Глаза ясные и добрые. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В его глазах читается печаль, тоска. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели.
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Им нужно утвердить свою идею.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Вариант 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Мальчик очень рано обнаружил талант к рисованию, но бедность не позволяла ему учиться живописи, вот таким образом мать отдала сына в чугуевскую школу топографов. Настолько "Снежный городок" Казался мне наотшибе от всего остального, трагического и по сути своей "кровавого"искусства, хотя ни на одном холсте нет и пятнышка крови -- не то чторепинская лужа на разноцветном царском ковре". Я Репину много прощаю за то, что он уже в Финляндии в последние годы жизни писал исключительно на религиозную тематику. Я не говорю, что он плохой, он фантастически одаренный, но тратил свой бесценный дар на всякую ерунду, а то и на хулу и клевету.
Белый зал — истинный шедевр, в котором Росси продумал совершенно все, — от расположения колонн, до мельчайших деталей орнамента и парадного сервиза. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Именно тогда появилась организация «Народная воля» с заманчивой программой: землю — крестьянам, фабрики — рабочим. В его взгляде осуждение и тревога. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
Но даже тогда к картине «Не ждали» относились с большой осторожностью. Так было во всех циклах эволюции человеческой цивилизации. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании.
Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Не уверена, что Государственный Совет (как и Запорожцы – тоже очень большая картина для дворца) – это лучшие работы И. Е. Репина. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Оставил большое эпистолярное наследие. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. И это не скрывает Репин. Какбудто это даже и не Суриков. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Вегетарианцем стал и сам Репин. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Пенаты были превращены в мемориальный музей.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Сравнивая образы, мы понимаем, как меняется отношение автора к собственному персонажу. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. На его смерть сын отреагировал более чем неоднозначно. Умер русский художник в Пенатах.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Картин «Витязь на распутье» было написано три.
Широко известное и признанное произведение И. Е. Я уже сказала и еще раз хочу подчеркнуть, что это мое мнение, но оно существует: лично мне мешают украшенные позолотой в стиле барокко и даже классицизма (как у Росси в Михайловском Дворце) залы. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Здесь находился знаменитый музыкальный салон Великой княгини. Восстановлен в 1962 году. Рассмотрим "ближний круг".
Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Конец 20-х – начало 30-х годов XX века принесли Юрию Репину много горя: в 1929 году ушла из жизни его жена, год спустя умер отец, Илья Репин. Сейчас это главное здание Русского музея. Росписи выполняли прекрасные итальянские художники Джакомо Батисто Скотти и Антонио Виги.
В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов.
Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Картина имеет 3 списка (не считая этюда).
Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом. Они словно противопоставлены друг другу. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Я чувствую совершенно так же. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Репин запечатлел момент написания письма. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Так началась коллекция Репина Атенеум.
Над письмом склонился предводитель казаков. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими.
Более десяти лет русский художник работал над этой картиной, внося изменения в композицию картины, уточняя её историческое содержание. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Мне минутами становилось страшно.
Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Директор музея В. А. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Им не важен ни стиль, ни жанр, ни талант, . Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Здоровье его, в том числе и душевное, пошатнулось. Источник назвали «Колодец Посейдона». Именно в аскетичной (уж, во всяком случае, не дворцовой) обстановке полотна великих живописцев поспринимаются наиболее глубоко. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). "1 апреля 1885 года великий Толстой писал Репину свое замечательное письмо о царе, "самом плюгавом и жалком убийце", а на следующий день, 2 апреля, Третьяков получил с нарочным извещение московского обер-полицмейстера о том, что "государь император высочайше повелеть соизволил картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван" не допускать для выставок". «По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов», — так писал журнал «Отечественные записки» в 1825 году. Память стала изменять. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). «Садко» – единственная картина Репина на сказочный сюжет и одна из немногих, в которой он использовал технику импрессионистов. В пору посмеяться, когда встречаются, – старая, отжившая идея, .
Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Солоухин Репина не удостоил особым вниманием, он больше на Сурикова налегал, но и Репину перепало:" Вот я и говорю, что, подолгу простаивая и перед "Боярыней" и перед"Меншиковым" и перед "Казнью" и перед "Степаном Разиным" и, конечно, перед "Ермаком", я как-то недоуменно проходил мимо "Снежного городка". Эта история получила название «бунт 14». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Вот таким образом и воспринимаются легко. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Это была «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Публике картина понравилась.
Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. «Пенаты», 1906 г. С началом Второй мировой войны Юрия Репина вместе с сестрой Верой эвакуировали вглубь Финляндии позже они переехали в Хельсинки. Версия 1879 года экспонировалась на первой выставке «Союза русских художников» 1903–1904 гг. Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. «Пенаты» стали его малой родиной. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И. Н. Но не только своим внешним видом знаменит Белый зал.
Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Причем отношение к ним было достаточно враждебное. В ней нет чистой жанровости, а передана атмосфера особой напряжённости. Репин встречал их по средам. Обратите внимание, что все камерные (и самые главные, самые глубокие) картины Серова, Поленова, Левитана, Маковского, Сурикова находятся в Третьяковке. В полумраке комнаты испуганно жмется к стене одетая в черное девочка-послушница, прислуживающая Софье. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В раннем портретном этюде (1884) герой выглядит уверенным в своих силах, полным внутренней энергии, ни о чём не сожалеющим человеком. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Пришлось пойти на хитрость.
110 лет спустя, в 2013 году, картина вернулась в Россию и была представлена в Москве на вернисаже «Россия: искушение историей». Запрет с картины был снят и она вновь стала доступной обозрению. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Вскоре после этого исполнительный комитет «Народной воли» был полностью арестован. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути.
Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Однако в Советской России он оставался «своим». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Репин стал очевидцем казни народовольцев. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. На что получил насмешливое письмо. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Даже мебель стоит на тех же самых местах (ее количество и местоположение было определено самим архитектором).
Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ).
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Она была закончена только в 1891 году.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Зритель становится участником происходящего.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. и была приобретена американским коллекционером. Так как концентрируешься на них. И хотя ему пророчили огромный успех в кругах импрессионистов, он решительно отказался от стиля, который считал «интересным с точки зрения техники, но решительно пустым по смыслу».
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». После революции Репин больше ни разу не был в России. Она может восприниматься именно в антураже великокняжеского дворца, которым и является Михайловский Дворец – Русский Музей.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. На моих друзей она производила то же впечатление. Вот, Галина, Вы абсолютно точно сказали просто в точку: именно в простых залах.
Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Родом из семьи военного поселенца. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).
Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Поначалу он отказался позировать с затылка.
Эти стены слышали голоса Василия Жуковского и Ивана Крылова. Вся центральная часть написана самим Репиным. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев. Внимание художника тяготит их. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Юрий Репин ушел из жизни на 77-ом году: он разбился, выпав из окна дома Армии Спасения. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Вячеслав, с Победосцевым я полностью согласен – характеристика Репина самую точку.
Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В двух первых версиях богатырь располагается лицом к зрителям.
Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. и новая, формирующаяся идеи. И не только потому, что их приобрел для своей галереи Третьяков и не только потому, что при разделении собраний уже в советское время в Третьяковку как главный музей столицы были направлены шедевры, а еще и потому, что невозможно представить и спокойно и вдумчиво смотреть на огромное репинское Заседание Государственного Совета в обстановке картинной галереи картину очень официальную, очень помпезную, написанную по заказу Высочайшего Двора. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Зато есть доказательства отравления Грозного и его сына Ивана, в костях зашкаливает содержание ртути, медленно травили. Сейчас поищу отзыв Солоухина об этой картине в "Письмах из Русского музея". Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Когда школа была закрыта из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Салон в течение многих лет был одним из важнейших кульминационных центров столицы. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Общественность начала сбор пожертвований. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего.
Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба».
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. общественное движение в России переживало подъём.
В искусствознании существует множество трактовок сюжета картины. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Репин даже написал несколько картин с использованием его приемов («Садко», «Последний луч» и т. д»), но результат начинающего мастера не удовлетворил. Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В конечном варианте оно одухотворённое. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики».
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Обер-прокурор Синода Победоносцев писал Александру III: "Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. ни даже сам автор. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.