Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми (1907) изображение св. Там же зародилась и Ариаварта. В 2002 году рериховское движение пережило раскол, во многом обусловленный спорами о рериховском наследии186.
Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. – он сказал, - Я пойду отдохнуть, А ты, если хочешь, начни проповедовать: С вершин увидали тебя пастухи. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Экспедиция продолжалась до 1928 года.
Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». В 1940 году в галерее им.
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. И еще одно обстоятельство даёт этим местам еще более удивительное впечатление: здесь в направлении Эвереста жил провидец-отшельник Миларепа, слушающий перед восходом Солнца голоса Дэв. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики».
До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха».
Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист.
Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. Писали в Комитет по делам искусства. Н. К. Рериха в Москве и его генеральному директору, академику Л. В. Шапошниковой, Пакту Рериха и Знамени Мира.
Исследователи, участвующие в рериховском движении, 8693 считают, что имели место реальные встречи Рерихов с Махатмами.
Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества».
Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры55. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника.
С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе.
От них веяло тайной. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии.
В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо.
В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св.
Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). С 1936 года начались письма, запросы. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх.
На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине», обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку с индологом В. В. Голубевым. Выставки имели исключительный успех. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными.
в коллекции насчитывалось более 30 тыс. Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Летом 1910г. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». Рерих не получил ответа на посланные обращения. Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания.
На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов.
Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году.
Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы.
Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. Братство».
В 1936 году в Нью-Йорке проходит защита первой докторской диссертации о педагогическом методе Рериха146. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. Идет бой между двумя началами. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году.
К 1910г. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184.
Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Я был приглашён к художнику академику Н. К. Рериху вечером 2 июня 1920 года и, как обыкновенно, сидел с его сыном в комнате последнего, разговаривая о разных научных темах.
Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской.
Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. За 12 лет художником написано более тысячи картин, две новые книги и несколько томов литературных очерков. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте.
В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж), Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии, Литве ит. д. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. В соответствии с требованиями жены С. Н. Рериха, Девики Рани Рерих, выразившей свою волю о передаче семейного наследия Рерихов в руки российского государства, было принято постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока с размещением его в усадьбе Лопухиных, выбранной Святославом Рерихом197.
Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Голубая Янцзыцян – длиннейшая река в мире, но Брамапутра – сын Брамы, овеяна богатым узором преданий. Рерихи переезжают в Америку. С 1936 года Рерих стремится вернуться на Родину: «В 1926 году было уговорено, что через десять лет и художественные и научные работы будут закончены. В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место».
Потом было последовательное сообщение букв. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. В Музее Востока действует научный отдел наследия Рерихов, занимающийся всесторонним исследованием и популяризацией их жизни и творчества. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Там находится вход в священную страну Шамбалу.
Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. Беспредельное делает и мысли возвышенными. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). С 1905г.
На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. В 1937 году прибалтийские общества проводят Конгресс Балтийских обществ Рериха, в Риге работает Музей Рериха. На сегодняшний день его фонды насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов194. Посылали книги.
Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года.
Странно впервые увидеть ойротских наездников – финно-тюркский род, затерянный в Алтайских горах. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом.
Ждали вестей». Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель.
В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. В 1928 году Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха).
И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.
Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце».
Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». Вспомним миф «О Происхождении Гор». Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св.
В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе.
Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
Вон жёны с детьми. Золото, алмазы, рубины. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137.
Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. Посылали книги. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок.
По данным кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ движение последователей Рерихов относится к новым религиозным движениям и является выразителем традиции нью-эйджа, восходящей к неомистике, теософии и антропософии.
Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера).
С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств.
Голодая, сам он предлагал свою работу. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского.
В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89.
Отчего так зовётся эта величественная гора. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин).
В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. Куинджи. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»).
Именно он может строить светлое будущее своей страны». В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым. У него много ветвей, но корень один». Писали в Комитет по делам искусства. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927).
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Она хранит пять сокровищ Мира.
Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. Родился Н. К. Рерих в Петербурге.
Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. В последнем учреждении в 1898—1903гг. Традиционно он изображается красным, с четырьмя головами и четырьмя руками, сияющим, подобно тысяче солнц, сидящим на распустившемся многолепестковом лотосе.
С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. С самого детства Николай Рерих проявлял интерес к живописи, археологии и истории и создал целый ряд полотен в историческом жанре – «Плач Ярославны», «Идолы», «Строят ладьи» и другие.
Культурно-выставочный центр на Байкале возник в 2002 году по инициативе Иркутской региональной общественной организации «Рериховское культурное творческое объединение. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках.
В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением».
Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. С 1936 года начались письма, запросы. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир».
Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями.
экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже). В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. Так было собрано несколько фраз.
экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к.
Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. Ждали вестей»154. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже.
Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151.
В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. К 1910г. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство.
А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. Художественное наследие Рериха огромно. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии.
Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха.
Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха со стороны бизнесмена Луиса Хорша и политика Генри Уоллеса, движение в Америке пошло на спад, оставаясь активным в Европе, Прибалтике и среди русской эмиграции Маньчжурии. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота».
В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати». Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой.
Какие-то старцы стоят на дороге. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси.
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). говорит он от сердца.
На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства.
Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. В 1940 году в галерее им. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947).
Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»).
Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты научной деятельности его сотрудников.
Был вечер. По совету посла в 1938 году Рерих обращается в Комитет по делам искусств СССР с просьбой принять в дар три картины. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. (Н. К. Рерих.
Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». Конечно, не физическою, но духовной пищей. Замолк грустно старец, главой поникая, Но только замолк он – от края до края: Аминь, ему грянули камни в ответ. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны.
С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933).
Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Это борьба Света и тьмы. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха.
Картины Рериха приобрели музей Люксембурга, Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. В последствии Рерих проявил себя также в области станковой и театрально-декорационной живописи, он участвовал в оформлении «Русских сезонов» Дягилева в Париже и написал множество фресок.
С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. С 1905г. Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество.
В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы. «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И.
Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами.
В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого майкопского кургана «Ошад». Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким).
С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Летом 1910г. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Рерих также интересовался философией Востока и создал множество работ под влиянием индийской культуры.
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений.
Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. В 1937 году прибалтийские общества проводят Конгресс Балтийских обществ Рериха, в Риге работает Музей Рериха180. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве». Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Братство».
С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Так различаются люди на равнинных и на горных. Алтай-Гималаи). С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии.
выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Восста. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.
Ближе к области Шигатце на живописных берегах Брамапутры и в направлении к священному озеру Манасаровар еще совсем недавно существовали Ашрамы Махатм Гималаев. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Однако конфликт между Рерихами и Хоршем, начавшийся в 1935 году, привёл к закрытию музея.
В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека.
Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин).
«Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. В 1897 году П. М. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев», появляется коллекция японского искусства. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне.
Брамапутра означает Сын Брамы. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии», организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Какие это сокровища. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны.
Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи.
Кроме того в Риге, США и Индии выходят не менее восьми крупных исследований по творчеству Рериха. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси). Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России.
В последнем учреждении в 1898—1903гг. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде.