Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину.
Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины». Вот кого рисовать-то. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40.
На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. М. и В. А. Кастальские), няня.
Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. К этому времени мастер уже создал еще один автопортрет с женой – холст Прогулка верхом (1915). Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Но и она только чуть приглушила боль. А шуба.
Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Ведь она родилась из пены.
Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации с сферу эстетического. Вспомним, что в отечественном искусстве начала XX века этой теме внимание уделяли В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Л. С. Бакст, С. В. Малютин, П. П. Трубецкой, создавшие портреты с сильным жанровым элементом, а Пастернак – еще и бессюжетные жанры, фиксирующие интимные состояния (сцены материнства с мотивами кормления, укачивания ребенка), музицирования, приготовления уроков. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Я терпелива. Только щеки да нос краснеют». «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Ничем. Зашел с мороза прямо в шубе. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Истинно русская женщина. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда.
Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. К лучшему из них принадлежат графический портрет Ирины (1919) и полотно Портрет К. Б. Кустодиева (1922). Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12.
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза. В характерах своих героев художник подчеркивает непосредственность и прямодушие.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Чертовски трудно. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Кустодиевой с дочерью Ириной. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Бесследно исчез некогда известный по выставкам и воспроизведениям в печати самый гармоничный интерьер художника Мой дом.
А болезнь художника прогрессировала. Художник устремленно творит фантастический и ностальгический мир, который – странным образом – глядится реальнее окружающей действительности. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств. Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится.
В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. А может быть именно вот таким образом и стоило. С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина.
Так оно и было. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. В течение всей жизни Кустодиев предпринимал попытки создания портретов семьи, но его преследовал странный рок.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. К 1912 году замысел портрета уточнился. Будто впервые. К вечеру у художника поднялась температура. На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Портрет И. Б. Кустодиевой. И. Шаляпин». Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Это последняя большая картина великого русского художника. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Их пышные тела предназначены для создания сильной и крепкой многодетной семьи.
Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Да, «кустодиевские женщины» именно такие. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»).
Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы.
3. Е. Серебрякова, в 1910-1920-х часто изображавшая детей, предпочитала чистый портрет, нагую натуру, чистый жанр (преимущественно тихие игры). Самый ранний Семейный портрет (1904) он уничтожил, сохранив только группу жены и Кирилла. Но в любое мгновение он твердо знал: она, его милая Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом.
Пышнотелая барышня искрящаяся здоровьем, блеском, чистотой свежевымытой кожи. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. ДО КОНЦА. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
Так он и работал. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.
Они просто иные. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы.
Кустодиевой. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Думается, первой мыслью будущей композиции был набросок, в котором автор изобразил себя в меховой шубе и большой шапке, в санях на фоне покрытого инеем русского города на холмах.
Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. В контрасте с фоном холодных голубых, лазоревых, бирюзовых и сапфировых оттенков обоев с букетами и гирляндами роз тяжёлый комод и довольно неуклюжий сундук разукрашены Кустодиевым по-сказочному, по-былинному, под стать оперению жар-птицы: кумачовыми, пурпурными, коралловыми, багряными, рубиновыми, алыми, в общем, всевозможными оттенками красного и розового цветов. Не случайно художник изображает героиню картины «Русская Венера» в бане: здесь столь естественна ее красота и неприхотливая деревенская обстановка подчеркивает значимость самого образа.
Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Я. Билибин, 1901). Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан.
«Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Если использовать словесное описание картин Кустодиева его сюжеты прямо таки превращаются в захватывающий роман. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
А в чем состояло понятие красоты у русского народа. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха.
Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Елена Плевицкая: По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком – до отъезда в театр – рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте.
Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Примерка будет продолжаться. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.
Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Еще ценилась толстая, в руку, коса.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. А художник был почти беспомощным. Вот она – юная и стеснительная невеста (1901), молодая жена, хрупкая и чуть болезненная (1903), счастливая мать первенца Кирилла (1904), она с недавно родившейся, нарядной, как невеста, Ириной на руках (1906), опять с Ириной двумя годами позже в интерьере квартиры на Мясной (1908), в расцвете сил и женской красоты на фоне окна в имении Терем Костромской губернии (1915), парадный портрет женщины, усталой от тягот жизни, в уютной квартире на Введенской (1920) изображение деловой и энергичной, закаленной в сражениях за жизнь женщины 1920-х годов (1926).
Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой.
На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Что было в его силах в это смутное и голодное время. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.
Терем (1910) с фигурами жены и детей. Перед нами именно Венера. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Златоволосая, дородная красавица любуется на новую шаль, а рядом стоит прислуга, которая держит меховой палантин.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. 1915 У окна. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012.
Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Созданные мастером как часть хроники его семейной жизни холсты Утро (1904), Сирень (1906), Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной (1908) постигла завидная судьба – картины постепенно стали элементом национальной памяти русских людей, а изображенные в них конкретные люди воспринимаются как обобщенные образы детства и счастливого материнства.
– писал ей когда-то Кустодиев. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Художник – без рук, он жить не сможет. Она была рядом.
Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Вот такие они – «кустодиевские красавицы». Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища.
По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Болезнь не сломила Бориса Михайловича. Только одно рисовать. Эскиз Автопортрет (в шубе) запечатлел художника в пышной шапке и теплой шубе у прилавка с разноцветными игрушками и шкатулками, на фоне заснеженных церквей и башен Троице-Сергиевой лавры.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Искусство требует всей жизни. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Таковы они в полной очарования и изящества пастели Дети в маскарадных костюмах, в скульптуре Дети (обе – 1909), в других картинах и рисунках. Ему категорически запрещено работать.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Живописные автопортреты им созданы в ранние годы, позже, в отличие от А. Я. Головина, например, он обходился только графическими, а если писал себя маслом, то – в групповых портретах (Мир искусства, В Тереме).
Без сложнейшей операции не обойтись. Мотив автопортрета в санях в 1918 году был переработан в композицию Автопортрета с женой (в санях), ныне существующую в нескольких вариантах. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик, можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. А чем же хуже «кустодиевские женщины».
Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Но еще – память, воображение. Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник.
Лишь однажды, в холсте На охоте (1905) им была сделана попытка изобразить себя в рост на фоне полей, с собакой у ног, возможно навеянная старинными портретами, но через какое-то время холст был урезан до поясного. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Обращенное к зрителю лицо художника несет печать недавней болезни и физических страданий.
Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Он твердо решил стать художником. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918.
Для меня главное в картине — цвет. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
При этом портятся здоровье, кожа, характер. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Просто московский трактир, где купцы дуют чай.
Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Какова шуба на нем. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346.
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. 1910 На террасе. Я. Билибин, 1901). Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Полгода Борис Михайлович провел в больнице.