Самой дорогой работой Матисса стала не картина, а бронзовая скульптура «Обнаженная женская фигура со спины IV». Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. «музыка» (фр. La Musique)— картина французского художника Анри Матисса, написанная им в 1910 году по заказу коллекционера живописи С. И. Щукина. Сам Матисс говорил: "Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение".
Всегда стремившийся к лаконичности решения, Матисс, работая над панно «Музыка», отказался от первоначального варианта с более подвижными фигурами изображением собаки, лежащей на холме и растущих в траве цветов и частично переписал картину, придав ей нынешний, обобщающий смысл. В тот период Матисс выдумал новое направление в области декупажа, в основе которого лежит составление картин из кусочков окрашенной бумаги. В своих многочисленных работах того периода Матисс раздвигал границы картин, формы уходили в пространство за рамкой. Плоскостные картины Матисса проложили последующим поколениям художников путь к абстракции.
В картинах, созданных между 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам.
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954).
Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Там начался его отход от техники дивизио-низма.
fauves). В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. 1901 год можно назвать годом становления художника. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Очертания стола с трудом угадываются.
Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
В настоящее время существует в двух версиях. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Не сюжет, не повествовательная сторона и не иллюзорная точность натуре привлекают Матисса, а мир красок их звучные сопоставления, гармония, которую создает сложное единство цвета и ритм линий, выражающий настроение композиции в целом.
Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Переход был необходим, так как Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма. 260 х 389 см.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Щукин. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Он является продолжением ковра на стене. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века.
Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Речь идет о фовизме. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны.
По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса. У создания картины «Танец» своя необычная история. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Он помещен между двумя работами его отца изображающих женщин, солидную – на высоком стуле и маленькую скульптуру чувственной, лежащей обнаженной.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Преподавание велось на некоммерческой основе. Подзаголовок картины – «Десерт.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. Этот хоровод из четырёх рыбок является смысловой основой произведения.
Работы возмутили благочестивую публику, вызвав нешуточный скандал, а Щукина критики объявили сумасшедшим. Но такие работы, как "Голубая обнаженная" – возможно, эпический образ творческого пути художника – были задуманы, чтобы существовать сами по себе, придавая основам эстетики Матисса эффект квинтэссенции. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Особенного внимания заслуживал его мазок. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Стены отступают назад».
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины. Ж. Помпиду). Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Это восхищенное настроение легко и непринужденно передаётся и зрителю. Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью».
Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Тем не менее, за последнее десятилетие своей жизни ему удалось создать некоторые из его самых известных и популярных произведений. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Матисс был старше на двенадцать лет и к тому времени успел стать известной персоной в мире живописи.
Так и случилось. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. И он отправился путешествовать. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца.
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне. Он возглавил команду художников, таких, как Брак, Дерен и другие, объединенных схожими взглядами на искусство и явил миру фовизм. Другое название этой работы – «Десерт». В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.
Изменяется освещение. Спустя несколько лет группа распалась, но Матиссу, творчество которого к тому времени уже достигло своей зрелости, удалось обрести собственный стиль. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). У Анри и Амели один за другим родились два сына. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». «Мне стало неинтересно копировать предмет. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Первым покровителем, «идеальным патроном» художника, принявшим его идеи, стал московский коллекционер С. И. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Чтобы увидеть на листе свои большие живописныепанно Танец и Музыка, принять участие в развеске других полотен, приобретенных С. Щукиным, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву.
Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма». «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма. Яркие цвета картины создают приподнятое, радостное настроение. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Углы комнаты даёт другим цветом.
Ж. Помпиду, Париж). В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы.
В 1897 году он снова посетил его. Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет и даже подарил Анри два его рисунка. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. Жил Матисс в это время трудно. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного. В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита.
Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена им были сделаны копии четырёх его картин. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Однако, доминирующее использование синего вызывает эмоциональное проникновение в сцену на расстоянии, позволяя нам предположить, что их разговор напряжен или, по крайней мере, лишен интимности. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Анри Матисс. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью.
Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Первоначально он пользовался техникой пуантилистов Жоржа Сёра и Поля Синьяка и даже завел знакомство с последним. Это видно и по его картинам. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Больше ничего нет.
Тема панно — танец. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Существуют лишь предположения искусствоведов. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Но об этом уже сказано в других разделах. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира их можно увидеть и в России.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению.
Доминика и Девы Марии. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни.
В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Творить он не переставал до конца. Ни одной лишней детали. Матисс выставил эту картину на Осеннем салоне в 1905 г. На портрете художник изобразил свою жену Амели.
Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Он оставил свои подписи-арабески ради более жесткой, угловатой геометрии, опуская регулятор цвета на своей палитре до мрачного спектра серых, черных, коричневых тонов.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Аналогично он проектировал дизайн интерьеров для Капеллы Розарии в Вансе, построенной для монахинь доминиканского ордена недалеко от французской Ривьеры.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Первым пунктом назначения стал Алжир.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.
Исчезают стул и обои. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Картины Матисса украсили интерьеры его особняка, составив единый ансамбль.
Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Открытое и эмоциональное искусство Матисса как будто ищет практического применения. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Такой, какой был у Матисса в его доме.
В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique). Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Среди них были живые воспоминания о парящих фигурах святых на стенах и сводах кремлевского Успенского собора, где конструктивную и эмоциональную роль играли их одеяния — прозрачные невесомые покровы, сотканные из волнообразно струящихся поверхностей чистого цвета об особой роли линий и размеров фигур по отношению к формату доски на древних иконах с отзвуками письма Дионисия, которые он видел, посетив коллекцию друга Щукина, И. Остроухова. А. Матисс «Музыка» (1910). Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий.
Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение.
Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж».
Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение».
Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней.
Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. В 1872 году родился его младший брат, Эмиль Огюст.
Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Разумеется, это иллюзия. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Стайны подружились с художником. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Ковёр на этой картине – реальный.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами.
Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном».
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Художник сделал несколько эскизов.
Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться». Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям».
В связи с этим Щукин отказался от них, но уже вскоре, по прибытии в Москву изменил своё решение. Визит Матисса был недолгим — всего пару недель. Помогает определиться в пространстве также окно. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа8. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Холст, масло. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Холст, масло. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
Цены на его работы и интерес к ним стали расти. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Матисс и Дерен, ставшие лидерами фовизма, считали его возвратом к чистоте изобразительных средств, к первичным элементам — желтым, красным, синим. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма.
Зачем. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Такое нанесение стало шагом вперед и не только для самого Матисса, но и для многих молодых художников.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью.
Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Он прожил еще 13 лет. Он знакомился с художниками разных стран. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла".
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Нижняя часть полотна местами оставлена художником незакрашенной, так что виден оставленный, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Все люди на картине находятся в неподвижности. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими.