Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Позировала она и для одного из самых лучших и многострадальных его полотен — «Даная». Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. В «Уроке анатомии доктора Тульпа» пирамидальное, а не линейное размещение на картине персонажей позволило сделать образы героев более выразительными и психологически точными. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать абсолютно новую систему художественных средств и приемов. Беззаботное время художника длилось недолго.
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Бледные лица и сам труп яркими светлыми пятнами выделяются на мрачном и темном фоне картины. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно поврежден психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезавшим ее ножом. Один из последних полученных Рембрандтом крупных заказов «Заговор Юлия Цивилиса» для новой ратуши Амстердама постигла участь «Ночного дозора».
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло.
Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
Мы не знаем, что выражает его лицо. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Сам облик Данаи загадал исследователям творчества загадку, разгадать которую удалось совсем недавно: известно, что моделью Рембрандта была его жена Саския ван Эйленбюрх, однако та Даная, которая дошла до нас, на супругу художника совсем не похожа. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Новых заказов почти не появляется.
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни.
Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны. Для Голландии подобная ситуация не являлась исключительной. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Кто они — неизвестно. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. К любимым жанрам великого голландца относился и групповой портрет. В 1985 на «Данаю» было совершено покушение.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Глубоко гуманистическое по своей сути и абсолютное в своей неповторимой художественной форме творчество Рембрандта стало одной из вершин развития человеческой цивилизации. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Сын повёрнут к нам спиной. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. После возвращения в Лейден он бесконечно оттачивал своё мастерство. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд.
Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Эта работа является заключением, подведением итогов многолетних творческих скитаний знаменитого автора. Понадобилось 20 лет реставрации для возвращения её первоначального вида. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Но их усилия оказались тщетными. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Картина полна нежности и сострадания.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Интересен и еще один факт. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск.
Постепенно складывались неповторимый стиль и особая техника живописи. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Зато все требования заказчиков были выполнены. Но забота о хлебе насущном не мешала ему уделять внимание образованию детей. Атмосфера картин и их палитра постепенно становятся всё менее мажорными.
Успехи Рембрандта в живописи были очевидны с самого начала. Психически нездоровый посетитель Эрмитажа облил картину кислотой и порезал ножом. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. в эрмитажной «Данае»). С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Работы последнего периода отличает драматичность, глубокий психологизм, преобладание библейских сюжетов. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. 1669 год.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). «Св. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.
Оно произвольно, комфортно глазу. Персонажи готовы ожить в любой момент. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Краски лежат на холсте густыми мазками.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Популярность автора начинает падать.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Я обвиняю. » (2008)12. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Фотограф может применить это к фотографии. Встал и пошел к отцу своему.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Рентгенограмма помогла определить факт переделок и на полотне «Ночной дозор», где особенно «досталось» образу лейтенанта Рёйтенбюрга.
В них вы видите печаль. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Написана она была в последние годы жизни мастера. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Портреты и сюжетные сцены полны душевного тепла и сострадания к изображённым на них людям. Саския стала музой и любимой моделью художника. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Он использовался многими художниками.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Уже к 22 годам у него появились первые ученики, в числе которых был и Герард Доу. Кстати, все полотна Рембрандта объединяет одна важная деталь – при общей ясности главного сюжета в каждой картине таятся загадки, которые искусствоведы не в силах разгадать.
гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм и умышленно вдается в некоторую карикатурность (напр. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. А теперь просто посмотрите на эти глаза. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Они темные. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». В этой работе художник выражает свое отношение к жене. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира7, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории8. Групповой портрет шести рот должен был украсить новое здание общества – Рембрандта просили написать стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель.
На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Дела шли все хуже. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
дв., 1657 и др. ). Самая известная из картин Рембрандта. Среди шедевров позднего периода — «Возвращение блудного сына».
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Еще бы. Это самая известная картина Рембрандта. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Повреждения затронули около 30 шедевра. Между тем споры вокруг нее не утихают. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении6 оказало огромное влияние на молодого художника. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. О детстве художника известно не так уж много. Очутившись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств.
Краска немедленно начала пузыриться. «Ганимед» дрезденского музея). Что касается до картин Рембрандта на религиозные темы, то хотя и в них он остается верен реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени, однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство, как напр. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара».
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Объясняется это просто. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. От зажиточных горожан начинают поступать заказы на картины.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. На холсте появились посторонние лица. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Женщины на картинах Рембрандта выглядят роскошно и пышно, как на картинах Питера Пауля Рубенса. Самым ярким воплощением эстетических взглядов художника стала картина «Даная» (1636-1647), в которой он вступает, как бы, в полемику с большими мастерами Возрождения: саму обнажённую фигуру Данаи, абсолютно далекую от принятых идеалов, он написал с ярко реалистической непосредственностью, а идеальной, чувственно-телесной красоте образов известных итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства и духовности. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Заказов становилось все меньше. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину Возвращение блудного сына.
Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Реставрация картины длилась 12 лет.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.