Рерих противопоставляет в своих картинах контрастные тона, усиливающие эффект красок, так же как композиторы сопоставляют в своих оркестровых пьесах тембры различных инструментов и добиваются таким путём особо яркого выявления звучаний каждого инструмента. На картине Н. К. Рериха «На вершинах» изображено хорошо известное явление «Тум-мо» – возжжение основных энергетических центров сознания. Именно Их имел ввидуН. К. Рерих, когда писал картину «Сокровище гор».
В картине «Песнь потока» («Песнь водопада»), 1920 г., Николай Константинович Рерих обращается к традиционным символам Востока – лотос символизирует Божественную истину и чистоту, река – человеческую жизнь. А за свою творческую жизнь Николай Рерих написал более 7000 картин. За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин.
Николай Рерих картины пишет играя контрастами. На картине Н. К. Рериха, мудрый конь, окруженный сиянием, осторожной горной поступью несет Камень вниз, к людям. «легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Рерих перенес к себе на холст в картине Белый камень».
В Финляндии Рерих работает над повестью «Пламя», пьесой «Милосердие», сочиняет основную часть будущего поэтического сборника «Цветы Мории», пишет статьи и очерки, создает серию картин, посвященную Карелии. Лет двадцать назад к нам в Ригу привезли из Москвы большую выставку картин Н. К. Рериха. Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими и они долгое время висели на даче у М. Горького103.
Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева.
На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок.
В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть.
В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Н. К. Рериха в Москве и его генеральному директору, академику Л. В. Шапошниковой, Пакту Рериха и Знамени Мира. Выставки имели исключительный успех. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89.
С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). И этому может очень действенно помочь искусство, которое к тому же есть великий объединитель. Сотрудничали с институтом и такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн, Луи де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др.
Рерихи переезжают в Америку. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Много экспериментирует с составом красок использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России.
В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112.
Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра.
И рожденное ею слово — это и есть те неведомые сокровенные тайны Божии, которые начертаны в раскрытом свитке. У него много ветвей, но корень один».
Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. говорит он от сердца.
С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо.
Именно он может строить светлое будущее своей страны». Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». Может быть, это конь, потерянный караваном. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. Огненность крыльев и тела — указание на духоносность, на полноту духовности. Летом 1910г. Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения.
Одним из первых произведений, взволновавших воображение молодого художника, была симфоническая картина «Садко». Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. Стремление выразить грандиозность замысла приводило к тому, что нередко художник, вместо единичного полотна на интересующую его тему, создавал целую серию картин. От них веяло тайной.
С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека.
Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси.
Восста. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место». Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе.
И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926).
Ждали вестей»154. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Посылали книги. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).
хозяйство и культура». Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. По поводу же списка сказано, что «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий». Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами.
Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54.
Также здесь представлены книги из личной библиотеки семьи Рерихов, ряд подлинных документов и прижизненных изданий Н. К., Е. И. и Ю. Н. Рерихов. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера).
«. Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: Да будет Свет. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. Так было собрано несколько фраз.
Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. В 1949 году Галерея приняла ряд картин Рериха, ранее находившихся в Русском культурно-историческом музее в Праге. Четырежды — в 1908, 1912, 1919, 1921 годах — обращался Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены.
Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Там же зародилась и Ариаварта.
Вспомним миф «О Происхождении Гор». Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Вон жёны с детьми.
С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл.
Потом было последовательное сообщение букв. С 1905г. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение.
Отчего так зовётся эта величественная гора. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом.
Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое.
Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»).
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. Что-то необычное сверкает в седле.
экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913). Только недавно эта область, полная прекрасных лесов, гремящих потоков и белоснежных хребтов, получила собственное имя Ойротия.
Вскоре почти вся территория Бельгии была оккупирована германскими войсками. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями. Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Нет, старый Восток ценит иные сокровища.
В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Идет бой между двумя началами. Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания.
Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Был вечер. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.
Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Брамапутра означает Сын Брамы. Алтай-Гималаи).
Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника.
В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932).
Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю. Под впечатлением этой музыки Рерих пишет картину «Садко у морского царя» (1895). В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). Какие же «легенды о русской жизни», воплотившиеся в музыке любимого композитора, были близки Николаю Константиновичу. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик.
С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Но главное, как писал Николай Константинович, «Снегурочка» показала «часть подлинной России в её красоте».
Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии.
Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния.
К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. Куинджи. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Экспедиция продолжалась до 1928 года.
Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Искусство, не только способствует взаимопониманию народов мира, но и является действенной связью с миром Высшим, миром духа. В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки.
Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. Свята Красота». Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия.
В последнем учреждении в 1898—1903гг. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России.
В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. «. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов.
(Н. К. Рерих. В одной из пещер находится статуя Падмы Самбхавы – Великого Учителя Тибета, а за нею виднеется каменная дверь – никем никогда не открытая. Голодая, сам он предлагал свою работу. «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно. В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. В 1897 году П. М.
Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг. Там же в Тривандруме издаются две монографии о творчестве Н. К. Рериха, претерпевших несколько переизданий153. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. София держит список не в левой руке, а в правой и этот список раскрыт. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге.
Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний. Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием. Какие это сокровища. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Но Матерь Мира сказала: «Правда, люди найдут на равнинах и хлеб и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как.
По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Какие-то старцы стоят на дороге.
В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св.
Он же руководил этнолого-лингвистическими исследованиями и разведкой археологических памятников. Писали в Комитет по делам искусства. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск.
Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Картины, написанные Николаем Константиновичем Рерихом во время пребывания на Алтае или впоследствии, но тоже посвящённые Алтаю, можно объединить в «Алтайский цикл».
С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Так картина Гонец.
Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Кроме того в Риге, США и Индии выходят не менее восьми крупных исследований по творчеству Рериха. С 1936 года начались письма, запросы. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова.
К 1910г. Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе.
На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки». Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Смысл картины близок к мыслям Булгакова: «. Художественное наследие Рериха огромно. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н.
Она хранит пять сокровищ Мира. Многие замечали, что светятся краски на картинах его. Она сама как посланец солнца, как воитель Света. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников.
Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя.
Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года.
А затем настаёт черёд театральных работ к опере Римского-Корсакова. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд.
Вместо нимба Софии — диск солнца. Это борьба Света и тьмы. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце».
Эти темперы Николай Константинович изготовлял сам, замешивая сухие краски на особых клеях и смолах, которые давали максимальную яркость. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Однако конфликт между Рерихами и Хоршем, начавшийся в 1935 году, привёл к закрытию музея189. Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану».
С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Братство». В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень – Чинтамани индусов или Норбу Ринпоче тибетцев и монголов. Впоследствии Николай Константинович вновь обращается к этому образу: Садко становится одним из героев декоративного панно «Богатырский фриз» (1909).
Так различаются люди на равнинных и на горных. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. Художник в статье Небесное зодчество писал: Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений.
в коллекции насчитывалось более 30 тыс. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота». он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии».
Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. В 1911 году при деятельном участии Рериха была создана Комиссия по регистрации памятников старины в Санкт-Петербургской губернии при Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины27. Конечно, не физическою, но духовной пищей.
Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге.
На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким).
В 1940 году в галерее им. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Кроме того Рерих, работая темперой постоянно искал более чистые тона, более яркий цвет и с 1924 года перешел на новые краски, которыми пользовался до конца жизни. Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства. Прежде всего, следует отметить, что Рерих вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.
Длинные волосы ее не вьются, но падают на плечи. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Когда вы знаете это, когда вам известны факты, окружающие эти замечательные места, вас наполняет особое чувство.
ангепообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны— Знамя Мира133, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии— религия искусство и наука в круге культуры134. Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100.
Беспредельное делает и мысли возвышенными. Золото, алмазы, рубины. Там находится вход в священную страну Шамбалу. Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно. Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Свято Знание. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52.
С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Всадника не видно. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника.
Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути художника.
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными.
Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. В России и Европе за период с 1907 по 1918 годы было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха53. В 1907году во Франции избирается членом Общества осенних салонов, впоследствии— членом Национальной академии в Реймсе и членом французского Доисторического общества. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132.
Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём.