Русский портретист тонко чувствовал женскую натуру и написал множество картин с изображением, чарующих своей красотой, женщин.
Она тоже очень богато одета. Плохо только, что косметику боярыни любили слишком сильно. Портрета Татьяны Шуваловой не сохранилось.
Кстати именно вот таким образом Моризо так часто фигурировала в качестве натурщицы на полотнах художника. Картины несколько схожи, но забыть их невозможно. Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243.
Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Это слова англичанина Энтони Дженкинсона, путешествовавшего по России в середине XVI века. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Вот этот, если так можно сказать, "дефект" художники и пытаются скрыть, рисуя с натуры. Александре Струйской было18, когда еевыдали замуж заочень богатого вдовца. Правда, через полгода, много – год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.
С откровенной неприязнью молодой мужик поглядывает на своего старшего брата. Нонеожиданно вдекабре 1907года, спустя всего 5лет после свадьбы, Вера Саввишна умерла отвоспаления легких. Они состоят из красной охры и испанских белил».
Вот барон Иоганн Корб: «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Нежная и одновременно грустная улыбка предполагает откровенное общение. В 2008-ом ценовой рекорд в «женском зачете» побила картина «Цветы», проданная на аукционе Christie39s более чем за 10 млн.
Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Это портреты Нарышкиной, Лопухиной, княжны Суворовой, Арсеньевой.
Н. Г. Чернышевский считал, что подобная манера краситься имеет восточное заимствование. Даже самые верные европейским «лекалам» художники вроде Карла Брюллова или Генриха Семирадского, не способны были изменить этому правилу. Правда Эдма, в отличие от Берты, больших успехов в профессии не достигла. Юсупова много времени исил тратила наблаготворительную деятельность, причем после революции продолжила ееивэмиграции. А в стороне от пашни.
Работа является одним из ключевых произведений русского авангарда, так как объединяет в себе элементы европейского импрессионизма и совершенно новаторского направления, созданного Гончаровой и ее мужем – т. н. «лучизма». Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Отличия в ассортименте тоже минимальны – вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» – тогда так называли не студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.
Все другие ждут, что будет дальше. Вот немец Адам Олеарий: «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Выразительны были и камерные портреты. Они выражают гамму чувств, они всегда особенно ярки и составляют центр портрета. То есть в портретах любого человека старались изобразить как идеал.
Это был прорыв. В глубине виднеется фигура боярина, с превеликой важностью сидящего на вороном коне. Рядом другой всадник, который, видимо, устраняет пешеходов, мешающих движению начальства.
Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. А хотелось всего и сразу. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11.
Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Однако когда девочке было14, помолвка понеизвестным причинам была расторгнута, аЧечилия отправлена вмонастырь, где ипознакомилась (илиже все это было подстроено) сгерцогом миланским Людовико Сфорца.
Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем, но с соцреализмом. То есть пасты на основе соединений ртути. носят на голове тафтяную повязку (обыкновенно красную), а сверх нея шлык, называемый науруса, белаго цвета.
Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Таинственные полуулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфумато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. Но, милые дымы, мы все с огромным удовольствием любуемся вашими прекрасными ногами. В контрасте с фоном холодных голубых, лазоревых, бирюзовых и сапфировых оттенков обоев с букетами и гирляндами роз тяжёлый комод и довольно неуклюжий сундук разукрашены Кустодиевым по-сказочному, по-былинному, под стать оперению жар-птицы: кумачовыми, пурпурными, коралловыми, багряными, рубиновыми, алыми, в общем, всевозможными оттенками красного и розового цветов.
Ежедневно напротяжении двух месяцев художнику позировала его дочь, 12-летняя Вера. Чечилия Галлерани была девушкой изблагородной итальянской семьи, которая ввозрасте10 (. ) лет уже была помолвлена. В своих работах Боровиковский раскрывает всю красоту женщины того времени. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. «Всадница» Брюллова— блистательный парадный портрет, вкотором роскошно все: ияркость красок ипышность драпировок икрасота моделей. Поистине замечательны женские портреты Ореста Адамовича Кипренского (1782 -1836 гг. ) В каждом из них перед нами предстает яркая личность.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Еще правее стоит девочка-подросток, с белокурыми мягкими волосами, падающими на плечи, в левой руке она держит куклу, чем подчеркнут ее ребяческий возраст. ВАстрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых подому, сшестого этажа встудию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. Одна из самых известных Татьян — Татьяна Шувалова.
Через год культовая художница и икона стиля скончалась, но сама её жизнь, яркий образ и удивительные картины стали вдохновляющей легендой для миллионов людей во всем мире. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Созданные Кипренским женские образы «вырастают» до символа нравственной чистоты, они полны романтической мечтательности, благородства и красоты.
Ейбыло всего 32года, аеемуж больше так инеженился. Они настоящие хозяева. Глаза всегда интересны на рокотовских портретах. Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, ноэтот— самый чарующий.
«Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе абсолютно азиатскую наружность и абсолютно монгольское безобразие». Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Потом это имя из царской династии исчезло и следующая Татьяна появилась в императорской семье в 1890-х годах. Российская история в лицах – так часто называют творчество Левицкого.
В сороковые картины Фриды Кало появляются на нескольких заметных выставках. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине. Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536.
По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Сверх этого шлыка надевают шапку (в виде головного убора из золотой парчи), называемой шапкою земскою, с богатою меховою опушкою, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, так как жены дьяков и купеческие стали подражать им. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Так, немец Адам Олеарий писал: «женщины среднего роста, в общем красиво сложены».
Желание свое она осуществила: замужество было счастливым ипринесло двоих сыновей. Вэтот период Адеркас была совсем молода— студентка-первокурсница медицинского факультета— инанабросках еефигура выглядит гораздо тоньше. В центре младший сын и его жена. Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка с двумя длинными висящими кистями. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152.
Портрет был заказан еесупругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после свадьбы. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Так Татьянин день стал Днем студента.
Незабываем «взор очей её прелестных», гордая осанка и сдержанность. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант – «меркуриальные примочки». Прямо перед ним сидит молодой человек, задавший ему какой-то, вероятно, каверзный вопрос. Сегодняшней стоимостью своих полотен Наталья Гончарова перещеголяла всех художниц мира. И, кажется, никогда не прекратятся вовсе. Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек.
Собственно, этим сказано всё. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Позади женщины – необъятный простор полей, высокое небо. Молодые дамы кокетливо милы, обаятельные старушки величаво спокойны и благородны.
Не стала исключением и Зинаида Серебрякова, чей автопортрет «За туалетом» знаком со школьных времён, наверное, каждому. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. И действительно, громоздкая, нелепая фигура такого пешехода в глубине картины старается поскорее добраться до сухого места и его встречает веселый смех людей, уже стоящих на суше. За24года брака Александра родила мужу 18детей, 10изкоторых умерли вомладенчестве. Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы.
«Портрет неизвестной в розовом платье» (1770 -е гг. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности.
Здесь выложены работы не только потсмодерна, но и постреализма, постсюрреализма. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15.
Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Такая необычная цветовая гамма призвана усилить эмоциональное воздействие на зрителя. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Она знает себе цену и бережно несет свое достоинство и красоту.
Замечательно написано лицо молодой женщины – жены младшего брата. Берта же, чувствуя зов крови (девушка приходилась дальней родственницей Жану-Оноре Фрагонару, повлиявшему своим творчеством на многие поколения французских живописцев), с головой ушла в профессию, свела близкое знакомство с великими своего времени – Моне, Ренуаром, Сислеем и даже вышла замуж за брата Эдуарда Мане – Эжена. Ангелика Кауфман, швейцарский художник и график конца восемнадцатого века смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стала признанным мастером классицизма. Говорят даже о «рокотовских глазах» как особенной черте творчества художника. Русские художники 18 века осваивали новые приемы европейской живописи и изображали на своих полотнах не только царей, но и различных бояр, купцов, патриархов, которые старались не отставать от моды и часто поручали местным художникам нарисовать портрет. Лицо ее абсолютно невыразительно, оно сохраняет важную неподвижность.
Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества. Справа от него, чуть отклонившись, сидит его жена с маленьким мальчиком на коленях. Недаром в их разговор прислушиваются слуги. Мол, все предметы, которые мы видим – сумма лучей, преломленных от этих самых предметов. Её называли «виртуозом цвета», работы Моризо год за годом принимали участие вСалоне— ежегодной парижской выставке Академии изящных искусств. Он находит выразительные позы, жесты, показывая знатных вельмож.
Неистовый старообрядец протопоп Аввакум писал: «Иные же жонки лицо своё безобразят и паки красок накладут – ино червлёно ино бело ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну». А сегодня художница несправедливо забыта. Она записывала в дневнике: «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Женщина на портрете как будто выступает из темноты, она наполовину поглощена дымкой. На траве сидит ребенок, на него с любовью и нежностью смотрит молодая мать. Всю жизнь у Фриды было слабое здоровье – она страдала полиомиелитом в возрасте шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции, повлиявшие на неё до конца жизни.
За столбик ухватился молодой человек, готовящийся перепрыгнуть через поток грязи. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Она первая из русских художниц, чьи картины, «Жан и Жак» и «Митинг», украсили стены Лувра.
Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808) Рокотов – один из самых изысканных и тонких живописцев в искусстве эпохи классицизма. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.
Именно в парадном портрете Левицкий раскрывается как мастер. От еще непрогретой земли идет легкий пар и кажется, что она не идет. Кстати иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. А плывет в этой дымке, едва касаясь земли.
Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, аеевыдал замуж заобедневшего графа. Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, так как они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Особенно это касалось высшей аристократии. Зубы боярынь на выданье становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Экспериментировала художница и с примитивизмом используя иконопись. В результате жена князя Черкасова была вынуждена уступить уговорам.
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Ввозрасте 23лет Симонетта умерла отчахотки, несмотря настарания лучших придворных врачей.
Под киотцом сидит нищий с профессиональным жалостным лицом. Лицо, освещенное неярким скользящим светом, отличают внутреннее достоинство и спокойствие. Её натуре казались тесными и академические каноны живописи. Есть легенда, что насвадьбу муж подарил ейнибольше нименьше как новую церковь.
1953 год. «Портрет» Именно прекрасные глаза героини портрета — живые, немного лукавые и загадочные. Издавна в России женщины отдавали предпочтение ярким тканям: малиновым, зеленым, лиловым, розовым и т. д. В почете были пестрые расцветки. Он даже не снял своей треуголки, хотя все остальные без шапок. За спиной старика и молодой женщины возвышается фигура приказчика. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и кокошнике ведет под уздцы двух коней. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Замечательно лицо женщины: оно молодо и прекрасно своей особенной национальной красотой. Портреты и жанровые сцены, картины на мифологические и религиозные темы. Известно, что Мария Башкирцева активно выступала за права женщин. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18.
Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое. Четко прописаны только выразительные глаза – яркие, приковывающие взгляд. Русская живопись начала 19 века сказала новое слово в истории развития женского портрета. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40.
Девочек из рода Романовых крестили Татьянами еще в XVII веке: например, так звали сестру первого царя Михаила Федоровича и его младшую дочь. Ивсю жизнь писал ейстихи. На левой стороне целая группа беседующих между собой людей. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346.
Перед нами характерная семья из старинного московского купечества. Русские же не могли до конца оторвать красоту от правды и доброты. Он держит в руках бутылку с вином. После ее смерти его перевели на все европейские языки, а вскоре издали в Америке. Важным было учесть общественное мнение о том или ином человеке.
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас. Однако в дворянских семьях XVII и XVIII века имя оставалось популярным. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе.
Помимо 150 картин, 200 рисунков и многочисленных акварелей, Мария Башкирцева оставила после себя и литературное наследие – «Дневник», который вела с 15 лет на французском. Это угрюмая, властная женщина, недобрый взгляд ее колючих глаз устремлен в пространство. Среди них – полотно «Жан и Жак», наиболее известная картина русской художницы. Сначалом волнений Юсуповы покинули Петербург ипоселились вРиме, апосле смерти супруга княгиня переехала ксыну вПариж, где ипровела остаток своих дней. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
Из-за катастрофической бедности Серебрякова даже вынуждена была самостоятельно изготавливать краски – на магазинные денег не было. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Эти портреты отличает удивительная тонкость передаваемых характеров, почти неуловимые особенности душевных переживаний и объединяющее все образы чувство нежности.
Мария Башкирцева (1858 – 1884) – родилась в Полтавской губернии. Его кисти принадлежит целая галерея портретов великих людей 18-го века. Правее, на столбике, укреплен четырехгранный киотец с иконами.
Внимание акцентировалось на дорогой мебели, больших вазах, роскошных одеждах интересных позах. Однако большинство её работ не пережили Первой мировой войны.