В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Совсем иначе он писал своих мадонн. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника.
Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. VI). Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами.
Художник ищет и находит новые пути приближения к внутреннему миру модели. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки.
На тот момент Рафаэлю был 31 год. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории. Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. И Рафаэль учится и работает.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Но если учитывать большой объем работы, который выполнял художник, нравы тех времен, общее состояние здоровья населения того века и то, что тогда люди вообще жили недолго, можно предположить, что это все вместе, в общем и могло послужить причиной ранней смерти Рафаэля. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Во Флоренции в это время работали Леонардо да Винчи и Микеланджело и молодой провинциал, знакомый до этого времени лишь с традициями Раннего Возрождения, очень быстро усваивает стилистику и методы работы мастеров Высокого Возрождения, много рисует с натуры изучает анатомию и богатство пластики движений, поз, ракурсов, учится моделировать светотенью мягко круглящиеся объемы.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной.
И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой.
Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи.
В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус.
Хотя по описанию Вазари Рафаэль становится учеником Перуджино до смерти отца, вероятно вымысел. Вслед за ним, он стал много рисовать с натуры, а также более углублённо изучать анатомию, механику движений, различные сложные позы, необычные ракурсы. Композиции на стенах зала посвящены Теологии, Философии, Юриспруденции и Поэзии — четырем высшим наукам и искусствам изучавшимся в те времена в итальянских университетах.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». От ее тревожных глаз невозможно оторваться. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. У ангела слева одно крыло. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены.
Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). В 1513-1514 гг.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Самым талантливым был Джулио Романо. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Он будет становиться самим собой: создавать портреты современников, алтарные образы и, конечно же, нежных Мадонн. Почему.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины.
Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Но этот храм античной мудрости пуст. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). То она предстает скромной девушкой с ангельским личиком, оказавшейся в итоге притворщицей и на самом деле являвшейся куртизанкой, охотящейся за богатством Рафаэля. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды.
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). В работах Рафаэля Санти присутствует необычайное согласие форм, гармония красок и движений.
В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Рафаэль торопился увидеть ценность гравюры в распространении его работ и через его сотрудничество с болонским мастером репродуктивной гравюры Маркантонио Раймонди, его репутация и влияние распространилось по всей Европе. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). «Форнарина» (прибл.
В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам).
В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Он даже обвинил художника в плагиате. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
«Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии.
После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Этот овал придает изображенному некую неизменность и в то же время композицию пронизывает круговое движение, которому невольно подчиняется и зритель: взгляд Папы Сикста направлен вверх, к Мадонне, улыбающаяся Святая Варвара смотрит вниз, а взоры маленьких херувимов вновь обращены к Мадонне. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Безупречно и естественно композиционное построение, полны пластической красоты позы персонажей, праздничен колорит, построенный на несложной гармонии красных, синих, белых тонов. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро.
Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Рафаэль родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Урбино времен Возрождения — это цветущий город, важнейший центр искусств и науки. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.
Во время подготовки к оформлению самой большой комнаты из анфилады, Сала ди Константино, Рафаэль находился почти при смерти, вот таким образом росписью фресок, в основном, руководил Джулио Романо и по крайней мере частично, руководствуясь чертежами мастера. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. После переезда во Флоренцию в 1504 году художник подпадает под мощное влияние Леонардо да Винчи. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Работа датируется 1498 годом. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Творчество Рафаэля-монументалиста в 1510-е годы было связано не только с работами в Ватикане. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Этот камерный портрет действительно необычен. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
В общем каждый выдумывает на свой лад. Задумчивая фигура философа, выставленная на передний план композиции, является первым свидетельством исследования Рафаэлем недавно представленного потолка Сикстинской капеллы расписанного Микеланджело. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. С конца XVI века применяется графит, а с конца XVIII века – современного типа карандаш в деревянной оправе.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Так началась история Рафаэлевых Станц. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». В живописи рисунок составляет обычно начальную стадию выполнения произведения и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения их в пространстве. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Он будет учиться, работать без устали и постигать суть великого искусства Микеланджело и Леонардо. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком.
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515), который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
В этом небесном видении есть торжественная неподвижность и законченность иконы и в то же время полнота жизни, одухотворенность и движение. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна.
Рафаэль много работал для богатого сиенского банкира Агостино Киджи как над светскими заказами, так и над церковными. Здесь было у кого поучиться. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением.
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.