Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны. В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика».
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Это явление отмечалось также и в норвежских газетах. О необыкновенном явлении существуют сотни свидетельств в прессе и дневниках. В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло).
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние6. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. «Крик», принадлежащий Олсену – первая картина в ряду, написан пастелью и отличается от трех других картин необычно яркой цветовой палитрой.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). За картину американский коллекционер Леон Блэк заплатил 119, 9 миллионов долларов. Кто-то из них, по мнению западных СМИ и купил картину.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Многие эксперты связывают подобный эмоциональный подтекст Крика с жизнью самого художника. А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства».
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Ему удалось создать иллюзию движения. В 2012 году она была выставлена на аукцион норвежским миллиардером Петером Олсеном. Эдвард Мунк создал четыре версии «Крика» в различных техниках – масло и пастель. Кто мы.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет. Но в других культурных центрах Германии работы Мунка сочли революционными, «ломающими все барьеры категорий искусства». Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Но позже произведение получило уже известное нам название.
Первый скандал не заставил себя ждать. 3. Впечатление зафиксировано не по горячим следам.
Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).
Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние.
Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков) предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли. В архиве Мунка есть запись художника, что в первых картинах из цикла «Фриз жизни», в число которых входит созданный в 1893-м «Крик», отразились его воспоминания 1884 года. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм.
Существует несколько версий по поводу обстоятельств создания «Крика». Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Куда мы идём. ». Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа.
Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы». Произведение относится к позднему этапу творчества художника. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Одна из них — извержение вулкана Кракатау в 1883 году.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко котируется в наследии Мунка. Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника, но все пошло не по плану. Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром»7. Исследователи пишут, что это явление было замечено многими и отмечалось в норвежских газетах9. В верхние слои атмосферы были выброшены огромные массы вулканического пепла. В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик»6. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира». В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Рама расписана самим Эдвардом Мунком, что подтверждает авторская надпись, поясняющая сюжет картины: «Мои друзья пошли дальше, я остался позади, дрожа от беспокойства, я ощущал великий Крик Природы». С берега Темзы апокалиптические закаты писал английский художник Уильям Эскрофт, а автор газетной заметки из штата Пенсильвания увидел в небе полосы американского флага.
И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в Девушках на мосту отразилось редкое для художника состояние душевной радости. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. 1 Лицо. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Если Вы хотите иметь качественную репродукцию картины Эдварда Мунка у себя в коллекции, то закажите репродукцию картины «Крик» на холсте.
В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Выставка в Берлине закончилась для художника грандиозным скандалом с категорическим требованием немедленно забрать свои полотна (через 10лет на выставке европейского модернизма Мунк удостоился чести получить для своих работ целый зал. ). Его портреты превосходно отражали характер человека. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Именно картине «Крик» было суждено стать визитной карточкой экспрессионизма. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, у Мунка, по счастью, сохранились друзья, разделяющие его страсть к русскому писателю. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы»8. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Единственный вариант «Крика», который остаётся в частной коллекции, выполнен пастелью. Изначально она называлась Отчаяние.
В Осло в «Музее Эдварда Мунка» находятся еще два варианта «Крика» – один из них выполнен пастелью, а другой – маслом. В борьбу за обладание шедевром вступили семеро претендентов. В это время художник обратился к жанру портрета.
Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Четвертый вариант в технике пастели, был единственной версией, принадлежащей частному лицу. Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком. С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах. В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика».
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. Жанр его произведений относится к постимпрессионизму. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Кто мы.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей. Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери.
Холст, в качестве основы для репродукции картины Мунка «Крик», передаст естественную структуру художественного полотна и Ваша репродукция будет выглядеть как настоящее произведение искусства. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe»)— предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни».
Мунк). Теперь подробнее о версиях картины – незнающему человеку тут впору и запутаться. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи.
Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe»)— предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года6. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Вдруг небо стало кроваво-красным. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Картина Эдварда Мунка «Крик» воплощает изоляцию человека, отчаянное одиночество, потерю смысла жизни.
С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Достоевского «Преступление и наказание». Наблюдали подобное буйство красок по вечерам с ноября 1883 года по февраль 1884-го и в столице Норвегии, где в то время жил Мунк. Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
Как предполагают биографы художника, оно было граничит со стихотворением Вильгельма Крага «Крик». В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». Он рассматривает внутренний и внешний мир страдающего человека изображенного с мрачным лицом и держащегося окровавленной рукой за сердце. За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения «Люфтваффе» на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен.
Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Что касается реальной дороги по краю холма Экеберг, то дальше по ней находились главная городская скотобойня и психиатрическая клиника, в которой в период работы Мунка над «Криком» лечилась его младшая сестра Лаура.
Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника.
Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить. Версии картин «Крик», (ранее называлась «Отчаяние») были им созданы в период с 1893 по 1910 гг. Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет5. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы.
В 1902 году Тулла, чтобы вернуть художника, совершила попытку самоубийства. Описание картины: норвежский художник сделал несколько вариантов этой странной картины пастелью и маслом. Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. На самой известной картине норвежского художника изображено хорошо ему знакомое место — дорога вдоль холма Экеберг.
Я остановился и, обессиленный, прислонился к перилам — кровь и языки пламени взметнулись над черно-синим фьордом и городом. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика».
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна.
Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки – любимая тема критиков и экспертов. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами.
Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось. Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов.
Создана картина в Берлине. Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир. На переднем плане Мунк изобразил себя, охваченного безотчетным страхом. «Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века известнейший художественный мем XX и XXI столетий. Мунк долго не мог найти подходящий образ, который выразил бы тот самый «крик природы».
(К примеру, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая). Существуют разные версии появления этого сюжета. Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера. К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик». На тот момент это было самое дорогое произведение искусства, проданное на аукционе.
«Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге. Меня охватила тоска. «Лунный свет скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли, – пишет Мунк в сопроводительном тексте. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков)10 предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Изначально публика вообще не воспринимала его как художника. Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и странно завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой изображены поле, вороны и гора человеческих черепов. Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха. Странность картины сразу бросается в глаза. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Вдохновляло и то, что художник получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, показав её тело.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Мунка госпитализировали и их отношения с Ларсен на этом закончились. Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках.
Уходящая за горизонт дорога как «путешествие в смерть» — один из навязчивых мотивов в творчестве художника. Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка». Полотно называли выкидышем, недоделкой. Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.
Изначально на картине их было пять. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. 7 Дорога. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем навязчивость Туллы стали отпугивать Мунка.
Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».
В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании. В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. Куда мы идём. ». Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Полотно Эдварда Мунка бесспорно выражает крайнюю степень отчаяния одного персонажа, который на нем изображен. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия. Изначально эксперты Sothebys оценили работу Мунка в 80 млн. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Именно вот таким образом она считается знаковой работой. Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию во флорентийском музее ибо она больше напоминает фигуру на картине. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик». Возможно, так случилось, так как это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В первый раз картина выставлялась под названием «Отчаяние».
Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году – в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. Имя покупателя так и осталось неизвестно, но эксперты называют среди возможных новых хозяев картины Романа Абрамовича, греческого судовладельца Филипа Ниархоса и королевскую семью Катара. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза3. Два варианта Крика (один в технике пастели, другой, написанный маслом) хранятся в музее Мунка в Осло, третья работа, выполненная маслом – в норвежском Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. В течение многих лет икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В то время Норвегия предоставляла начинающим художникам возможность получить бесплатное художественное образование. Отличительной особенностью картины «Крик», которая представлена в Лондоне, является оригинальная рама, в которую помещено произведение. Старшая сестра Эдуарда Софи умерла от туберкулёза в возрасте 15лет, душевное заболевание у младшей сестры Лауры проявилось уже в раннем возрасте, брат Андреас умер от пневмонии тридцатилетним, сам Эдвард в детстве тоже много болел. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть.
Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от дискомфорта. В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями. В музее Мунка в Осло хранятся две версии – масло и пастель. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь4. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.