Именно вот таким образом она считается знаковой работой. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. Эту пьесу художник впервые прочитал в 1898 году и потом хранил в своей библиотеке. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз.
По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Чаще всего это были интерьеры храмов или частных домов.
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. В следующем зале, который озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: реализм и живопись на пленэре», можно убедиться, что Норвегия дала миру не только Мунка, но и ряд других талантливых живописцев, пусть и творивших в другой, более традиционной манере. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Женские образы справа и слева от танцующей пары напоминают возлюбленную Мунка, рыжеволосую Туллу Ларсен (Tulla Larsen). Главное для художника — передать эмоцию.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Его мать умерла от туберкулёза, когда мальчику было пять лет, а сестра Софи — когда ему было тринадцать, от той же болезни, в 1877 году. Но, хотя композиция топографически точна, яркие цвета извилистые формы и загадочные фигуры абсолютно преобразуют сцену, так что перед нами скорее «внутренний пейзаж», отражение психологического состояния художника. Моделями нередко выступали домочадцы, друзья или коллеги.
Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Недаром «Крик» считается «иконой экспрессионизма» и предтечей модернизма с характерными для него темами одиночества, отчаяния и отчуждения. В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда.
Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Версия, хранящаяся в Национальной галерее в Осло, была написана в Берлине.
Жанр этот возник в качестве реакции на несколько однобокое увлечение реализмом. Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка. Для представителей этого течения превыше всего выражение эмоционального состояния автора. Шел он не как все.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Крупными фигурами того времени стали порвавшие с традиционным искусством Анри Матисс (1869-1954) и Пабло Пикассо (1881-1973). Впрочем, представленная в музее картина Пикассо «Мужчина и женщина» (1903) относится к другому, более раннему периоду его творчества.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Его портреты превосходно отражали характер человека. 120, 5 141 см. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). 1901), которое знаменует начало нового этапа в творчестве художника.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Он создал несколько версий этой картины.
Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». Отсюда — субъективный выбор темы, цветовой гаммы, формата картины. Данный вариант был написан в 1892 году. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
К тому времени известность художника стала достаточной для того, чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Картина, как и многие другие работы Мунка, существует в нескольких вариантах. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41.
Холст, масло. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти. Застывший пейзаж хорошо передает состояние природы. Победоносные войска повернули оружие в сторону острова, где осели представители церкви, армии и капитала. Он оставил после себя огромный архив. Художники «атмосферного» направления стремились создавать более эмоциональные полотна используя нестандартный колорит и собственные стилистические приемы. Фигура кричащего примитивизирована до такой степени, что напоминает различным комментаторам скелет, эмбрион или сперматозоид.
Это, бесспорно, самый известный норвежский художник. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик». Я написал картину, написал облака как настоящую кровь.
Через портрет он всегда исследовал душу человека. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера.
Мунк). Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
Картина Мунка «Меланхолия» (Melankoli) (известна еще под названием «Ревность»), написанная под впечатлением от пейзажей Осгордстранда, также затрагивает тему отношений между мужчиной и женщиной. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком. Осенью он едет в Париж.
В картине угадывается влияние цветовой манеры импрессионистов: высветленная палитра придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарение через страдание. Так или иначе, Мунк показывает половое чувство как темную и опасную силу. «Зимняя ночь в Рондане» — самая известная работа Сольберга.
Следующий зал озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: интерьеры и портреты». Сам Мунк изначально называл композицию по-немецки, Der Schrei der Natur, то есть «Крик природы». Холст, масло.
Человеческая фигура на мосту предельно обобщена, универсальна, беспола. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа.
Это Софи изображена на картине «Больной ребенок» («Больная девочка») (Det syke barn) (1885-1886), а рядом с умирающей девушкой — их с Эдвардом тетка Карен Бьёльстад. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Она входит в раздел «Страх жизни». Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника. Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира».
Пристальный взгляд художника обращен на самом деле не на зрителя, а внутрь себя. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). "Троица" считается единственной дошедшей до нас картиной знаменитого иконописца Рублева, которая точно написана самим мастером. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка.
В Осло (Кристиании) Егер был одной из центральных фигур богемного радикального кружка писателей и художников, в который одно время (в 1880-х) входил и Мунк. Хрен редьки не слаще. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. В полотне, написанном ритмичными пестрыми наклонными мазками, заметно влияние импрессионистов (это влияние, как показано дальнейшее творческое развитие Мунка, оказалось весьма кратковременным). Узнали таких светил норвежской живописи, как глава романтического направления Юхан Кристиан Даль и представитель реализма Кристиан Крог. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Также в этот период приобрели популярность портреты и автопортреты. В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями.
Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас5. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
De gustibus non est disputandum. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Мягко изгибающиеся линии вокруг ее тела создают овальную змеевидную форму, напоминающую ореол, а вокруг головы светится «нимб», но не золотой, а красный — как страсть, боль, жизнь. Посмотрим теперь на портрет писателя Ханса Егера (1889). Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.
Члены семьи собрались в комнате Софи, которая сидит на стуле спиной к зрителю. Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». Еще правее вздымается агрессивная человеческая масса. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. На картине «Меланхолия» извилистая береговая линия проходит по диагонали в сторону пирса, на котором можно различить три фигуры, которые готовятся уплыть на пришвартованной лодке. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние. Его палитра стала ярче, чем в картинах 1890-х годов.
Один из них посвящен норвежскому модернизму 1910-1930-х годов. В этом можно усмотреть обожествление оргазма как жизнетворного акта. Поговорили о ее коллекции и упомянули основные шедевры. Море и здешние пейзажи притягивали и вдохновляли художника. Посмотрим теперь на картину Мунка «Танец жизни» (Livets dans) (1899-1900), давшую название всей экспозиции Национальной галереи в Осло. Автопортреты, созданные им в Провансе, являются жесткими и волнующими «документами» последних лет его короткой трагической жизни.
Кто мы. Был и другой вариант названия: «Зачатие». В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Изначально публика вообще не воспринимала его как художника. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Под одной своей картиной Мунк написал: «Улыбка женщины — это улыбка смерти».
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Экеланн был художником политизированным, состоял членом норвежской коммунистической партии. Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка».
В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. От картины веет всепоглощающим страхом. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Егер, автор «Библии анархиста» и романа «Богема Христиании», не признавал мораль и религию, видел в христианстве причину всех зол, ненавидел брак как опору ханжества, придерживался идеи свободной любви и считал величайшей добродетелью человека честность и откровенность. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Эдвард Мунк в особых представлениях не нуждается. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24.
По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Произведение относится к позднему этапу творчества художника. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Земля усеяна трупами.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Мотив «комнаты умирающего» появлялся впоследствии в творчестве Мунка неоднократно, да и сама композиция «Больная девочка» тоже существует не менее чем в шести вариантах. Любовный эпизод юности, когда ему отстрелили сустав пальца, вызвал к жизни весь скрывавшийся в нем страх. Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега. Картина предположительно была написана в городке Осгордстранд (sgrdstrand), где Мунк часто проводил лето. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Здесь мы погружаемся в мир норвежской «атмосферной живописи» или «живописи настроения» 1890-х годов. Фигура мужчины – в самом углу картины.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть. Виды региона встречаются в целом ряде картин Мунка 1890-х годов. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы.
В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Правее изображены два ребенка, которые строят новый, лучший мир (его символом является конструктор, с которым они играют). Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536.
Полузакрытые в экстазе глаза и поза указывают на любовный акт. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании. «Танец жизни» — ключевая композиция из мунковского цикла «Фриз жизни». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. На литографической версии он сделал немецкую надпись: «Ich fhlte das Geschrei der Natur» («Я почувствовал крик природы»). Термином Stemningsmaleriet (в английском варианте — Moodpainting) обозначают картины, передающие определенное настроение или атмосферу в природе это был излюбленный жанр норвежской живописи в конце XIX века.
На заднем плане — дом, большое дерево, отражающееся в воде и полная желтая луна. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. Изначально она называлась Отчаяние.
Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. Пикассо и Жорж Брак (1882-1963) предпочитали более упрощенный художественный язык, упорядоченный и геометричный. Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха. Предполагают, что главный персонаж картины — друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, входивший в круг «богемы Кристиании» вместе с Одой Крог, Хансом Егером и другими.
Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe»)— предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Мы видим трех девушек в красочных платьях, облокотившихся на перила моста. Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Его поза выражает подавленность или отчаяние. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Также картину трактуют как странный религиозный образ, прославляющий декадентскую любовь. Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Годом ранее в припадке сумасшествия Винсент отрезал себе мочку левого уха. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Это позволяло художнику самому контролировать условия освещения и расстановку фигур. Создана картина в Берлине. Мунк рассказывает нам историю о разных этапах в жизни женщины. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. На картине он изобразил борьбу рабочего класса с капитализмом.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость. Одна из известнейших картин Мунка на эту тему — «Мадонна» (Madonna) (1894-95) из цикла «Фриз жизни».
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. До конца неясно: фигура на переднем плане то ли кричит, то ли затыкает уши, чтобы не слышать вопля, который яркими волнами расходится вокруг. Помимо того что «Крик» с его обобщенным образом отчаяния находит отклик у каждого человека в отдельности, в картине видят и более широкий смысл: пророчество, предвещающее многочисленные трагедии XX века, включая разрушение природы людьми. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». Маленькие бессильные руки, узкие плечи.
Он говорил, что, несмотря на всю их прелесть и очарование, они — хищные звери». Вообще Мунк писал «Крики» с 1893 по 1910 год и все они имеют схожую композицию: на всех изображена охваченная ужасом фигура на фоне пейзажа с тревожным кроваво-красным небом. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Сам Мунк рассказывал об истории создания «Крика» так: однажды вечером во время прогулки по Осло он вдруг почувствовал, что пейзаж его парализует. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. 91 73, 5 см. В произведениях Мунка боль личных утрат ощущается столь остро, что зритель видит в них отнюдь не сколки с реальности, но именно состояния страдающей души. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). В мужской фигуре слева обычно видят младшего брата Эдварда, Андреаса.
Останавливался, думая о чем-то. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Куда мы идём. ».
Пикассо научился конструировать формы из небольшого числа простых компонентов и при этом создавать объем и пространство. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Тематически эта работа близка к картине «Голос» (сейчас в музее Мунка), написанной ранее и изображающей женскую фигуру на фоне лунного пейзажа.
Делал несколько шагов. К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик». Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. Эдвард Мунк «Крик» (1893). В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В двадцать три года Мунк создал эту свою первую важную картину, ошеломившую современников и вызвавшую бурю критики, обвинения в «незавершенности и бесформенности».
Он пытался закричать от страха, но не мог произнести ни звука. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. На картине «Переходный возраст» («Созревание») (Pubertet) (1894-95) Мунк изобразил хрупкую обнаженную девочку примерно четырнадцати лет, сидящую на краю постели скрестив руки на коленях.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Недаром картины этого художника называют «пейзажами для души». Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
Девушка в черном платье (молодая жена Ринга) сидит у забора в поле и дует на одуванчик и создается впечатление, будто художник сам сидел на траве рядом с ней, столь живо и непосредственно переданы все детали. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Ей 26 лет и она замужем.
По бокам стоят две одинокие женщины, одна молодая и свежая, в белом платье с цветами, другая — бледная, осунувшаяся, одетая в черное. 64, 5 54 см. В то же время в картине можно усмотреть и сексуальность, если трактовать воду и мягкие изгибы берега как символ женственности, которой противостоит жесткая вертикаль деревьев и колонны света (по словам Петра Вайля, «фаллос лунной дорожки врезается в похотливо прогнувшийся берег Осло-фьорда»).
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Именно с ее именем связан упоминавшийся выше трагический эпизод 1902 года, когда в результате ссоры с отвергнутой любовницей у Мунка осталась пистолетная рана (возможно, он сам случайно нажал на курок, отбирая револьвер у женщины, пытавшейся покончить жизнь самоубийством). А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.
Часто они изображали уютные домашние интерьеры с читающими или работающими людьми. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука.
Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Выставка в Берлине закончилась для художника грандиозным скандалом с категорическим требованием немедленно забрать свои полотна (через 10лет на выставке европейского модернизма Мунк удостоился чести получить для своих работ целый зал. ). Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Они уносят в какой-то потусторонний мир. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Мужская фигура ближе к центру картины — это, видимо, сам Эдвард. Существует четыре варианта этой композиции, выполненные в разных техниках. Как и многие другие картины Мунка, «Танец жизни» балансирует на грани между изображением реальной действительности и символом. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Я ощутил крик природы, мне показалось, что я слышу крик. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой. Я всего лишь добавила немного информации и абсолютно не говорила ничего о том как сама отношусь к художники и его творчеству. На мой взгляд Эдвард Мунк был безумным гением. Он казался странным. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом».
У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде», — говорил Мунк. С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886).
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. В течение многих лет икона хранится в Государственной Третьяковской галерее. Картон, масло, темпера, пастель. Позировала Мунку для «Мадонны» его подруга норвежка Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского. Мунку тогда был 31 год.
В зале «От Мане до Сезанна» представлены в основном французские импрессионисты, в том числеЭдуард Мане (1832-1883) и Эдгар Дега (1834-1917). В музее можно увидеть, например, картину Гарриет Баккер «Шитье при свете лампы» (Syende kvinne ved lampelys) (1890). Они стремились отображать мир без искажений и без прикрас.
Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника.
Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия. Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом.
Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Хотяперспективные сокращения и присутствуют на дальних планах, ее фантастические краски еще более усиливают общее впечатление условности построения плоскостного картинного пространства.
Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. Его произведения повлияли на формирование стиля, впоследствии получившего название экспрессионизм, а картина «Крик», одну из версий которой можно увидеть в этом музее, считается «иконой экспрессионизма».
Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. Изначально на картине их было пять. Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром».
Любовников как будто скрывает мгла. «Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Так или иначе, тематика картины «Танец жизни» универсальна: различные фазы жизни и танец как выражение ее изменчивости и быстротечности. Существуют разные версии появления этого сюжета. В картине заметны характерные для символизма приемы упрощения и стилизации. Но, в отличие от нее, в картине «Лунный свет» присутствует только природа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Но к 1880-м годам многие художники отказались от этих идиллических картин в пользу большей «правды жизни». Их борьба почти выиграна, но сожженный город на заднем плане и груда трупов на переднем говорят о цене победы. Также здесь вывешена большая картина норвежского художника Арне Экеланна (Arne Ekeland) (1908-1994) «Последние выстрелы» (1940). Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Этот период 1903-1904 года, до переезда в Париж, получил название «голубого», поскольку в тогдашних работах Пикассо преобладал синий меланхолический колорит и были ярко выражены темы печали, старости, смерти, а героями его картин были преимущественно нищие, проститутки, калеки и отверженные, люди с тяжелой судьбой. Соседний зал, «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: повседневная жизнь и местная среда», позволяет увидеть жанровые картины скандинавских мастеров.
Правы все. На его фоне изображены мужчина и женщина. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы». Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм. Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. В это время художник обратился к жанру портрета.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Этот мотив существует в нескольких вариантах и первоначально назывался «Любящая женщина» или «Женщина в акте любви» (Kvinne som elsker). Наряду с другими работами, картина «Меланхолия» демонстрировалась на большой выставке Мунка в Берлине в 1892 году. Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». После зала Мунка нам осталось посмотреть несколько залов искусства начала XX века.
Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Один посредством репрессивной селекции ковал из обывателей сверх-националистов, а другой – сверх-интернационалистов. На лице молодой обнажённой женщины с распущенными волосами блуждает странная усмешка.
Картина «В месяце июне» (I juni mned) (1899) проникнута особенным настроением. Датский художник Лауриц Андерсен Ринг (Laurits Andersen Ring) (1854-1933), один из видных представителей скандинавского символизма и социального реализма, также часто изображал крестьянскую жизнь и сельские пейзажи. Достоевского «Преступление и наказание».
Еще одно полотно Мунка, навеянное пейзажами Осгорстранда, — «Девушки на мосту» (Pikene p broen i sgrdstrand /Pikenep bryggen) (ок. Это одно из самых тревожных произведений в истории современного искусства. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
Сам Мунк считал эту картину переломным моментом, разрывом с реалистическим искусством. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.
Здесь Мунк изобразил писателя-анархиста и социального критика Ханса Егера (Hans Jger) (1854-1910). Оборачивался, как бы ища другой дороги. Произведение существует в нескольких версиях. Жанр его произведений относится к постимпрессионизму.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. Однако пора посмотреть на более современную, менее традиционную живопись. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. «Гулять по Осгордстранду— это будто гулять среди моих картин.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. В 1889 году он приобрел здесь дом, куда возвращался на протяжении более 20 лет почти каждое лето (в этом доме, Munchs hus, сейчас музей). Тот вариант, что находится в Национальной галерее, был создан в 1893 году. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Все они были завсегдатаями артистического кафе «У чёрного поросенка» (Zum Schwarzen Ferkel). На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. В тот период Нильсен как раз переживал несчастную любовь к обаятельной и талантливой художнице Оде Крог, жене Кристиана Крога, которую называли «королевой богемы». Выставка вызвала скандал и была закрыта через несколько дней.
В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Этой же теме посвящена картина «Смерть в комнате больного» (Dden i sykevrelset) (ок. Художник изобразил несколько пар, кружащихся на траве в ясную летнюю ночь. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Изображенный на картине дом существует и сегодня. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Возможно, ее напугал эротический сон или первая менструация. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком.
Мужчина на переднем плане отвернулся от них. Персонажи на переднем плане имеющие основное значение для смысла картины, наделены индивидуальными чертами, тогда как фигуры на заднем плане играют роль ритмичных цветовых пятен или даже напоминают карикатуры (таков толстяк, который пытается поцеловать или, скорее, укусить свою партнершу в шею). Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков) предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли.
Картина выдержана в неярких серых и зеленых тонах, линии мягки и едва намечены. В предыдущей заметке мы познакомились с историей Национальной галереи (Nationalgalleriet), которая входит в состав Национального музея искусства, архитектуры и дизайна Норвегии (Nasjonalmuseet). Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. В частности, стоит обратить внимание на поздний «Автопортрет» Ван Гога, написанный в 1889 году, за год до смерти художника. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Помимо варианта маслом, Мунк исполнил «Мадонну» в виде литографии, которая отличается рамой с изображениями сперматозоидов и маленького эмбриона. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. «Я чувствовал себя усталым и больным. Мы чувствуем страх девушки от того, что в ее теле просыпаются какие-то неведомые, пугающие силы, пробуждается сексуальность.
Импрессионисты Клод Моне (1840-1926), Эдгар Дега (1834-1917), Огюст Ренуар (1841-1919) дальше развивали мотивы и технические приемы Эдуарда Мане. В 1895 году Мунком был написан «Автопортрет с сигаретой» (Selvportrett med sigarett). Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Прогулялись по десятку залов, посвященных старому западноевропейскому искусству, в том числе скандинавскому. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Художник изобразил себя лицом к зрителю на фоне неясного темного фона. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
119, 5 118, 5 см. Цвет вопил» (запись в дневнике, 1892 год). Это самая ранняя версия, выполненная маслом. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Норвежская художница Гарриет Баккер (Harriet Backer) (1845-1932), одна из первых в Скандинавии женщин-художниц, специализировалась на создании атмосферных интерьерных картин. В нем многое привлекало внимание. Линии и краски ландшафта двинулись к нему, чтобы удушить его.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Именно Пшибышевский написал первую биографию Мунка, а женой Пшибышевского, Дагни Юль, увлекались в том числе Мунк (она неоднократно ему позировала) и Стриндберг. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.
Ему удалось создать иллюзию движения. 1893). Картина была создана в самом начале XX века после того, как Мунк вернулся из путешествия в Италию под впечатлением от ренессансного искусства.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел», — сказал как-то Мунк о своих работах. Это место он очень любил. Всего он провёл там более полугода.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Позднее эти воспоминания Мунк оформил в виде поэмы, которую он написал на раме пастельной (1895) версии «Крика»: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Она полулежит, откинувшись на поднятую подушку рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье – это тётка Софи и Эдварда, которая взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти матери детей – Лауры. На полотне Мунка «Лунный свет» (Mneskinn) (1895) представлено упрощенное изображение норвежского прибрежного ландшафта в свете летней ночи.
Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию во флорентийском музее ибо она больше напоминает фигуру на картине. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Я остановился и взглянул на фьорд — солнце садилось и облака стали кроваво-красными. Но в других культурных центрах Германии работы Мунка сочли революционными, «ломающими все барьеры категорий искусства». Среди французских мастеров затесался и Эдвард Мунк (1863-1944) — с картиной «Улица Лафайет» (Rue Lafayette) (1891).
Он боялся женщин. Храмы лежат в руинах. Вдалеке виднеется крестьянский двор.
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Холст, масло. Мы завершим осмотр этого зала самой известной и растиражированной картиной Мунка, «Крик», которая, как ни удивительно, по-норвежски называется очень похоже: Skrik.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте.