«богатыри» — самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому — картина, призванная выразить дух русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей в этом заключается сила и убедительность картины. Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде— примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. »3. Тот заявил, что примет презент не раньше, чем будет создана большая картина и этим, возможно, спас «Богатырей» от судьбы многих набросков. Кстати из конюшень Мамонтова и богатырские кони – их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.
Над картиной «Богатыри» художник трудился довольно долго, тщательно и до мельчайших деталей прорабатывая каждый из трёх знаменитых образов русских витязей.
Известно, что Илья Муромец – историческое лицо. Сухман возвращается вКиев без лебеди. Учитель Репина Павел Чистяков прислал Поленову письмо, в котором просил передать ученику, что тот слишком сосредоточился на красоте подводного царства и совсем забыл о духе былины, который и должен задавать картине тон. Иван Петров был лишь одним из прообразов. Только на нем надет золотой крест. Тот хотел наказать Чурило, ноподдавшись обаянию, позвал ксебе служить, ажена Владимира пошла дальше ипопросила сделать красавца постельником (который следит засохранностью постели правителя).
В сравнении со своими товарищами он молод и строен. Известно, что при написании картины, прообразом для Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, который проживал во Владимирской губернии, одним из городов которой является Муром. карандашА. Известен онлишь всеверно-русских былинах как красавец измееборец. Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе и в западноевропейских сказках и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Безбородое лицо по-юношески миловидно. Вам богатырей нужно искать в Тартарии и Орде и ими гордиться. Вольга относится кчислу одних изсамых древних богатырей врусских былинах. Но уже поздно. Битва на КалкеПавел Рыженко.
Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А. П. Они поженились идали клятву, что если кто-то умрёт раньше, тооставшийся вживых будет похоронен вместе сумершим водной могиле. Стрела Дуная попадает вНастасью. Вмогилу явился змей, которого богатырь убил, аего кровью воскресил жену.
Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Он легко удерживает в руке лук и поглядывает с хитринкой. Сидит Илья в черкесском седле. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. Разглядывая полотно, я окунаюсь с мир русских былин изучаю стародавний фольклор.
Вся природа будто замерла в ожидании врага. Он загородил мощной ладонью лицо от солнца и смотрит вдаль. Тогда Хотен потребовал поединка ипобил девятерых братьев своей невесты. Владимир взревновал иназначил Пленковича «позовщиком напиры». Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа.
Тогда князь посылает кнему старцев, которые тоже несмогли уговорить Никиту. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз «Богатырей» (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою «грезу» об эпической русской истории. Из его крови начинается река Сухман. Герой киевского былинного цикла. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Добрыня Никитич достаёт меч из ножен, тем самым показывая свою готовность к сражению.
Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно.
С Рерихом все поменялось. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Так он и изображен на картине, а его белый конь является словно отражением своего хозяина.
Князь Святослав. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Для его работ была характерна тема народной сказки, былин и преданий. Илья Муромец держит в руках копье. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. Под стать могучим седокам и кони – сильные и бесстрашные.
Поленова, собственного портрета живописца и его отца. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, акварель, гр. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Чурила Пленкович – Богатырь заезжий.
Легенд онём существует несколько. Гармонично дополняет образы богатырей пейзаж картины. Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Это Илья Муромец. После этого Хотен женится надевушке, беря богатое приданое.
Новой информацией поделюсь с вами. Картина «Богатыри» была написана 23 апреля 1898 года и тут же куплена П. М. Третьяковым. Герой Куликовской битвы. Эти две даты объясняются так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезде, когда был в мастерской Поленова.
Номать девушки ответила ейоскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Мать Чайны просит укнязя войско, чтобы справиться сбогатырём, ноХотен побеждает иего. Попался набросок трех богатырей. Святогор. Не катит, они больше бритые, с петровских времен.
Богатыри полны народной красоты, в них бьется неукротимый дух Руси. Недаром к седлу у него сзади прикреплены гусли. П. Рябушкин.
А. П. Рябушкин. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Василий Буслаев. В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А. В. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник.
Богатыри стоят на границе поля и леса. Изего крови потекла река Сухман.
В 1871 году художник нарисовал, правда, пока карандашом, своего первого «Богатыря», тем самым положив начало своему знаменитому «богатырскому циклу», который через четверть века завершится «Тремя богатырями». Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним. Он моложе двух других богатырей. Он умеет на гуслях играть и песни петь.
Прекрасный мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым.
Микулаже одной рукой выдернул тусоху. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху вземле. карандашА. П. Рябушкин. Мы знаем имена каждого из них.
карандашБогатырь 1893, бумага, акварель, гр. Работал в Москве и Питере, так что – россиянин. В каждом из богатырей Васнецов старался воплотить лучшие черты русского характера.
Они смогут защитить свою землю. «Иударились копьями друг против друга икопья ихпереломились ипали оба сконей своих наземлю итак скончались оба». С момента создания первого наброска до завершения огромного полотна (его размер 295, 3446 см) прошло около 20 лет. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая – одна». Вместе с тем, они вместе являют собой одно целое, одну объединенную силу. По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым.
TRYZOGON, какой россии принадлежат эти былинные герои. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. Поводья и подпруги шелковые, они "тянутся, да не рвутся". Втомже году подступили кПереяславлю половцы иДемьян вышел против них, неимея при себе «ничтоже одеяния доспешного» ихотя прогналих, нобыл так избит, что вернулся вПереяславль смертельно раненым. На всю Россию западенских кличек не хватит, там и ватники не в моде были.
Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Павел Рыженко. По воспоминаниям современников, художник с большим рвением отнесся к работе, прерываясь только на сон.
Нопаломничество ксвятым местам неменяет характера героя: ондемонстративно нарушает все запреты инаобратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Виктор Васнецов появился на свет в семье священника.
Боголюбова, где часто собирались русские художники. На боку у Алёши Поповича колчан. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. По правую руку от Ильи Муромца изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич.
Слева от Ильи – Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. П. Рябушкин. Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Мы тут обсуждением спровоцируем, что и до его останков нацисты бандеровские доберутся. Эту картину часто называют Три богатыря, что, конечно, отражает суть картины: на ней изображены трое русских витязей, сильных, достойных, красивых, надежных.
Противоположный подход был у Николая Рериха. С первого взгляда видно, насколько серьезен сюжет картин и насколько искусно они изготовлены. Поленов. История Хотена иего невесты— практически древнерусская история Ромео иДжульетты. Полегенде, Дюк прибывает вКиев из«Индии богатой», так, повсей видимости, называли Галицко-Волынскую землю.
Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Богатырь. П. Рябушкин.
Молитва ПересветаПавел Рыженко. П. Рябушкин. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня.
У каждого из героев свое оружие, что дает им возможность сражаться против любого врага. Пермская государственная художественная галереяА. Эти сказочные персонажи хорошо знакомы нам по народным русским былинам. Но уже поздно.
Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Когда мы вспоминаем о великих русских богатырях, то рисуем в воображении их такими, как на картине Васнецова. карандаш, белила.
Номать девушки была категорически против. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Когда онувидел свет, содрогалась земля иужасный страх сковал всех живущих существ. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. Конечно, работа над картинами «После побоища Игоря Святославича » (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала художнику серьезный опыт разработки образов российской истории, но «Богатыри» требовали от художника особого творческого напряжения. Но картина Богатыри, безусловно, является вершиной его творчества.
Парижское полотно Репина «Садко в подводном царстве» (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним. Невская битва. Владимир Киреев. В центре изображен Илья Муромец.
Видимо, польских корней великий человек, россиянин – эмигрант. Втретий раз князь отправляет кбогатырю детей иихплач трогает Никиту, онсоглашается. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем иудерживалась имвзаточении.
Недаром, картина «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова занимает в истории русской живописи одно из первейших мест. Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе и в западноевропейских сказках и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». Мне стало интересно, как создавалась картина, откуда черпал вдохновение автор. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня.
Каждый герой наделен своей индивидуальностью, каждый представляет тип русского воина. Ещё одна залётная птица, как иДюк, который кстати посрамил Чурило всостязании вщёгольстве. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Герои старинных сказок высятся, словно неприступные горы.
Данную картину считают символом преемственности богатырского прошлого и нового поколения. кто мертв сый желает дарования тленного ивласти погибающия» и, неприняв даров, умер. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. В центре находится вглядывающийся вдаль величавый богатырь исполненный сил.
А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. Они боролись со Змеем Горынычем, Соловьем-Разбойником, Тугарином, защищали землю Русскую от врагов, охраняли кордоны, жителей стародавней страны. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид — в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, — исполнен «благости, великодушия и добродушия». Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»9.
Она была завершена в 1898 году. Справа от старших товарищей восседает на коне Алеша, сын ростовского священника. Также интересен тот факт, что кони очень схожи характерами со своими хозяевами. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годА. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Илья Муромец — это реально живший человек, о необычайной силе которого было сложено много легенд.
Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда всегда отличался. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. Хитёр Алёша. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева.
В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Более того, "Добрынюшка вежливый-увежливый. Победитель вэтом бою должен был решить исход сражения между Киевской Русью иМамаевой стороной (татаро-монгольское иго).
Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Это зрелая эпическая работа, созданию которой художник отдал чуть ли не тридцать лет. Официальная дата начала работы над картиной – 1881 год. На лице у третьего персонажа картины Васнецова «Богатыри» играет полуулыбка.
Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. карандашА. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». "Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля".
Одет он богато и нарядно. Вольга Всеславьевич. Илья – старший на заставе, без его приказа застава не сдвинется с места. Садко, богатый новгородский гость. Алёша Попович держит в руках лук со стрелами. Позднее, во время обучения Васнецова в Петербуржской Академии художеств, у российской интеллигенции возникло увлечение национальной историей, народным искусством и бытом.
Интересный эпизод встречи Вольги иМикулы Селяниновича описывают былины. Два раза посылал Вольга дружинников тусоху вытянуть, натретий раз сам сдружиной всей неодолел. Посмотрите на фото образцов – панно «Богатырь русский» и «Враг не пройдет».
Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Из его крови начинается река Сухман. Все они одеты в воинские доспехи, у каждого в руках оружие.
Обмотавшись пенькой иобмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся созмеем иосвобождает княжескую дочь. На другом боку у него гусли. П. Рябушкин. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
Когда Авдотья умерла, Потыка вместе сеётрупом спустили вмогилу, наконе вполном вооружении. В центре — Илья Муромец. Пришлось всем остальным воинам тоже биться. П. Рябушкин.
Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Формально кбогатырям неотносится, ноявляется героем-змееборцем. Посадка в седле говорит о том, что богатыри чувствуют себя уверенно, непоколебимо. Его образ на картине показан не только очень сильным, но и душевным, открытым и искренним.
Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. Иногда я сталкиваюсь с вопросом, как зовут богатырей на картине Васнецова.
карандашИлья Муромец. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Князь Святослав. Владимир Киреев. И там похороненый. Но, на самом деле все началось гораздо раньше. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина.
Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Создателя фамилию все знают, Сикорский. Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. карандашА. Это показывает зрителям, что Алеша Попович не только сильный и храбрый воин, но и простой веселый человек.
Репин и В. Д. У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Кстати, а питерцы – не москали, значит – кацапы. Ради этого стоит посетить Третьяковскую картинную галерею.
В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Вотличие оттрёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича иАлёши Поповича), Дунай Иванович— персонаж трагический. В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность.
Многие считают древних героев, витязей и богатырей вымышленными фигурами – и ошибаются. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном «Богатыри», которое перевез с собой из Москвы в Киев и для работы над картиной «Иван-Царевич на Сером Волке», которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы «сидения в Киеве». На картине изображены три богатыря— Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Победа ПересветаПавел Рыженко. Дивный сон детства. Страшная птица летит подальше по направлению к лесу от места событий.
Алеша Попович. Один изсамых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. карандашМихаил Врубель. В небе клубятся белые тяжелые облака. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Одной из таких картин является «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.
Они несут дозор где-то в холмистых полях, смотрят, все ли в порядке в земле Русской. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага. Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское – за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться. Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И. Е. Он всегда готов защитить родной край от супостата – его меч уже наполовину вынут из ножен. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче.
Но Алёша "силой не силён, да напуском смел". Резные деревянные панно и картины всегда относились к элитным произведениям искусства. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых).
По сравнению с двумя предыдущими богатырями, Алёша самый юный и стройный. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. С большим увлечением молодой художник работал над иллюстрациями к сказкам: «Конек-Горбунок», «Жар-птица». Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле.
П. Рябушкин. Битва на Калке (дипломная работа)Павел Рыженко. Триптих «Солнце земли Русской». Красавец «сличиком, будто белый снег, очами ясна сокола ибровями черна соболя», чьи дружинники (числом как уордынского хана или литовского короля) опустошили угодья князя Владимира пониже Малого Киевца.
Илья Муромец. Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Богатыри являются символом доблести и отваги русского войска.
Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годБумага, гр. Пасмурное небо символизирует надвигающуюся опасность. Над полем клубятся темные тучи, ветер развивает гривы коней и пожелтелую траву.
Простой народ искренне верил, что богатыри способны защитить русскую землю и народ от любых напастей и вот таким образом присутствие в домах изображений былинных героев считалось оберегом. Кстати, ученые-этимологи, считают, что название богатырь произошло от двух слов – «Бог» и «тырить». Второе слово в древности имело абсолютно другое значение, чем теперь и обозначало понятие «копить» и «собирать». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр.
Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. На нем стоит две даты— «75» и «1898 10 марта». Верю, что мой рассказ полезен интересен вам, мои читатели. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, граф. Написал в мастерской Поленова. Напервую просьбу князя биться созмеем Никита отвечает отказом.
В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). Богатырь врусских былинах, выступающий водной былине вроли свата ижениха. Интересна и деталировка картины. Ветер теребит гривы и хвосты лошадей, что добавляет драматизма в картину. Куликовская битваПавел Рыженко. Величавое спокойствие, которое происходит от осознания богатырями своей правоты, насыщает всю картину.
Они вместе и, значит, непобедимы. Согласно легенде, вовремя свадьбы Дунай иНастасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай— храбростью, аНастасья— меткостью. Она умирает, аДунай узнаёт, «распластавши ейчрево», что она была беременна чудесным младенцем: «поколенца ножки всеребре, полокоточки рученьки взолоте, наголовушке покосицам звёзды частые». Собственно итоговые «Богатыри» были закончены более чем двадцать лет спустя, 27 апреля 1898 года. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины.
Когда Хотен узнал обэтом, онотправился кневесте итасогласилась выйти занего замуж. Это же можно почувствовать и в образах главных персонажей. Андрей ОслябяПавел Рыженко.
Неслучайно лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды. Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти".
Один изпопулярнейших богатырских образов врусских былинах. Именно эта картина является центальным произведением художника. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Для воплощения любимых народных героев Васнецов смог найти такие образы, которые сделали Илью Муромца «из-под славного города Мурома», Добрыню Никитича «сына богатого гостя Рязанского» и Алешу Поповича, «что из красна-города Ростова» максимально живыми и правдивыми.
Добрыня Никитич в былинах показан человеком не только мудрым, но и мужественным. Один извторостепенных богатырей. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Парень совратил жену одного изуважаемых гостей ивместе снею был убит. Добрыня Никитич достает из ножен меч, а Алеша Попович уверенно держит лук. 1898. Павел Рыженко.
На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Испуганный Глеб прислал сказать Демьяну, что «налюбовь инамир приидох, аненарать». Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. На каждый роток не накинешь платок. Добрыня Никитич. В основе сюжета слова былины: Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где.
В годы учебы в Академии художеств (1868 -1875) Васнецов с жадным интересом изучал историю своего народа, русские героические былины. Подругим былинам, жена опоила Потыка иобратила вкамень, асама сбежала сцарём Кощеем. В 1876 году он написал Алешу Поповича, делал этюды для Ильи Муромца (в качестве натурщика выступил владимирский крестьянин Иван Петров), а с 1882 по 1883 годы Васнецов работал над пейзажными этюдами. Добрыня Никитич символизирует неиссякаемый боевой дух и желание защищать свою родину.
Одной из первых работ художника стала картина «Витязь», на которой изображен спокойный богатырь, охраняющий границу земли русской. «Ибысть онем отвсех плач велий вограде». Воображение мальчика было захвачено поэтикой сказок, былин, песен. На сбруе и уздечке красуются "пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют".
Он не станет напрасно проливать кровь людскую. Увидев вМикуле могучего богатыря, позвал Вольга его ссобой вдружину для сбора податей.
В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь – заезжий. Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее— извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году78. Сам Васнецов так описывал свою картину: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. ». Эскиз к серии рисунков «Русские былинные богатыри»бумага, акварельА.
Тут изображены три былинных защитника Древней Руси: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.