Создавал Марк Шагал картины с названиями иногда, казалось бы, странными: то «Розовые любовники», то голубые, то зеленые, то серые и на всех изображал Беллу – музу всей своей жизни.
Белорусско-еврейско-французский художник. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Им больше никто не нужен. Стой, не двигайся.
Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции—Большого креста Почетного легиона, а в 1977-1978 к 90-летию художника устраивают выставку его работ в Лувре. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году.
В этом был весь Марк Шагал. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. В 1922 году художник перезжает в Литву, затем в Германию, а в 1923 году – в Париж. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Среди направлений внутри данного течения можно выделитьследующие: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм и кубофутуризм. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В 1922 вместе с семьей уезжает в Каунас, где проходит его выставка, а затем в Германию.
Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз.
«Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира.
Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Высылать ничего не буду. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно.
Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Как решить задачу, я не знаю.
Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Прежде всего он отправляется в Лувр.
Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Сегодня твой день рождения. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»26.
Шагал Марк Захарович (наст. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. Иисус показан как символ страданий всего человечества. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Даже в ранних картинах преобладают темы детства, семьи и смерти («Суббота»). К середине ХХ Шагал получает всемирное признание как выдающийся художник, график, мастер театрального искусства и декоративной керамики.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819.
А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Я все еще держала цветы. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь.
В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Течение русского авангарда было многогранно. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. По заказу француза в 1923–1930 годах Шагал создает иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя и басням Лафонтена. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Является одним из лидеров мирового авангарда двадцатого века.
Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Марк Шагал (1887-1985). Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Путешествует по странам Европы и Средиземноморья, бывает в Израиле.
С 1911 по 1914 Шагал живет в Париже: там он продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Осенью 1923 по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Близ Ниццы он построил собственную мастерскую – сейчас это национальный музей Франции, посвящённый великому художнику. Живет в Петербурге, Петрограде, Витебске, Москве, в Париже.
На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру.
Можешь не рассчитывать». Родился Марк Шагал в Витебске в 1887 году. И если девушка переживает нахлынувшее чувство с тихой улыбкой, спокойно и сдержанно, то молодой человек не скрывает своей радости, он хочет поделиться ею со всеми окружающими.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее: он дарит галерее и ГМИИ им. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска.
Рождение, жизнь и смерть — главные темы в творчестве любого художника, но Марк Шагал показывает это как обыденный случай, отношение к которому у героев этой картины самое разное. Умер во Франции в возрасте 98 лет. Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно.
Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Вот запрокинул голову и повернул к себе мою.
Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту.
В Москве художник пишет ряд больших настенных панно. Большие, выпуклые, чёрные. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. У него был один брат и пять сестёр13. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой.
Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх.
С 1906 года учился живописи у другого белорусско-еврейского художника Юделя Пэна. Шагал Марк Захарович – график, художник иллюстратор, выходец из России. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Марк Захарович Шагал, картины которого уже стали широко известны, был освобожден от военного призыва. Ты закружил меня в вихре красок. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен.
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Люди в панике. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Шагал удостоился премии Карнеги. В небе горестно причитают евреи. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Если она не менее кошмарна, нежели прочие, если она и очень характерна для Шагала, если и в ней доминирует импровизационное начало, то все же она, как мне кажется, серьезнее всего прочего, она, несомненно, выстрадана и чувствуется, что, создавая ее, художник, вместо того, чтобы прибегать к привычному творческому возбуждению имеющему общее с кисловато-сладостной дремотой, был чем-то разбужен, не на шутку напуган и возмущен.
После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В то время он был в Европе. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
Это главное в жизни. После этого он переезжает в Петербург, но постоянно наведывается в родной город. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. На бледном лице сияют глаза.
Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. Это мои глаза, моя душа. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, Горящие огни). Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира.
Сам знаешь. И я понял: это моя жена. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. С 1920 года, по протекции А. М. Спустя время на первый план у художника выходит тема любви к первой жене – Белле («Над городом»). У художника появились последователи.
В 1912 году Шагал впервые выставил свои работы на Осеннем Салоне. Полотно изображает своеобразный лирический полет, в котором передается желание взмыть ввысь, подальше от быта, революции. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов.
Еще две его известные пассии – дочь бывшего консула Великобритании в США Вирджиния Манкилл-Хаггард, которая сбежала от Марка с их сыном и Валентина Бродская – дочь киевского фабриканта, которая прожила с Шагалом 33 года и стала для него отличным менеджером. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».
Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Художники-академисты видели в авангардистском течении проявление кризиса буржуазного искусства и его распад.
Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Осваивает различные гравюрные техники, создал островыразительные иллюстрации для «Мертвых душ» Николая Гоголя и «Басен» Лафонтена.
Кисточки окунались в краски. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». В работах художника прослеживаются черты как сюрреализма, так и экспрессионизма.
То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Безысходная нищета. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Но планы в жизнь не воплотились.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Там он проучился 2 месяца. Ползал и подбирал. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Она смотрит— о, её глаза. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью.
Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. В 1919 году Шагал открывает Витебское художественное училище.
Творчество Шагала изначально является автобиографичным и лирически исповедальным. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. В 1910 году он отправился во Францию с намерением продолжить образование.
И вот роженицу отнесли дальше от пожара. Или перед нами искупительная жертва. В его картинах нарушается привычный порядок вещей (летающие по небу и кувыркающиеся люди, невероятные ракурсы и перспективы) и одновременно частность (жизнь провинциального городка) вырастает до уровня универсальных обобщений человеческого бытия. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. В нем не было однообразия форм идей и способов осмысливать жизнь искусство и человекав искусстве. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Отныне он – Марк Шагал.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города.
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Начиная как бытописатель, художник быстро переходит в сказочные мотивы. Характерны также мотивы «местечкового» пейзажа, быта вместе с символикой иудаизма.
Но запомни: денег у меня больше нет. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Она молчит, я тоже. Счастье написано на лицах этих двоих. Мир в его картинах одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время, как человек подчеркнуто активен, в животных воплощено жертвенное начало. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально – экспрессионистская – становится все легче и раскованней.
В 1914 он возвращается в Витебск где женится на Белле, которая станет его музой. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Она стала одной из лучших в коллекции художника.
У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. В 1906 году приезжает в Петербург, где посещает рисовальную школу. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». В 1948 он окончательно перебрался во Францию. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. В Париже Шагал поселился в знаменитом «Улье», колонии художников на Монпарнасе, где знакомится с П. Пикассо, Ж. Браком, А. Модильяни, Г. Аполлинером.
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». С 1960-х годов Шагал в переходит на монументальные виды искусства: мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Над городом в небе летят мужчина и женщина.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник».
Настоящее имя Мойше Сегал. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Получил религиозное образование. В такой суматохе и появился гений. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, Шагал или Чарующая буря, 1948). Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения.
Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. — я тоже. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Решено. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. После Октябрьской революции удожника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии.
Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить. Первая выставка в Беларуси состоялась в 1987 году. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию.
У его ног горит семисвечный светильник. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер.
Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Это всё, что я могу наскрести. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Свободное русское искусство было просто на взлёте. Его освещает яркий луч света. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка.
На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Он возвращается в Париж в 1947 году.
Их переполняют эмоции. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. А. С. Пушкина свои работы. Это уже своего рода мировая consecration. Похоронен на местном кладбище.
Раскрывается извечная тема любви. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Столица империи представлялась ему землей обетованной.
Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма. Все те работы, что написал в Улье Марк Шагал (картины с названиями: Скрипач, Голгофа, Посвящение моей невесте, Вид Парижа из окна), стали его визитной карточкой. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги.
Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите.