Кто направляет кометы на Землю и сбивает межпланетные зонды. Даже в иллюстрациях к работам К. Циолковского, где космонавт облачен в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве. Ползком добрался до стены, сумел присесть. Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Его книга «Солнечный ветер», оформленная его же рисунками и картинами, была у многих советских школьников.
Единственная аукционная продажа для картин Алана Бина зарегистрирована в 2007 году. Стыковались с ней в визуальном ручном режиме, без автоматики. Хрен знает что бы было если бы не они. Телефона нет, бумажника нет, цепочки с шеи и той нет. На аукционах также продаются его большие литографии (около 500) и фотографии, сделанные во время лунной экспедиции (300–1000 долл. ). А буквально месяц назад одна из его живописных работ, «Сахалин из космоса» (1980) была продана на аукционе «Русская эмаль» за 90 000 рублей. Нет рамок для научной фантастики. Вызвали скорую.
Архитектор по образованию (его отец, к слову, строил Байконур), Соколов с 1957 года увлекся живописью на космическую тему, с научно-фантастическим уклоном. Смельчак, профессионал высочайшего класса и большая умница. Совершил пять экспедиций, дважды Герой Советского Союза. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Не погибнем ли мы, как динозавры.
Подошли два парня, спросили что случилось. И с развитием науки, ростом технических знаний в начале ХХ века, меняется творческий подход писателей, которые от совершенно фантастических идей покорения космоса и путешествий сквозь время силой разума (подобно героям романов Берроуза) к идее покорения космоса подходят более прагматично. И не без успеха: не в стол, а с альбомами, с книгами, с выставками, с музеями. Возможно, вот таким образом космонавты и берутся за кисти. Фантаст Иван Ефремов посвятил ему рассказ «Пять картин» — довольно реакционный, критикующий в соответствии с духом того времени абстракционизм и возвышающий художников, работающих с темами космоса и будущего космических исследований. И с переходом от «фэнтези» к научной фантастике в литературе, соответственно, меняются работы художников-иллюстраторов.
И картина и сама идея по-прежнему производят впечатление. В те времена на просвещение денег не жалели. Его картины вдохновили не только Ефремова. 5 часов лежал без сознания почти в центре города.
Огромный и грозный корабль, похожий на целый город, летит в холодном космосе – это иллюстрация к теме «Звездные войны», которые по всему миру раскинулись настолько широко, что отдохнуть от них нельзя даже обратившись к высокому искусству. В 1985 году Джанибеков и Савиных были отправлены восстанавливать работу потерявшей управление и неработоспособной станции «Салют-7». Среднеразмерный акрил с изображением астронавта, работающего на Луне, был продан на американском аукционе New Orleans за 38400.
Ефремовский «Сокол Русский» — случайно найденный «единственный русский художник космоса, творивший в самом начале космической эры», — это как раз Соколов. Дважды Герой Советского Союза (просто больше двух золотых звезд космонавтам не давали), первый человек в открытом космосе (в тот раз чудом не погибший в нештатной ситуации), смельчак, не раз смотревший смерти в глаза. Пытаюсь поднять голову, вижу идут две женщины. Тема космоса конца 80-х – начала 90-х годов, это не просто мечты о звездных дорогах, это период, когда ломались стереотипы в политике и живописи, период, когда возможность сотрудничества двух великих держав, СССР и США, взаимопонимания между народами государств, находящихся в состоянии «холодной войны», начинали видеть друг в друге союзников.
Оно и понятно. Другой русский космонавт, серьезно занимающийся живописью, — Владимир Александрович Джанибеков (1942). Вот о таких космонавтах-художниках и пойдет речь. В биографиях Андрея Константиновича можно прочитать, что именно под влиянием его картины «Лифт в Космос» Артур Кларк написал книгу «Фонтаны рая». Вошли, отремонтировали, в результате станция продолжила работу. Но тот, кто заметил ледяную гору, уже не рискует наткнуться на нее внезапно, как было с экипажем «Титаника». Одна второй фразу один в один: вон сутра уже нажрался. Джанибекова посылали в самое пекло, на самые сложные и рискованные задачи.
Вместе с Гагариным он ходатайствовал об участии в пилотируемой экспедиции на Луну (так и не состоявшейся). Голова в крови, почки отбиты, встать не могу. Неужто черная дыра — детородный орган Вселенной.
Картины Соколова сегодня можно приобрести на галерейном рынке. Не является ли Луна базой инопланетян. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль. Вполне возможно. Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов — это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934).
Очнулся через 5 часов на тротуаре в грязной луже.