За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. На картине Н. К. Рериха, мудрый конь, окруженный сиянием, осторожной горной поступью несет Камень вниз, к людям. Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими и они долгое время висели на даче у М. Горького103.
Картина «Вестник» («Вестник пришел») была написана Рерихом в 1922 году в сложный Теософского Общества период. Именно Их имел ввидуН. К. Рерих, когда писал картину «Сокровище гор». Картины Николая Рериха» – сборник статей о творчестве Н. К. Николай Рерих картины пишет играя контрастами.
А за свою творческую жизнь Николай Рерих написал более 7000 картин. Рерих противопоставляет в своих картинах контрастные тона, усиливающие эффект красок, так же как композиторы сопоставляют в своих оркестровых пьесах тембры различных инструментов и добиваются таким путём особо яркого выявления звучаний каждого инструмента. В 2003 году картина была приобретена частным лицом у наследников Б. Боллинга и подарена Международному Центру Рерихов. На картине Н. К. Рериха «На вершинах» изображено хорошо известное явление «Тум-мо» – возжжение основных энергетических центров сознания.
В Финляндии Рерих работает над повестью «Пламя», пьесой «Милосердие», сочиняет основную часть будущего поэтического сборника «Цветы Мории», пишет статьи и очерки, создает серию картин, посвященную Карелии. Рерих снял покрывало с картины и сказал: В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Рериха и отзывам зрителей все картины имеют преобладание фиолетового цвета.
В картине «Песнь потока» («Песнь водопада»), 1920 г., Николай Константинович Рерих обращается к традиционным символам Востока – лотос символизирует Божественную истину и чистоту, река – человеческую жизнь. Картины, эскизы декораций, рисунки Рериха хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. С детства Рерих интересовался седой стариной, с упоением слушал рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, на всю жизнь полюбил пейзажи сурового русского Севера – все это наложило яркий отпечаток на его творчество и он пишет целую Славянскую серию картин.
В марте 1990 года Святослав Николаевич Рерих передал наследие своих родителей – архивы, картины, реликвии, коллекции – Советскому Фонду Рерихов (сейчас Международный Центр Рерихов).
Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами.
Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. «Именно Елена Петровна Блаватская была Огненной Посланницей Белого Братства.
Родился Н. К. Рерих в Петербурге. Одним из первых произведений, взволновавших воображение молодого художника, была симфоническая картина «Садко». Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993).
В 1897 году П. М. Именно она была Носительницей доверенного ей Знания. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом.
С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты научной деятельности его сотрудников. В 1937 году прибалтийские общества проводят Конгресс Балтийских обществ Рериха, в Риге работает Музей Рериха180. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Был вечер.
Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха.
Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Но главное, как писал Николай Константинович, «Снегурочка» показала «часть подлинной России в её красоте». После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Экспедиция продолжалась до 1928 года.
Картины, написанные Николаем Константиновичем Рерихом во время пребывания на Алтае или впоследствии, но тоже посвящённые Алтаю, можно объединить в «Алтайский цикл». Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975).
Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно.
Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием. Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера – все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника. Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения.
В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. Писали в Комитет по делам искусства. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Алтай-Гималаи). Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50.
Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». Какие это сокровища. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54.
Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. После присоединения Прибалтики к Советскому Союзу прибалтийские общества были закрыты, а их члены арестованы и репрессированы. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение.
Работают экспозиции, посвящённые Музею им. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно.
Впоследствии Николай Константинович вновь обращается к этому образу: Садко становится одним из героев декоративного панно «Богатырский фриз» (1909). В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23.
В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». На базе музея-заповедника развернуты экспозиции, посвященные археологии и истории Горного Алтая, природе Уймонской долины, культуре алтайских народов и русских староверов. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Брамапутра означает Сын Брамы. С 1905г.
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).
Четырежды — в 1908, 1912, 1919, 1921 годах — обращался Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Картины, принадлежавшие Святославу Рериху, в том числе и «Вестник», оставались в Индии.
Отчего так зовётся эта величественная гора. Некоторые из них вошли в состав передвижной выставки, в которой были как работы Н. К.
Вон жёны с детьми. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Какие-то старцы стоят на дороге.
Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать.
Беспредельное делает и мысли возвышенными. Это борьба Света и тьмы. Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Выставки имели исключительный успех. Так было собрано несколько фраз. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки».
Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени.
