До нас дошли только некоторыекартины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя.
Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини – явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова – символ искушения и обмана, удод – знак нечистоты, бабочка – олицетворение ветреного желания, единорог – указание на смерть.
Его полуобнаженное тело все в крови. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха.
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.
Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных и актуальных не только для его века проблем. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е.
Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Сколько его ни набери, богаче не будешь.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства.
Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Триптих «Поклонение волхвов» (ок.
На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места.
Они напоминают о герое тогдашнего народного сказания, пытавшемся поумнеть именно таким способом. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. Достоверные факты скупы. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Встречаются у него, особенно в ранние годы и картины, не предназначенные для церкви — своеобразные бытовые сцены морализирующего характера.
В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы.
Босх всецело отдал себя в творчество. В поисках разгадки картин Босха исследователи обращались и к фольклору и к астрологии и к жанру средневековых театрально-религиозных мистерий, а в последнее время и к психоанализу. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Босх – был личностью весьма интересной. На черном фоне расположен под ним Ад.
Скептическая и дерзкая насмешка над ханжеством духовенства заметна во многих картинах Босха. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Картина называется «Искушение святого Антония «.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Он – живое обличение глупости и безбожия. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Ад изображен в правой части триптиха. Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже.
В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Они не вмешиваются в суетню, не останавливают обезумевших людей, проявляя тем самым грех гордыни.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Это было последнее произведение Босха. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Лишь семь творений Босха подписаны.
К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания).
Он напоминает гигантскую строительную площадку. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. И даже Игорь Фёдорович, да. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Скажем вновь, что его современники, покупая их, знали время создания и последовательность, в которой их желательно рассматривать.
В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Детей эта пара так и не завела. Другой объелся до рвоты. Картина Босха показывает корабль. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Современников Босха забавлял гротеск его изображений.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св.
Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года).
Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.
И наиболее сложным.
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). в боковом пределе) братства. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Его доски и опоры могут не выдержать его веса.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием.
По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Если присмотримся внимательнее, то увидим, что в телегу впряжены всякие уродливые существа, которые в действительности тянут его прямо в ад.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери – религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она.
Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне.
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом.
Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны известной одному художнику. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Творчество Босха загадочно.
Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Перед странником лежит ненадежный мостик. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.
Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Меня зовут Лубберт Дас». Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Это уже безнравственность и блуд. Рядом сидит в кресле тучный монах. Бог видит «. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.
Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. По своему назначению многие из произведений Босха вполне соответствуют традиционному для того времени месту искусства в жизни. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Перед вами – репродукция картины Босха. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. В назидательном сюжете Семи смертных грехов автор не столько изобличает, сколько любуется живой непосредственностью осужденных грешников.
Краски то нежно вибрируют, то пылают огнем, то сверкают бликами, то сияют потусторонним светом. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
Это – кощунственная для церкви мысль.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки.
Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Босх и реален и символичен. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Вот, собственно и всё. 1505, Берлин, Государственные музеи).
Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Безжалостность – вот что она значит для живописца. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. Пастыри и паства совместно беспутствуют. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Внизу под ним буйствует Жадность. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены.
Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Как воссоединится душа с телом. Жизнь его протекала внешне спокойно.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. На мачте привязан жареный поросенок и один из участников этого непристойного действа протягивает к нему нож. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. С ним очень мало праведников оказалось на небесах.
В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Его техника называется алла прима. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Спорна центральная часть. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник.
Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Что же мы видим у Босха. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.
На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2. По Писанию они все еще закрыты. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Сатира – одна из сторон живописи Босха. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Вот таким образом одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столькодраматизма в живописи Иеронима Босха. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи.
Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».
Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Картина Босха – не иллюстрация к ней.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). рядом).
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Первая из них по внешним признакам — жанровая.
Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Босх не указывает конкретно на грешника.