— Да это превосходно. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репин запечатлел момент написания письма.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Публике картина понравилась. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. И. Репин «Проводы новобранца» (1879). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Каждый персонаж переживает что-то своё. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Умер русский художник в Пенатах. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это второй вариант картины.
Горько плачет мать на груди у сына. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Может быть, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. — сказал Крамской.
Рядом с Ларькой идёт выбивающийся из сил больной старик, вытирающий пот со лба. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Возможно, она больше его не увидит – сгинет парень на очередной войне. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Он идет прямо к матери. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Идея картины возникла у Репина в Абрамцево, где он гостил у Саввы Мамонтова. Яворницкий. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. Жена (за пианино) радостно удивлена, как и сидящий за столом мальчик.
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Гуляя по окрестностям, художник наблюдал за жизнью местных крестьян. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Центральная группа словно недовольна своей ролью. 143 x 225 см. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Холст, масло.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Глаза ясные и добрые. Взрослые мужчины, обременённые житейским опытом, молча стоят, понурив голову, всё понимая. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Угрюмые потные лица. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Девочка смотрит настороженно. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Однако в Советской России он оставался «своим». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход.
В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Внимание художника тяготит их. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Третьяков»109. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Рисунок уверенный, лепка твердая. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
И вот запорожцы отвечают султану в свойственной им манере. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Репин начал работать над картиной «Не ждали» под впечатлением от убийства императора Александра II, совершённого 1 марта 1881 г., а также от публичной казни принимавших в нём участие народовольцев 3 апреля 1881 г., на которой он сам присутствовал. Картина изображает первую реакцию членов семьи на возвращение из ссылки революционера-народовольца. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. И вот уже перед нами не царь, а отец. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Это лучше всех ваших академических работ. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891).
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В его взгляде осуждение и тревога. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Репин дважды подавал прошения об отставке. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Репин — бесспорный глава и крупнейший представитель того классического периода новой русской живописи, который характеризуется такими славными именами, как Суриков, Серов, Левитан и др.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Вегетарианцем стал и сам Репин. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев – Канина, написал много эскизов, сделал много зарисовок к своим «Бурлакам». Канин был расстриженным священником, человеком необычной судьбы. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В его глазах читается печаль, тоска. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. 204, 5 x 147, 7 см.
-— И. Г. ), они много смеялись». «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Этюд получился превосходный. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Репин продумывал композицию картины до мелочей. Государственная Третьяковская галерея (Москва)После подавления стрелецкого бунта Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь в Путивле.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Пятый факт. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Пенаты были превращены в мемориальный музей.
Восстановлен в 1962 году. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Убийство свершилось. В эту минуту в комнату вошел Христос. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Она ушла из жизни в 1931 году55. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Удивление и во взгляде горничной.
Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Казалось, она спит. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Холст, масло. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Над письмом склонился предводитель казаков. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Зритель становится участником происходящего. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Имя Репина стало широко известным. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Этюды к картине художник писал в кубанской станице Пашковской (ныне микрорайон Краснодара), Екатеринодаре и в Кубанской области. В теме запорожцев Репину помогал историк Д. И. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось. »Натурщиками персонажей картины послужили многие известные современники Репина. Письмо запорожцев турецкому султану было вызвано ультиматумом оманского султана с призывом прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. 131, 5 281 см. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Рассмотрим "ближний круг".
У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Много учился на написании портретов близких и друзей. Право, спасибо Вам. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. О чем эта история. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. художественный музей им. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру. И Репин «Бурлаки на Волге» (1872-1873). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Холст, масло. А рядом прохаживается толпа нарядно одетых господ. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Силу человеческого духа увидели в картине современники.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Работал весь день, не замечая времени. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Репину исполнилось семьдесят лет и он пришёл ко мне на дачу с полудня, чтобы спрятаться от тех делегаций, которые, как он знал из газет, должны были явиться к нему с поздравлениями.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Все заняты. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. А свеча становилась ниже и тени менялись. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. О картине появилось много статей в периодической печати. Америка—Франция—Россия.
Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Первый факт. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Трагедия личности в произведении Репина становится общечеловеческой, приобретает размах шекспировской трагедии.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. И это не скрывает Репин. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Берег Волги. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Они словно противопоставлены друг другу. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Широко известное и признанное произведение И. Е. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Мне минутами становилось страшно. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Мы видим на картине разнообразие лиц, массу эмоций. Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Репин встречал их по средам.
Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. М. Бунакову. И. Репин.
К тому же и погода благоприятствовала работе. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Мне минутами становилось страшно». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Зритель видит, как одевались крестьяне той поры. Родом из семьи военного поселенца. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). 160, 5 167, 5 см. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. На моих друзей она производила то же впечатление. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Запорожцы ответили, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря». Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом.
Это вы сами. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Отстает последний, еле бредущий, бурлак. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Полное название картины «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (1879). «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре».
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Холст, масло. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. я работал завороженный.
203 358 см. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. И. Репин «Не ждали» (1884-1888).
Репин с величайшим мастерством передает всю гамму чувств, написанных на лицах людей, неожиданно увидевших дорогого им человека. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
К обоим Репин относился сочувственно. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. За окном летний день. Политический ссыльный возвратился домой.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Это первая большая картина Репина, которую он писал, будучи ещё учеником Академии художеств. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Так ли это – судить зрителям. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Евреинов и художник Ю. Анненков.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Ваша вещь, где хотите, была бы первой». Год провела Софья в монастыре. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. «Как.
Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эта история получила название «бунт 14». В письме В. Стасову Репин писал о запорожцах: «Чертовский народ. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Л. Н. Толстого». Репин никуда не делся. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Волосы распущены по плечам, как будто готовы к постригу. Репин стал очевидцем казни народовольцев.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Она была закончена только в 1891 году. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Не доносчик ли. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Окружившие их запорожцы — профессор Петербургской консерватории Рубец, художник Кузнецов, коллекционер Тарновский и др. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Вся центральная часть написана самим Репиным.
Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Но в Канине слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Написан портрет вдохновенно. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с великаном, чернобородым «борцом» Илькой-моряком. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Стасов присылает ему все, что он просит. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. На что получил насмешливое письмо. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Комната небогатой интеллигентной семьи. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Канин такой же, как все, но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных. Репинские «Бурлаки» не оставили равнодушных зрителей, они будили совесть, заставляли думать о народной судьбе. Но мнения о картине были разными: некоторые восхищались ею, а другие не находили в ней никаких художественных достоинств и даже, как ректор академии художеств Бруни, увидели в ней «величайшую профанацию искусства». Великий князь Владимир Александрович купил «Бурлаков» задолго до окончания работы над ними. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В конечном варианте оно одухотворённое.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин считал сам эту картину красивой. Затем Пётр перевёл её в Новодевичий монастырь, где к ней была приставлена стража. И. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Холст, масло. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Его совсем не ожидали, вот таким образом первая реакция членов семьи на его возвращение различна. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.