Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке. Чертовски трудно. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Занимался также скульптурой.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445.
Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Но тем живее работало воображение. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник.
Сейчас сын коллекционера (пожелавший остаться неназванным) согласился предоставить картину на выставку для более широкого круга зрителей. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
В 1907-1917 посетил многие европейские страны. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.
Она просто с ума свела одного митрополита, который после посещения выставки признался, что «видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою Красавицу ибо смутил он навек покой мой. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Родился в Астрахани.
После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214.
Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Фильм посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева.
Вот кого рисовать-то. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года. Я. Билибин, 1901). Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Кустодиев с охотой отозвался на это предложение. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.
Кустодиев твердо решает стать художником. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
Но бодрость не покидала его. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. При виде этой невероятной, прямо фантастической жизненной потенции становилось стыдно за недостойные минуты недовольства судьбой, сетований и прямого нытья у нас — здоровяков и крепышей».
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.
Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Это собирательный образ России. Он твердо решил стать художником. А шуба. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Еще одна уникальная находка — «Ярмарка в Кинешме» («Карусель в Кинешме»). По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик, можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. Будто впервые. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903).
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Только щеки да нос краснеют». Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета».
Картина экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в Москве в 1917 году, тогда же была приобретена в частное собрание и в поле зрения искусствоведов непопадала. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. В этом он находил свое спасение. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух.
Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Я. Билибин, 1901). Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Он жил в состоянии радостного возбуждения. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152.
Какова шуба на нем. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
В 2011 году тогдашний владелец картины представил еевМосковском клубе коллекционеров. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.
И. Шаляпин». Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т» (Марии Ивановны Тарлецкой). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»).
Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536.
В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. А может быть именно вот таким образом и стоило. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге».
Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061.
Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Что это за город. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Искусство требует всей жизни. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы» (Из письма И. С. Куликову).
Зашел с мороза прямо в шубе. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Но основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы»21.
Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой.
Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. В своей самой знаменитой картине Кустодиев соединил национально-романтические образы с совершенством неоклассических форм, опиравшихся на традиции классического искусства и академической живописи, которыми для него, по-видимому, являлись полотна Тициана и Рубенса.