Самой дорогой работой Матисса стала не картина, а бронзовая скульптура «Обнаженная женская фигура со спины IV». В своих многочисленных работах того периода Матисс раздвигал границы картин, формы уходили в пространство за рамкой. В тот период Матисс выдумал новое направление в области декупажа, в основе которого лежит составление картин из кусочков окрашенной бумаги. Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна.
«музыка» (фр. La Musique)— картина французского художника Анри Матисса, написанная им в 1910 году по заказу коллекционера живописи С. И. Щукина. Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. Сам Матисс говорил: "Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение". В картинах, созданных между 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам.
Плоскостные картины Матисса проложили последующим поколениям художников путь к абстракции.
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Последний предрекает ему блестящее будущее и одним из первых отмечает новаторство молодого художника, выражающееся в смелых сочетаниях разных цветов. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма».
Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться». Доминика и Девы Марии. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. В 1872 году родился его младший брат, Эмиль Огюст. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. А. Матисс «Музыка» (1910). Художник стремится приблизиться к чистоте ощущений, свойственной детскому или первобытному творчеству.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Щукин. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Он знакомился с художниками разных стран.
Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий.
В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
Ни одной лишней детали. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Разумеется, это иллюзия. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого.
В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Очертания стола с трудом угадываются. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Эта дружба в его судьбе значила многое. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. Существуют лишь предположения искусствоведов. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. 260 х 389 см. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Хотя его стилистические сдвиги были не столь выраженными, как у Пикассо, его искусство претерпело значительную эволюцию по мере развития.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.
Творить он не переставал до конца. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Стены отступают назад». С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Ж. Помпиду).
Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»6. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). По приглашению Щукина осенью 1911 года он провел три недели в России, где на него произвела сильное впечатление русская и византийская иконопись. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»4.
Тема панно — танец. Такой, какой был у Матисса в его доме. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.
Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов3. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Холст, масло.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В Марокко, Матиссом были созданы подлинные шедевры и заложены основы позднейшего декоративного стиля живописи. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).
Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Речь идет о фовизме. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Открытое и эмоциональное искусство Матисса как будто ищет практического применения. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную».
Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Исчезают стул и обои.
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль7.
Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола.
В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось.
Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена им были сделаны копии четырёх его картин. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии).
Жил Матисс в это время трудно. Все люди на картине находятся в неподвижности. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления. 3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам.
Зачем. Первым покровителем, «идеальным патроном» художника, принявшим его идеи, стал московский коллекционер С. И. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Цены на его работы и интерес к ним стали расти. 1901 год можно назвать годом становления художника.
Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж».
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
В настоящее время существует в двух версиях. В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Они включают скульптуру и керамику, но в сознании большинства людей Матисс всегда будет ассоциироваться со своими картинами. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью».
Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. В хороводе художник смог передать пластику танцующих людей настолько точно, что и зрителю хочется присоединиться к героям картины. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Так и случилось. Хотя картина относительно небольшая – 25 X 36 дюймов – близко расположенный объект занимает почти всю композицию и ее волнистые изгибы "угрожают" выйти за пределы рамы. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Изменяется освещение. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Углы комнаты даёт другим цветом. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Написанная в Исси-ле-Мулино за пределами Парижа, "Красная студия" представляет собой мини-ретроспективу работ художника с картинами, скульптурой и даже произведением из керамики, повешанными или разбросанными по его мастерской. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В 1920-е годы Матисс обратился к более натуралистичному стилю, который был особенно заметен в серии полуобнаженных одалиск изображенных в причудливой обстановке, напоминающей ближневосточные или североафриканские гаремы. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Больше ничего нет. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты2.
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Ковёр на этой картине – реальный. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.
Анри Матисс. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Там начался его отход от техники дивизио-низма.
У создания картины «Танец» своя необычная история. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Надо сказать, что его мать занималась росписью керамики, вот таким образом могла предполагать, что и сын её не останется равнодушным к искусству рисования. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Матисс согласился – впрочем, премьера спектакля состоялась только в 1920 году, после окончания Первой мировой войны. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Другое название этой работы – «Десерт».
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Его звали Теодор Паллади, румынский художник, с которым Матисс поддерживал многолетнюю переписку.
Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. С 1935 года постоянной моделью, а затем и секретарем Матисса стала его русская помощница Лидия Делекторская. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице.
Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Это видно и по его картинам. Над этой дивной картиной живой природы господствует охристое марокканское солнце, пронизывающее собой все части композиции. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Он является продолжением ковра на стене.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Стайны подружились с художником. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги.
Ж. Помпиду, Париж). Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Картины Матисса украсили интерьеры его особняка, составив единый ансамбль. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Но об этом уже сказано в других разделах. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Произведения живописца освобождаются от традиционной замкнутости, напротив, стремятся к освоению окружающего пространства.
Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости.
Холст, масло. В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Помогает определиться в пространстве также окно.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.