Среди приобретенных полотен была и знаменитая картина Венера и Амур Кранаха, которая до того момента находилась в частной коллекции одного из немецких ценителей искусства. К счастью, все картины Кранаха в Эрмитаже принадлежат к эпохе его расцвета. Ценность выставки в том и состоит, что собрали картины нескольких поколений Кранахов. Кранах изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера".
Картины Кранаха Старшего в эпоху Возрождения высоко ценились. Картины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения. Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего.
Он никому не подражал, кроме природы, однако же был под некоторым влиянием протестантского воззрения.
Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Один за другим чередуются эпизоды охоты и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины. Юдифь облачена в красный бархатный наряд, на платье – масса деталей. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам.
Процедура проиллюстрирована в видеофильме. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти.
В его поздних работах в стиле ню можно проследить влияние итальянского искусства той эпохи: соблазнительные позы, маленькие головы, узкие плечи, высокая грудь и талия. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. 1530, Вена, Музей истории искусства).
С 1501 по 1504 год Лукас Кранах пребывал в Вене, где из-под его кисти вышли первые работы, основной темой которых была религия. Возможно, подобного рода технология объясняет, почему некоторые картины Кранаха выглядят, как коллажи. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Произведения, проданные на Sothebys и Christies.
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Его супруга как будто бы светится изнутри. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Здание массивное, на нем нет практически никаких украшений.
Вокруг – лес. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. Портреты Мартина Лютера (Martin Luther) писались в огромных количествах и обнаруживают потрясающее сходство друг с другом.
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Примечание.
В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Наше собрание обладает шестью картинами этого разностороннего, странного мастера, который соединил в себе все достоинства и недостатки искусства своей родины: трогательную поэзию, большую искренность и в то же время какую-то грубость, склонность к карикатуре, а часто и небрежный дилетантизм. Источник молодости, 1546.
Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода.
Тот же принцип применяется на полотне Адам и Ева, где прародители всех людей нарисованы стоящими под деревом с могучей кроной, которая создает тень над мужчиной. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
На верхние этажи ведет узкая каменная винтовая лестница. Известно, что у него была огромная мастерская, в которой работало много художников. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений.
История ее такова. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Год спустя художник скончался в Веймаре. Да и от всей картины веет романтикой холодного северного лета и сказочность настроения подчеркивается вычурным замком на горе. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии.
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне.
Картина «Адам и Ева. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Искусствоведы продолжают спорить. В первый этап Реформации как будто падают все преграды, все дозволено, все средства оправданы волей нового протестантского бога, который позволяет человеку бороться за свою свободу. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела.
Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Ибо более блаженной смерти быть не может».
Однако художник использовал дерево не очень высокого качества. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы.
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). У художника имелось еще три дочери. В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку.
Как известно, после Вормского рейхстага Мартин Лютер какое-то время вынужден был прятаться в крепости Вартбург. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. В течение всей жизни Кранах исполнил и немало портретов, весьма разнообразных по характеру.
Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе.
Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Кранах писал на деревянных досках. Это можно объяснить тем, что художник разработал собственный метод, позволявший ему за короткое время создавать картины: в его мастерской трудились двое сыновей, Ганс и Лукас-младший.
Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви.
Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Тема картины — бессмертие и вечная молодость, мистическая вера в очищающую и живительную силу воды. Ряд произведений был создан в лютеранской манере.
Дерево, масло, 3822 см. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Под влиянием искусства альпийских стран и произведений Альбрехта Дюрера Кранах рано выработал свой стиль в живописи, в котором гармонично соединены жанровые сцены и ландшафт при общей романтичности композиции. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.
Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Венера, 1529. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью».
Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Коллекция работ этого художника пополнялась и наследниками курфюрста.
С 1508 года свои инициалы на картинах он заменил печатью в виде змея, причем ставил ее как на свои работы, так и на пришедшиеся по вкусу произведения своих учеников в качестве одобрительного символа. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. В замке после пятилетнего перерыва этой осенью открылась выставка отреставрированных картин Лукаса Кранаха Старшего (Lukas Cranach) и его сына – Лукаса Кранаха Младшего. Постоянно лежит в лесу в ожидании дичи – так сформулировало сословное собрание свой упрек бранденбургскому курфюрсту Иоахиму II (Joachim II, 1505 – 1571).
Однако это приносит и неожиданные результаты. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Йоахим II был одним из заказчиков мастерской Кранаха Старшего.
Особенно ярко Кранах проявил себя в портретном жанре, запечатлев огромное число своих соотечественников. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.
Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. Он элементарно экономил, явно не думая, что его работы проживут 500 лет. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Мастерская выполняла многочисленные заказы. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Кранах Лукас Картины и биография Лукаса Кранаха Старшего Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Для них он написал портреты. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём — идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись состарой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Известно, что у художника было еще три дочери.
В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).
Охотничий замок Грунeвальд – это трехэтажное здание на берегу озера. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. К примеру, Христос изображен традиционно, а апостолы – без нимбов и с лицами реформаторов-лидеров.
Картинная галерея, Берлин.
У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Лувр, Париж.
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Находящийся на западной окраине Берлина охотничий замок Грунeвальд (Jagdschloss Grunewald) – самый старый из сохранившихся берлинских замков. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Однако в то же время в этих картинах, во всей цельности, во всей откровенности отразилась не только личная чувственность обоих художников, но и мечта о плотском грехе всего средневековья и когда вникнешь в эту мечту, то она начинает казаться менее странной и непонятной.
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.