В картине «Песнь потока» («Песнь водопада»), 1920 г., Николай Константинович Рерих обращается к традиционным символам Востока – лотос символизирует Божественную истину и чистоту, река – человеческую жизнь. Николай Константинович Рерих писал свои картины, объединяя их в серии или «сюиты». Николай Рерих картины пишет играя контрастами. За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. Тема сокровенного знания как подлинного сокровища культуры также отразилась в картинах Николая Рериха.
А за свою творческую жизнь Николай Рерих написал более 7000 картин.
Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха со стороны бизнесмена Луиса Хорша177 и политика Генри Уоллеса, движение в Америке пошло на спад, оставаясь активным в Европе, Прибалтике и среди русской эмиграции Маньчжурии. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир.
В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. Рерих с семьей оказался не по своей воле за пределами Родины. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте.
В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. Вполне понятно, что такая односторонность вызвана замалчиванием миссии Н. К.
Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. Потому утвердимся сознанием на мощи равновесия как стимуле Бытия, Начал и Красоты. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление.
Обычно тибетцы не выказывали иностранцам («пелингам», как они их называли) особого доверия. Идет бой между двумя началами. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У.
В Учении Жизни говорится о том, что есть Шамбала земная, а есть Небесная. Значительное влияние на молодого живописца в то время оказал мастер исторического жанра Фернан Кормон. В 1897 году П. М. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях.
Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. На скульптурах Белой Тары изображения глаза часто присутствуют на ладонях богини. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. От них веяло тайной. В центральной части картины изображен Владыка Шамбалы, Он же – духовный Учитель Рерихов.
В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Жена моя хотела иметь старинное изображение Будды. Потому женщина возвышает мужчину». На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану».
() Между прочим, добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту – на картине «Сжигание тьмы» они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, видимый только ими, попал на картину». И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. Она подчиняется числу три, происходит из триады, материализует триаду.
Самые красивые на Земле горы представлены во всем своем величии и многообразии. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп.
Светлой тайне Гималаев посвящены и картины «Канченджанга» и «Гора Пяти Сокровищ». Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно. Что же готовит землянам апокалипсическое будущее. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки.
Восста. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными.
В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. В жизни и творчестве Рериха музыка Римского-Корсакова занимает очень важное место достаточно сказать, что оперы Римского-Корсакова составили почти половину всех оформленных художником постановок. В начале 1915 года Николай Константинович заболел ползучим воспалением легких. Картина связана с легендой о загадочном народе, скрывшемся под землей. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Мало кто знает, что Николай Константинович кроме эскизов декораций написал ещё и либретто к балету «Весна Священная» Игоря Стравинского. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. К маю 1918 года граница с Советской Россией была наглухо закрыта. Традиционно он изображается красным, с четырьмя головами и четырьмя руками, сияющим, подобно тысяче солнц, сидящим на распустившемся многолепестковом лотосе. Ни одно событие в жизни Рериха не было случайным.
В Агни Йоге говорится, что многие хотели бы попасть в «Хранимую долину» (так называется в Тибете место, где находится обитель Братства), но лишь единицы избранных последователей смогли сделать это и на то есть свои причины. В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Астрохимический момент планеты необычен. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Темпера, от итальянского, «temperare» – что значит «смешивать краски». Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Главный герой взят художником из древней легенды, в которой рассказывается о том, как слепой мудрец Бэда, сопровождаемый мальчиком, долго шел по гористой местности. Длилась она 5 лет.
Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. Одним из первых произведений, взволновавших воображение молодого художника, была симфоническая картина «Садко».
В письмах Е. И. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Это борьба Света и тьмы. Как писал Рерих, «пришла вся экспедиция с Эвереста. Так оценили работу Н. К.
Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием. Чего нам ждать. Николай Константинович имел юридическое образование.
Именно вокруг Камня собирается Братство Адептов на медитацию. Эта овеянная легендами вершина в местном фольклоре тоже связана с понятием Шамбалы. Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Рерихи переезжают в Америку.
А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. Далее его путь лежал на Запад. и Н. К.
«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Нет, старый Восток ценит иные сокровища.
Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. Народная молва приписывала Далай-ламе Пятому сотрудничество с духовными Владыками Шамбалы. «Множество людей стремится найти Нас. Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека.
До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Так мы получили давно желанное изображение». Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. Вот характерный случай, произошедший с Рерихами в Тибете и описанный Николаем Константиновичем в повести «Сердце Азии» : «Насколько надо понять местную чувствительность, вы увидите из следующего случая, бывшего с нами.
Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства.
Все его картины – прозрения. Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. Когда вы знаете это, когда вам известны факты, окружающие эти замечательные места, вас наполняет особое чувство. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха.
Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Во время экспедиций по Тибету Рерихи посещали старинные монастыри, встречались с учеными буддийскими священнослужителями – ламами, беседовали с ними при помощи выступавшего в роли переводчика Юрия Николаевича Рериха (уже тогда владевшего многими языками и наречиями Востока).
На этом полотне запечатлен характерный глетчер (ледник), находящийся высоко в Гималаях. Она хранит пять сокровищ Мира. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928).
Писали в Комитет по делам искусства. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. А затем настаёт черёд театральных работ к опере Римского-Корсакова.
В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Конечно, вы понимаете, что некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей». Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Алтай-Гималаи).
Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи.
Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Картина «Превыше гор» появилась на свет в 1924 году, три года спустя после того, как в дневнике Е. И. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы.
Газета «Биржевые ведомости» печатает бюллетень о состоянии здоровья Рериха. Сами можете видеть их бывшие входы. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913).
Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. С 1936 года начались письма, запросы.
Что отличает эту форму. При виде кристаллов изображенных на переднем плане этой картины, невольно вспоминаются огромные кристаллы горного хрусталя, хранившиеся в доме Рерихов. Николай Константинович Рерих утверждал, что «человек ищет соотношение себе в окружающей жизни». И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Это число – метафизическое, оно относится к самым распространенным в природе и культуре. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Картина Рериха «Сокровенное» передает нам намек на то, что могут скрывать от глаз непосвященных недра гималайских гор.
Здесь свет – это Слово, а Слово – этоБог. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). Братство».
Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Только за первый месяц путешественники преодолели более 3000 км. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе.
Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Все опасные бамбуковые переходы через гремящие горные потоки, все скользкие ступени вековых ледников над гибельными пропастями, все неизбежные спуски перед следующими подъемами и вихрь и голод и холод и жар преодолевается там, где полна чаша нахождений. Выставки имели исключительный успех. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже.
Это было 28 июня 1921 года, когда Рерихи были еще в Америке. К счастью всё обошлось. На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. Так различаются люди на равнинных и на горных. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.
В философском учении Рерихов – Агни-Йоге или Живой Этике именно таким – прозрачным (точнее, невидимым) – описывается астральное тело, скрытое в физических телах всех живых существ. Какую функцию они выполняли и ранее и теперь. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122.
Об этом сказано в Авесте, пророчествах индейцев хопи, предсказаниях Реньо Неро и Нострадамуса (если верить толкователям катренов загадочного пророка). Двигаясь по образующим конуса к вершине, мы поднимаемся от материального к духовному, от низкого к высокому, от многообразия плоскости к Единству высшей точки. Ведь под влиянием пространственных энергий их ауры усилят свой потенциал – но, будучи отрицательным по своей сущности, он всей своей тяжестью обрушится на физические организмы носителей темных аур. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Были ли они для Рерихов только украшениями или у них есть иное назначение. Еще сказано: «Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало.
(Рериха), как Посланца Белого Братства. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. Е. И.
Так картина Гонец. Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Какие функции выполняет в Ашраме Шамбалы Камень Чинтамани. Сам художник видит в этом свете Materia Lucida – светоносную материю. (Алтай-Гималаи, 1974, с. 64). Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Возможно, они догадались о том, что Рерихи были сотрудниками Учителей Белого Братства.
Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926). Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Зная о необычном пророческом даре Ванги, он встретился с известной ясновидящей.
(Рериха) отличается известной односторонностью. Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно. Но этим мечтам не суждено было сбыться. В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место».
Если внимательно посмотреть на образ воина на картине, то немного выше его головы можно увидеть полупрозрачный «двойник», повторяющий очертания верхней части его фигуры.
В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Обратите внимание, как показано Явление Мессии на картине Н. Рериха. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. В одном из писем последователям Е. И.
В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Эти новые космические энергии и были названы в учении Агни Йоги «огнем», а само слово «Агни» на санскрите означает «огонь». В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151.
Это обстоятельство создавало много сложностей при пересечении границ различных государств. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон.
«Или будущее или мудрость веков», говорится в Живой Этике. Рерих есть одно очень интересное пророчество, полученное от Учителей Шамбалы. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Отчего так зовётся эта величественная гора.
Эти энергии начнут активно взаимодействовать с биополями живых организмов, в том числе людей. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Рериха по праву называют «Мастером гор». Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника.
Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю.
На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Не только природа реагирует на эти воздействия, но и все живое. В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. Те, кто стали на сторону тьмы, недолго будут торжествовать. В чем же может заключаться причина этих катаклизмов.
И в центре груди этого почти невидимого «двойника», чуть выше сердца можно увидеть неявно светящийся круг с таким же почти прозрачным излучением по всей его окружности. Он получал тайные знания не только от людей, но, согласно его работам и свыше.
Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра. Впоследствии Николай Константинович вновь обращается к этому образу: Садко становится одним из героев декоративного панно «Богатырский фриз» (1909).
Так женщина должна занять место, сужденное ей. В дневниках Рерихов, в которые они записывали свои беседы с Учителем, есть интересная запись о том, как на одном из сеансов общения Учитель попросил Николая Рериха: «Напиши полет Урусвати в Тибет на белом шарфе». Но главное, как писал Николай Константинович, «Снегурочка» показала «часть подлинной России в её красоте». Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед.
Во время встречи Ванга сказала ему: «Вижу Тибет и Гималаи. Болезнь обострилась настолько, что Н. К. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. В 1940 году в галерее им.
Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Важной задачей считал Николай Константинович выяснение восприятия разными народами грядущего мессии – освободителя человечества от зла и несправедливости, обновителя жизни на земле. Художественное наследие Рериха огромно. Конечно, не физическою, но духовной пищей. Был вечер. Не случайно понятие Шамбалы имеет эквиваленты во многих языках мира.
С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Так Н. К. Рерихов. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см.
В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Та же идея отражена и в легенде о городе Китеже, скрывшемся в озере. Летом 1910г.
На картине Небесный бой менее пятой части занимает долина с озерами и свайными постройками. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Древние орфики в своих мистических гимнах молят богов о восхождении к божеству, к блаженству.
– золото, алмазы, рубины. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. С японской стороной было заключено соглашение о проведении выставки картин Рериха, которая открылась в Киото в этом же году. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там.
К 1910г. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. Свет у Рериха не списан с натуры.
В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания).
Голодая, сам он предлагал свою работу. Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Его жизнь была в опасности.
В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. Будущая эпоха (в Живой Этике она называется Новой эпохой) станет периодом духовного расцвета общества. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. Экспедиция продолжалась до 1928 года.
Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. Сказано: «Придет время, когда голод охватит весь мир. Родился Н. К. Рерих в Петербурге. Какие-то старцы стоят на дороге.
Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени.
В 1949 году Галерея приняла ряд картин Рериха, ранее находившихся в Русском культурно-историческом музее в Праге. Потому так необходимо утверждать в духе значение Начала Женского». Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Со мною останется одно из последних запечатлений его Мечты, его Знания – «Песнь Шамбале». Только не навсегда ушла Чудь.
Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения. Помимо исследовательской деятельности, во время своих экспедиций по странам Востока Рерихи продолжали освоение эзотерических знаний, передававшихся им Учителем М. Походные условия, в которых они находились, были сопряжены не только с колоссальной физическими и психологическими перегрузками, но и с немалыми опасностями. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. Какие это сокровища.
На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. Впереди, на темной пурпуровой скале сидит сам певец.
С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Мы поговорили между собою на чуждом здесь языке и оставили дело до лучшего случая. Но к Рерихам у высших лам было совсем иное отношение. У него много ветвей, но корень один». По России тогда прокатился слух о смерти известного живописца.
Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии».
С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Столкновение полярностей идет по всему лику Земли. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями. Она хранит пять сокровищ мира.
В одной из пещер находится статуя Падмы Самбхавы – Великого Учителя Тибета, а за нею виднеется каменная дверь – никем никогда не открытая. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. Помните картину Н. К. «Та, которая ведет». Так, Михаил Бабенчиков писал: «Слепы те, кто видит в Рерихе только живопись.
Отчего так зовется эта величественная гора. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений.
В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). В Агни Йоге говорится о том, что наступающая эпоха станет эпохой духовного и социального пробуждения женщин Земли. «Танг-ла. Рерих писала: «. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132.
Являются ли эти представления вымыслами или в них есть доля истины – неизвестно. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Врачи настоятельно рекомендуют переехать из сырого Петербурга, климат которого лишь усугублял болезнь, в Сердоболь (Сортавалу). Что это. Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
Сотрудничали с институтом и такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн, Луи де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др. Что указывает на ирреальность горных пейзажей Мастера. Посылали книги. В «Сердце Азии» Николай Константинович писал: «Канг-чен-цзон-нга – пять сокровищ великих снегов.
Но на дальнем фоне художник изобразил другие сокровища, духовные. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Брамапутра означает Сын Брамы. Темперой писали русские иконописцы, многие мастера эпохи Возрождения. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112.
Четырежды — в 1908, 1912, 1919, 1921 годах — обращался Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. В итоге воспринимать (или, как сказано в Учении Жизни, ассимилировать) новые космические энергии без вреда для физического здоровья смогут лишь организмы светлых и духовных людей, сознание которых не загрязнено негативной энергетикой отрицательного мышления. Примечательно, что на мосту художник изобразил не фигуру человека, а именно Свет как таковой. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха.
Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». После революции 1917 года Финляндия, к которой отошел Сердоболь, обрела независимость. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Какие же «легенды о русской жизни», воплотившиеся в музыке любимого композитора, были близки Николаю Константиновичу. Правильно удержать таких путешественников.
На своих полотнах Рерих много раз запечатлевал еще одно чудо Гималаев – величественную Канченджангу, «Гору Пяти Сокровищ». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань. А может быть, в этом полотне символически отражена идея существования и в природе и в человеке необычных явлений и возможностей источником которых является огненная энергия, наполняющая все мироздание и особенно выраженная в человеке, как носителе разума. Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. А верховное женское божество Тибета называется также «тысячеокой Дуккар».
Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Там же зародилась и Ариаварта. На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки». В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости».
Так было собрано несколько фраз. Так интересная история связана с картиной Н. Рериха «Сжигание тьмы». Когда поводырь устал, он сказал Бэде, что вокруг собралось много людей и они хотят его послушать. В 1911 году совместно с Бенуа он основал «Общество защиты памятников искусства и старины».
16 июня 1938 года Русский культурно-исторический музей в Праге открывает отдельный рериховский зал149, в котором представлены более 15 крупных работ художника.
Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха».
Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси. Вспомним миф «О Происхождении Гор». Рерих, помимо русской философии изучает философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии— Рамакришны и Вивекананды, творчество Тагора, теософскую литературу. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Е. И.
С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. (. ) Укрепляли пространство, чтобы потушить войну». экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). в коллекции насчитывалось более 30 тыс.
На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Сказано – Равновесие мира не может установиться без истинного понимания Начал.
Все будет зависеть от энергетического и нравственного потенциала ауры каждого индивида. Вполне вероятно, что эта картина отразила в себе и личный духовный опыт Е. И. Но несмотря на долгие переезды верхом и в жару и в холод, на переходы по опасным горным тропам, пролегающим над бездонными пропастями, по местностям, где разбойничали полудикие кочевые племена, нападавшие на караваны, грабившие и убивающие путников – несмотря на все это, Рерихи в любой обстановке находили возможность общения с Учителем, требующего медитативного сосредоточения, а Елена Ивановна постоянно, каждый день записывала Его сообщения из которых затем составлялись тексты Учения Агни Йоги. На ней изображен мост, озаренный золотистым сиянием.
Рерих было записано указание Учителя «написать полет Урусвати». Лишь с началом деятельности Е. П. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. Рериха известные французские мастера во время знаменитых «Русских сезонов», организованных Дягилевым в Париже.
В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Золото, алмазы, рубины. Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов.
На возвышении перед ними покоится сокровенный терафим Братства – Камень Чинтамани. Навсегда он останется непревзойденным в этой области. (Н. К. Рерих.
Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. Там находится вход в священную страну Шамбалу. говорит он от сердца. Куинджи. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге.
В ходе экспедиции были сделаны интересные научные открытия, собраны уникальные коллекции. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. Ждали вестей»154. Что хотел выразить художник в картине «Чудо дивное». В 1907году во Франции избирается членом Общества осенних салонов, впоследствии— членом Национальной академии в Реймсе и членом французского Доисторического общества. Какими прекрасными образами наполнил Гуру пространство и в каких прекрасных полотнах частично были запечатлены эти образы в плотных, земных, формах. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. () Мысль, не прегражденная сомнением, приведет в Наши Надземные Обители.
Картина «Ведущая», без сомнения, отражает ту роль, которую играла в семье Рерихов сама Елена Ивановна – Учитель М. называл ее Ведущей. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой.
Не только художником, но и пророком. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Биограф семьи Рерихов П. Ф. Там, после ритма, молча напитываем пространство.
В последнем учреждении в 1898—1903гг. Отвечая на этот вопрос, авторы учения Живой Этики цитируют загадочное пророчество библейского «Откровения» : «И увидел я Новое Небо и Новую Землю». Материал оказался столь обширным, что в последствии послужил основой при создании института гималайских исследований «Урусвати», с которым сотрудничали ученые из разных стран мира. Во второй части «Братства» сказано: «Мы имеем целые Твердыни в Тонком Мире.
Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства.
Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий.
Вы не найдете двух одинаковых или сколько-нибудь похожих картин. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне.
Но в то время как все светлое, хорошее и созидательное, поднявшееся в человеке, служит ему на благо и утверждение, все темное и злое, насыщенное силами разрушения, приводит аппарат человеческий в состояние разновесия, к болезням, гибели, дезинтеграции. Здесь его могло привлечь многое – и неповторимая прелесть образов и отражённое в сказке миросозерцание древних славян и общий радостно-солнечный колорит. Художник явно изобразил над видимой фигурой воина его астральное тело. Они несут в себе скрытые знания, понять которые могут лишь духовно утонченные люди». Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932).
По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. «Вот это краски.
Многие замечали, что светятся краски на картинах его. Тайный Ашрам Братства в горах. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. В зависимости от этой реакции здоровье человека будет или укрепляться под влиянием новых энергий или – увы – разрушаться от их воздействия. Индийские метафизические доктрины их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих.
Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Треугольник, стоящий на основании, визуализирует восхождение. В одной из своих статей Рерих упоминал о своей встрече с группой альпинистов, установивших рекорд по подъему на определенную высоту тогда еще непокоренного Эвереста (это было в 1924 году). Какие это сокровища. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение.
Значит, было ниже 50 градусов по Цельсию. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Беспредельное делает и мысли возвышенными. Этюды Гималайской серии написаны темперой. Картины, написанные Николаем Константиновичем Рерихом во время пребывания на Алтае или впоследствии, но тоже посвящённые Алтаю, можно объединить в «Алтайский цикл». В народе его называли Великим Пятым.
Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914).
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). С 1905г. В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э. Э.
Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. О существовании обители Высшего знания на Востоке народы мира знали издавна. Рерих. Под впечатлением этой музыки Рерих пишет картину «Садко у морского царя» (1895).
Рериха. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Вокруг этого дворца сразу же возникли всевозможные легенды и слухи. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена.
Одна из картин Рериха называется «Чудь подземная». Именно он может строить светлое будущее своей страны». В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов.
Именно Далай-лама Пятый стал инициатором возведения самого грандиозного в Тибете дворца, названного Потала и ставшего официальной резиденцией Далай-лам. Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). В учении Агни Йоги, в книге «Надземное» кратко, почти в форме намека говорится о том, как используют Архаты энергию «Огонь Носящего» посланца Ориона: «. Художник в статье Небесное зодчество писал: Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. В путевом дневнике Н. К.
Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. Туда и отправился Николай Константинович с семьей в декабре 1916 года.
Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик. Вон жёны с детьми. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. Потом было последовательное сообщение букв.
Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество». Рерих был вынужден составить завещание. Песнь о Шамбале» – исключительно колоритное, огромное по размерам полотно.
Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
Новые энергии уже достигли Земли. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50.