдали грозовыми облаками. Реалистическое направление русского пейзажа. Влучших изних он достигает «всеохватности» иглубины, свойственной романам Л. Толстого («»). Во «Владимирке», написанной не только под впечатлениями от натуры, но и под влиянием народных песен и исторических сведений об этом тракте, по которому вели каторжников, Левитан средствами пейзажной живописи выразил свои гражданские чувства. 28). Иванов (1748--1828).
Всвоих необыкновенно эффектных пейзажах он, словно птица, «взлетает» надземлей, охватывая взором ее величественные просторы, заставляет «вспыхивать» лучи закатного солнца илисверкать яркую луну, отраженную вводах Днепра («Лунная ночь наДнепре»). Весна и На жатве.
27). Именно художники-пейзажисты и их биографии будут рассмотрены в данной статье. Как отмечают исследователи, в них сказалась «такая большая правда о природе и людях, такое глубокое знание внутренних законов жизни и человеческой психологии, какие не могли вместить все его мифологические и исторические картины вместе взятые». Перов показывает сцену впридорожной «чайной» подоткрытым небом. В первой четверти XIX столетия русская пейзажная живопись освобождается от рационалистических начал классицизма XVIII века.
Все пространство дальнего плана картины охвачено заревом отвзрывов турецких кораблей. А ведутный пейзаж, в свою очередь, подразделялся на точный и фантастический. А уже через восемь лет он получает звание профессора. Семья, в которой воспитывался Ваня, была не слишком зажиточной (его отец был небогатым купцом).
Картина обладает ярко выраженной плакатной интонацией: она взывает ксовести «власть имущих», останавливает изаставляет задуматься, сострадать. Современники видели в нем крупнейшего мастера реалистической пейзажной живописи.
Наих ветвях уже шумно хлопочут первые вестники весны грачи. Вэтом сюжете Маковский вомногом предвосхищает сказочные «жанры» В. Васнецова. Чем дольше присматриваешься ккартине, тем больше укрепляется ощущение, что изтаежной чащи вот-вот появится Иван-царевич наСером волке скартины Виктора Васнецова, старшего брата Аполлинария Васнецова.
Они выражали свою любовь изображая ее на всевозможных мозаиках, барельефах и картинах. Мир, в котором краски обостряют чувства единения с природой. й половины XIXвека, Соломаткин работал вочень редком жанре живописного гротеска. Интересны картины раннего Воробьева в духе романтизма, поражающие «однообразной красивостью» образов «пехотных ратей и коней». Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа. Вих мягко выделенных светом лицах– черты милого обаяния икротости, чистоты идоверчивости.
Картина «Волга под Симбирском» написана художником втовремя, когда оноставил Товарищество передвижников иотправился путешествовать постране. И. Левитан Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины, философского смысла. И его философские раздумья тоже полны грусти о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования, которое является мигом перед лицом вечности («Над вечным покоем»). Темным силуэтом выделяются нанебе двуглавые орлы наверстовых столбах– символ российской государственности Дорога врусском искусстве– это всегда символ пути, который, ввосприятии Перова, наполнен печалью истраданием бесприютных иодиноких сердец «униженных иоскорбленных».
После прошедшего дождя влужах размытой дороги сверкают лучи проглянувшего солнца. Это городской пейзаж, в котором мы видим обычную жизнь московских мальчишек и девчонок. Эти два человека – поистине самые великие и самые известные художники-пейзажисты России.
Накартине изображен один изэпизодов русско-турецкой войны 1768–1774годов. Второй – Иван Иванович Шишкин – любил изображать лес. 33). Его остро-реалистические иллюзорно написанные картины стали драгоценными историческими документами, повествующими озавоевании Средней Азии иТуркестана («Победители» идр. ), особытиях русско-турецкой войны 1877–1878годов («Шипка-Шейново. Необходимо отметить еще одно течение русского романтического пейзажа – маринизм.
Ранние работы Щедрина – виды Петербурга – восходят к классической традиции городского пейзажа Ф. Алексеева, но смягчены лирическим восприятием облика «Северной Пальмиры». «Утро в сосновом бору». Звучные лилово-розовые тона надальнем плане бледнеют втени скал.
Всюду снуют сани, повозки, горожане. Шишкин Иван Иванович родился в январе 1832 года в городе Елабуг. Этот круг художников изображал крестьянскую жизнь на фоне лугов и полей спелой ржи. Запределами картины остался трагический финал боя: страшный взрыв разорвал «Евстафия», через 15 минут взорвался и«Реал-Мустафа». То, что было им сказано о «простой и задушевной природе» искусства художника, умевшего вносить сердечное чувство в изображение «родных мест, родной обстановки, родных типов», навсегда останется в сокровищнице искусствоведения России. Во второй половине XIX века складывается реалистический пейзаж.
Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. «Девочка с персиками» заслужено входит в Топ самых известных картин русских художников благодаря той радости, которую излучает девочка. «С Саврасова, – скажет в последствии его ученик И. Левитан, – появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Впоследствии некоторые художники и критики в полемическом задоре напрочь отвергали значение Шишкина, объявляли его «натуралистом», «фотографом», безнадежно устаревшим «копиистом природы». Он оцепенел отгоря, подавлен гнетом содеянного. Далее вы можете увидеть 20 знаменитых картин великих русских художников. Узрителя возникает ощущение присутствия среди разъяренных волн, рядом сошлюпками, которые неотвратимо несет кприбрежным скалам. Одна изсамых выразительных картин, написанных повпечатлениям отэтого путешествия, – «Вид Дарьяльского ущелья ночью».
Но он и философ. «Эта картина– образец удивительного воздействия композиции, красок ирисунка все полно правды, все говорит, все обличает», – писал критик В. Стасов. Критики отмечают «наивность построения композиции» в сочетании с «тщательностью характеристики всех персонажей, подобной описанию внешности человека устами провинциала». Щедрин стремился находить простые и естественные живописные мотивы. Ивсе же чувствуется, какпоэтой унылой равнине проносится мягкое дуновение весны.
Серо-коричневый колорит картины созвучен настроению горестного переживания, тоски отбеспросветной, враждебной человеку реальности. Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А. Г. Композитор Б. Асафьев отмечал, что новизна этого пейзажа «в музыкальном настроении, втакой чуткости сопоставления зримого, когда видимое вприроде переходит вдушевное состояние искорее ощущается какслышимое внутри, чем видится».
Вкартине нет обычного дляПерова «обличительного повествования», она потрясающе воздействует своей живописно высказанной страшной правдой. Длянего настоящим был человек, «живущий вприроде».
Воружейном дыму тают очертания выстроившихся влинейку русских итурецких парусников. Критики называют картину «живой». Нафоне хмурого тревожного неба зримо выделяются столбы сраспятыми рабами.
Даикнигу воспоминаний онназвал соответствующе— «Встране холода исмерти». Не всегда даже сам художник понимает значимость своих работ. Мерцающий лунный свет отражается всверкающей поверхности горного Терека. «Неизвестная» – самая знаменитая картина из всех работ Крамского, а мир до сих пор не знает, с кого художник рисовал картину.
Перов создал подлинный портрет-биографию великого писателя. Пейзаж носит возвышенно-героический характер. Продолжателем традиций в русском пейзаже конца XIX века был Исаак Ильич Левитан, «огромный, самобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как его называл Чехов. Иван Шишкин – художник, который еще в академии ответил, что будет пейзажистом, нарисовал знаменитую картину «Утро в сосновом бору».
Они умели видеть поэзию в самом обыденном проявлении природы. Этот заключительный аккорд придает сюжету возвышенное трагедийное звучание. Всвоих произведениях он рисует образ беспросветной жизни, где попраны все святыни («Сельский крестный ход наПасхе»), авлучших работах приходит квыразительному обобщению иохвату драмы русской жизни вообще («Утопленница», «Последний кабак узаставы»).
Выдающийся мастер Илья Ефимович Репин (1844–1930) работал вразных жанрах, снеобыкновенной легкостью менял манеру живописи, откликался насамые животрепещущие темы современности. С первого взгляда картина может производить мрачное впечатление и не каждый может почувствовать ту радость и торжество, которая бала заложена в ней художником. Собственная живописная манера И. К. Он прежде всего лирик, его пейзаж глубоко лиричен, даже элегичен. Сам художник называл эту картину «Маленький вор».
Виктор Васнецов создал одну из самых известных картин среди русских авторов – «Трех богатырей». А. Г. Лето. Русские моряки приготовились кабордажной схватке. Слева группа женщин иребенок– вероятно, родственники арестанта, которые разделили сним его горькую долю.
Противопоставив академическому течению свою школу работы с натуры, отвергнув принятую «манеру», Венецианов сумел создать произведения, от которых «веет теплотой и настроением». В картине «Вид Московского Кремля от Устьинского моста» (1818) на первом плане изображены полуразрушенные дома – печальное напоминание о пожаре Москвы 1812 года (Рис. Размеры картины поражают, как и ее детализация. Наиболее известным пейзажем Саврасова является его картина «Грачи прилетели», появившаяся впервые на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году (Рис.
Нопо-настоящему его воображение увлекла суровая природа Урала иСибири. Над головой небо очень чистое, а ближе к горизонту начинают собираться облака. После Шишкина и Саврасова Михаил Константинович Клодт был третьим зачинателем реалистического пейзажа в русской живописи. И в каталоге этой выставки она называлась «Грачи прилетели. » в конце названия стоял восклицательный знак. Ковремени создания портрета Достоевский уже прошел игражданскую казнь икаторгу, он создал великие произведения, вкоторых вовсей полноте открыл трагический мир «униженных иоскорбленных». У самого края картины начинается дорога и, петляя, бежит среди полей.
Повоспоминаниям художника идея картины возникла вовремя поездки поТамбовской губернии. Одно из первых мест среди них по праву принадлежит В. Поленову. Мужская фигура распростерлась наземле вбеспомощном жесте отчаяния, оплакивая погибших. Кто-то утверждает, что на картине изображена Анна Каренина, а некоторые вообще считают, что «Незнакомка» приносит большое несчастье всем, кто посмотрит ей в глаза.
Созвучно устремлениям молодежи было в то время творчество А. Г. Пройдет несколько минут и облака передвинутся ближе к переднему краю и пойдет дождь. Москва сее неповторимой атмосферой русской старины вдохновляла Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), который утвердил внациональной живописи новый жанр картины насюжет русских сказок, былин иисторических преданий. Перов был знатоком природы, очень любил охоту.
Камерный, небольшой поразмерам «Проселок» выглядит одновременно какпоэтическое откровение о«родном» икакнаполненная эпическим величием картина природы. Сейчас же картина – наследие русской культуры и ее стоимость оценить нельзя.
Третьяковская галерея приобрела картину всего лишь за 25 тыс. И тот же Крамской, строгий и взыскательный критик, указывал не «недостаток поэзии» во многих картинах Шишкина, несовершенство письма художника, подразумевая под этим его живописную манеру.
Еще один мастер венециановского круга Е. Крендовский много работал на Украине. Метод критического реализма– это своеобразный вариант «народнического движения» вживописи, когда вискусстве видят оружие дляпереустройства жизни. 30). Это жизнь природы – старые деревья увядают, новые появляются.
Герои картины словно сошли состраниц «Мертвых душ» Гоголя– здесь можно найти иМанилова иНоздрева иКоробочку Превосходно переданы особенности пластики каждого персонажа. Впервые Ефимович увидел бурлаков на Неве, где у него и сложился сюжет для будущего шедевра. Существенная роль в этом процессе принадлежит романтизму.