Неизвестно, над чем именно работал Николай Рерих в тот момент. Беспредельное делает и мысли возвышенными. Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне.
С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Беликову читаем: «. Чинтамани — так в индусской и буддистской мифологии именуется кристалл «Сокровище мира» исполняющий желания.
Конечно, не физическою, но духовной пищей. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. Первый, самый ранний из известных «Портрет Николая Рериха» исполнен углем на фанере в 1918 году, когда вся семья жила в Сердоболе (Финляндия). Братство». На творческий поиск молодого художника в рисунке оказали влияние мастера русского авангарда.
В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Второй находится в Риге, в Латвийском Национальном художественном музее. «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно.
Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Его образ в портрете кисти С. Н. Художник обращается к традиции голландской живописи XVII века. Осенью 1920года по приглашению С. П. Дягилева Рерих оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. «Профессор Николай Рерих» в названии многих портретов — дань уважения за высокие заслуги в области мировой культуры ибо сын почитал его не только как отца, но и как всемирно известного учёного. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото.
Там находится вход в священную страну Шамбалу. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Золото, алмазы, рубины. Неожиданный цвет открывается нам в другом «Портрете профессора Николая Рериха» (1937) из коллекции Латвийского Национального художественного музея в Риге.
В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Портреты 1923 и 1924 годов нарисованы в Нью-Йорке. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо.
К 1910г. Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» (1933) поистине является настоящим шедевром Святослава Рериха и, вероятно, самым известным изображением мастера. В лице моего отца я встретил этого мудрого старца. В одном из них возникает абсолютно неожиданный образ «схимника».
Особой привлекательностью обладает «Портрет Николая Рериха на фоне гор» (1937 / 1939). Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. В этой картине, написанной на дереве, нет ничего лишнего, как в древнерусской иконе. Будучи молодым художником, Святослав Николаевич вскоре получает признание в США как «мастер восточной фрески» и становится настоящим маэстро в жанре портрета. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге.
Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». Многие художники, среди которых Александр Головин, Борис Кустодиев, Дмитрий Стеллецкий, Борис Григорьев, Давид Бурлюк, Исаму Ногучи, Глеб Дерюжинский, проявляли особый интерес к личности Николая Рериха и создали ряд портретных образов знаменитого художника. говорит он от сердца. Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». Какие это сокровища. Тело Нага обвивает вулкан, сдерживая адский подземный огонь и не давая погибнуть чудесному цветку всепобеждающей Мудрости.
Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26.
Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека.
Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции.
выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом.
Интересно, что ещё один портрет отца одновременно был сделан старшим братом Святослава, Юрием, в схожей технике. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова.
Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. В 1931 году Николай Рерих написал ряд картин, посвящённых Гуга Чохану. В 1911 году при деятельном участии Рериха была создана Комиссия по регистрации памятников старины в Санкт-Петербургской губернии при Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины27. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137.
У него много ветвей, но корень один». В одном из его писем к П. Ф. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом.
Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. В одной из пещер находится статуя Падмы Самбхавы – Великого Учителя Тибета, а за нею виднеется каменная дверь – никем никогда не открытая.
Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Рерих изображён сидящим за столом, позади него висит тибетская танка с изображением Тары. В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут.
В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Возможно, делал эскиз к одному из своих многочисленных горных пейзажей. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. Святославу Рериху тогда исполнилось всего 14 лет.
В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). В 1940 году в галерее им. Святослав Рерих изображал отца в разных ипостасях. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём.
Вон жёны с детьми. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Художник смело вводит новую гамму — иссиня-чёрное с бордово-коричневым.
В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. В интервью и статьях художник не раз отмечал: «. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. Выставки имели исключительный успех.
Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495.
В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Семья Рерихов долгое время жила в «Долине богов» изучала местную культуру, относилась с глубоким уважением к народным традициям. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21.
Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. При этом следует отметить, что вид на дворец сверху можно запечатлеть лишь с высоты полёта. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. В 1937 году прибалтийские общества проводят Конгресс Балтийских обществ Рериха, в Риге работает Музей Рериха180. Рерихи переезжают в Америку.
Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Именно он может строить светлое будущее своей страны». Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. В картинах преобладает чёрный цвет. Герой готов мужественно преодолеть все препятствия на своём пути. Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера – все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.
Ждали вестей»154. Посылали книги. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества.
Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). Один из них экспонировался тогда в первом Музее Николая Рериха, но в настоящее время местонахождение его неизвестно. В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место».
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. В 1897 году П. М. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Экспедиция продолжалась до 1928 года. С 1936 года начались письма, запросы. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929.
«Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182.
Художественное наследие Рериха огромно. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25).
Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта».
В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США».
На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество.
Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Так было собрано несколько фраз. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Остальное – клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч.
Восста. В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик.
Следует при этом напомнить, что художник написал её в возрасте 29 лет. За 12 лет художником написано более тысячи картин, две новые книги и несколько томов литературных очерков.
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Его фигура выражает уверенность и стремление к действию.
Писали в Комитет по делам искусства. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см.
«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Этот образ наполнен важным символическим смыслом. Об этом свидетельствуют фронтальная композиция и цветовая гамма, а также важные детали — символ Знамени Мира и герб рода Рерихов6.
