Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. У него много ветвей, но корень один». Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами.
Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас.
Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. Экспедиция продолжалась до 1928 года. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно.
Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). В 1937 году официально открывается музей Николая Рериха в Риге, в котором экспонировалось более 40 полотен художника147, а также проходит Первый конгресс Балтийских обществ Рериха148. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. (Н. К. Рерих.
Какие-то старцы стоят на дороге. В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. Вон жёны с детьми. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев).
«Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. Идет бой между двумя началами.
Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета.
В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Родился Н. К. Рерих в Петербурге. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена.
После завершения этой поездки, художник направился в Лондон, где была организована выставка его работ, получившая название «Очарованные Россией». Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. К 2006 г. (когда впервые вышла эта статья) существовали два систематических описания художественного наследия Н. К. Рериха, где русские названия произведений периода 1917–24 гг.
«Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Братство».
Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. Под впечатлением от полученного опыта были написаны несколько картин славянской тематики, среди которых «Город строят» (1902), «Славяне» (1905), «Бой» (1906) и другие. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др.
Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св.
Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. За порядковым номером в авторском списке следует название произведения (как правило, по-русски), техника исполнения, нередко указано имя его владельца, местонахождение, некоторые другие подробности. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита».
устанавливались по единственно доступным в то время материалам, т. е. Ждали вестей»154. С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы.
Рерих очень любил северные страны за их красивые пейзажи и отдаленность от промышленности. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов.
Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Она хранит пять сокровищ Мира.
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». 2 декабря 1923 года Н. К. Рерих с семьёй прибывает из Парижа в Индию, где налаживает культурные и деловые связи. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов.
Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Картина «Ниже, чем глубины» в числе многих других произведений Н. К. Рериха в свое время находилась в экспозиции Нью-Йоркского музея Николая Рериха. Точное воспроизведение этой нумерации по сути гарантировало от пропуска названий при переписывании и очень облегчало дальнейшую сверку, а в публикации () сами номера были опущены (без сомнения, по указанию автора).
Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости».
На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. В этот период были написаны такие известные работы, как «Сантана» (1942), «Ангел последний» (1942), «Помни» (1945) и другие. Труд, безусловно, выдающийся — особенно принимая во внимание те условия, в которых пришлось работать составителю (см., например, недавнюю статью о нём (), с привлечением малоизвестных биографических материалов).
Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. В 1897 году П. М. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Путь духовного становления личности начинается с тяжелого физического труда, всевозможного труженичества.
Так было собрано несколько фраз. Художественное наследие Рериха огромно. Л. 5). Николай Константинович всегда мечтал посетить Индию.
В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. В доработанном перечне () порядок уже алфавитный и, чтобы установить верную дату создания — 1924 или 1925, — в каждом случае следует свериться с публикуемым авторским списком (либо с можно и с, следуя вышесказанному). В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились).
Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. Вспомним миф «О Происхождении Гор». Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями.
Необходимо принимать во внимание, что на персональных выставках этого периода (Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Лондон, США) ряд работ Н. К. Рериха 1917–21 гг.
И еще чудо случилось в этой стране, где до последнего времени грубые формы шаманизма и колдовства процветали. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182.
В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». В 1940 году в галерее им. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки.
Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра. В последнем учреждении в 1898—1903гг. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137.
Неутомимость труда подбор молодых, никому не известных сотрудников простота как наверху, так и внизу. В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место». Кэтрин Кэмпбелл и Балтазар Боллинг выполнили просьбу Елены Ивановны. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года.
Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Культурно-выставочный центр на Байкале возник в 2002 году по инициативе Иркутской региональной общественной организации «Рериховское культурное творческое объединение. Так различаются люди на равнинных и на горных. Это борьба Света и тьмы. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.
Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо.
Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. С 1905г. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров.
Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. Алтай-Гималаи). Рерих не получил ответа на посланные обращения.
Золото, алмазы, рубины. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие).
Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. Для всесторонне взвешенного и обоснованного решения очень желателен осмотр подрамника и оборотной стороны самой картины (когда такое возможно) с целью обнаружения любых авторских помет, будь то название произведения, дата, номер и проч. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. К примеру, северный пейзаж мог выступать и под звучным топонимом и под его переводом и как карельский эскиз (см., напр., ).
Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках.
В него входят 644 поименованных произведения (включённых в основную таблицу), которые сгруппированы по годам создания и под каждым годом пронумерованы отдельно. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Рерихи переезжают в Америку. Более 400 картин, коллекционные предметы, коллекция восточных книг были переданы государству и вошли в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, Новосибирского художественного музея, Горловского художественного музея, Института востоковедения РАН ит. д. Художник переключился на исторические образы, как результат появились на свет картины «Баян» (1910), «Витязь» (1910), «Знамение» (1915) и другие.
Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Посылали книги. Выставки имели исключительный успех. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха.
Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. Летом 1910г. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал идеи Живой Этики в художественных образах. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975).
Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины.
Это, во-первых, электронный каталог «Nicholas Roerich. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Catalogue Raisonn», составленный К. Руппертом (последняя редакция 2000 г. ). Хотя при этом всякий раз даётся ссылка и на вышедшую в Нью-Йорке несколько лет спустя книгу А. В. Яременко (1886–1984) (), которой В. В. Соколовский, собственно и пользовался, но помещённые там списки картин самостоятельной ценности не имеют, так как заимствованы (без упоминания об этом и, увы, с обычными для такой процедуры описками-опечатками) из других источников — прежде всего из этой монографии.
Следует отметить, что в период с 1900 по 1901 год он брал уроки в парижской студии Кормона. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». С 1936 года начались письма, запросы. Был вечер. Himalaya. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914).
После присоединения Прибалтики к Советскому Союзу прибалтийские общества были закрыты, а их члены арестованы и репрессированы. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания).
К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. Писали в Комитет по делам искусства. В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
В 1916 году по совету врачей из-за болезни легких, он отправился в Финляндию, где прекрасно передал всю красоту природы этой страны картиной «Пантелеймон целитель». До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Там находится вход в священную страну Шамбалу.
Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. по англоязычным источникам. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева.
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. В монографии список кончается работами 1925 года. В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э. Э.
По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. говорит он от сердца. В книге А. В. Яременко строчка «1925» почему-то выпала — и таким образом все они «переехали» в 1924 г. В. В. Соколовский последовал за А. В. Яременко, вот таким образом под 1924 годом у него ошибочно значатся многие произведения следующего года, среди которых большинство картин из серии «Знамёна Востока», а также работы, написанные с марта по август 1925 года, когда художник находился в Кашмире и Ладакхе.
Голодая, сам он предлагал свою работу. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Беспредельное делает и мысли возвышенными. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать.
Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Потом было последовательное сообщение букв. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар).
Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.
В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния.
У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта».
Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны.
Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. Номера в списке соответствуют авторским номерам на оборотах или подрамниках картин — в тех случаях, когда их удаётся там обнаружить (с произведениями данного периода, насколько нам довелось наблюдать, такое происходит намного реже, чем с картинами последующих лет). Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик. На базе музея-заповедника развернуты экспозиции, посвященные археологии и истории Горного Алтая, природе Уймонской долины, культуре алтайских народов и русских староверов. В то время это был единственный в Америке музей, посвящённый творчеству только одного художника188.
Существовали ли работы под пропущенными в списке номерами, вопрос непростой. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации.
Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры55. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. От них веяло тайной. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»).
В 1949 году Галерея приняла ряд картин Рериха, ранее находившихся в Русском культурно-историческом музее в Праге. Там же зародилась и Ариаварта.
Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Он скончался в 1960 году, а значительная часть наследства Н. К. Рериха продолжала оставаться в его квартире, поскольку принятие решения Министерством культуры СССР о создании мемориального музея-квартиры затянулось. Брамапутра означает Сын Брамы. Отчего так зовётся эта величественная гора. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Куинджи.
Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Конечно, не физическою, но духовной пищей.
Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину.
Именно он может строить светлое будущее своей страны». Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера).
В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием.
В 1936 году в Нью-Йорке проходит защита первой докторской диссертации о педагогическом методе Рериха146. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл.
Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46.
В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. Для многочисленных исследователей творчества Н. К. Рериха, пишущих на русском языке, незаменимым справочником по названиям его художественных произведений стал (и зачастую остаётся до сих пор) вышедший в 1974 году хронологический перечень В. В. Соколовского (1906–1987) (), существенно доработанный в издании 1978 г. (). Он получал тайные знания не только от людей, но, согласно его работам и свыше. Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. К 1910г. Здесь под большим впечатлением от увиденного он написал «Великий дух Гималаев» (1923), «Легенда» (1923), «Стража Гималаев» (1926).
Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. были даны с учётом публикуемого авторского cписка. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Какие это сокровища. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх.
Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Нет, старый Восток ценит иные сокровища.
На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии.
Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. В первой версии труда В. В. Соколовского порядок перечисления этих произведений тот же, что в монографии и восстановить истину несложно: произведения 1925 года начинаются с «Моисей Вождь» (, с. 84). Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом.