Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Егокартинывыставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Ни одной лишней детали.
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола.
Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В несколько последующих лет ему пришлось многое пережить. Поворотным моментом в его жизни стала болезнь. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительныекраскиСредиземноморья после этого ворвались наполотнаживописца). В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Во всяком случае, он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму в Италии и отправился в Марокко, где свет, по рассказам его друзей художников, был более ярким, поглощающим предметы и фигуры, а природные краски чистыми и нежными.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Разумеется, это иллюзия. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
В результате на свет появились двефрески, написанные на один и тот же сюжет. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Жил Матисс в это время трудно. Художнику сделали две очень сложные операции. Принципы расположения фигур при этом не изменились. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Художник подчёркивал каждоедвижение, каждыйконтурлинией она иногда выглядела своеобразной рамкой, в которую заключена форма. Фовизм (вместе с кубизмом) можно считать началом абтракционизма. Анри Матисс. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Углы комнаты даёт другим цветом. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. К Мируискусства были близки такие русскиемастера, какА.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Холст, масло.
В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. А. Серов, М.
Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств». Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». «Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары». Творить он не переставал до конца.
Когда Щукину в 1909 году Матисс прислал первый эскиз с изображенными обнаженными танцующими девушками, коллекционер был в восторге. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Интерьеры особняков Морозова и Щукина предоставляли Матиссу возможность двигаться по пути создания принципиально нового декорав станковой картине. Художник предполагал работать над созданием особой среды обитания средствами искусства иначе творить вторую натуру, пронизанный светом цветной космос, параллельный и органичный по отношению к живой природе. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. С началом Второй мировой войныМатиссчуть не уехал в Бразилию (была уже готова виза), но в конце концов передумал. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине.
"Урок фортепиано" – одно из самых личных произведений художника того периода изображающее его сына Пьера за клавиатурой. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Жак-Мари попросилахудожникаисправить ееэскизывитражейдля монастырскойКапеллыЧеток. Матисс, по собственному признанию, увидел в этой просьбе «поистине небесное предначертание и некое Божественноезнамение». Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Цены на его работы и интерес к ним стали расти.
Синий цвет передает небо, розовый — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». «Русский» след в жизнихудожникастановился все явственнее. Это была судьба.
Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.
Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости натюрморты и пейзажи. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
Структура живописи и работа с цветом Поля Сезанна оказали особенное влияние на творчество Матисса, который называл его впоследствии своим главным вдохновителем. Первая персональная выставка Матисса состоялась в июне 1904 г. в галерее Амбруаза Воллара. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года.
Поначалу Матисс изобразил мужские фигуры с гениталиями, но в финале работы над картиной убрал последние — вероятно, по желанию заказчика. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Очертания стола с трудом угадываются.
За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Пикассо оценил его роль в современном искусстве коротко и просто: «Матиссвсегда был единственным и неповторимым». Темой росписиМатиссвновь выбрал танец (как и 20 лет назад, когда работал для Щукина). «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов.
Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. «Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Доминика и Девы Марии. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике.
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
fauves). В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Но того ничто не могло остановить. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж».
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. С 1927 года активно участвовал в организациивыставокотца его сын, Пьер. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную».
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. 1901 год можно назвать годом становления художника. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. ЖилМатиссв это время трудно. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
А. Врубель, И. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Там начался его отход оттехникидивизионизма. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
Что касается его тогдашнейманерыписьма, то она была близка к импрессионистической. «Когда я начал писать, — вспоминал позжеМатисс, — я почувствовал себя в раю. Танец была создана в 1910 г. Это полотно было создано Анри Матиссом для Московского особняка С. И. Щукина. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро.
Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики. Стайны подружились с художником.
Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Существуют лишь предположения искусствоведов. ОформлениемКапеллыон занялся сам. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Исчезают стул и обои. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Ж. Помпиду). В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением». В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Вернувшись через год в Сен-Кантен, работал клерком у адвоката, одновременно посещая класс рисунка в местной художественной школе Кантена де Латура. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору.
И. Левитан, М. В. Нестеров.
Матисс исполнил вариацию так понравившейся коллекционеру композиции: на фоне ровных горизонтальных полос зеленой травы, светло-синего моря итемно-синего неба он вновь поместил три фигуры— на этот раз обнаженных мальчиков играющих вшары. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Он знакомился с художниками разных стран. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера.
Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Все люди на картине находятся в неподвижности. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
«Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Краски сильно разбавлены и пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть тронутым нежной акварелью. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу.
В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Матисссогласился — впрочем, премьераспектакля состоялась только в 1920 году в парижской Гранд-опере.
Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. «Мы стремимся к ясности, упрощаяидеии смыслы, — позже объяснял он.
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка.
Тем временемМатисспродолжал пробовать себя в новых жанрах. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Однако до 1940-х годов он использовал вырезы, главным образом, для эскизов декораций и костюмов, как для Русских балетов Сергея Дягилева в 1937 – 1938 гг. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью.
Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение. Преподавание велось на некоммерческой основе. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Он вырезал огромные фигуры танцоров из цветнойбумагии пришпиливал их к огромному холсту, пытаясь найти максимально выразительную и динамичную композицию. Во время этих предварительныхштудийпришло сообщение, что ошиблись с размерами росписи и художник принялся все переделывать исходя из нового «техзадания». По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. В военные годыМатисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новыехудожественныеобласти — гравюру и скульптуру. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Чтобы как-то «развеять» сына, когда он выздоравливал после операции, сделанной по поводу аппендицита, мать подарила ему коробкукрасок. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Фона в привычном понимании в этой работе нет. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Ж. Помпиду, Париж).
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Но об этом уже сказано в других разделах. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. А. Матисс «Музыка» (1910). «Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Другим выразительным средством в егокартинах была точно отработанная линия.
Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Другое название этой работы – «Десерт». Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Тема панно — танец. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем. Жизнь его была на исходе. Анри Матиссскончался 3 ноября 1954 года, в возрасте 84 лет.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. 260 х 389 см.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. «Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс.
И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. С. Дягилев занимался не только балетной компанией искусствовед, театральный деятель, он вместе с художникомБенуаорганизавал художественное объединение Мирискусств и выпускал одноименный журнал (вместе с другими членами группы). Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина. Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. С 1927 года активно участвовал в организациивыставокотца его сын, Пьер. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. Старый приятельМатисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», — писал он ему.
Пять обнажённых людей на вершине холма был нарисован всего тремя красками – зелёным, синим и красным. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь».
Холст, масло. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла".
Тем временемМатисспродолжал пробовать себя в новых жанрах. — Танец написан мной всего тремя красками. Ковёр на этой картине – реальный. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную.
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работаххудожника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть ощущение». Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.
Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Так и случилось. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. После окончания школы Анри учился в Париже на юриста.
Это видно и по его картинам. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Такой, какой был у Матисса в его доме.
У создания картины «Танец» своя необычная история. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. В настоящее время существует в двух версиях. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Скрипач отчетливо напоминает памятник Поза музыканта точна во всех деталях — добиться этого Матиссу было несложно, так как он сам неплохо играл на скрипке. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне.
На долгое времяМатиссоказался прикованным к постели. Одной из сиделок, ухаживавших за больным Матиссом, была Моника Буржуа. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Речь идет о фовизме. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году.
С женойМатиссвиделся все реже и реже. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Эта дружба в его судьбе значила многое.
Он является продолжением ковра на стене. Проблемы с сердцем, рак кишечника лишили его возможности трудиться так же активно, как прежде. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Больше ничего нет. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве. «Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно». Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название новогохудожественногонаправления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами отживописи.
Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Выполненная на гигантском холсте, занимающем всю стену, эта картина поражала современников и производит неизгладимое впечатление на современных зрителей.
Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись». Описание картины: великий супрематист до 37 лет серьезно живописью не занимался, хотя в детстве брал уроки рисования.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Лето 1905 годаМатисспровел на южном побережье Франции. Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью».
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Помогает определиться в пространстве также окно. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Зачем. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение.
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе.