Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь. Число картин Рубенса доходит до 1500, Немногие художники имели в свое время такое могущественное и неоспоримое влияние, как Рубенс и нет ни одной области нидерландской живописи, на которую он не оказал бы воздействия. Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса.
В картине «Оплакивание Христа» Рубенс следует средневековой итальянской иконографии, в которой Христос изображался лежащим на плите. Картины Рубенса этого времени полны страстной динамики. Одним из ярких представителей фламандской школы живописи в стиле барокко является Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640) – автор огромного количества картин с изображением женщин, которых потомки позже назовут рубенсовские женщины. В своих картинах из жизни животных, написанных иногда в сообщества с Ф. Снайдерсом, Рубенс удивляет необычайною жизненностью, напряжением физических сил, драматичностью и энергией: «Охота на львов» и «Охота на волков» среди них занимают самое видное место.
При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами. Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. С теплотою и любовью Рубенс относился к жизни природы и детскому миру, как показывают лучшие его картины изображающие играющих детей и его пейзажи, в которых он прокладывал новый путь, сочетая величие понимания с глубиною настроения. Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах».
Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Его работы интересны тем, что он прежде всего выражал свое отношение к человеку, которого изображал. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен».
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Рубенс заботился о своих авторских правах. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Ещё в 1618—1619 годах Рубенс вёл переписку с английским государственным деятелем и художником-любителем Дедли Карлтоном. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Лекуре, «доходило до угодничества». Прототипом, возможно, послужила копия Афродиты Книдской Праксителя в зарисовке Рубенса, сохранившейся лишь в копии118.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». В 1629 году он побывал в Англии. В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику. Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Изображённый на картине бюст Сенеки принадлежал художнику и был использован в нескольких картинах и гравюрах133.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Королева желала обустроить галерею славы, наподобие созданной когда-то Вазари во флорентийском Палаццо Веккьо. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Не гнушался он и заказами от скульпторов: в частности, Лукас Файдербе все свои статуи создал по эскизам и моделям Рубенса. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене.
Более всего в его коллекции была представлена венецианская школа: произведения Тициана, Тинторетто, Веронезе, Пальмы и Муциано.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому.
Добившись невероятных успехов в творчестве, Рубенс стал и весьма удачливым в дипломатической службе. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Тот же Зандрарт утверждал, что единственным источником эстетических устремлений Питера Рубенса до 14-летнего возраста было копирование гравюр из Библии издания Тобиаса Штиммера 1576 года. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Игнатия (ныне посвящённой св.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Быстрота работы мастера поражала современников.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист. Впоследствии Рубенс доверял работу над одеждой, аксессуарами или фоном своим ученикам, однако в начале своего пути он пренебрегал бригадным методом и все детали портрета исполнил сам. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Антверпенский период. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Однако благодаря отличным отношениям с королём он добился назначения посланником в Мадрид Фрэнсиса Коттингтона, происпански настроенного католика, который как раз и убедил художника остаться в Лондоне198. Он обладал обширными познаниями в науках, свободно владел несколькими языками интересовался литературой и философией, превосходно знал античную историю, мифологию, литературу и искусство.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Для учеников была предназначена особая студия, даже превосходящая по размеру мастерскую самого Рубенса. В спорах критиков, принадлежавших к обоим лагерям, на первое место выносились требования, предъявляемые к линии и цвету.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Луки214. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Представитель Бэкингема— Балтазар Жербье— сам вышел на Рубенса, поскольку герцог стремился приобрести богатейшую коллекцию художника. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. И слава Богу. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Мастерская занимала половину дома, а в единственном просторном помещении жилой части— галерее— Рубенс разместил свою коллекцию82. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде.
Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Художник мог реализовать грандиозные устремления, когда ему приходилось строить композиции и фигуры так, чтобы прихожане могли видеть их издалека в правильном ракурсе. Памятуя о неприятном римском опыте, Рубенс работал прямо в помещении церкви, что позволяло учитывать все особенности восприятия полотна105.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Брак был заключён с большой поспешностью.
Поскольку вторжение оттягивалось на неопределённый срок, а помощь французским протестантам была разорительна, король Карл I решил вернуться к переговорам с Испанией. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари».
