В картине «Купчиха» Кустодиев восхищается красотой пышной русской красавицы, в которой есть что-то чрезвычайно пленительное. Картина написана в Париже, куда Кустодиев приехал с женой и недавно родившимся сыном Кириллом после окончания Академии. Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной "Торжественное заседание Государственного Совета". И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей". Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью.
Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения. Фунтов стерлингов на аукционе Sothebys в 2009 г. Основой для картины Кустодиева «Красавица» послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры. На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Известно, что комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям.
Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России. Картины Бориса Кустодиева изображают всю любовь и радость к жизни человека. В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Какое впечатление на народ произвела революция, Кустодиев на своих картинах так богато, как ярмарки и праздники, не отразил.
По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину. Считается, что картина «Красавица» стала своеобразным итогом исканий собственного стиля Кустодиева, начатых еще в 1912 году. В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Б. М. Кустодиеву.
Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове». Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера».
Кустодиев работал над этой картиной ежедневно и постоянно дополнял сюжет новыми деталями — например, в сюжет картины он вписал три гипсовые фигурки, купленные им на Сытном рынке, а также повторил узор старинной стенки сундука с росписью по железу — на черном фоне красные розы в вазе. Кустодиев – автор многих известных жанровых картин. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. Что Кустодиев хотел выразить в этой картине.
Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно, в том числе и создавая картины с новой, революционной тематикой. Нашла интересную статью о нескольких очень известных картинах Кустодиева. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Можно и не быть экспертом, чтобы заметить: шуба, брошенная на стуле, не подходит для невольницы гарема султана — «одалиски». Потрясенный до глубины души их удивительным и притягательным мастерством, мальчик решил, что обязательно станет живописцем. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. На переднем плане дети катаются на санках. Каждый большой мастер кисти оставляет после себя свой уникальный мир, застывший в красках его произведений. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой.
Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Родившийся и выросший в Астрахани, девятилетний Борис однажды увидел выставку художников-передвижников. Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». Только щеки да нос краснеют». Будто впервые.
Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Поиски собственного творческого стиля постепенно привели живописца к идее изображения мира российской провинции в его парадной, праздничной ипостаси. Кустодиев твердо решает стать художником. Билибина (1914), Е. Е. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге».
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. М. Г. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. К этому времени у них уже родился сын. В 2005 г. «Одалиска» вновь оказалась на антикварном аукционе и теперь уже она вызвала небывалый ажиотаж.
Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию.
Он жил в состоянии радостного возбуждения. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). Женщина же изображенная на полотне «Одалиска», выставляет свое тело как товар на продажу – бесцеремонно и нагло. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Особенно впечатляющими были его декорации и эскизы костюмов к пьесам Островского, рассказывающим о мире, который был так хорошо знаком художнику. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Добужинского (1913), И. Я. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.
Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Отца своего он почти совсем не помнил. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству.
Впервые ранее неизвестная работа Бориса Кустодиева «Одалиска» попала на аукцион Christies в 1989 г. Тогда она была приобретена неизвестным частным коллекционером антиквариата за весьма скромную сумму в 34000. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Просто московский трактир, где купцы дуют чай.
Празднование встречи весны и проводов зимы проводилось в России еще в языческие времена древние славяне. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства»6.
Вот что писал об этой работе критик Володарский: «Кустодиев раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием и эроьткой и иронией изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину. XX в. к художнику пришло признание. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни».
Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». В 1911 году Борис Михайлович начал работать оформителем в театре, где он создал ряд прекрасных декораций. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.
Но даже если закрыть глаза на название картины и предположить, что это «Содержанка» или очередная «Купчиха», то в любом случае это полотно абсолютно не похоже ни на одну картину из серии кустодиевских обнаженных женщин. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика.
Болезнь прогрессировала. Вместе с семьей отправляется в Париж. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на её конце грузом. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Следующим владельцем «шедевра» стал собиратель произведений искусства Виктор Вексельберг, крупный российский предприниматель.
Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Искусство требует всей жизни. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
" Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского.
После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Параллельно с этой большой работой Борис Кустодиев создал ряд прекрасных портретов, один из которых принес его автору золотую медаль Международной выставки в Мюнхене. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность.
А вот что пишет Н. А. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Мы жили на третьем этаже. Но бодрость не покидала его. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств.
Я. Билибин, 1901). Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются— художник обращается к гуаши, темпере.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Издание имело ошеломляющий успех. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Для работ художника характерна стилизация— он изучает русскую парсуну XVI—XVIIIвв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина.
Кустодиев. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Параллельно комнатам огромный, широкий коридор, где мы с Кириллом носились на роликах, бегали в прятки. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.
Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Рериха (1913), М. В. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
Веселье охватывает всех. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Нестеров.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём»7. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело.
Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Картина Кустодиева Масленица 1916 года значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма. Восприятиекрасочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Что это за город. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
В 10-х гг. Это настоящие пышные русские красавицы, не знающие стыда наготы. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Ведь его «ню» писались с такой иронией и искренним восхищением. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года.
Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Весной 2006 года, несколько месяцев спустя после появления картины в лондонском хранилище фонда, была проведена повторная атрибуция, для чего «Обнаженную в интерьере» траспортировали в Москву. Зашел с мороза прямо в шубе. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».
Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон.
Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Для меня главное в картине — цвет. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Он создавал рисунки для календарей иллюстрации к книгам, эскизы оформления улиц, занимался изготовлением марок, дизайном почтовой бумаги, пропагандистскими плакатами. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников.
А шуба. Но и в этом случае сила их таланта делает иллюзию не менее реальной, позволяя ощутить невидимый дух времени. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами».
С её помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Комнат пять, все они располагались анфиладой. В 1916 году наступил полный паралич ног.
Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир.
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Это собирательный образ России. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Какова шуба на нем. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Откровенная вульгарность – не более. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Это были живые типы Островского.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Любовь к ней отражается в каждой работе.
С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». И. Шаляпин». Чертовски трудно. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
Парадокс. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Грабаря (1916). За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей.
Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). А может быть именно вот таким образом и стоило. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. И. Е. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Лансере (1915), И. Э. Возможно.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Высота комнат необычайная. Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
Вот кого рисовать-то.