» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884). В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. — сказал Крамской. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Публике картина понравилась. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Имя Репина стало широко известным. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
И вот уже перед нами не царь, а отец. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Не доносчик ли. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Пенаты были превращены в мемориальный музей. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Рисунок уверенный, лепка твердая.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Репин встречал их по средам.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Лишь немногие поняли скрытую в ней обличительную тенденцию автора изрядно поглумившегося над всем этим раззолоченным чиновным людом. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Репин считал сам эту картину красивой. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Все заняты. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Она сразу же получила признание. Репин писал и исторические картины.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. О чем эта история.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Берег Волги.
Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба».
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Труд — вот что определяет и украшает человека. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
В детстве он обучался как иконописец. Это вы сами. Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Вегетарианцем стал и сам Репин. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).
В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Она была закончена только в 1891 году. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. «Что вам сказать о пресловутом Риме.
Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. -— И. Г. ), они много смеялись». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. О картине появилось много статей в периодической печати. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Л. Н. Толстого». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Стасов присылает ему все, что он просит. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Мне минутами становилось страшно». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). я работал завороженный. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход.
У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. – писал он в одном из них. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Убийство свершилось. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Много учился на написании портретов близких и друзей. Более десяти лет русский художник работал над этой картиной, внося изменения в композицию картины, уточняя её историческое содержание.
Восстановлен в 1962 году. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Америка—Франция—Россия.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. И это не скрывает Репин. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора.
Возвращается в Россию летом 1876 года. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. А свеча становилась ниже и тени менялись. Этюд получился превосходный. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Так ли это – судить зрителям. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В конечном варианте оно одухотворённое. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Родом из семьи военного поселенца. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Третьяков»109. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. К тому же и погода благоприятствовала работе. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». При сальной тусклой свече лицо ее, рыжее от веснушек, освещалось хорошо только фитиль постоянно нагорал и делалось темнее. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Все действующие лица, за исключением Николая Рубинштейна, по необходимости писались с гравюр или с фотографий и тем самым для автора закрывалась возможность проявить самое драгоценное свойство своего дарования — чувство жизненной правды. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов.
Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Над письмом склонился предводитель казаков. Пятый факт.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Гоголевский Андрей мягко улыбается. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Он идет прямо к матери. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Репин дважды подавал прошения об отставке. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Репин никуда не делся.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. – Ведь он мне совсем не нравится. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Написан портрет вдохновенно. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репин умел показать свои модели в их естественном состоянии, выявить их способ общения с миром.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Умер русский художник в Пенатах. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В 1875 г. В. В. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий.
Она ушла из жизни в 1931 году55. На что получил насмешливое письмо. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. — Да это превосходно. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Кроме того, высказывается мнение, будто иоанн-сын мог быть еще более деспотичным, чем отец, хотя сегодня последнее сильно оспаривается и он реабилитируется. Были две разные версии картины. Каждый персонаж переживает что-то своё. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. художественный музей им. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Первый факт. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. За окном летний день. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130.
Казалось, она спит. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Зритель становится участником происходящего. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Широко известное и признанное произведение И. Е. «Как.
биографии Лескова, Ключевского. ). О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Репин запечатлел момент написания письма.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. М. Бунакову. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Однако в Советской России он оставался «своим». Это лучше всех ваших академических работ.
В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Работал весь день, не замечая времени. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.