На столе изображён великолепный натюрморт с богато иллюстрированным манускриптом и колокольчиком. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля.
Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Картины Рафаэля полны невероятного очарования, нежности и гармонии. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему используя множество техник других мастеров. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
«Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Рафаэль Санти был одним из самых светлых и радостных художников эпохи Возрождения. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. В прославленной картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» им создан обаятельный образ женщины, которая идет по облакам навстречу своей участи, зная, что ради счастья людей она должна отдать смерти самого дорогого ее сердцу сына. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512).
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Эти годы стали решающими для его творческого формирования.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Он превращает известный религиозный сюжет в прославление величия человеческого духа, способного идти навстречу мукам и смерти во имя высшего долга.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь.
Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Именно такие люди изображены на его полотнах. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Умер Рафаэль в ее постели. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Кроме того, сложная паутина его друзей играла значительную роль в обеспечении художника заказами, в таком количестве, что он уже, наверное, никогда не остался бы без работы.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены. Художник ищет и находит новые пути приближения к внутреннему миру модели. Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Назначение комнаты отражается в сюжетах фрески на потолке — богословие, поэзия, философия и право, которые соответствуют классификации книг в соответствии с дисциплинами.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Облик этих персонажей Рафаэля так величественен их позы и жесты так вдохновенны, что Диспута предстает перед нами не столько как спор об остии, сколько как величественный триумф Истины и Веры. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».
Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Его интерес к живописи начался довольно рано. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. За время, которое Рафаэль был с отцом, он имел возможность изучать основы живописи. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Он, по приглашению папы Юлия II, прибывает, для выполнения заказа по росписи фресками Станцы делла Сеньятура, первее Микеланджело, который получает официальное приглашение на несколько месяцев позже.
Творчество Рафаэля передает образы прекрасных людей, рожденных его творческим вдохновением. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. У ангела слева одно крыло. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти.
В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Здесь было у кого поучиться. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего.
Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. И Рафаэль учится и работает. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515), который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). К флорентийскому периоду принадлежат многие из его наиболее прославленных изображений Девы Марии и младенца Христа.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Он даже обвинил художника в плагиате. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно.
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Этот камерный портрет действительно необычен. Работы того периода отражают его интерес к образу Мадонны с ребенком.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. VI). Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина).
1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Художник изображая Мадонну, вспоминал всех красавиц, которых он видел в своей жизни.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях.
Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». Самым талантливым был Джулио Романо. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Рафаэль Санти родился в городе Урбино в 1483 году, 6 апреля. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Совсем иначе он писал своих мадонн. После смерти Рафаэля он создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал из-за которого он был вынужден переехать в Мантую. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Он прожил остаток своей жизни здесь. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами.
Работа датируется 1498 годом. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Картины Рафаэля наполнены солнцем Италии и красотой. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
Римские портреты Рафаэля заслуживают особого внимания, так как именно римский период стал периодом расцвета творчества Рафаэля-портретиста. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой.
«Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля.
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери. Кроме того, он дружил с итальянскими мастерами того времени. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же.
Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
Период творчества, посвященный изображению Мадонны, называют флорентийским периодом. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
Рисунок – это изображение на плоскости, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха и пятна. В 1504 году Рафаэль приезжает во Флоренцию, где в то время живут и работают великие художники Италии – да Винчи, Микеланджело.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Картины Рафаэля вдохновляют человечество и по сей день. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Так началась история Рафаэлевых Станц. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Среди двенадцати фигур, расположенных полукругом справа и слева от Христа, выделяются четыре евангелиста с книгами в руках, апостолы Петр и Павел и два самых почитаемых итальянских святых — Франциск Ассизский и Антоний Падуанский. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Но этот храм античной мудрости пуст.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). В 1513-1514 гг. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. Рафаэль точно передает в портретах, которые ему тоже удаются на славу, неповторимую внешность и неповторимую духовную жизнь того, кого он изображает. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. В 8 лет Рафаэль потерял мать, а в 11 отца. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Философы толпятся вокруг Платона и Аристотеля и у стен храма, беседуют друг с другом погружен в размышление закутанный в темный плащ старец неподалеку от него юноша, прислонившись к стене и положив на колено тетрадь, что-то торопливо записывает. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. «Форнарина» (прибл. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.