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). В портретах Николая Рериха, созданных Святославом Рерихом с 1932 по 1936 год, предстаёт образ создателя «Пакта Мира» и провидца грядущего. Произведение не имеет точной датировки, но вполне возможно, что оно было создано в 1932 году и может рассматриваться как ранний вариант известного «Портрета Николая Рериха» 1936 года.
Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. Она хранит пять сокровищ Мира. Оба портрета схожи фронтальной композицией и наличием символики.
Он создаёт композицию портрета и тотчас фиксирует её на фотоплёнку. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений.
Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Успешно завершён грандиозный проект, открывший миру новый, отличный от прежнего образ Востока. Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. В состязании начинающих художников Святослав Рерих явно преуспел. Мы видим Николая Константиновича погружённым в размышления о судьбах человечества.
От них веяло тайной. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Таинственный ларец покрыт тканью с вышитой монограммой «IHS»4.
В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. Он был для меня не только отцом и учителем, он был кем-то гораздо большим. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания).
Как и другие картины, он выполнен в Индии, в имении близ Наггара, где жили Рерихи. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Рериха объединён с образом Николая Константиновича. Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси.
В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита».
В знаменитом портрете профессора Николая Рериха с Гуга Чоханом (1937) запечатлён великий художник с мировым именем, воспевший в многочисленных картинах Гималаи. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.
Брамапутра означает Сын Брамы. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха.
Суть и оценка личности прослеживается в них путем выявления сопричастности человека к общей семье человечества. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947.
Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. У Рабиндраната Тагора есть такое определение: «Личность начинается там, где бесконечное становится конечным, не теряя своей бесконечности». «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин).
Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания. В семье, кроме Николая, было еще трое детей – сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир. Фигура Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947) — самобытного художника и мыслителя-гуманиста — привлекала внимание широкой общественности уже с начала ХХ века.
Меня всегда как-то привлекал портрет человека. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. Это борьба Света и тьмы.
Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов и менее всего своих мыслей. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти.
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. В последнем учреждении в 1898—1903гг. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии.
Потом было последовательное сообщение букв. Более 400 картин, коллекционные предметы, коллекция восточных книг были переданы государству и вошли в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, Новосибирского художественного музея, Горловского художественного музея, Института востоковедения РАН ит. д.
Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. Там же зародилась и Ариаварта.
В Раджастане было широко распространено его скульптурное изображение. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111.
Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.
В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов.
До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Отчего так зовётся эта величественная гора. У буддистов он называется «дордже» и символизирует всепобеждающую силу учения Будды.
В верхней правой части картины — знак триединства, под ним надпись на монгольском языке «Знамя Мира». С 1905г. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. Художник стоит рядом с камнем, на котором изображён конь, несущий три сферы в пламени.
Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Рядом с ней видна ступа, монументальное сооружение для хранения реликвий, абсолютной архитектурной формы, выражающей идею чистой природы ума — Просветления Будды. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. Обращаясь к этому портрету, следует сказать несколько слов о древнем изваянии Гуга Чохана, которое находилось в имении Рерихов в Наггаре (Индия). Несмотря на то что он был известен в мире прежде всего как выдающийся художник, существует только один «Портрет профессора Рериха, сидящего за столом и делающего набросок» (1938).
На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже.
Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Летом 1910г. Алтай-Гималаи). Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. Этот портрет отразил новый этап в жизни Николая Рериха, в нём декларируются духовные ценности и идеалы, символически выражен тот «высокий путь», по которому ему суждено пройти. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника.
В ней явно видна особая мощь воина. В двух портретах этого периода существенно меняются авторская техника и общий колорит. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. Рериха с кристаллом, Гуга Чоханом и другие). Какие-то старцы стоят на дороге.
В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д.
Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон.
По размеру и композиции это единственный монументальный образ подобного рода. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). А именно — наставником жизни»10. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков.
Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Был вечер. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. «И задумался глубоко, что-то прозревая. Рерих не получил ответа на посланные обращения.
Как и многие художники ХХ века, Святослав Рерих использует фотографии в своей работе над картинами. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. Вспомним миф «О Происхождении Гор». Голодая, сам он предлагал свою работу. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.
Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру. в коллекции насчитывалось более 30 тыс.
В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Портреты 1933 года поистине можно назвать выдающимися.
В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Хочется тишины, чтобы ни единый звук, ни шорох не нарушил этой глубокой человеческой мысли», — писал Леонид Андреев в статье «Держава Рериха»3. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Так различаются люди на равнинных и на горных. Идет бой между двумя началами.
Вначале на медно-звучащем облаке были написаны фигуры летящих Валькирий, которых художник потом обратил в облака: Пусть присутствуют незримо. Все опасные бамбуковые переходы через гремящие горные потоки, все скользкие ступени вековых ледников над гибельными пропастями, все неизбежные спуски перед следующими подъемами и вихрь и голод и холод и жар преодолевается там, где полна чаша нахождений. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины.
Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». Николай Рерих изображён стоящим, облачённым в чёрную накидку. (Н. К. Рерих. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге).
С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И.
И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Куинджи. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100.
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Это мифический образ древнего индийского князя из долины Кулу. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке.
Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Братья будто соревновались, кто лучше выполнит портрет. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975).