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. В переписке Рубенса имеются многостраничные пассажи о формах и способах применения античных треножников изображениях на античной серебряной ложке и прочего.
Художник дважды был женат. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
В сравнении с лихорадочным экстазом блаженных великомучеников Сурбарана умирающие праведники Рубенса выглядят поразительно бодрыми. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса33. Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. Многие жители покидали разоренную войной страну. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк.
Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Художник никогда не отказывал живописцам, если те просили его прийти взглянуть на их работы. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией. Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя. Письма государственному секретарю Гевартсу из Испании написаны на макаронической смеси фламандского и латинского языков, причём деловые и житейские вопросы обсуждаются на нидерландском, а научные и политические— на латыни, включая пассажи о ненависти испанцев к графу-герцогу Оливаресу128. Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки132. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Все это тайна велика есть. Он также выписал себе копии эдиктов, запрещающих дуэли и следил за ходом процесса над аристократами, которые нарушили этот запрет150.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Возможно, это труды Сенеки. Но Идас камнем сразил Полидевка. Во Франции Рубенс создал серию из двадцати одной картины для галереи Люксембургского дворца в Париже.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. 23 марта он покинул Англию, а 6 апреля Бальтазар Моретус записал в дневнике о прибытии Рубенса в Антверпен.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Крупным успехом стало подписание контракта на 20 000 экю, в котором была предусмотрена статья, что даже в случае кончины заказчика будет оплачена уже выполненная часть заказа. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Речь шла о «Воздвижении креста». Соперничество кончилось трагедией. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз».
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы».
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Детальное изучение и самостоятельное копирование шедевров ренессанса и античности выработали его индивидуальную манеру и стиль творчества, помогли закрепить полученные знания. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Любимец богов, Рубенс прожил яркую и счастливую жизнь, полную великих свершений как в искусстве, так и в личной и деловой жизни. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Добравшись до дома в декабре, он повесил у склепа усопшей одну из картин, предназначенных для Кьеза Нуово.
Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». создал свою мастерскую. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции.
В Риме он побывал дважды, причём в первый раз приехал туда летом 1601 года, когда герцог командировал его для копирования картин из коллекции кардинала Алессандро Монтальто. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Факты о жизни известных художниках, касающиеся их рождения, образования, быта – не сложно отыскать в библиотеках и интернете. А что касается тех событий, которые были, не так заметны в их жизни, но столь значимы в их творческой деятельности Многие даже не догадываются как какие то мелочи могут повлиять на судьбу человека и как они могут подвигнуть на создание гениальных произведений.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками изгибами и выпуклостями.
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Рубенс был красив во всем. Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю.
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»).
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Также Рубенс создал множество портретов.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. Во Флоренции в церкви Сан Лоренцо его внимание привлекла капелла Медичи со статуями Микеланджело, обладавшими исключительной пластической свободой. Пейреск в письме от 10 мая 1623 года рекомендовал Рубенсу предпринять ряд дипломатических шагов, в частности, подарить картину Ришельё.
Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Основная тематика, конечно, – образ юной жены.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. В центральной части триптиха руки Христа не расставлены широко в стороны, как требовалось по канону, но вытянуты вверх над головой. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. По возвращении, он часто находил у себя дома нескольких друзей, пришедших отужинать с ним вместе, дополняя, тем самым, застольные удовольствия. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи.
4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Рубенс был принят фаворитом короля графом Карлайлом и вновь взялся за кисть, следуя пожеланиям Жербье и светского общества.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом.
Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Изабелла Брант стала крёстной матерью детей Яна Брейгеля, как и Рубенс после безвременной кончины Яна от холеры Рубенс стал его душеприказчиком103. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок.
Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи».
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. Неужели она была настолько скромна. На заднем плане в окне виден пейзаж. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией.
Рубенс жил то в городе, где у него был роскошный дом с богатою художественною коллекциею то в своем поместье Штеене, близ Мехельна. Но Рубенс никогда не был педантом. Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и другие. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.
У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.
Губерта, Диану на охоте и подобное. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Женщины Рубенса являются частью природы и представляют более оптимистический взгляд на природу, нежели античный.
А ведь оно только одно из многих. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Он мог без труда разговаривать, занимаясь живописью не прерывая работы, непринужденно беседовал с теми, кто приходил его навестить. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632).
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Самой известной оригинальной работой Рубенса, выполненной в Испании, стал парадный конный портрет герцога Лерма, открывший в его творчестве жанр парадного портрета. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Эта же комната служила и личным кабинетом.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Рубенс очень тонко отклонил своё участие в состязании, сообщив, что его работы выставлены в общественных и частных собраниях Италии и Испании и ничто не мешает Янсенсу отправиться туда со своими работами и повесить их рядом95. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
Разве что истинный талант. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. С 1610 по 1620 год по заказу антверпенских помещиков Рубенс исполнил около десяти картин на охотничьи сюжеты, на считая картин со львами, религиозное изображение покровителя охотников св. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Чтобы изготовить такой прибор, ему даже пришлось нанять брабантского монетных дел мастера Жана де Монфора.
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. С наслаждением писал местные пейзажи. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.
Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.
Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Немало поспособствовал успеху художника брак с Изабеллой Брант, дочерью Яна Бранта, статс-секретаря Антверпена. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. У верующих, созерцающих картину, не должно было остаться ни малейших сомнений в масштабе принесённой ради них жертвы107.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Картина была подписана обоими художниками104.
Управляющий имуществом герцога Мантуанского А. Кьеппьо рекомендовал фламандца кардиналу Монтальто— племяннику папы римского Климента VII. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.
Из мастерской Рубенса вышли Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, трое братьев Тенирс, Антонис ван Дейк. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать228. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
Его талант был сразу же замечен.
Если отсчитывать стиль барокко от римских сооружений Ордена Иезуитов142, то исторически о своей принадлежности к этому стилю Рубенс объявил в 1620 году, когда принял заказ у иезуитов на оформление фасада и внутреннего убранства церкви св. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись.
Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Он никогда не работал на пленэре и не воссоздавал некий конкретный ландшафт, вот таким образом его работы рассматриваются как обобщённый образ сельской Фландрии с её природной стихией и простыми радостями поселян. Вследствие болезни он был практически парализован. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнаженного женского тела. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией».
Портрет не датирован, но обычно его считают данью памяти брату Филиппу, скончавшемуся 8 августа 1611 года и Юсту Липсию, умершему 23 марта 1606 года, когда братья Рубенсы были ещё в Италии. В частности, были убраны бойницы.
Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Карлу Борромео). Эти документы были переданы эрцгерцогине, которая предложила ограничиться только двусторонними отношениями. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Высокие цены объясняются и тем, что некоторое количество полотен Рубенса доступно для перепродажи, в отличие от его младших современников Рембрандта или Веласкеса, чьи картины находятся в государственных музеях234. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). У Питера Пауля Рубенса была обширная библиотека, благодаря которой художник был прекрасно знаком с античной культурой.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Отпевание состоялось 2 июня. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
Никто из мастеров кисти и холста не смог добиться столь искусного владения карнацией или, в переводе с языка художников искусства написания живого тела. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. М. Лекуре задавалась вопросом, можно ли считать Рубенса художником барокко и признавала, что это понятие, с трудом поддающееся временному и пространственному определению, удачно демонстрирует его двойственность.
Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Имение Стеен было оценено в 100 тысяч флоринов, половина его была завещана вдове, вторая половина— детям226.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Ван Веен также привил ученику любовь к античности, древнегреческой философии, мифологии и религии, что в дальнейшем вылилось в его творчестве. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». А ведь когда-то, а именно в 1815 году, между Россией, Пруссией и Австрией, частью которой являлось княжество Лихтенштейн, был заключен Священный союз, подаривший этим странам 30 лет мирной жизни. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. И, несмотря на отсутствие откровенных изображений, Изабелла остаётся для нас настоящей рубенсовской женщиной – его первой любимой женой.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Рубенс тщательно проработал детали своего костюма, особенно пурпуэн— род камзола с высоким воротником, коричневые чулки и туфли вместе с дорогим нарядом супруги композиция близка типичному барочному портрету. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. В них начисто отсутствует мистика.
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Художник увлекся новым жанром — портретом. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение. Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Художник скончался в 1640 году. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
.