С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Отец мечтал, чтобы сын стал юристом, как и он сам, но рано проявившееся призвание к искуссству, к живописи привело в стены Петербургской Академии художеств. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Она хранит пять сокровищ Мира. Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний.
В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. В то время это был единственный в Америке музей, посвящённый творчеству только одного художника188. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году.
16 июня 1938 года Русский культурно-исторический музей в Праге открывает отдельный рериховский зал149, в котором представлены более 15 крупных работ художника. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань.
Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. Художественное наследие Рериха огромно.
Исследователи, участвующие в рериховском движении, 8693 считают, что имели место реальные встречи Рерихов с Махатмами. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932).
Рериха «Вестник», как и другие картины, перешли, согласно завещанию, к его жене Елене Ивановне Рерих. Рериха, так и картины Святослава Николаевича. Рерихи переезжают в Америку. Летом 1910г. Так картина Гонец. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35.
А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. Не менее замечательной является и та легкость и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Именно он может строить светлое будущее своей страны». В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец.
На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Восста.
Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами.
В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды».
В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская).
Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. говорит он от сердца. Третьяков приобрел полотно Гонец.
Идет бой между двумя началами. Е. П. Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства. Многие замечали, что светятся краски на картинах его. Ждали вестей»154. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой.
В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. После ухода из жизни Н. К. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов.
Доктор Казинс представил проф. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути художника.
На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. Также здесь представлены книги из личной библиотеки семьи Рерихов, ряд подлинных документов и прижизненных изданий Н. К., Е. И. и Ю. Н. Рерихов. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И.
Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Замолк грустно старец, главой поникая, Но только замолк он – от края до края: Аминь, ему грянули камни в ответ. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Там находится вход в священную страну Шамбалу. С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха со стороны бизнесмена Луиса Хорша177 и политика Генри Уоллеса, движение в Америке пошло на спад, оставаясь активным в Европе, Прибалтике и среди русской эмиграции Маньчжурии.
Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954.
Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге.
Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. У этой картины оказалась сложная судьба. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88.
Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. В 1901 году произошло очень важное для художника событие — женитьба на Елене Ивановне Шапошниковой, правнучке знаменитого полководца М. И. Кутузова и двоюродной племяннице композитора М. П. Мусоргского.
Но в то же время уже сияли мириады звезд и эти звездные руны напоминали, что ни печаль, ни отчаяние неуместны. Вспомним миф «О Происхождении Гор». Рерих подарил Обществу свою картину, названную «Вестник». С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947).
Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов.
Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947.
А затем настаёт черёд театральных работ к опере Римского-Корсакова. Научные материалы он посылал в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет, Ботанический сад Академии наук СССР. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. Только пояснения самого художника в его дневниках и статьях дают возможность причислить ту или иную работу к указанной теме, например: описание Рерихом своих работ описание мест, которые запечатлены на полотнах записи обычаев, обрядов, притч, легенд и сказаний, послуживших сюжетами картин. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89.
Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928).
Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926).
В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21.
Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Но Матерь Мира сказала: «Правда, люди найдут на равнинах и хлеб и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед.
Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину.
Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Так различаются люди на равнинных и на горных.
К 1910г. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания.
Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Там же зародилась и Ариаварта. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке.
Куинджи. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. От них веяло тайной. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов.
Великая Мученица за Свет и Истину». Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси. Какие же «легенды о русской жизни», воплотившиеся в музыке любимого композитора, были близки Николаю Константиновичу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины.
В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. (Н. К. Рерих.
В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Потом было последовательное сообщение букв. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947).
С 1936 года начались письма, запросы. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Золото, алмазы, рубины.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Часть, принадлежавшая Юрию Рериху, в 1957 году была привезена им на Родину, в СССР.
Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915).
Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя. Братство». Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге).
Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913).
В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. Посылали книги.
В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место». Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление. Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным.
С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. На церемонии присутствовало многочисленное собрание людей, включая многих постоянно проживающих членов Теософского центра. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки.
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Говорю: частично ибо семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своей мыслью. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). В последнем учреждении в 1898—1903гг. После ее ухода в 1955 г. сыновья Юрий и Святослав разделили художественное наследие отца. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Под впечатлением этой музыки Рерих пишет картину «Садко у морского царя» (1895). Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров.
Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. Голодая, сам он предлагал свою работу.
В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон.
У него много ветвей, но корень один». Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия.
Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника.
Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом.
В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир».
Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. Конечно, не физическою, но духовной пищей.
экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед.
В 1940 году в галерее им.