Уже в ранних картинах (Могила великана в снегу (1807) Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. В моей памяти навсегда запомнились первые романтические сюжеты, увиденные в детстве. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. Все пейзажи очень точные, а линии, формы и перспектива просчитаны и выверены.
Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). В Древнем погребении под снегом, ок. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского.
Долгое время Фридриха считали угрюмым, болезненным художником. Узнав биографию Фридриха не удивительно, что все его картины имеют меланхолический язык. Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
«Alla Nazareno» – традиционное названия прически с длинными волосами, дано оно было, немецким художником Иоганном Христианом Рейнхартом. Пейзажи живописца отличаются точной выверенностью рисунка, четкими пространственными планами, богатой игрой светотени, как в картинах: «Пейзаж с радугой», «Двое, созерцающие луну». На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты.
Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась). Художественная жизнь страны становилась насыщеннее и оживлённее. В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы.
Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Резной крест на вершине скалы – обычный мотив среднеевропейского пейзажа того времени. В 1810г. Противопоставление себя классицизму сказывалось, в частности, в выборе тем — теперь это были не мифологические «античные», а исторические или религиозные образы. Свое творческое кредо он выразил в следующих словах: «Закройте телесные глаза, так чтобы картина стала видна вашему духовному взору, а затем выведите на свет дня то, что увидели во тьме, так чтобы оно могло воздействовать на других».
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). В другом — о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Говоря словами Новалиса, художник обязан расшифровать таинственные послания, рассыпанные повсюду в облаках, снежинках, кристаллах и камнях, в текущей и замерзшей воде и передать их в виде символов. (.
Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832 гг. ) и победил. Рисовать он начал в юношеском возрасте.
А. С. Пушкина), Винтертуре (собрание О. Рейнхарта «Меловые скалы на острове Рюген»), Осло, Праге и Париже (Лувр – «Дерево с воронами»). Творчество Каспара Давида Фридриха. Этот период в истории немецкой литературы (1767-1785), связан с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма интерес к которым характерен для предромантизма. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата.
Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Все это делает не беспроблемное восприятие для зрителя, но очень притягательное. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. Он создает в них менее романтизированные, более приближенные к реальности виды. Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле). Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника.
Однако эти символы становятся в его картинах естественной частью изображаемой природы. Осев в городе Дрездене, художник посвятил себя акварели и чернильной сепии – автопортрет за столом, «Гроб на могиле» (1836г. ), «Вид Арконы при свете луны». Самые большие крикуны говорили тихо и серьёзно, словно в церкви.
А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, – но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни.
Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой.
Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Фридрих отличался меланхоличным характером и вел замкнутый образ жизни. Берлинская выставка многое прояснила и изменила в мышлении искусствоведов. Зрителю, заместителем которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленые в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Фигуры, показанные со спины – столь частые в картинах Фридриха – символизируют верующего человека, который рассматривает свое существование как подготовку к вечной жизни («Двое, созерцающие луну», Дрезден, Картинная гал. Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа. Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта). Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как 171Монах у моря187 (1810 г) и 171Аббатство в дубовом лесу187 (1809 8212 10 гг. ).
Например, на картине Двое, созерцающие Луну (1819) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. и Шарлоттенбург), Дрездене (Картинная гал. ) и Гамбурге (Кунстхалле), а также в Бремене, Эссене, Карлсруэ, Ганновере, Лейпциге (Музей изобразительных искусств – «Возрасты», 1835), Киле, Кельне и Мюнхене. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой.
Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Мертвые деревья на картинах часто соседствуют с молодой зеленью, что символизирует христианскую веру в жизнь вечную. Художник подчинял свои пейзажные мотивы эффектам, которые использовали рассеянное, таинственное мерцающее или феерически вспыхивающее освещение (чаще лунное, чем солнечное).
Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. к живописцу пришёл публичный успех. На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Среди других известных картин мастера160 Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), Двое созерцающих луну (18191820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Восход луны над морем, у Женщина окна (обе работы160 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург).
Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества (Руины в Ризенгебирге, 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей). Каспар Давид Фридрих родился в городе Грайфсвальд 5 сентября 1774 года. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах. Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство.
«Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. Оно получило название «министерства культов», так как верховенство в культурно-духовной области по чисто немецкому образцу (вот где существенное отличие от Франции) все-таки вверялось религии. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы160 Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 18081810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 18091810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 18101811, Национальная галерея все три картины160 Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
В своих горных пейзажах художник использует формы, навеянные морским побережьем. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Среди других известных картин мастера— Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург).
Таковы его «Крест в горах» (1808), «Монах у моря» (1809), «Утро в Исполиновых горах» (1811) — самые яркие работы этого периода. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Картины немецкого мастера следует понимать как «излияние сердца», выражаясь словами Вакенродера, в них встречаются 2 элемента: поиск художником цельности бытия, что вызвано отрывом его от религии и, наряду с этим, анализ душевного состояния человека.
Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг. ) и победил. В «Зимнем пейзаже с церковью» (около 1811 г. ) три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Каспар Давид Фридрих (1774, Грейфсвальд— 1840, Дрезден) учился с1794 по1798в Академии художеств вКопенгагене, одним изего учителей был Йенс Юль. Иногда, художник выполнял подобные на заказ.
К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Его романтическая натура проявилась здесь в умении замечать красоту в обыденном мире. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. Еще немного работ первого романтика и символиста, художника Каспара Давида Фридриха.
Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Если художники классического периода стремились передать гармонию природы и человека, то у художников-романтиков на первый план выходят величие и сила стихии. У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое. Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Фридрихазахватила новая тема, Вскоре, несколько потеснившая религиозный мистицизм.
К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. В творчестве Фридриха горы символизировали Бога, скалы — веру, а сосны — «стоящих в вере». Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы160— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины160— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. Поклонником таланта художника был и В. А.
1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Одной из первых живописных работ Фридриха стало полотно «Крест в горах» (1808), выполненное на манер алтарного образа. Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося – он заглядывает в пропасть. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Там, где Фридрих ищет одиночества, Рунге подчёркивает общность семьи или круга друзей.
1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Важнейшими культурными центрами были: Берлин, Дрезден, Вена, Дюссельдорф, Мюнхен и Веймар. До 1807 года работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, — но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. Брак, тем не менее, оказался удачным. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург).
Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 8212 1832 гг. ) и победил. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась). Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью.
10. Но и в ней, за натурализмом сцены угадывается мысль о бренности и тщете человеческих амбиций. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы.
А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием.
Его творчество по мере общего угасания интереса к романтизму начало выходить из моды. В1810 был принят вБерлинскую, ав1816— вДрезденскую академии художеств. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании. 1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу.
Краски моря постепенно бледнеют и оно сливается с небом. Помимо этого работал вДрездене, где писал городские пейзажи ивстречался скрупными представителями немецкого романтизма, вчастности споэтами Новалисом (1772–1802) иГенрихом Клейстом (1777–1811), атакже схудожниками Георгом Фридрихом Керстингом иКарлом Густавом Карусом.
Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Клейстом —оказавшим значительное влияние на художника. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри.
Смелая попытка человека покорить природу – заканчивается смертью. Они не просто красивые и восхитительные, они вызывают особые эмоции. Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея). Первое живописное произведение художника – «Крест в горах» (1807 – 1808 гг. ) – создано по заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь». Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с 171Зимним пейзажем187 (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера.
До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Эта картина больше, чем просто пейзаж. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. Его обучение было насыщенным: это уроки «настроения» в живописи от великого Йенса Юля, работа с натурой, вкрапление в творчество скандинавского фольклора изучение голландской живописи и доступ в королевскую картинную Галерею Копенгагена.
В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара. Исполнены они под впечатлением путешествий на берега Балтики и в Гарц.
А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. В Древнем погребении под снегом, ок. В своих афоризмах он пишет: Оставайтесь подальше от нечестивых уверток, которые убивают свободные порывы сердца (1) и когда Гете ltjustifygtКаспар Фридрих живет, углубившись в себя, в свои работы. Это мечтания, — сон, видения во сне и в ночи. Отчасти, это было граничит с его замкнутым характером и аскетическим образом жизни.
Они изображены на переднем плане, но стоят всегда спиной к зрителю, как бы являясь вторым «я» художника. Горы и облака являются частью души героя, также, как и он сам является частью их. В 1794 году Фридрих поступил в копенгагенскую Академию художеств, считавшуюся одним из лучших учебных заведений во всей северной Европе. Но, здесь, как и в большинстве других художественных академий, основное внимание уделялось изучению человеческой фигуры, что создавало определенные трудности для Каспара, с ранней юности решившего посвятить себя пейзажной живописи. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 — 1810 гг. ), одним из лидеров немецкого романтизма.
Его картины маслом – это в большинстве своем сложные пейзажи, синтезирующие различные природные мотивы, акварели – это непосредственные этюды, а рисунки (за исключением сепий) – почти всегда сделаны с натуры. В 1824 году Фридрих стал профессором дрезденской Академии искусств. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Смутное внутреннее беспокойство иногда перерастало в картинах художника в щемящую тоску, в осознание бренности всего земного, как в картинах: «Месса в готической руине», «Гибель «Надежды» во льдах».
Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения» (John Atkinson Grimshaw, 06. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Родился 5 сентября в Грейфсвальде, Померания, в семье мыловара. Оборотная сторона этой ограниченности – духовная сосредоточенность и углубленность.
Пашня близ Дрездена — один из последних пейзажей художника. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (Тетченский алтарь 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти.
Лишь в1807 вплотную занялся живописью. Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ. Решающее значение в становлении эстетики «Бури и натиска» имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 – 10 гг. ). С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств).
(Ризенгебирге), 1810 – 1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Немецкие философы по разным причинам поддерживали скорее идею реформирования, а не радикального революционизирования общественных порядков своей страны, хотя видели существенные недостатки отдельных реформ например тех, с помощью которых в условиях «французского угнетения» было отменено крепостное право и изменена законодательная система. Фигуры изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма. Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на переднем затемненном плане – это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на «вершину мира», стремление к светлеющим непокоренным высям.
Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта). В промышленности господствовали ремесло и мануфактура.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Так появилась его своеобразная техника. «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. Чувственность ставится выше разума.
И кто все эти люди из далекого прошлого, которых уже нет. Они вместе поселились в Дрездене. Не случайно образование этих «монастырских братств» произошло в Германии одновременно со стремлением к национальному объединению. Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося – он заглядывает в пропасть. Одна из них ведет к белому скромному особнячку, еще вросшему в землю, но уже с металлической (городской. ) крышей. «Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал.
История160— и древнеязыческая и средневековая160— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера160— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы160— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Этот барьер может принимать форму стены, как в случае с Зимним пейзажем (1811) или ворот – примером тому Памяти Иоганна Бремера. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» – желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному «страсть», «тоска», «желание» – обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Занятиям искусством Фридрих стал уделять время с шестнадцати лет. 1826 для многих русских людей был временем излома судеб.
Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества (Руины в Ризенгебирге, 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей). Фазы луны, время суток, архитектурные формы и, конечно, деревья приобретали символическое значение в его работах. Среди других известных картин мастера160 Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (18191820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы160 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Пейзажи Фридриха с их глубокой духовностью и богатством чувств были высоко оценены публикой уже в начале XIX в. «Теченский алтарь» и «Монах у моря» встретили живую критику. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832 гг. ) и победил. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично.
Он получал уроки литературы и живописи в университете Грайфсвальда, где наставник Иоганн Готфрид Куисторп учил юношу «видеть мир изнутри». Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). 1805 год стал знаменательным. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. И он не изменил себе. Михайлова в своей статье «Природа и пейзаж у Каспара Давида Фридриха» посредством анализа критической статьи Барона фон Рамдора (современника художника), направленной в адрес картины Фридриха «Крест в горах», раскрывает суть пейзажей его пейзажей и определяет его новаторство относительно пейзажа классицистического. Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное.
Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась). Они посещают мастерскую Фридриха. В них звучит идея необходимости сочетания верности натуре («душе природы») и внутренней духовной интуиции, которую он считал «божественным глаголом» в сердце. Появлялись новые направления, мысли, новые идеи. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом.
Первую картину маслом 171Крест в горах187 художник, вероятно, писал на заказ. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. 1836–13. 1826 для многих русских людей был временем излома судеб. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Возможности для толкования здесь безграничны.
Художник сосредоточил своё внимание на куске вспаханной земли и нескольких яблонях. Фридрих неставил задачей реалистично изображать природу всвоих пейзажах. Пейзажи Фридриха отличаются строгой выверенностью рисунка, четкостью пространственных планов, богатой игрой светотени (Пейзаж с радугой, 1809, Веймар Двое, созерцающие луну, 1819, Картинная галерея, Дрезден). Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. И хотя он оставался профессором в дрезденской Академии художеств, о нем начинали постепенно забывать.
В другом – о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
За два года до создания картины "Женщина и закат солнца" мир потряс целый ряд вулканических извержений, выбросивших в атмосферу гигантское количество пепла. Сам Фридрих писал в наставлении одному из своих учеников: «Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений». К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри.
1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Они вместе поселились в Дрездене. Но религиозность у Фридриха в отличие от его современников и тоже немецких романтиков — «назарейцев» искавших ее в традиционных библейских сюжетах и подражавших старым мастерам, выступала в пейзажах, которые он насыщал мистическим содержанием. Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. 09. Германия – живописная страна с богатыми культурными традициями.
Но писать маслом Фридрих начал поздно, лишь в 1807 году. Краски моря постепенно бледнеют и оно сливается с небом. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Они посещают мастерскую Фридриха.
Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Пашня близ Дрездена 8212 один из последних пейзажей художника.
Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле). Подчеркивал страстное стремление человека слиться сБожественным абсолютом. Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.
Смутное внутреннее беспокойство порой перерастает в картинах художника в настроение щемящей тоски, в горькое осознание бренности всего земного (Месса в готической руине, 1819, Национальная галерея, Берлин Гибель «Надежды» во льдах, 1822, Кунстхалле, Гамбург). Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Фридрих писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём – словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы».
Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Его ранние произведения («Гуннская гробница в снегу» (1807г. ), «Крест в горах» (1808г. ), «Монах у моря» (1808—1810гг. ) имели странную поволоку тумана и размытые краски, словно сквозь слезы смотрел мастер на реальные картины природы. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал. Заслуги романтиков несомненны в деле собирания и изучения национальных памятников средневековья, отечественного фольклора (преданий, легенд, сказаний), а также в обращении к традициям великого немецкого Возрождения во главе с Дюрером. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера.
Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Фридрих Каспар Давид Картины и биография Фридрих Каспар Давид (Friedrich Kaspar David) (1774-1840) Немецкий художник, представитель романтического пейзажа. Иногда, художник выполнял подобные на заказ.
Подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственного мерцающего или феерически вспыхивающего освещения (чаще лунного, чем солнечного), Фридрих воплощал стихийную мощь, грозную и почти мистическую беспредельность мироздания, тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. 1893) – выдающийся английский художник викторианской эпохи известный своими изображениями ночного города и лунных пейзажей. Это мечтания, – сон, видения во сне и в ночи. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг. ).
Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея). Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского. Среди наиболее известных творений художника необходимо отметить картины «Дольмен в снегу» (1807), «Аббатство в дубовом лесу» (1809-1810), «Странник над морем тумана» (1818), «На паруснике» (1818), «Море льда» (1823-1825), «Пара, созерцающая луну» (1824), «Вечерний пейзаж с двумя фигурами» (1830-1835) и др. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 8212 1832 гг. ) и победил.
Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей).